Главная / Анализ / Разбор полетов






Попытка захвата и уничтожения самолетов в Великобритании случилась незадолго до пятилетия удавшейся террористической атаки 11 сентября. Хваленую американскую систему безопасности тогда протаранили четыре самолета, захваченные террористами. «Э-У» решил выяснить, насколько наши аэропорты и самолеты защищены от потенциальной угрозы.

Фото - Андрей Порубов

В пресс-службе Управления ФСБ по Свердловской области уверены: меры, принимаемые службой охраны екатеринбургского аэропорта Кольцово, достаточны, чтобы обеспечить безопасность пассажиров. Единственное, что можно перенять у зарубежных служб безопасности, — более жесткие требования к ручной клади: за границей проносить личные вещи на борт самолета разрешается только в прозрачных пакетах.

На спецслужбы надейся
По словам генерального директора тюменского аэропорта Рощино Владимира Полякова, ужесточена проверка самолетов перед вылетом, повышен контроль за допуском граждан на территорию аэровокзала. По мнению его первого заместителя Валерия Коноплева, в тюменском аэропорту и раньше контроль был достаточно строгим. Повседневно пассажиров с помощью специальных плакатов информируют о запрете провозить опасные вещества и предметы. К ним относятся огнестрельное, газовое, пневматическое, холодное и механическое оружие, средства взрывания и предметы, начиненные взрывчатыми веществами, сжатые и сжиженные газы, легковоспламеняющиеся жидкости, ядовитые и отравляющие вещества. Согласно федеральным «Требованиям авиационной безопасности к аэропортам», при прохождении предполетной проверки граждане снимают верхнюю одежду, ремни и обувь, проходят через металлоискатель. После чего охрана аэропорта проводит личный досмотр каждого пассажира. «Эта процедура необходима для того, чтобы обнаружить запрещенные предметы или вещества, которые не уловит металлоискатель», — сообщил Коноплев. Багаж в Рощино, как в любом российском аэропорту, сканируется дважды: на входе в аэровокзал и при регистрации.

Большая часть вопросов организации безопасности переложена на плечи именно аэропортов, указывают в авиакомпании «Сибирь». Существуют даже специальные сборы за безопасность, которые взимаются аэропортами с авиапредприятий. Так, «Уральские авиалинии» ежегодно выплачивают аэропортам 300 млн рублей, из них 70 миллионов — порту «приписки» Кольцово.

В обязанности сотрудников ФСБ, конечно, не входит круглосуточное дежурство в аэропорту, но специалисты службы совместно с коллегами из МВД и МЧС регулярно проводят на его территории проверки и оперативные учения.

Бдительность повышена и «в воздухе». Заместитель руководителя специализированного отделения по авиабезопасности авиакомпании UTair Владимир Крылов подчеркнул: нередко в полетах пассажиров сопровождают сотрудники милиции, ФСБ. В салонах отсутствует видеонаблюдение, но есть специальная система оповещения для экстренных случаев. Кроме того, существуют системы безопасности пассажиров и экипажей, которые не разглашаются.

Наземная авиационная безопасность включает охрану объектов гражданской авиации и воздушных судов, пресечение попыток их захвата и угона, досмотр членов экипажей и обслуживающего персонала. Кроме служб безопасности самих аэропортов за порядком наблюдают органы внутренних дел. Самолеты во время подготовки к рейсу или на стоянке в промежуточных аэропортах при совершении транзитного полета осматриваются в обязательном порядке, находятся под постоянной охраной до закрытия всех дверей и отхода трапа. В случае поступления информации об угрозе совершения преступных действий судно проверяется дополнительно на специально выделенной стоянке. В свою очередь авиакомпании обеспечивают наличие на каждом самолете схемы с информацией о наиболее опасных местах возможного размещения взрывного устройства. По информации авиакомпании UTair, в связи с событиями в Лондоне охрана на стоянках усилена. «Усиленные меры введены на неопределенный срок», — сообщил Владимир Поляков.

Но сам не плошай
Пассажиры пермского аэропорта Большое Савино, изменений в проведении личного досмотра не почувствовали, новые процедуры руководство аэропорта не ввело. По словам исполняющего обязанности генерального директора ГУАП «Пермские авиалинии» Вячеслава Текоева (компания эксплуатирует аэропорт), усилен контроль над инженерными службами и хозяйствующими субъектами.

После событий в Великобритании в «Уральских авиалиниях» также отрапортовали о введении специальных мер безопасности. В УАЛе утверждают: система безопасности постоянно совершенствуется, авиационный персонал (пилоты, бортпроводники, технический состав) проходит регулярную подготовку.

Самой совершенной системой безопасности располагает сегодня израильский аэропорт Бен-Гурион. Для достижения этого Израилю потребовалось около 30 лет. В начале 70-х годов там была запущена программа сопровождения полетов вооруженными сотрудниками безопасности. Позже кабины пилотов оснастили усиленными пуленепробиваемыми дверьми. Но в основном израильтяне предпочитают снижать риск теракта, отсекая (в том числе с помощью перечисленных мер) потенциальных террористов еще до того, как они проникнут на борт самолета.

А может, все так здорово, что дополнительные меры вводить не стоит? Система авиационной безопасности во всем мире в первую очередь ориентирована на то, чтобы не допустить попадание на борт воздушного судна подозрительных лиц, оружия и взрывчатых веществ. Как добиться того, чтобы она работала без сбоев? Необходимо создание многоуровневой системы безопасности, невосприимчивой к человеческому фактору. В ее основу должна быть положена агентурная информация, а также анализ поведенческой модели людей, находящихся на территории аэровокзального комплекса. Если пассажир представляет потенциальную угрозу, например состоит на учете в правоохранительных органах или проявляет повышенную нервозность при приближении к пункту контроля, он должен быть подвергнут более тщательному досмотру. В аэропорту среди пассажиров должны постоянно курсировать психологи.

Дополнительные материалы:

Как известно, теракту, предотвращенному в Хитроу, предшествовал сговор террористов с сотрудниками аэропорта. Так вот, на наш вопрос о тщательности проверок сотрудников аэровокзалов на предмет коррумпированности в пресс-службе Управления ФСБ по Свердловской области ответили без подробностей: проверяем. Генеральный директор Кольцово Михаил Максимов тоже оказался немногословен. Молчание — оно, конечно, золото. Но на всякий случай советуем пользоваться рекомендациями ФСБ и рассчитывать на себя.

События в Хитроу вызвали повышение уровня террористической угрозы в США до «красного» (тотальная тревога: под контроль военных берутся транспортные терминалы, большая часть правительственных учреждений закрывается, а само правительство переходит в бункер). В аэропортах ужесточен досмотр багажа. Как сообщила «Э-У» PR-менеджер авиакомпании British Airways Мария Шляхтова, по новым правилам в качестве ручной клади на борт в прозрачном пакете можно проносить кошелек, проездные документы, лекарства, линзы (без контейнера), очки (без футляра), детское питание, ключи, кроме электронных. Гели, жидкости, тюбики с зубной пастой, шампуни, кремы, некоторая косметика, все электрические приборы, включая мобильные телефоны и ноутбуки, должны быть сданы в багаж.

Пошли на красный

В США из-за событий в аэропорту Хитроу уровень террористической угрозы в отношении воздушного транспорта поднят до предельно высокого

Благодарим за помощь Генеральные консульства США и Великобритании в Екатеринбурге

Проверка пассажиров особых изменений не претерпела. Граждане, прибывшие в США, при прохождении личного досмотра обязаны снять
верхнюю одежду, ремни и обувь (она проверяется отдельно). Кроме того, иностранцы должны сфотографироваться и оставить отпечатки пальцев, только после этого они будут пропущены на территорию страны.


Продавать, но не за деньги За длинной деньгой Послание приоритетов Звездный час тепловых сетей Ушел, чтобы остаться? Отрезвляющее лето Аудиторский кулак Индикаторы рынка потребительского кредитования, II квартал 2006 года Не расходы, а выгодные инвестиции

Главная / Анализ