Главная / Анализ / О беде номер 2

На практике повышения качества управления как-то не видно. Ощущение такое, что там, где надо потихоньку рубаночком, потом — шкурочкой, а потом — лачком на два раза, наша власть предпочитает пару раз махнуть тупым топором, мол, и так сойдет.


Общество людей, по сути, является формой существования живой материи, которая, подчиняясь общим с другими формами жизни биологическим законам, постоянно видоизменяется и усложняется. Все более сложным и многовариантным становится и управление обществом… В теории.

Кто и как строит и ремонтирует «направления»? Раньше эта деятельность финансировалась из Дорожного фонда и местных бюджетов. Было плохо: воровали кто как умел, не особо таясь. (Я сам, отдыхая в Таиланде, познакомился с мастером ДРСУ, который хвастал, что деньги на поездку получил, отправив «налево» несколько КамАЗов с асфальтом. Дескать, такие мы, дорожники, хитрые — фиг поймаешь.) А как их поймаешь, особенно если не очень хочется? Уменьшил толщину покрытия всего-то на 4 миллиметра при ремонте участка длиной 80 километров — вот тебе и Таиланд; сократил ширину проезжей части на 5 сантиметров — вот тебе и автомобиль подороже. А еще можно сэкономить на щебне, объемах подготовительных работ, игнорировании инноваций.

Взять хотя бы вторую российскую беду — дороги. С января по март нынешнего года в России по причине их «неудовлетворительного состояния» произошло 11,2 тыс. ДТП, в которых погибло 1,5 тыс. человек. Я бы уточнил формулировку: «неудовлетворительное состояние» предполагает хоть какуюто точку отсчета, хоть какое-то состояние, а у нас вместо дорог зачастую — «направление движения с фрагментарно расположенными кусками асфальтового покрытия».

Видать, с мастерами дорожно-воровского дела не один я общался: отменили сборы в Дорожный фонд, дабы не поощрять воровство. Начали планировать затраты на ремонт заранее, внося отдельной строкой в бюджет. Стало еще хуже.

С последними — особая история. Ученые уже придумали новое асфальтовое покрытие, к которому не примерзает лед. Они же изобрели пластиковое полотно из ПЭТбутылок, которые у нас в России просто выбрасывают. (К слову, в «не столь богатой» Германии собирают до 90% этого вторсырья и пускают в переработку. Секрет простой — залоговая цена на пластиковую бутылку там до 50 евроцентов, то есть около 17 рублей.) Эти же самые ученые придумали технологию уплотнения грунтов под дорогами: при повышении плотности такого грунта всего на 5% срок службы дорожного полотна увеличивается на 10 (!) лет. Вы только представьте — десять лет без «освоения средств»: какое счастье для бюджета и какое горе для дорожников! Но все это нашему Минтрансу не интересно: ему больше нравится откусывать от бюджета куски побольше, кивая на удорожание строительства и зарывать в землю миллионы бюджетных денег, потихоньку подворовывая и называя это «экономией».

На заседании правительства, состоявшемся в июне, премьер Фрадков даже пообещал, цитирую, «дать пендаля» Минтрансу для ускорения работы по улучшению дорожной сети. Боюсь, «пендаля» будет мало. Нужна вдумчивая ежедневная совместная работа многих ведомств. Генпрокуратуре — отслеживать тендеры, которые, по выражению того же Фрадкова, «на мази» выигрываются фирмами, связанными с чиновниками Минтранса и региональными властями; Счетной палате — контролировать движение и расход денег из бюджета, Минстрою — готовить инфраструктуру; отраслевым научным институтам — активнее внедрять инновации; Минтрансу — осуществлять координацию усилий всех сторон. Но это — то самое «рубаночком и шкурочкой» — слишком, видать, хлопотно.

Если в 2000 году было построено 7 тыс. км автомобильных дорог (пусть и своровали изрядно), то в 2004 году — 1,7 тыс. км, а в 2007 году планируется построить аж 500 (!) километров и 3,5 тыс. отремонтировать. В том числе на трассе Чита — Хабаровск наконец-то сделают щебеночное покрытие! Помнится, правда, Путин на этой трассе ленточку еще в феврале 2004 года перерезал, а дорожники стояли рядом и улыбались… Полностью закончить трассу планируют к 2010 году. Между тем для нормального развития экономики (это 7% в год) нужно строить по оценке министра транспорта Левитина 17 тыс. км ежегодно. Нам до этого уровня как пешком до Китая. Дорожники — как плохая жена, которой сколько денег ни дай — все мало, а в холодильнике все равно пусто.

Но ничего этого не сделано. А само по себе увеличение штрафов в лучшем случае приведет к тому, что люди станут меньше ездить. Тщательнее надо, тщательнее. Не выписывать дорожникам «пендалей», но отучить воровать и заставить работать — вполне посильная для властей задача. Только надо решать именно ее.

А вот пару раз топором наотмашь — всегда пожалуйста. Весной фракция «Единой России» совместно с ГИБДД разработала и внесла на рассмотрение Госдумы предложение о резком, в 5 — 7 раз, увеличении штрафов за нарушение правил дорожного движения. То, что пьяницам за рулем достанется, — правильно, спору нет. Но почему останавливаться только на этом? На рассмотрение Госдумы, например, не внесено ни одного предложения о создании частногосударственных партнерств в сфере строительства платных дорог. Ни слова не сказано о запрете и привлечении к ответственности за создание искусственных препятствий дорожному движению. Это когда на прямом, без ухабов и поворотов, отрезке трассы ставится знак ограничения скорости «40», или такой же знак ставится вместе со знаком «дорожные работы», хотя никаких работ не ведется — способов масса. А как бы было славно: сфотографировал автомобилист на сотовый телефон неправомерно установленный знак и приложил фото и квитанцию о штрафе к заявлению о вымогательстве — глядишь, начальник районного ГИБДД в прокуратуре уже объясняется…


Диверсификация почерному Каждый клиент имеет значение Рукой подать Закон буквы Разворот на 360° Парад «Авиапрада» «Фас!» для ФАС Феномен чудо-трейдера Естественный отбор

Главная / Анализ