арт-рынок не возник, но салон заполнил пустующую нишу и начал формировать рыночное пространство в сложной сфере визуальных искусств. Равносторонний треугольникТри силы сегодня наравне участвуют в «АртПерми»:власть, бизнес, общество. Наиболее динамичной, чувствующей потребностибудущего, проявил себя бизнес, инициировав мощный культурный проект.Власть, поддержав, придала ему значимость и стабильность; обществоактивно откликнулось, поскольку оказались задействованы его интересы.
Сергей Казук
Началось все как будто случайно. Задача стоялаисключительно бизнесовая: оживить выставочное пространство в мертвыйпосленовогодний сезон. Руководство центра «Пермская ярмарка» поручилоее решение человеку, который когда-тоработал в театре и был знаком со сферой не только коммерции,но и искусства. Сергею Казуку вспомнилась давно виденная картинка:южный город, художественная экспозиция, желающих поучаствоватьв которой было столько, что работы висели едва ли не друг на друге.Почему бы не создать подобное?
Восьмой год стал для проекта переломным. Официальногоотбора художников и экспонатов попрежнему нет, но отказывать ужеприходится: места на всех не хватает. В результате январский салон сталносить профессиональный характер. Председатель департамента культурыи искусства администрации Пермской области Ольга Ильиных: «Теперьмы позиционируем арт-салонкак некий “творческий отчет” художников. Здесь они могут заявитьавторскую концепцию». Зато в марте пройдет еще одна выставкаярмарка,на которой будет представлено уже декоративно-прикладное искусство.
Идея была поддержана руководством. Плату с участников решили братьсимволическую: проект изначально позиционировался какблаготворительный. На первых порах художников приходилось раскачивать,уговаривать, набиралось всего до 20 имен, зато каждому доставалосьпо сто с лишним метров площади. Господствовала концепция: никакойхудожественной концепции. Каждый, кто занимается творческим трудом,от создания скульптур до вышивания полотенец, имеет право и должениметь возможность предложить результаты своего труда вниманию людей.«Спектр посетителей-покупателей,по нашей задумке, должен быть широк. Один придет за большой картиной,другой за крохотным сувениром, сделает приобретение на 20 рублей илина 20 тыс. рублей, — разные потребности должны быть удовлетворены»,— говорит директор «АртПерми» Сергей Казук. Интерес «Пермской ярмарки», организации коммерческой,— прежде всего имиджевый. «Артсалон, постоянно находясь в сферевнимания СМИ, делает рекламу всему выставочному центру. В последниегоды растет и коммерческая составляющая за счет продажи входных билетови привлечения соинвесторов. Самое же главное вот в чем, — подчеркиваетСергей Казук. — Затевая это дело, мы и не подозревали, что у насстолько людей, занимающихся и интересующихся искусством. Таких“очередей за искусством”, как в Перми, я не видел нигде, ни в Эрмитаже,ни в парижском музее д’орсе».
Мейнстрим, традиционалисты и маргиналыЯ была свидетелем того, как некоторые стенды пустели на глазах. Самые удачливые художники реализовывали на арт-салонедо 30 картин, освободив себя от забот о хлебе насущном на полгодавперед. Лидерами продаж были и остаются пейзажи: российский покупатель— традиционалист в пристрастиях. Да и большинство художников продолжаютпривычную линию добротного реалистического искусства.
Но тем и хорош арт-салонв своем новом идейном «обличии», что представляет временной срезвизуальных искусств края в российском и даже мировом контексте.На выставке представлены работы из США, Чехии, Франции, Китая. Естьи совместный российско-голландсконемецкийпроект «Все течет, все изменяется». Он не предназначен для торговойреализации, некоторые его части скоро исчезнут сами по себе илидеформируются, как, например, картины из песка. Концептуальноеискусство представлено в основном иностранными и столичными проектами(Москва и СанктПетербург на «АртПерми» заявлены широко), оно пока слабоприжилось на местной почве. Но современные тенденции ощутимыи в художественной провинции. Принты соседствуют с живописнымиоригиналами (разница в цене — в 20 раз). Фотография все чащевоспринимается как не только техническое, но и художественноетворчество, появились качественные фотокартины местного производства.Представители актуального искусства уже никому не кажутся маргиналамии даже объединились в ассоциацию «Артемида», которой собственнымволевым усилием придали международный статус. Перформанс в рыбном отделеВременное пространство выставки было заполнено деловымивстречами, круглыми столами и обсуждениями, шоу, презентациямии прочая. Например, представители «Артемиды» в оранжевых футболках(цвет не только политической, но и художественной альтернативы)и прозрачных полиэтиленовых халатах организовали акцию «Диалог цветом»,когда желающие из толпы выходили на сцену и общались друг с другоми окружающими молча, исключительно посредством кисти и красок. Былонепривычно, но общий язык найти удалось.
Кризис среднего возрастаКак любое явление, пермский арт-салонпережил святой момент рождения, период развития и роста. Кризиссреднего возраста обычно застает на взлете, оценивает — сделано много,задает вопрос — что дальше?
Артсалон полноценно и всесторонне, порой в неожиданных формах помогал прокладывать путь народа к искусству. В этом проявилась его социальная функция. Но назреваетпотребность и в обратном движении: искусства — к народу. Именно здесь,на выставкеярмарке, среди художников и властьпредержащих заявлялисьи обсуждались проекты под актуальным лозунгом «искусство должноприсутствовать не только в музеях, но и в общественном пространстве».Например, «картина в витрине», когда художественные произведениявыставляются в бутиках, торговых центрах. «Блуждающие» художественныеакции с использованием нетрадиционных материалов. Безудержнаятворческая фантазия готова все что угодно превратить в объект искусстваи где угодно найти для него место. «Выставку можно сделать и в рыбномотделе, — совершенно серьезным тоном предлагает Юрий Лапшин. — Собрать“черный квадрат” из икры, полюбоваться, а в качестве кульминацииперформанса дружно ее съесть»… Артярмарка дает импульс самымнеожиданным идеям и постепенно выходит за границы выставочного центра.