Главная / Анализ / Светает Объем конкурентного рынка российской энергетикив 2005 году достиг 2 млрд долларов. «Мы сейчас понимаем, что рынковпотребуется три вида, каждый со своими законами и правилами, — говоритЧубайс. — Помимо рынка электроэнергии нужны рынок мощности и рыноксистемных услуг, без которого невозможно обеспечить надежность. Радитого, чтобы создать структурные и рыночные предпосылки для инвестиций,мы разделили 52 энергосистемы на части. Разделив, стали объединятьгенерацию, создавать территориальные генерирующие (ТГК) и оптовыегенерирующие (ОГК) компании. Ради этого мы консолидировали сетив магистральную федеральную и межрегиональные сетевые компании (ФСКи МРСК), диспетчерские управления — в Системного оператора. Создавпредпосылки, мы положили на стол правительства страны конкретнуютехнологию привлечения инвестиций и начинаем разворачивать тотинвестиционный процесс, ради которого затевалась вся реформа». Главным событием годав энергетике будет, по Чубайсу, старт новой политики, которая«развернет всю стратегию развития отрасли». Цель политики— «немедленная и долгосрочная активизация инвестиций в энергетикуРоссии» перед лицом грозящего дефицита мощностей. Почему онанеобходима? Причина-минус — исчерпание резервов мощности энергии, предельный износ оборудования. Причина-плюс— реформа энергетики, подготовившая те условия и отраслевую среду,которые нужны инвестору: систему взаимоотношений поставщик— потребитель, конкуренцию, возможность выбора, рынок. Дореформенныевертикально интегрированные АО-энерго,объединяющие генерацию, сети и сбыт, не были производителем в чистомвиде, значительная часть затрат на сети и сбыт искажала экономикукомпаний. Во-вторых,нужна стратегия развития отечественного машиностроения. Страна обладалаколоссальным потенциалом в энергомаше. И этот потенциал не растерян,его следует реструктурировать, консолидировать и нацелить на задачиновой энергетической политики. По собственности энергомаш должензамыкаться на энергетику, она способна формулировать техзадания,закладывать уровень параметров. Энергетическая политика не исчерпывается строительством станций. Во-первых,от РАО «ЕЭС России» потребуется новая концепция технической политики:требования, которые нужно предъявлять по каждому виду оборудования. Ониготовы в первой редакции. Определены и запрещены к применениютехнологии вчерашнего дня. Например, замена традиционной паросиловойустановки на вновь созданную, но такой же конструкции с КПД 36%недопустима, потому что парогазовая технология дает КПД в 52%. Проект, который определил конфигурацию нынешнейэлектроэнергетики страны, ее наиболее важные параметры, делалсяв 50е годы. Тогда страна потребляла 200 млрд кВт•ч в год, а проектделался под триллион, то есть пятикратное развитие экономики.К триллиону и пришли: фактическое электропотребление по Россиив 2005 году — более 950 млрд кВт•ч. «Мы должны сделать новый документминимум на два триллиона, задающий абсолютно новую технологическую,техническую, научную, инженерную базу, основывающуюся на российскомэнергомашиностроении, — рисует перспективу Чубайс. — Вот такмы понимаем задачу новой энергетической политики». В-третьих,остро необходима 20-летняя программа размещения объектов энергетикипо всей стране. Нужно назвать конкретные точки в регионах, гдецелесообразно строительство новых мощностей и линий электропередачи.Следующий шаг: развитие системы противоаварийной автоматикии управления режимами для надежной работы энергосистемы с новымипараметрами. Планы естьГендиректор ОАО «МРСК Урала и Волги» Алексей Бобров:«Меня радуют тезисы Анатолия Борисовича, реакция на них правительстваи общества — она достаточно позитивна. Мы давно доносилидо председателя правления РАО “ЕЭС России” необходимость движенияименно в этом направлении. На мой взгляд, выбран совершенно правильныйпуть и эффективность реализации мероприятий очевидна». Что говорят и делают для «разворота» энергостратегии на Урале, где с этого года ожидается дефицит мощности? На территории Урала расположены ТГК-9 и ТГК-1 В ТГК-9 (включает генерацию Свердловской области и Пермского края), сообщил генеральный директор Валерий Родин, вопрос инвестиционных проектов и план их финансирования проработаны совместно с акционерами (КЭС-холдингом) и согласованы с РАО как мажоритарием. В конце 2006 — начале 2007 года ТГК-9проведет эмиссию акций на сумму около 300 млн долларов. Параметрыэмиссии будут уточняться после принятия конкретных инвестпроектовакционерами. Бумаги намерены купить акционеры. Это главный источникинвестиций. Плюс 150 — 200 млн долларов собственных средств, так как ТГК-9— компания безубыточная. Таким образом, 500 млн долларовпросматривается. Остальное (еще столько же) составят заемные средства.«Брать кредиты проблем нет, — говорит Валерий Родин, — предполагаемыекредиторы просят одного: доказательств окупаемости проекта,возвратности денег. Над этим надо сейчас работать». Основным источником инвестиций Чубайс видит выводценных бумаг новых компаний (ТГК и ОГК) на мировые рынки капитала.К 1 марта их генеральные директора должны представить в РАОинвестиционные стратегии на пять лет, включающие конкретные проектыи схемы доп-эмиссий под них. Путь открыт Частному инвестору, финансовому капиталуэлектроэнергетика до сих пор была не интересна: доля инвестиций с рынкав структуре капвложений составляет всего 4 — 5%. Приходили толькокрупные промышленные компании, намеренные получить контроль надмощностями. Останавливало инвесторов отсутствие механизмагарантирования возврата вложенных средств. В ТГК-10,управляющей компании в отношении Челябинской (49% у РАО) и Тюменской(100% у РАО) генерирующих, рассматривают несколько источниковинвестиций — от прямого кредитования до выпуска облигаций. Но прежде,как рассказал гендиректор ТГК-10 Андрей Шишкин, завершится переход компаний на единую акцию (до конца 2006 года). Принципиально вопрос об IPO стоит, однако первый этап — все-таки объединение (ТГК-10начала функционировать только в декабре 2005го), поэтому объемыинвестиций пока не определены. Крупнейший акционер ТГК10 — РАО «ЕЭСРоссии». Инвестиционный проект, таким образом, будет основанна долгосрочном контракте исполнителя и Системного оператора.Фактически это контракт с государством. Инвестор, выигравший тендер,строит генерирующий источник. В рамках долгосрочного договорана поставку электроэнергии он как поставщик имеет гарантированныйсбыт, а потребитель — гарантированные поставки. Этот механизм обещаети выручку, заложенную в контракт, и инвестиции в энергетику. «Посколькугосударство явно не готово к тому, чтобы процесс запуска новыхмощностей регулировался рынком напрямую (что автоматически означаетбольшой рост цен), введение механизма гарантирования инвестиций — этохорошее и правильное решение для развития электроэнергетики. Хотяв глобальной перспективе мы, безусловно, выступаем за то, чтобы ценыв отрасли определял рынок», — говорит Чубайс. Тендеры будет проводитьРоссийское агентство инвестиций совместно с Системным оператором. 7 декабря премьер Михаил Фрадковподписал долгожданное постановление правительства РФ № 73 Как заверилЧубайс, вскоре появится график проведения тендеров с использованиеммеханизма гарантирования инвестиций и «правила игры» в виде нормативныхактов. А со второй половины 2006 года в наиболее энергодефицитныхрегионах начнутся тендеры. Но величина суммарной установленнойгенерирующей мощности вводимых в эксплуатацию по результатам всехконкурсов электростанций ограничена: по ЕЭС она не превысит 5000 МВт.Это весьма небольшой объем: только чтобы ликвидировать острыйэнергодефицит на ближайшие годы. Больше государство гарантировать покане может или не хочет. (Для сравнения: суммарная установленная мощностьстанций УрФО составляет 25 900 МВт. Для поддержания приемлемого уровняэнергообеспеченности территорий округа до 2015 года необходимо ввестив строй новые генерирующие мощности в объеме 5600 МВт. Общий объеминвестиций — около 137 млрд рублей. Для развития электросетевогокомплекса в этот же период требуется порядка 75 млрд рублей.) Уженачалась борьба регионов, желающих втиснуться в эти рамки. Инвесторыбудут реализовывать проекты за счет собственных средств в формекапитальных вложений. Возвращаться деньги начнут после завершениястроительства за счет платы за услуги формирования технологическогорезерва, включенной в тариф Системного оператора (будет создан рыноксистемных услуг). — Мы давно говорим, что нельзя всю прибыль, которуюпредприятия инвестируют в капитальное строительство, тут же облагатьНДС, а возвращать налог по мере пуска объекта очередями. Инвесторсегодня вложил 100 миллионов в станцию, построит ее только через три-четырегода, почему он сейчас должен платить за будущую добавленную стоимость?Это один из очевидных моментов. Следует изменить и порядок продажиэлектроэнергии. Инвестор, строящий станцию, должен иметь возможностьзаключать долгосрочный договор и напрямую с потребителем, который готовна пять лет законтрактовать покупки, фиксировать для него ценыс дефляторами. Нужно поменять и положение о лизинге (сейчасна энергорынок привлекается очень много машиностроительногооборудования), и Гражданский кодекс, правила землеотводов,взаимодействия с экологами, лесниками и так далее. Необходим серьезныйкомплекс мер, который позволил бы инвесторам сказать: господаэнергетики, у вас хорошая декларация, очень интересные правила,мы пойдем в отрасль. Правила не для всехЗаработает ли механизм, зависит от нормативных актов. Как полагает Алексей Бобров, нужно внести изменения в Налоговый кодекс: Валерий Родин также не сомневается в интересеинвесторов. Но подчеркивает: договоры коснутся ограниченного объемагенераций в особо энергодефицитных районах страны — там, где крайнесерьезные проблемы. Системный оператор сейчас готовит такиепредложения. По Уралу, по мнению Валерия Родина, в их сферу попадаеттолько север Тюменской области — Нижневартовск и Серовско-Богословский узел. Но «решение не за нами»: примет предложения правительство или нет — еще вопрос. Прибыль по контрактам с государством окажется не оченьбольшой. Однако Алексей Бобров уверен, что инвестора она заинтересует:«Два тезиса. Большинству инвесторов нужна прежде всего стабильность,а уже потом высокие прибыли. Стабильность и гарантирует контракт,по которому Системный оператор готов в течение пяти лет покупатьэлектроэнергию. Правда, я не очень понимаю, чем именно сможет Системныйоператор гарантировать: это небольшая, на 100% государственнаякомпания, у которой толком ни имущества, ни денег. Инвестору нужноувидеть именно финансовую гарантию. Это первое. Второе: частныйинвестор строит дешевле и работает эффективнее. Если прибыль по такимконтрактам, гарантируемая государством, окажется небольшой, инвесторбудет стремиться к минимизации издержек и оптимальной загрузкеэлектростанций». Насколько реальны аукционы на Урале во второй половине2006 года? Если Чубайс говорил об этом с большой вероятностью,то Валерий Родин осторожнее: «На Урале очень велик ростэнергопотребления. А механизм гарантирования инвестиций интересен,но ограничен». Он, полагает гендиректор ТГК9, основываетсяна использовании средств стабилизационного фонда. По мнению Алексея Боброва, назрела необходимостьперехода от максимальной концентрации энергогенерирующих мощностейв виде сверхкрупных ГРЭС к строительству распределенной генерациисредней мощности в узлах нагрузки. В правительственную «программу5000 МВт» должны быть включены проекты строительства электростанцийрегионального значения в ТаркоСале (ЯНАО), Тюмени и Кургане. МРСК Уралаи Волги видит возможность содействия в этом со стороны полномочногопредставителя президента в Уральском федеральном округе, о чем первыйзаместитель генерального директора компании Евгений Ушаков сообщилв конце января на встрече с заместителем полпреда Виктором Басаргиным. Тупиковые тарифы пора корректировать Задача привлечения средств многосоставная. Главное— создать инвестиционный механизм, который бы позволял энергетикеотвечать спросу. Ключевое значение имеют тарифы. В том числе длязаключения прямых долгосрочных договоров: процесс начнется в этом годуи будет нарастать. Сегодняшний уровень тарифов не обеспечит нормальнойдоходности, а значит, возвратности капиталов. В политизированном,искусственном сдерживании тарифов — главные риски для инвесторов. Темпроста среднеотпускного тарифа на электроэнергию ниже прогнозируемогоуровня инфляции. В 2004 году разрыв был невелик: инфляция — 11,7%,прирост тарифа — 11,4%. В 2005м он увеличился: 11,5% и 9,2%соответственно. Ведутся ли переговоры и можно ли говорить о конкретныхинвесторах? Безусловно. Алексей Бобров называет «Итеру»,«Интертехэлектро — Новую Генерацию», ряд зарубежных компаний. Например,General Elecspanic рассматривает участие в поставках оборудования поддешевые длинные деньги. Конкретные параметры можно будет обсуждатьчерез два-три месяца. Генеральный директор электросбытовой компании «Энергоджинн» Юрий Зисман прогнозирует: В 2006м, по оценке Чубайса, разрыв еще возрастет.Экономисты называют это снижением тарифов в реальном исчислении.В то же время динамика роста цен на газ (основное топливов электроэнергетике) в разы выше, чем инфляция и тарифы. Этоколоссальная ошибка, и если такая стратегия сохранится, цена ее длястраны будет трудноизмеримой, уверен глава РАО. Формирование тарифов между тем все болеецентрализуется. «Если в 2005 году РЭКи на 100% формировали тариф,то в 2006м — только на 20%, — отмечает заместитель председателяРегиональной энергетической комиссии Свердловской области Надежда Запорожец.— Поскольку сама стоимость выработки электроэнергии утверждаетсяфедеральной службой по тарифам, а всю электроэнергию, в том числес наших станций, мы покупаем через оптовый рынок, передачаее по сетевым компаниям и абонплата РАО формируются тоже на федеральномуровне. На региональном остались только тарифы на передачуэлектроэнергии по региональным сетям и затраты на сбыт, которые в нихминимальны». — Политика «инфляция минус» выглядит социальнопривлекательной, но на практике оборачивается экономическим тупиком.Товар, каковым является электричество, она превращает в социальноеблаго. Но бизнесструктуры, на которые разбита теперь электроэнергетика,не могут быть благотворительными организациями, они строятсяна совершенно иных принципах. Такая тарифная политика неизбежноприведет к их разрушению. И строить генерацию Что случится, если корректировки тарифов не произойдет?Будут нарастать ограничения электроэнергии, энергодефицит. «Еслитарифная политика сохранится, есть большая опасность, что источникигенерации будут разобраны и локализованы среди промышленныхпотребителей, а малые и средние потребители так и останутсяс проблемами рынка, будут платить бешеные деньги за подключение,— говорит генеральный директор КЭСХолдинга, президент ОАО “РКС” Михаил Слободин. — Если мы хотим развивать мощности, нам никуда не уйти от решения тарифной проблемы». Нынешняя власть не может отказаться от регулированияэнерготарифов как инструмента контроля над экономическими и социальнымипроцессами. Поэтому она системно против либерализации рынка. «До2008 года серьезной либерализации, перехода от регулируемогоценообразования к свободному не будет, — прогнозирует директорИнститута энергетической политики (Москва) Владимир Милов.— Это лишает определенности участников рынка и создает огромныеинвестиционные риски». Разве что ситуацию изменит та «корректировкатарифной политики», на которую рассчитывает Чубайс. Возможно, на этотсчет и существуют некие договоренности, о которых пока не известно.Эмиссии, кредиты — хорошо, но это только полдела. Надо еще обеспечитьнормальную доходность инвестиций. Шансы на нее для тех, кто не входитв пул гарантируемой государством «программы 5000 МВт», низки. — Сбытовые компании, которые отпочковались от АОэнергои выделились в самостоятельный бизнес, активно используютадминистративный и лоббистский потенциал для сохранения положенияна рынке. Выступая единственным оптовым закупщиком энергии в своемрегионе, они отказывают менее крупным представителям сбыта в заключениидоговоров на поставку электроэнергии, тем самым выдавливая их с рынка.Сейчас это происходит в Свердловской, Челябинской, Тюменской областяхи Пермском крае. В обход монополистов на конкурентный рынок энергиипока удается проникать лишь нескольким металлургическими машиностроительным холдингам. Благодаря большим объемам потребленияони могут напрямую выходить на оптовый рынок электроэнергии.Практикуемая стратегия «сбытов» получается не в пользу потребителя. Ониработают в том же дореформенном формате. Проекты договоров, которые онипредлагают заключить абонентам, — по сути все тот же документ,в который не внесены новшества, удовлетворяющие по максимумупотребности клиентов. Между тем в отрасли идут уже совсем не те изменения, на которые первоначально рассчитывали реформаторы. Юрий Зисман: Процесс создания генерации на самом деле уже давнопошел. Пока речь идет о так называемой корпоративной генерации.Поддержке и тиражированию подлежат проекты строительства электростанцийсредней мощности, реализуемые Сургутнефтегазом, УГМК, Максигрупп,«Синарой», Сибнефтью, НТМК, СУАЛхолдингом и другими. Основная проблема развития энергорынков — отсутствиенормативноправовой базы. Рынок в принципе существует,но он неконкурентен и остается монопольным. На рабочей встрече в полпредстве Евгений Ушаковпредставил разработанные МРСК Урала и Волги проекты стратегическогоразвития электроэнергетики регионов, входящих в состав УрФО.В ближайшие дни начнется согласование этих планов с администрациямисубъектов. Как уже сообщал «Э-У»(см. «Новая генерация», № 45 от 28.11.05), в регионе активнообсуждаются перспективы создания энергоисточников, независимыхот структур РАО «ЕЭС России». С инициативой строительства станцийвблизи крупных потребителей вышла «Итера», подписавшая соглашениес проектноинвестиционной компанией ООО «Интертехэлектро — НоваяГенерация» (Москва). Гендиректор «Интертехэлектро — Новая Генерация» Александр Коган завлекал промышленников: «Сейчас перспективное время для создания энергомощностей — нет никаких запретов». Строительство генерирующих мощностей будет эффективнотолько при адекватном ему развитии магистральных и распределительныхэлектрических сетей. В электросетевом хозяйстве нарастает общий дефицитпропускной способности. Особенно остро он проявляется в форме локальныхдефицитов сетевых мощностей в динамично развивающихся зонах— промышленных узлах и мегаполисах. Это областные центры, Серовско-Богословский,Первоуральский, Восточный промышленные узлы в Свердловской области,Сургутский промышленный узел в ХМАО, юговосточные районы ЯНАО.По экспертным оценкам, до 2015 года в развитие электрических сетей УрФОнеобходимо инвестировать порядка 75 млрд рублей. В основе стратегии лежат принципы энергетическойсамодостаточности и безопасности округа. Ключевыми источникамифинансирования станут внешние вложения, взимание платыза технологическое присоединение к сетям и инвестиционная составляющаяв тарифе. Кроме того, для выравнивания условий функционированияэнергетики предлагается создать единую тарифную модель (проект ужеесть), учитывающую различия между регионами УрФО и интересы всехучастников энергорынка. Как подчеркнул Евгений Ушаков, эффективнаямодернизация отрасли возможна только при тесном взаимодействии властии энергетических компаний. Проекты в проработке Дополнительные материалы: Второй и третий проекты — в Пермском крае. Это строительство новойБерезниковской ТЭЦ в СоликамскоБерезниковском промышленном узле,которая заместит ряд существующих и увеличит производствоэлектроэнергии, а также реконструкция ТЭЦ-6 в Перми. Суммарная мощность объектов 800 — 1000 МВт. Цена вопроса — 1 млрд долларов. В ТГК-9 прорабатывают четыре крупных проекта. Первый:СеровскоБогословский энергетический узел, строительство новойэлектростанции в Краснотурьинске мощностью 350 — 400 МВт дляобеспечения Богословского алюминиевого завода, есть также намеренияосновного акционера СУАЛа строить новый глиноземный заводв Краснотурьинске. Второй проект: строительство в Екатеринбургекотельной с установкой генерирующего оборудования мощностью100 — 150 МВт для отопления нового района на югозападе города. В этомже проекте реконструкция НовоСвердловской ТЭЦ. Источники финансирования развития и модернизации энергетики УрФО: -Инвестиционная составляющая в тарифе на передачу электрической энергии В инвестиционные проекты ТГК-10 входят уже сверстанные программы: достройка Челябинской ТЭЦ-3 (декабрь2006), второго блока парогазовой установки на Тюменской ТЭЦ-1(2009 — 2010), система трубопроводов из четырех магистральных нитокдиаметром 1000 мм в Тюмени для расширения теплоснабжения в новыемикрорайоны (2007). К марту будет разработан проект развития тепловыхсетей в Сургуте. Стоимость перечисленных проектов — от 6 до 8 млрдрублей, остальные в стадии проработки. -Внешние инвестиции -Плата за технологическое присоединение к сети Как выиграть с гоночной технологией На защиту Белоснежки Хождение по ГОКам Инвентаризация возможностей Опережая рынок Не верой единой «Сделать крупный бизнес из маленькой Eureka» Вроде не бездельники и могли бы жить Крутой замес Главная / Анализ |
||