Главная / Анализ / Бизнес — партнер территории






— Василий Николаевич, в чем особенности российского подхода к социальной ответственности?

Василий Киселев

— Где оптимальное соотношение?

— На Западе это в основном PRкампании: на фондовом рынке дороже ценятся те, кто показал себя ответственным. В России парадигма совершенно иная, у социальной ответственности здесь другие исторические корни. Города строились вокруг заводов, и предприятия были ответственны за их развитие. Поэтому российские компании гораздо более социально ответственны, чем западные. Сейчас у нас наблюдается тенденция снижения до некоего оптимального уровня, а на Западе, наоборот, идут от чистого бизнеса к социально ответственному.

— Социальная политика градообразующих предприятий часто не находит понимания у местных органов власти. Как разрешить это противоречие?

— Можно выделить три этажа. Первый, «обязательная программа»: платить обоснованную «белую» зарплату и все налоги. Без этого ни о какой социальной ответственности даже говорить нельзя. Второй — дополнительная забота о персонале, его квалификации, мотивации, условиях труда и отдыха. Это осознание того, что люди — капитал, и они будут эффективны, если почувствуют, что о них думают. На высший этаж компания поднимается, когда менеджмент понимает: чтобы на втором этаже люди себя чувствовали хорошо, нельзя оставаться в рамках предприятия, нужно двигаться в общество. Ведь чтобы ваша образовательная программа была эффективной, надо найти нормальное образовательное учреждение. То же — со здравоохранением. Так компания участвует в создании нормальных условий жизни для своих сотрудников. А «суперлига» — когда все это вы описываете в социальном отчете и подтверждаете независимым аудитом.

У всех небольших муниципалитетов, где есть градообразующие предприятия, беды одинаковы. Так, у нас к 2000 году долги некоторых муниципалитетов за теплоносители равнялись их годовым бюджетам.

— Основная проблема в том, что власти понимают социальную ответственность как дополнительный взнос на затыкание дыр в социальной сфере. И оценивают бизнес, как правило, только в этом качестве. Всякие другие формы взаимодействия малоразвиты. Но нужно понимать: в вопросах социальной ответственности бизнес и власть должны идти по одному пути, причем параллельно, а не последовательно. Например, вы хорошо мотивируете работников. Однако они выходят за ворота завода и три часа не могут доехать до дома, потому что транспорт не работает. А утром вы их полдня приводите в чувство, чтобы они приступили к работе, а не обсуждали, что творится в городе.

— В чем должна заключаться социальная ответственность градообразующего предприятия?

И только с помощью денег бизнеса эти проблемы не решить. Нужно анализировать формирование бюджета муниципалитета, потому что когда муниципалитет просит у нас денег, в двух случаях из трех причиной служат неправильно выстроенные межбюджетные отношения и неумение его отстаивать свои права перед высшим органом власти при формировании бюджета. И лучше помочь в этом, чем каждый раз давать деньги на одни и те же цели. Мы системно работаем с местными органами власти. Для Каменска-Уральского, а в этом году и для Североуральска, разрабатываем стратегии социально-экономического развития. И сегодня видны положительные результаты: прекратилось накопление задолженности муниципальных образований (до реализации программы долги составляли 400 млн рублей), она реструктуризирована, сбалансированы бюджеты муниципальных образований на пилотных территориях, разработана программа наполнения бюджетов муниципалитетов.

Эти программы сегодня действуют в трех муниципальных образованиях разных типов — Каменске-Уральском (муниципальный округ), Шелехове (муниципальный район с муниципальным поселением), Надвоицах (муниципальное поселение). Информацией о ходе проекта мы обмениваемся с Минэкономразвития, президентским советом. Все эти расходы — не благотворительные. Они придают социальную устойчивость бизнесу.

— Однозначно оно не должно тащить всю социальную сферу города. Мы в своих программах делаем упор на два аспекта. Первый — содействие росту малого бизнеса. Низкий уровень его развития — базовая проблема всех малых городов. Ее следствие — нет многих услуг, увеличивается налоговая нагрузка на крупные предприятия. А если сложится неблагоприятная конъюнктура и наши налоговые платежи сократятся? Когда заработает много местных предпринимателей, наша доля в общих поступлениях значительно уменьшится, а устойчивость местной бюджетной системы возрастет. Поэтому мы финансируем обучение предпринимателей, содействуем получению кредитов. Второй блок: совместно с фондами местных сообществ мы создаем инфраструктуру поддержки социальных инициатив на территории. Чтобы люди знали, куда с инициативой прийти, что проект оценят и помогут его реализовать. Мы не выбираем сферы инвестиций, их выбирают люди, которые живут на этой территории. Наша задача — обеспечить финансовые ресурсы. При этом важно — мы софинансируем, а не просто даем деньги на идеи.

— К сожалению, нет. Для этого нет нормативной основы, так как сама структура социальной сферы в форме учреждений не позволяет заниматься социальными инвестициями. Потому что это бюджетные учреждения, и помочь им вы можете только через благотворительность. А какой отдачи вы ждете от благотворительности?

— Можно ли сегодня говорить о социальных вложениях как инвестициях?


Пришествие IKEA О чем поет сотовый Наша тормознутая история Похоже на саботаж Разрушить, пока не рухнуло Поставки титана не прервутся Утешительный диагноз Дорогое удовольствие Заводы уступают место

Главная / Анализ