Главная / Анализ / Что вы заливаете

Вдохнуть каждый норовит кислород Как сообщила советник центра общественных связей Минпромэнерго РФ Ирина Мальцева,30 декабря 2005 года на рассмотрение в российское правительство внесенспециальный технический регламент «О требованиях к бензинам, дизельномутопливу и другим горючесмазочным материалам». Документ, которыйв будущем должен стать федеральным законом, предусматривает внедрениеболее жестких экологических стандартов для топлив. Как говорит ИринаМальцева, регламент призван улучшить экологическую обстановкув мегаполисах. По данным Минпромэнерго, доля выбросов автотранспортав общем объеме загрязнения атмосферного воздуха крупных городовсоставляет по стране 43% и непрерывно растет. В Екатеринбурге,по информации областного Центра экологического мониторинга и контроля,эта доля уже 87,8%.



Январские морозы ударили по имиджу дизельного топлива стандарта Евро-4, которое лишь летом пришло на заправки Свердловской области. В пик холодов областные АЗС прекратили его отпуск: из-заповышения вязкости при температуре ниже минус 27 градусов оно пересталопрокачиваться через топливораздаточные колонки заправоки топливопроводы автомобилей. Оппонентам евростандартов это дало лишнийповод усомниться в целесообразности перехода на низкосернистое топливо.

В Минпромэнерго прогнозируют, что регламент, пройдя всесогласования в правительстве РФ, поступит в Госдуму уже во второмквартале 2006 года и по истечении шести месяцев после принятия вступитв силу. Чиновники надеются, что уже с 2007 года документ начнетдействовать.

Регламент устанавливает обязательные требования на всехстадиях производства и реализации нефтепродуктов по показателямэкологической безопасности, соответствующим нормам ЕС (см. таблицы).Как предполагает проект, в России будет производиться лишь топливо,соответствующее нормам Евро-2, а затем — Евро-4 (отличается от Евро-2 еще более низким содержанием вредных примесей — серы, бензола и свинца). При этом стандарты Евро-2 и Евро-4 будут действовать одновременно. «После вступления в силу регламента производить бензин ниже АИ92 (соответствует Евро-2) запрещается. Для полного перехода на Евро-4 сроки не установлены. Пока в России ездят машины с двигателями нормы Евро-2 и ниже, производство и отпуск бензина стандарта Евро-2 ограничивать не станут. Мы же прекрасно понимаем, что нельзя в автомобиль с двигателем Евро-0 заливать бензин Евро-4», — говорит Ирина Мальцева.

Понятно, что основная нагрузка при внедренииевростандартов ляжет на нефтяные компании и НПЗ. По подсчетамБулатникова, чтобы перевести всю отрасль на стандарт Евро-4потребуется порядка 30 млрд долларов. До последнего времени нефтяникинеохотно инвестировали в сектор downsspaneam — переработку нефтии продажу нефтепродуктов. Он считается в отрасли малоэффективнымобъектом вложений по сравнению с добычей и экспортом сырой нефти (см.«Нефтедоллары важней», «Э-У»№ 17 от 09.05.05). Дело в том, что в России нет массового спросана экологически чистое топливо, соответствующее евростандартам,поскольку, по подсчетам ВНИИ ПН, более 60% российского автопаркане соответствуют европейским нормам, еще 30% соответствуют нормам Евро-2, а стандартам Евро-3 и Евро-4 отвечают всего 10% автомобилей.

Галопом по евростандартам…Скачок с Евро-2 на Евро-4, минуя стандарт Евро-3,вызвал больше всего споров и даже недоумение у участников топливногорынка. Главный технолог ОАО «Всероссийский научноисследовательскийинститут по переработке нефти» (ВНИИ ПН, разработчик техрегламента) Владимир Булатников утверждает, что производить бензин Евро-3нецелесообразно: это потребует дополнительных инвестиций в модернизациюнефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые в любом случае со временемпридется перестраивать под Евро- Сегодня, по его словам, практически все российские НПЗ уже выпускают топливо стандарта Евро-2, на Евро-4 перешли Хабаровский НПЗ и СлавнефтьЯрославнефтеоргсинтез, дизельное топливо стандарта Евро-4 выпускает Лукойл, в частности на Пермнефтеоргсинтезе (ПНОС), а также ТНКВР на Рязанском НПЗ. «Введению Евро-4сопротивляются те компании и НПЗ, которые не вкладывают средствав строительство новых установок (риформинга, изомеризации,каталитического крекинга и так далее). Поэтому они не хотят переходитьна более высокие стандарты. Говорят, давайте с Евро-2 еще лет пять поживем», — возмущается Владимир Булатников.

С лета прошлого года Лукойл приступил к продаже дизельного топлива Евро-4 и на территории Уральского региона.

В этом плане показателен пример Лукойла. В 2004 годукомпания завершила второй этап реконструкции Пермнефтеоргсинтеза:в эксплуатацию пущен первый в России комплекс глубокой переработкинефти (мощностью 3,5 млн тонн сырья в год). Теперь, по словамгендиректора ПНОС Владимира Жукова, предприятиеспособно увеличить производство моторных топлив более чем на миллионтонн в год и получать нефтепродукты европейского качества (в частностидизельное топливо стандарта ЕN590 или Евро-4).Однако, вложив в проект более 350 млн долларов, Лукойл столкнулсяс проблемой реализации качественной солярки. Пристроили ее в Финляндии,где Лукойл купил компании Oy Teboil Ab и Suomen PespanooliOy (289 обычных и 132 дизельные АЗС). Вице-президент компании Леонид Федун говорит, что пермское дизтопливо идет там на «ура» (см. «По бензину плакать будем», «Эксперт» № 46 от 05.12.05).

…а евробензином по бездорожьюРазработчики техрегламента считают, что спросна евротопливо будет только расти. Несмотря на стареющий автопарк,в стране увеличивается число иномарок. «По статистике, в 2005 годув России было продано 575 тысяч иномарок, либо ввезенных сюда, либособранных на местных площадках», — говорит Владимир Булатников. Спросна автомобили иностранного производства поднялся на 79%. В Урало-Западносибирскомрегионе общероссийские тенденции налицо. В крупных городах открываютсявсе новые дилерские автоцентры: так, в первом полугодии 2005 годав Тюмень пришла компания Subaru, в Челябинск — Daewoo, в Уфу — Hyundai(см. «Тест-драйв для денег», «Э-У»№ 32 от 29.08.05). Кстати, иностранные автопроизводители уженеоднократно обращались в Минпромэнерго с просьбой решить вопросс качеством российского бензина, который приводит к поломкеавтомобилей.

И, несмотря на сложности со сбытом,на Пермнефтеоргсинтезе планируют продолжить реконструкцию: построитьустановки изомеризации с гидроочисткой, а также установкикаталитического крекинга для производства бензинов стандарта Евро-4.



Кроме того, в октябре 2005 года правительство РФ ужеутвердило технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильнойтехникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных(загрязняющих) веществ». Он предусматривает введение с апреля 2006 годадля всех двигателей нормы Евро-2, с января 2008го — Евро-3 и с 2010 года — Евро- Производство старой техники, не удовлетворяющей стандартам, будет запрещено. Переход на Евро-2откладывался не один год, и уральские автостроители к нему относительноготовы: миасский автозавод «Урал» уже приступил к выпуску экологическичистых грузовиков, а Иж-Авто,сняв с конвейера ВАЗ2106, выпускает автомобили, удовлетворяющиеевронормам. Спад производства на автозаводах может произойти после2008 года, когда будет введен Евро- ;

Однако Владимир Булатников признает, что до полного обновленияроссийского автопарка (тех самых 60%, не соответствующих никакимстандартам) еще далеко: в России старая техника не облагается налогами,«Жигули» ездят по 20 — 25 лет, «на периферии люди живут тяжело, поэтомудля нас такая мера чревата социальной напряженностью». Именно этот факти смущает участников топливного рынка Урала и Западной Сибири.Президент Тюменского топливного союза (ТТС), глава ЗАО «Никифор»(второй после Сибнефти поставщик нефтепродуктов в Тюменской области) Юрий Мельниковнегодует: «Если запретить дизельное топливо ГОСТ 30582, на чем будутездить наши машины? А наше дорожное строительство? Оно что, встанет?А северный завоз? Да и если новое топливо заливать в старые машины,выхлопов не уменьшится». По мнению Мельникова, техрегламент по топливупролоббирован крупными нефтяными компаниями (в частности Лукойлом),которые уже провели основную модернизацию своих заводов. «А что будутделать НПЗ Уфимской или Самарской группы, которые выпускают староетопливо? Уфимские НПЗ, к примеру, с одной тонны нефти получают 37 — 38%дизтоплива гостовского стандарта. Куда они его будут девать?». МногиеНПЗ, считает он, смогут реконструировать производство не ранее2010 года, «поэтому необходимо отсрочить введение новых евростандартовпо топливу. Ведь в той же Европе 20 лет занимались этой проблемой,а мы хотим за один год перепрыгнуть через пропасть. Кроме того, нужнодифференцированно подходить к регионам: если в Центральной России на Евро-4 переходить можно, то на Востоке и в Сибири это преждевременно».



Юрий Мельников

Впереди паровозаЗато чиновники придумали, как стимулироватьнефтепереработчиков на модернизацию НПЗ. Правительство намерено ввестидифференцированные ставки акцизов на моторные топлива в зависимостиот их стандарта (пониженные для Евро-4и повышенные для топлива более низкого качества). Однако это произойдеттолько после того, как начнет действовать техрегламент. По словамБулатникова, «сейчас необходимо принять законодательные нормы для того,чтобы появилась возможность сказать, за что какой акциз можно платить».«Но с Минфином снижение акцизов для более качественного топлива ужесогласовано», — говорит Ирина Мальцева из Минпромэнерго.

Гендиректор ОАО «Свердловскнефтепродукт» (дилер Сибнефти) Анатолий Коркинпессимистичен: «Наши клиенты не могут повлиять на внедрение стандартов,поэтому будут покупать то, что станут производить НПЗ Россиив соответствии с новыми требованиями». Хотя и не видит трудностей,поскольку его предприятие уже готово к реализации бензинаевростандарта: «Все нефтетерминалы СНП прошли необходимую сертификацию,одним из требований которой является отсутствие смешения нефтепродуктовв течение всего цикла приема из вагоноцистерн, хранения, наливав бензовозы, перевозки, слива на АЗС и отпуска потребителю».

Впрочем, отмечают участники рынка, внедрениеевропейских стандартов по топливу неизбежно. И не только потому, чтолоббируется крупными нефтяными компаниями или пропагандируетсяэкологами. Это одно из условий вступления России в ВТО.

Тем временем ранее 2010 года повсеместно внедрить бензины Евро-4вряд ли удастся. По словам главы Пермнефтеоргсинтеза Владимира Жукова,инвестиционная программа развития предприятия до 2014 годапредполагает, что качество автомобильных бензинов по спецификации Евро-2 будет достигнуто в 2006 году, а Евро-4— в 2012м. На эти цели направят 481 млн долларов. Как сообщила помощникгендиректора ОАО «Удмуртнефтепродукт» по связям с общественностью Анастасия Калядина, компания уже реализует на своих заправках топливо стандарта Евро-2, а к Евро-4 будет готова к 2010 году: для этого необходимо заменить контрольное оборудование на более точное.

Таблица Экологические требования к автомобильным бензинам

Дополнительные материалы:

Таблица Экологические требования к дизельному топливу

Евро-2Евро-4Содержание серы, мг/кг, макс.50050Содержание бензола, % об., макс.51Содержание свинца, мг/л, макс.105Содержание углеводородов, % об., макс.:ароматическиене нормируется35олефиновыене нормируется18Октановое число: по исследовательскому методу, мин.8095по моторному методу, мин.7685Источник: Технический регламент О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам

Что европейцу хорошо

Основные стандарты к топливам, поступающим на рынок, содержатсяв директиве Европейского парламента и Совета Европы № 98/70/ЕСс изменениями, внесенными директивой 2003/17/ЕС. Европа практическикаждые шесть лет ужесточает экологические требования к бензинами дизельному топливу. Так, с 1993 года действовал стандарт качествак автомобильным бензинам EN 22892 (так называемый Евро­2), в 2000 годувведен стандарт EN 22899 (Евро­3), а с 2005 года начал действоватьEN 22804 (Евро­4). Для дизельного топлива применимы европейские нормыEN 590, которые за последние 12 лет также трижды ужесточались. В итогемаксимально допустимое содержание бензола в бензинах, закрепленноестандартами, сократилось с 5 до 1%, серы — c 500 ppm (миллионные доли)до 50, ароматики — с 42 до 35%. Юрий Мельников: «Необходимо отсрочитьвведение новых евростандартов по топливу. В той же Европе 20 летзанимались этой проблемой, а мы хотим за один год перепрыгнуть черезпропасть»

Евро-2Евро-3*Евро-4Содержание серы, мг/кг, макс.50035050Содержание полициклических ароматических углеводородов, % масс., макс.Не нормируется1111Цетановое число, мин.455151* Минпромэнерго РФ не исключают возможности действия стандарта Евро-3 к дизельному топливу в переходний периодИсточник: Технический регламент О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам

Опрошенные участники топливного рынка разошлись в прогнозах ценна бензин и дизельное топливо после введения европейских стандартовкачества. Глава Тюменского топливного союза Юрий Мельников считает, чтостоимость топлива может превысить 40 рублей за литр, и это ударитпо потребителю. Аналитик ИГ «Экспертиза» Сергей Конюхов такжепессимистичен: «В крупных городах цены могут сравняться с европейскими,в итоге литр бензина АИ95 повышенного стандарта будет стоить большеевро». В то же время он указывает: с использованием более качественноготоплива на иномарках сократятся износ транспорта и затраты на егообслуживание.


Почем литр светлого?


Власти должны ввести налоговые льготы для нефтеперерабатывающихзаводов, которые проводят модернизацию, считает аналитик ИК «Проспект»Дмитрий Мангилев: «Дифференцированные акцизы для топлива — однаиз таких мер. Тогда мы сможем избежать взлета цен».

Разработчики топливного техрегламента заявляют, что резкого ростацен на бензин после введения европейских стандартов (в частностиЕвро­4) не произойдет. Владимир Булатников приводит в пример опытХабаровского НПЗ, где после модернизации производства цена бензина,соответствующего норме Евро­4, увеличилась по сравнению с ранееосвоенным Евро­2 всего на 50 копеек. Гендиректор ОАО«Свердловскнефтепродукт» Анатолий Коркин объясняет: «Цена на топливов большей степени зависит от мировой конъюнктуры, чем от затратна производство». Как известно, ставка налога на добычу полезныхископаемых напрямую связана с мировыми ценами на нефть, что увеличиваетзатраты нефтяников. Отсюда рост цен на бензин (см. «Чем наполнитьбензобак», «Э-У» № 19 от 23.05.05).


Концерт для партии с правительством Если у тебя дефицит Как выиграть с гоночной технологией На защиту Белоснежки Хождение по ГОКам Инвентаризация возможностей Опережая рынок Не верой единой «Сделать крупный бизнес из маленькой Eureka»

Главная / Анализ