Главная / Анализ / Скульптурная революция В то время как одни ученые предсказывают наступающее глобальное потепление, а другие, не менее убедительно, — грядущее похолодание, города стараются самостоятельно осуществлять своеобразный «климатконтроль». Атмосфера большого города зависит не только от скопления туч над ним, но и от особенностей архитектуры, навязчивости или корректности рекламы, ухоженности зон отдыха. Пешеходная зона. Челябинск Фото - Андрей Порубов Золотой самородок Новая традиция возникла одновременно с установкой скульптуры. К «Золотому самородку» уже приезжают свадебные пары, чтобы прикоснуться к сусальному боку каменной глыбы и обрести богатство. Вкусы публики и специалистов совпали: композиция Владимира Наседкина завоевала первое место на международном фестивале садовопарковой скульптуры, покорив судей современным подходом к «капитализации символа». Но не все работы участников фестиваля были однозначно восприняты зрителями. «Да как же вы не понимаете, это здорово!» — втолковывал продвинутый подросток ортодоксальным «предкам», с недоумением взиравшим на изваяние под названием «Транс». Реакция масс подтверждала: к абстрактным произведениям искусства у нас еще не привыкли. Ну что ж, пора. О том, как влияет монументальное оформление города на его менталитет, мы писали неоднократно. «Памятниковый ландшафт Екатеринбурга почти не изменился за полвека, продолжается фетишизация тяжелой индустрии. Отсутствие движения свидетельствует об окостенелости части общества». (См. «Exegi monumentum»). За последнее время произошли серьезные перемены. Появилось несколько композиций, выполненных в новом для промышленного центра стиле. Климат Екатеринбурга чуть-чуть потеплел благодаря памятнику компьютерной клавиатуре, влюбленным, Владимиру Высоцкому. В конце лета появились две скульптурные аллеи, которые подорвали тотальное господство тяжеловесных форм. В отличие от социальной революции, культурная, в частности скульптурная, возможна в отдельно взятом городе. Знакомый мотив Две скульптурные аллеи открылись почти одновременно. Обе венчаются фонтанами. На этом сходство заканчивается. В Екатеринбурге фестиваль проводился впервые, хотя давно известен в мире как способ, с одной стороны, дать возможность художникам высказаться, с другой — без особых затрат украсить город памятниками. Из 52 проектов выбрано 1 Каждому победителю конкурса предоставили кусок мрамора размером метр на полтора, стипендию в тысячу долларов и полную творческую свободу. Единственное условие — не противоречить концепции фестиваля: никакой политики, войны и прочих грустных вещей, ведь скульптурам предстоит украшать парк культуры и отдыха. В течение месяца мастера освобождали камни от лишнего, причем не в мастерских, а на глазах у публики. В результате в городе появилась аллея необычных для него художественных произведений, а Центральный парк культуры и отдыха наконецто оправдал слово «культура». В процессе монументального оформления города — три главных действующих лица с разными целями и интересами. Художники: им важно реализоваться (и заработать, конечно). Горожане: они хотят получить удовольствие. Власть: призвана соединить первых и вторых, не забыв увековечить и себя. За ней же и более высокая миссия — воспитание вкуса, формирование характера города. Выбор скульптурных композиций для местного «Арбата», пешеходной зоны на улице Вайнера в центре Екатеринбурга, проходил под недремлющим оком «руководящих органов», был строгим и многоэтапным. К тому же на долгом пути отбора и обсуждения первоначально заявленная объединяющая идея аллеи — движение времени — постепенно опрощалась и в итоге затерялась в бытовых и жанровых сценках. Прошлое взяло верх не только над будущим, но и над настоящим: из шести объектов четыре посвящены истории. Власти и художникам не хватило смелости, управленческой и творческой, реализовать задуманное, а также доверия к жителям города, к их способности увидеть не только явное, но и угадываемое. Ощущение, которое возникает сегодня на улице Вайнера, и не только у воинствующих эстетов, — дежа вю: это уже было, гдето я это видел. Молодые родители суетятся вокруг Банкира, идущего к автомобилю, подсаживают ребенка в машину и переговариваются: «А в Челябинске так же, но там коляска с лошадьми». Ктото вспоминает нечто подобное в Омске. Даже подкупающая искренностью и правдоподобностью парочка влюбленных (автор Софья Прохоренко воплотила в них реальных студентов архитектурной академии) навевает реминисценции. Пешеходная зона представляет собой качественный скульптурный шлягер, чьи признаки — узнаваемость и повторяемость. — Уральский климат позволяет фонтану функционировать три, максимум четыре месяца в году. Чтобы в остальное время не превращаться в мусоросборник, он должен быть полноценной скульптурой. Перед нами стояла задача сделать фонтан, достаточно интересный и без воды. Чтобы на зиму он не умирал, а весной преображался. Подобно тому, как облетают и зеленеют деревья. Спирали времени Среди новинок пешеходной зоны выделяется композиция «Спирали времени». Вопервых, высокой образностью, вовторых, стилистическим решением (наконецто не реализм!), втретьих, тем, что это — гидротехническое сооружение, то есть фонтан. Слово — скульптору Владимиру Кривушину (автор идеи совместно с архитектором Андреем Молоковым): — В единую концепцию у нас объединены две доктрины. Первая: развитие происходит по спирали. Форма спирали обнаруживается везде: от винта Архимеда до структуры ДНК, она пронизывает и нашу культуру. Вторая: цивилизация характеризуется наличием совокупного разума, который мы увидели как шар, энергетический сгусток. А энергия не может оставаться внутри, она вырывается наружу, как лучи из солнца. — Бронзовые извивы, похожие на языки пламени, олицетворяют движение времени? Перспектива и конкретный момент Несмотря на вторичность большинства «арбатских мотивов», можно говорить о переменах в мышлении власть предержащих. В планах мэрии — создание многокилометровой пешеходной зоны, прерывающейся скверами, кофейнями и торговыми центрами, украшенной скульптурами и памятниками, не возвышающимися над человеком, а соразмерными ему. Возможно, в будущем найдется место более смелым и разнообразным художественным решениям. Вблизи фонтана будет установлен еще один символ времени — часы на арке, олицетворяющей переход из истории в перспективу. Ждем инвестора Запустим двигатель торговли Каменный гость, или Малахитовая шкатулка Khondro Samand: незнакомец с Востока Завоевание Севера Третьим будет Заметки принцессы на горошине Замкнутый круг банкрота Новое русло молочной реки Главная / Анализ |
||