Главная / Анализ / С широко закрытыми глазами






Качество работы служб безопасности в любом месте скопления народа можно оценить субъективно и объективно. Субъективную оценку дают те, кто «скапливается», объективную — эксперты. По заданию редакции я сначала оценила уровень безопасности в екатеринбургском аэропорту Кольцово как пассажир, а затем — как эксперт.

Фото - Андрей Порубов

Регистрация на рейс БА 6642 Екатеринбург — Лондон началась в 9.3 В это же время заканчивалась регистрация на самолет в Турцию. С первого взгляда можно было определить, куда летят прибывающие в аэропорт люди. Веселые, ярко одетые и немного подвыпившие — на юг. Напряженные и с сосредоточенными лицами — в Лондон.

Я — подозрительный пассажир
Если бы у меня действительно был билет на ближайший после событий в Хитроу самолет авиакомпании British Airways сообщением Екатеринбург — Лондон (воскресенье, 13 августа), честное слово, я побоялась бы лететь. К счастью, я никуда не собиралась. А вот желания выяснить, что чувствуют пассажиры, которым предстоит отправиться на окутанный террористической сетью как туманом Альбион, и насколько бдительны наши авиационные службы безопасности, было хоть отбавляй.

Что ж, проверим. Прикинувшись пассажиром, я прошла проверку багажа и подошла к стойке регистрации. Сообщив, что билет мне должны подвезти позже, поинтересовалась у девушки-регистратора, что можно брать в салон самолета, сопровождается ли лайнер службой безопасности:

Две девушки обсуждают ситуацию в Англии: «Конечно, страшно. Но что делать, мы только вчера узнали, что там произошло. Билеты-то уже куплены». Солидный мужчина лет пятидесяти рассуждает: «Я часто летаю и вижу, что все службы аэропорта работают профессионально. А профессионалы не допускают ошибок».

— Не бойтесь. Экипаж проинструктирован и готов к возможной террористической угрозе. Но с собой лучше брать минимум вещей: документы, лекарства.

— Я очень боюсь летать.

Выяснилось, что, несмотря на фактический запрет, я все же могу взять с собой пусть и мелкие, но колющие и режущие предметы. Правда, стерильным эксперимент не назовешь: настоящий пассажир еще проходит досмотр. И все же…

— А косметичку можно? Но там пилочка, ножницы, — уточнила я. — У меня уже все уложено и не хотелось бы перекладывать.

В общем, субъективная оценка обеспечения безопасности — «удовлетворительно».

Пробыв в аэропорту почти до самого окончания регистрации на рейс Екатеринбург — Лондон, периодически приставая к пассажирам и мозоля глаза персоналу, я так и не вызвала никакого подозрения. Зато за два часа узнала, что самолет не сопровождают ни представители ФСБ, ни службы авиационной безопасности, выяснила количество пассажиров, их пол и возраст (на регистрацию прошли всего трое мужчин, остальные — женщины и дети), и даже как самолет встречают в Великобритании…

Вместе с сотрудницей службы безопасности мы осматриваем ручную кладь. Вот на экране монитора появилась огромная сумка с непонятными объектами внутри.

Я — сотрудник службы безопасности
Объективно работу службы безопасности пытаюсь оценить на пункте регистрации и досмотра багажа. Идет регистрация на рейс Екатеринбург — Москва. Пассажиров просят снять обувь, ремни, куртки: все это должно пройти специальную систему досмотра.

В банках оказалось домашнее варенье.

— Это банки. Сейчас мы попросим открыть сумку и показать их содержимое.

— Специальной системы нет. Определяем на глаз.

— А как вы вообще различаете, что везут в сумках, на экране же многого не разберешь?

— Ой, а здесь столько всякой мелочи… — мой глаз дилетанта не разглядел за скоплением деталей целого.

Смотрим дальше.

Пока мы осматриваем багаж, просим открывать некоторые сумки и проверяем их содержимое, пассажиры реагируют спокойно.

— Это ноутбук. Технику мы просим прямо здесь включать и выключать. Это делается для проверки — убедиться, что пассажир везет с собой действительно, например, телефон, а не хорошо упакованную взрывчатку.

Кроме компьютеризированной системы досмотра, на терминале производится и психологическая проверка. Инспектор по досмотру Ольга Разумова: «Подозрения вызывают люди, которые едут совсем без багажа, те, кто неадекватно себя ведет: много или мало говорит, сильно потеет, прячет глаза». Надо сказать, некоторые признаки неадекватного поведения пыталась проявлять и я, когда играла роль пассажира, но ни у кого это не вызвало подозрения…

— Случается, когда женщины категорически отказываются сдавать в багаж маникюрные наборы. В таких ситуациях я всегда вспоминаю трагедию, когда террорист заколол бортпроводника ударом в шею именно маленькими ножничками, — рассказывает начальник смены по досмотру Виктор Бажанов.

— После событий в Великобритании работа Кольцово изменилась?

Наплыв пассажиров ослабевает. Спрашиваю у Виктора Бажанова:

Итак, объективная оценка технической оснащенности — «хорошо», человеческого фактора — «отлично».

— Принципиально — нет. Мы постоянно живем в режиме повышенной готовности. Есть документы, в которых четко прописаны обязанности сотрудников безопасности. Если каждый из нас будет понимать, что любой документ в авиации написан на чьей-то крови, — пропусков и ошибок не будет.

Пьяный хуже террориста
Самолеты не нуждаются в особом сопровождении, считает генеральный директор крупнейшего на Урале аэропорта Кольцово (Екатеринбург) Михаил Максимов


Дополнительные материалы:

Михаил Максимов




— Практически нет. Для нас работа всех служб безопасности в усиленном режиме стала штатной. Наш принцип: нужно реагировать не после трагических событий, а постоянно быть готовым к их недопущению.

— Михаил Игоревич, события в британском аэропорту повлияли на работу Кольцово?

— В Америке и Европе существует несколько уровней обеспечения безопасности…

Полтора года назад мы закончили мощное обновление техники для досмотра. Сегодня аэропорт полностью оснащен современным оборудованием. Кроме того, в этом году мы завели свой питомник и создали кинологическую службу: теперь вместе с сотрудниками службы авиационного контроля будут работать специально обученные собаки.

— Крушение двух российских авиалайнеров из-за двойного теракта в августе 2004-го произошло из-за предательства работника московского Домодедова. В Хитроу — та же история. Почему участились случаи, когда в сговор с террористами вступают сотрудники аэровокзалов?

— У нас только один. Но нашу постоянную работу в аэропорту высоко оценивают иностранные коллеги. Руководитель службы безопасности аэропорта Франкфурта, в прошлом году ознакомившийся с обеспечением безопасности на наших границах, даже сказал: «Если бы у нас были такие системы безопасности, нам не хватило бы помещений и пришлось бы строить новые».

— Именно с этим связано недавнее назначение на пост руководителя антитеррористического отдела аэропорта экс-начальника главного управления МВД РФ по УрФО Алексея Красникова?

— Я бы не сказал, что они участились, они единичны. Мы понимаем, что террористические структуры ищут слабые звенья в цепи обеспечения безопасности. И делаем все, чтобы в нашем аэропорту таких звеньев не было.

— Как обеспечена безопасность пассажиров во время полета?

— Антитеррористическое направление в нашей работе — одно из приоритетных. Чтобы усилить этот блок, мы не жалеем ни сил, ни средств. А со сменой руководства должна быть выстроена новая система координации нашей работы с силовыми структурами. Аэропорт — первый, кто принимает меры в экстренных ситуациях. И мы обязаны правильно передать регулирование ситуации в руки правоохранительных органов.

Хроника пикирующих самолетов
Крупнейшие авиакатастрофы, задевшие Урал, с терроризмом не связаны


— Особого сопровождения самолетов не предполагается. Для нас гораздо острее другая проблема: большую опасность представляют не террористы (случаи вооруженного захвата крайне редки), а пьяные пассажиры. К сожалению, в нашем законодательстве пока слабо проработана ответственность за ненадлежащее поведение в самолете.

31 августа 1972 года под Магнитогорском потерпел катастрофу Ил-18A. Погиб 101 человек. Причина — самовозгорание багажа пассажиров.

16 ноября 1967 года в районе Свердловска из-за отказа авиагоризонта и компаса при взлете в сложных метеоусловиях разбился Ил-18Б, выполнявший рейс Свердловск — Ташкент. Погибли 130 человек.

7 октября 1978 года в районе Кольцово из-за отказа левого двигателя на взлете разбился самолет Як-4 Погибли 38 человек.

30 сентября 1973 года при взлете из Кольцово в сложных метеоусловиях рухнул Ty-104Б: отказал авиагоризонт. Погибли 108 человек.

2 июля 2002 года над Боденским озером в Германии столкнулись Ту-154 «Башавиалиний» и почтовый Boeing-75 Причина — ошибка диспетчерской службы компании Skyguide (Швейцария). Погибли 69 пассажиров и членов экипажа российского лайнера, в том числе 52 ребенка из Башкирии.

3 июля 2001 года в 20 километрах от аэропорта Иркутска из-за ошибки экипажа при заходе на посадку разбился Ту-154М компании «Владивосток-Авиа», выполнявший рейс Екатеринбург — Иркутск — Владивосток. Погибли 136 пассажиров, среди них 34 свердловчанина.


Налейте успокоину Не забыть про косвенные эффекты Посторонним «В» Банк на каждой улице Грустный праздник На войне как на войне Пошел на посадку Против ВАС Забыть «Незабудку»

Главная / Анализ