Главная / Анализ / За и против





Депутаты Госдумы РФ от «Единой России» внесли на рассмотрение законопроект, меняющий систему управления столицами субъектов РФ. Из пояснительной записки: «предлагается наделить органы государственной власти субъектов РФ правом устанавливать перечень вопросов местного значения городских округов и поселений, являющихся административными центрами субъектов РФ… Предусматривается возможность осуществления местного самоуправления (МСУ) на внутригородских территориях административных центров субъектов РФ. В этом случае МСУ на городском уровне осуществляться не будет. Регулирование вопроса также отнесено к полномочиям субъектов РФ». Стоит ли принимать поправки?

За
— Александр Александрович, вы за или против принятия поправок?


Александр Александров
профессор Уральской академии государственной службы


— Но по закону о МСУ изменять территории муниципальных образований можно только в результате референдума. Согласятся ли жители одного города, случись такой референдум, жить в разных муниципальных образованиях?

— Если у нас строится вертикаль власти, то останавливаться на назначении губернаторов нелогично. Ее необходимо продлить до уровня столичных городов. Потому что в административных центрах сосредоточены такие важные стратегические вопросы, как строительство жилья, промышленность, инвестиции. Предлагаемые поправки носят рекомендательный характер — субъект федерации может применять эту норму, а может и не применять. Но я думаю, губернаторы все же собираются этой возможностью воспользоваться. Вообще, мне кажется, изначально было неправильно изымать из ведения губернаторов функции управления столичным городом. Например, в Свердловской области бюджет Екатеринбурга самый большой из всех других областных городов — более 300 млн долларов, здесь концентрируется львиная доля инвестиций, проживает треть избирателей области. Всем этим должен заниматься губернатор. На развитии города это скажется только позитивно. Произойдет координация систем управления городом и областью. Например, сегодня у региональных властей своя схема развития производительных сил в области до 2015, а у Екатеринбурга — собственный план развития до 2020го. Здесь может быть масса несоответствий.

— Не противоречат ли эти поправки Конституции РФ и Европейской хартии самоуправления?

— Думаю, можно создать особый механизм изменения территории столичного города. Не уверен, что механизм референдума здесь целесообразен.

— Не встанут ли областные центры под контроль федерального центра, для которого региональные интересы не приоритетны? Не будут ли ущемлены интересы горожан?

— Нет. МСУ не сворачивается, оно просто локализуется до уровня внутригородских территорий.

Против

— Ущемлять интересы горожан невыгодно никому, потому что они голосуют на выборах. Если ущемлять интересы, горожане будут голосовать против власти. А выборов же впереди еще много. Это не только выборы мэра, но и Госдумы, и президента.

Аркадий Чернецкий, глава Екатеринбурга




— Это очень сумбурный документ. Какаято конкретная схема в нем не рекомендована, разработчики говорят: трактуйте как хотите.

— Аркадий Михайлович, вы за или против принятия поправок?

— Кто вам сказал, что внутригородские территории — это Орджоникидзевский район? Все это домыслы. Никакой конкретики в законопроекте, повторяю, нет. Предполагается, что решения по тому, что такое внутригородская территория и каковы ее границы, должны быть приняты субъектом федерации. И схема может быть любой: начиная от сохранения в полном объеме того, что существует сегодня, заканчивая тем, что все может быть перечеркнуто и придумано заново. То есть, если поправки вдруг будут приняты, они создадут очень резкое движение, которое может сломать всю систему взаимоотношений МСУ с регионами. Так что я не могу рассматривать эти поправки как какой-то серьезный документ.

— Разработчики, депутаты Госдумы, имеют в виду, что МСУ будет спущено на уровень внутригородских территорий, например, на Орджоникидзевский район Екатеринбурга.

— Россель, наверное, описал, как он собирается реализовывать поправки на уровне региона. Но то, что пост мэра будет упразднен, — еще не факт. Когда разработчиков спрашивают: «Так вы упраздняете должность мэра и его прямые выборы?», они отвечают: «Нет». «А что вы тогда делаете?» — «А мы все эти полномочия отдаем на уровень региона». Не думаю, что кто-то решится упразднить должность главы города, неважно, кто он: представитель местного самоуправления или государства.

— На последней пресс-конференции губернатор Россель заявил: «Мне понятно и близко предложение понизить уровень муниципального управления в городах-миллионниках». Значит ли это, что выборная должность главы города будет упразднена?

— Они нарушают целый ряд принципов МСУ. Уже есть заявление Совета Европы о том, что предложенный законопроект не соответствует Европейской хартии о местном самоуправлении. Вопросы организации власти на местном уровне, территориальные вопросы — это прерогатива местного самоуправления; изменение границ муниципального образования — предмет референдума.

— На ваш взгляд, нарушают ли предлагаемые нормы Конституцию РФ и Европейскую хартию местного самоуправления?


Показательная порка Смело, товарищи, в сети Врачебная тайна Унесите жалобную книгу Фигуры нездешнего масштаба Когда гора не идет к Магомету Материализация нематериального актива Политический ход КЗФ присматривается к тарскому ильмениту

Главная / Анализ