Главная / Анализ / Со своим уставом






Один из самых молодых губернаторов России 38летний Владимир Якушев — представитель новой генерации в вертикали власти, одна из наиболее знаковых персон в губернаторской когорте. Он обладает современным экономическим образованием, имеет серьезный опыт работы в банковской сфере, попробовал силы на муниципальной службе — в роли главы Тюмени, центра стратегически важного нефтегазового региона страны. Из всех губернаторов Урала и Западной Сибири похожая предпринимательская биография только у одного регионального лидера — главы Пермского края Олега Чиркунова. Но у Якушева есть очевидное преимущество: его предшественник на губернаторской должности и политический крестник Сергей Собянин — ныне руководитель администрации российского президента. Якушев уверенно продолжает начатые Собяниным реформы бюджетной системы и госуправления.

Владимир Якушев

— Бюджет 2006 года на 96% сформирован и реализуется у нас программноцелевым методом по направлениям: сельскому хозяйству, образованию, здравоохранению и так далее. В каждой такой программе, рассчитанной на три года, кратко описывается текущая ситуация и обозначаются результаты, к которым мы должны прийти. Есть организационный, финансовый и календарный планы: они друг на друга накладываются и корреспондируют. Кроме того, в программе описан мониторинг. Он необходим, чтобы не получалось, что ставили одни результаты, а через три года получили другие. Благодаря программноцелевому подходу бюджет стал более внятным, с конкретными мероприятиями.

Бюджетная считалка
— Владимир Владимирович, прежде чем реформировать бюджетную отрасль (впрочем, как и любую другую), нужно определить факторы, наиболее на нее влияющие, обсчитать стандарты бюджетных услуг. Как эти задачи решаются в Тюменской области?

— Раз понятно, к какому результату хотим прийти, понятна и система мероприятий. Приведу в пример образование.

— И каковы последствия?

— А как посчитать, насколько внимательно школа относится к воспитанию ученика?

К чему стремимся? К предоставлению качественных образовательных услуг. Какой показатель говорит об этом? Результаты ЕГЭ, в эксперименте мы принимаем участие уже четвертый год. Это главный показатель. Еще два — воспитание обучающихся и их здоровье. Мониторим данные медосмотров: они говорят, насколько интенсивно дети занимаются физкультурой и спортом, правильно ли они сидят, питаются. По году ясны итоги деятельности каждой школы и даже каждого учителя. По отклонениям можно судить, что планировать на следующий год. Показатели описаны в контракте с директором школы: есть положительная тенденция — есть и материальное поощрение педагогов.

— Что ставится основной задачей: рачительное использование бюджетных средств или достижение результатов?

— Важный показатель — совершение правонарушений совершеннолетними. Когдато школы решили возложить функцию воспитания на семью. Но она с этой задачей, увы, не справилась. Мы вернулись к тому, что школа должна подключаться к этому процессу.

— Экономия бюджетных средств — благородная задача. Но как бы не переборщить с малокомплектными школами: на селе это и воспитательный, и культурный, и досуговый центр. Убери школу — село пропадет.

— Эти задачи нельзя разделить: мы должны и эффективно потратить деньги, и получить результат. Можно урезать финансирование, но не добиться результатов, но ради чего все это? Когда мы первыми в стране приступили к периоду, я бы сказал, системного реформирования, в некоторых школах доля учителей в фонде оплаты труда составляла 35 — 40%. При этом в малокомплектных школах на десять учеников приходилось 15 преподавателей. Сегодня речь идет о продуманном распределении средств.

Совет директоров
— Директор школы всегда ходил в подчиненных, и вдруг получает финансовую самостоятельность. Справится ли он с ролью управленца?


— В отношении малокомплектных школ разговор шел в первую очередь о транспортной доступности. Если она позволяла отвозить ребятишек в общеобразовательную школу более крупного населенного пункта, с квалифицированным персоналом, с преподаванием английского языка, с компьютерами, мы принимали такое решение. Причем не волевое, а с одобрения схода граждан. Приглашали родителей в новую школу, показывали материальную базу, знакомили с учителями… Ну а если малокомплектная школа в 30 — 40 километрах, подвоз нецелесообразен. И такие школы будут существовать, хотя экономически они не оправданы. Родители желают лучшего своим детям, и мы не имеем права сказать: кыш!

— Как вы мотивируете директора и учителей?

— Во-первых, в контракте, который заключается с учредителем, то есть с муниципальным управлением образования, прописываются все стандарты, условия, ответственность. Во-вторых, в школах формируется управляющий совет. В него входят представители учредителя, родительского комитета, педсостава, даже ученическое сообщество там представлено. Совет осуществляет смычку между директором как единоличным управляющим, общественностью, которая пользуется услугами, и властью, которая от имени общества эти услуги заказывает. Вместе они решают важные вопросы, например, о премировании учителей. Это заслон от предвзятости и самодурства и, соответственно, от обид и конфликтов. И способ мониторинга ситуации. А в-третьих, в этом году на основе данных регионов появились серьезные, выверенные методические документы министерства образования. И регионы, которые, в отличие от нас, находятся только на старте реформирования, могут проводить преобразования, опираясь на эти схемы.

Сегодня у нас 5% фонда оплаты труда распределяются решением управления по образованию. Они могут быть потрачены на премирование директора, на управленческий аппарат, на поощрение учителей, достигших наилучших показателей. 95% распределяются так: 60 — 65% — фонд оплаты труда, остальное — стимулирующие надбавки, они назначаются директором вместе с управляющим советом. Таким образом, мы можем поддержать толкового молодого учителя, у которого нет ни стажа, ни наград: он только пришел в школу. Это решение огромной проблемы обновления кадров в образовании, когда молодые учителя через три года увольнялись изза мизерной зарплаты и засилия педагогов предпенсионного возраста.

— Единая тарифная сетка не стимулировала педагогов: с вилкой от 3100 до 3500 рублей не разойдешься. Нет экономической заинтересованности в улучшении качества. Наоборот: выгоднее брать дополнительные уроки, бежать на приработок после уроков. Следствие — перегрузка, и на самообразование времени не остается.

Здесь будет рынок
— Одна из любимых забот вашего коллеги, губернатора Пермского края Олега Чиркунова, — формирование рыночных, конкурентных отношений в сфере оказания бюджетных услуг. Логика такова: все равно, куда по нормативу направлять бюджетные средства и кто будет на эти средства оказывать услуги, коммерческие или бюджетные организации, главное, чтобы это было наиболее эффективно и качественно. Но, по мнению Чиркунова, нынешнее состояние Налогового кодекса ставит коммерческие организации в неравное, невыгодное положение: надо платить дополнительные налоги. Не говоря уже о необходимости выкупать или арендовать помещение. Как вы считаете, реальна ли «чистая» конкуренция в бюджетной сфере?

Наконец, многие школы занимаются предпринимательской деятельностью, предоставляя дополнительные услуги. Тем более у нас пятидневка, и в выходные дни школы могут сдавать в аренду спортивные залы и под кружки — классы. Не менее 60% от коммерческой выручки они должны направлять на зарплату, 40% могут использовать на улучшение материальной базы.

организацией досуга для детей и так далее. Но как конкурировать в населенном пункте, где одна школа?

— Я разделяю подходы, когда деньги «идут», например, за учеником. Но сегодня о конкурентности можно говорить только в крупных городах, в районных центрах. Здесь школы могут соревноваться, перетягивать учеников хорошим преподаванием, оборудованием, качественной

— Это больше все-таки перспектива, конкуренция образовательных учреждений разных форм собственности только начинается. Но если, когда мы будем размещать муниципальные заказы, кто-то из коммерческих организаций предложит услуги, соответствующие стандарту и подтвержденные лицензией, возражать не будем: выигрывайте конкурс — и вперед. По общему образованию я таких примеров привести не могу, но по дополнительному их более чем достаточно.

— В Тюменской области есть примеры конкуренции? Или это только перспектива?

— Форсировать события не стоит. Осуществленные реформы, внедрение идеологии «деньги — за учеником» создают все предпосылки для развития частного образования. Но рынок должен созреть. Спешка приведет к тому, что в сферу придут неподготовленные люди, и мы получим проблемы. Думаю, в ближайшее время уже появятся качественные предложения.

— Тогда какие преобразования необходимо провести, чтоб подтолкнуть конкуренцию в бюджетной сфере?

— Мы получили дополнительное финансирование классного руководства (это к вопросу о воспитании). А кроме того — интернетизации школ: добавили региональные средства, и в следующем году полностью закроем эту тему. (Хотя это вопрос дискуссионный: чем больше дети сидят в интернете, тем меньше они читают, а книги — духовного воспитателя — ничто не заменит. Уж не говоря о том, что компьютер вреднее для зрения. Поэтому своему 15летнему сыну я настойчиво рекомендую вместо интернета почитать книгу. И все же каждый ребенок должен владеть компьютерными технологиями — это бесспорно, без этого сегодня никуда.) Далее: 32 школы получили по миллиону рублей президентского гранта, деньги направлены на укрепление материальной базы. Прошел первый отбор лучших учеников.

Нацпроекту — отдельное спасибо
— Нацпроект в области образования предполагает подушевой норматив финансирования. Но эту новацию вы освоили самостоятельно, раньше других регионов. Чем еще пригодился нацпроект Тюменской области?






— Тюменская область раньше других взялась за реформирование бюджетных процессов, поэтому средства, выделенные в рамках нацпроекта, легли на благодатную почву. Но в других территориях такой базы нет. Не поспешили ли мы с увеличением финансирования?

Владимир Якушев

Ничего личного
— Владимир Владимирович, вы возглавляете рабочую группу Госсовета РФ, которая занимается разработкой критериев эффективности деятельности госслужащих. Вы насчитали таких критериев 13 Как это происходило?


— Думаю, нет. Внедрение подушевого финансирования поможет избавиться от неэффективных расходов, навести порядок в штатном расписании, перейти на стимулирующую систему оплаты труда. Плюс дополнительное финансирование инновационных подходов, технологий. Все это даст учителям возможность раскрыть творческий потенциал.

Самое главное: показатели — не догма, которая, будучи однажды принятой, не может меняться. Напротив, с помощью показателей мы можем регулировать задачи, которые ставит руководство страны. То есть сегодня мы определили демографический рост как одну из основных задач — и ввели дополнительные показатели по демографии, стали оценивать по ним деятельность региональных органов власти, тем самым сориентировав их на решение этой задачи. Другая острая проблема, которая оттягивает страну назад, — обеспеченность населения жильем. Мы ввели и эти показатели. Когда в следующем году президент выступит перед Федеральным собранием, с новыми приоритетами — изменения в систему показателей будут внесены автоматически. И уже не надо будет уговаривать губернаторов: они сами пойдут вслед за показателями. Ничего нового мы не придумали, весь мир так живет.

— В показателях отражены все полномочия субъекта РФ, которые на сегодняшний день нам переданы. Мы предложили сделать три большие группы показателей — ресурсов, организационных моментов и результатов.

— Поэтому мы и ввели ресурсные показатели. Если регион не имеет ресурсов, достаточных для исполнения полномочий, потому что налогооблагаемой базы ему не хватает, а правительство выделило недостаточно средств из фонда финансовой поддержки, губернатора бить не за что. Но если ресурсный показатель в порядке, а результат отрицательный, мы понимаем, что дело в показателе организационном, то есть в человеке, возглавляющем регион. Ему указывают на ошибки, говорят о том, что через некоторое время он должен привести одни показатели в соответствие с другими. Если у него это не получается, если он на это не способен, то федеральное правительство может делать кадровые выводы.

— Возьмем демографическую ситуацию. Она отражает не только региональную, но и федеральную политику. Корректно ли в таком случае оценивать по ней деятельность органов власти на местах?

— Сегодня рано говорить об объективности, подвижности системы статистики. Пока мы не установили четких критериев, кадровые решения можно принимать и на основе личной приязни. Но министерство связи и коммуникаций уже получило задание на разработку программного продукта. Когда он появится, возможностей для политических манипуляций станет гораздо меньше. В том случае, когда все показатели соответствуют требованиям, поставленным федеральным правительством, претензии предъявить очень сложно. Взаимоотношения двух уровней власти становятся более понятными, открытыми.

— Таким образом, нивелируется возможность политического манипулирования?

Борьба противоположностей
— А хватает ли властям в регионах ресурсов и полномочий для осуществления эффективной социально-экономической политики?


Точно такие же «правила игры» должны быть выработаны по отношению к территориальным структурам федеральных органов, чтобы они были замотивированы на достижение совместного с регионами результата, по отношению к муниципалитетам. В Тюменской области разработаны показатели, по которым мы оцениваем муниципальные образования, они закреплены соответствующими соглашениями — но на основе доброй воли. Однако если завтра глава муниципального образования не захочет продлять соглашение со мной, на него эти показатели распространяться не будут. Считаю, такие отношения требуют нормативного закрепления, у субъектов РФ должны быть дополнительные полномочия по оценке результативности деятельности муниципалитетов. Только тогда мы получим комплексную, завершенную картину по всей вертикали власти. И сможем с помощью показателей корректно определять цели, задачи, мероприятия, направления финансирования.

— Резервы, если говорить, например, о жилстрое, еще одном нацпроекте, — и в разработке генеральных планов застройки, в прозрачности проведения конкурсов на распределение земельных участков, в ускорении разрешительных процедур…

— Вопросы есть. Но идеальной ситуации не будет никогда. Поэтому я предпочел бы говорить о поиске внутренних резервов, об эффективности расходования средств внутри региональной системы. Посмотрите на дотационные регионы. Денег у них нет, но и искать их они особо не хотят. По привычке приехали в Москву, поплакались — и им дали потратить на неэффективную систему еще миллиарддругой. Возьмем образование: начиная с 1995 года в связи с демографической ситуацией в стране количество учеников уменьшилось на 28%, а число учителей выросло на 3%. Разве это нормально? Вот источник резервов для повышения зарплат учителям и ремонт школ. И с этим надо разбираться.

Следующий момент — сети: без схемы коммуникационных коридоров двигаться тоже нельзя. Только в этом году мы направили на подготовку строительных площадок, сетей 500 млн рублей.

— По количеству вводимых квадратных метров жилья мы опережаем прошлый год на 52%. Это итог многолетней подготовки. Работа по оформлению градостроительной документации началась с 2001 года, при Сергее Семеновиче Собянине. Сегодня 60% наших населенных пунктов, в том числе Тюмень и даже сельские территории, имеют градостроительные паспорта. Самая большая проблема: катастрофически мало организаций, специалистов, которые могут эту работу выполнять. А ведь по Градостроительному кодексу без соответствующей документации строить нельзя, и это останавливает инвесторов.

Я полностью согласен с первым вицепремьером Дмитрием Медведевым: земли в стране навалом, а взять ее под строительство не можем. Проблема в том, что крупные города, и Тюмень не исключение, окружены федеральными землями, федеральные структуры оформили их в собственность. Если мы решим эту проблему (а в Госдуму внесен соответствующий законопроект, предусматривающий упрощенный порядок передачи таких земель под жилищное строительство), то произведем настоящую революцию. Мы не только сможем обеспечить людей квадратными метрами, но и снизим цену на жилье.

Далее — выделение земли. Мало того, что постоянно дорожают стройматериалы: цемент в этом году — вдвое, арматура — в 3,2 раза. Мы заперты по земле. Все вместе приводит к резкому росту цен на жилье.

А свой дом — это совсем иная жизненная философия: помашет парень топором, и роднее этого дома у него ничего не будет, так и к земле его привяжем. Плюс дополнительные возможности в плане решения демографической задачи: рождается первый ребенок — списываем 30% кредита, второй — 60%, третий — 90%, четвертый — списываем полностью. Изучение опыта других государств показало, что простые выплаты на рождение ребенка не ведут к демографическому взрыву: на эти деньги покупаются телевизор, машина. Эффект возникает, когда создаешь комплексные условия, прежде всего жилищные.

Давят на рынок и деньги, выделенные федерацией на строительство жилья для молодых специалистов агропрома. Беда еще и в том, что в сельской местности жилья с износом менее 20% сегодня практически нет. Через три-четыре года, максимум через десять лет, оно превратится в ветхое, и снова возникнут очереди нуждающихся. Тут мы тоже пошли своим путем — направили эти средства на индивидуальное жилищное строительство, кредитуем молодежь на 70% под 2% годовых, остальные 30% выделяют предприятия, куда трудоустраивается молодой специалист. Благодаря вливаниям в строительство сетей мы заводим молодых не в «чистое поле», а на подготовленные площадки: есть водопровод, электричество, газ. В таких условиях грех не строить: дом достается практически бесплатно.

— Так и в отношениях регионов. Одни стараются, привлекают инвестиции, людские ресурсы, а другие уповают на подачки. Не возникнет ли между ними со временем расслоения? В таком случае лицо страны сильно изменится.

Но вот что настораживает: казалось бы, очереди из желающих должны выстраиваться. А мы, наоборот, уговариваем. Даже отказники встречаются. Молодежь хочет жить в городе, получив там сразу все и бесплатно. Иждивенческие настроения очевидны.

Министр здравоохранения Михаил Зурабов продвигает такую идею: аккумулировать все средства обязательного медицинского страхования в федеральном фонде, а оттуда в соответствии с нормативами распределять их по стране. Того же в отношении налогов давно требуют от министра финансов Алексея Кудрина, но он на это не идет, зная, что шаг вызовет серьезные конфликты с регионами-донорами. Что ж, поживем — увидим. Это вопервых. Во-вторых, в регионах, где до последнего момента наблюдалось экономическое затишье, начинается неплохой инвестиционный процесс. По принципу «чем хуже, тем лучше»: выживают наиболее приспособившиеся, как в природе. Пример — агропромышленный комплекс. Предприятия, которые постоянно получали господдержку из региональных бюджетов, продолжают болтаться между небом и землей, не предпринимая никаких шагов, чтобы стать экономически более эффективными: их такое положение устраивает. Другие, если не разорились окончательно, ушли под крыло к сильному инвестору, который скупает земли, развивает технологии, извлекает прибыль. Это видно по Кургану, Иваново, Белгородчине: не имея ни нефти, ни газа, они начинают расти.

— Разрыв будет существовать всегда и везде. Берлин, например, беднее Мюнхена. Та же картина в США. Но резкого расслоения, думаю, не произойдет.

— Поколения неизбежно сменяются, и в жизни, и в политике. Уже это настраивает на оптимизм. Спасибо за обстоятельный разговор.

Конечно, многое зависит от того, кто у руля. К сожалению, еще довольно много руководителей, которые не ориентируются в рынке, не обладают современными навыками в экономике, юриспруденции, не умеют говорить с инвесторами на одном языке и предлагать им свою территорию.


Куда вы целились От наброска к портрету О беде номер 2 Шлаковые копи «СИБУР» и «Роснефть» выполнят волю президента Недоквартира Интеллект в отливке Я люблю смотреть, как умирают дети Где нас нет

Главная / Анализ