Главная / Анализ / Концерт для партии с правительством

В колосистые советские времена этот материал пошел бы в рубрике«Навстречу съезду». Да и теперь он, считайте, занимает передовицу. Какни иронизируй над старомодностью лексики, но от решений VII съездапартии «Единая Россия», который состоится в Екатеринбурге в началедекабря и будет посвящен государственной промышленной политике, вомногом зависит, насколько современной, жизнеспособной будет нашаэкономика. «Единая Россия» как наиболее могущественная сегодня партияимеет шанс проявить себя реальной политической силой и, повлияв надеятельность федерального правительства, организовать национальныйпрорыв. Но может, как это часто у нас случается, и заболтать проблему,ограничиться предвыборной пропагандистской трескотней.


Фото - Андрей Порубов


Кто виноват
После весеннего послания президента Федеральному собранию, объявившегоприоритетами национальной промышленности энергомаш, авиакосмос,судостроение и автопром, в элитах, кажется, наступило долгожданноеединодушие: сырьевая экономика не отвечает (да что вы говорите!)интересам государственного суверенитета, надо восстанавливатьобрабатывающий сектор. Для директората — это живительный бальзам наизраненные в схватках с «сырьевой бюрократией» сердца.

Дабыпроцесс не разворачивался по второму сценарию, принимающая сторона,местная власть, организовала накануне съезда несколько дискуссионныхплощадок. В их числе — слушания в палате представителей областногозаконодательного собрания (точка зрения председателя палаты ЮрияОсинцева представлена в рубрике «Позиция»), заседание региональногоотделения Клуба политического действия «4 ноября» (под руководствомтого же г-на Осинцева), а также конференция «Промышленная политика вГермании и России: опыт и перспективы».

Анатолий Павлов, корпорация «Финпромко»:

На предсъездовских «посиделках» то и дело рокотало апокалиптическое:промполитики как не было, так и нет; в федеральном правительстверазговаривать не с кем; ресурсы для развития исчерпаны.

Николай Малых, «Уралвагонзавод»:

— В машиностроении чудовищный моральный и физический износоборудования: 20 — 30 лет работы не предел. При этом не то чтооборудование — инструментальную сталь привозим изза рубежа. Но еслипокупаешь станок за границей, выплачиваешь на пошлинах и налогах 35%его стоимости. Хорошего станочника не найдешь. Средний возраст рабочих50 лет, молодежи ждать неоткуда. 90% подготовленных в ГПТУ ребят уходятна свободный рынок труда в поисках лучшей жизни.

Виталий Недельский, Уральский турбинный завод:

— Машиностроение прессуется тарифной политикой государства иестественных монополий. Рентабельность отрасли — всего 2 — 3%. Наиболееинтеллектуальная подотрасль, станкостроение, уже угроблена.

Алексей Дегай, Северский трубный завод:

— Если в России обновление фондов в машиностроении происходит темпами 1,5% в год, в США, Германии, Японии — до 20%.

Владимир Кальсин, Свердловэнерго:

— Заказы на модернизацию металлургического оборудования размещатьнегде. Западные производители загружены на пятилетку вперед, а наши недают необходимого качества. В России практически не осталось технологов.

Через два года достигнем предельного физического износа мощностей.Дальнейшее продление ресурса региональной энергосистемы будетневозможным. Свердловская область станет энергодефицитной.

— Износ энергосистемы Свердловской области — 80%, транзит электроэнергии ненадежен.

— 18% НДС — это заградительная ставка для роста экономики. Процветаетворовство экспортеров на возврате НДС, образуются целые коррупционныегруппы. Прибавьте к этому льготы для сельского хозяйства, производствадетских товаров и т.д. На деле в бюджет поступает не 18, а 10%. Крометого, возврат НДС стимулирует экспортеров сырья и низкопередельнойпродукции, перенося нагрузку на перерабатывающие отрасли. Нужно снижатьНДС до 10 — 11%, одновременно отменить все возвраты и льготы. Бюджетбудет получать столько же, зато дадим вздохнуть машиностроению.

Владимир Фролов, банк «Северная казна»:

— В работе над федеральным бюджетом следующего года удалось существенноподкрепить финансами отдельные направления промышленной политики. Общийобъем госинвестиций по ФЦП составит более 290 млрд рублей: это в 1,4раза больше, чем в 2006 году. Только по программе развития атомногоэнергопромышленного комплекса в 2007 году выделяется 18 млрд рублей, втом числе на работы над реактором на быстрых нейтронах БН800 наБелоярской АЭС, включая создание элементов промышленной технологиизамкнутого топливного цикла. Почти на треть возрастут затратыфедерального бюджета на строительство и содержание автомобильных дорог.Для организаций-экспортеров наукоемкой продукции предусматриваютсясредства на госгарантии и субсидирование процентных ставок по кредитам,получаемым под экспортные контракты. Правительство приняло решение поосвобождению от таможенных пошлин около тысячи видов технологическогооборудования, аналоги которого не производятся в России. Необходимозавершить разработку и внести в Госдуму закон об участии иностранныхакционеров в капитале российских стратегических организаций. Крометого, на повестке дня гармонизация российских стандартов смеждународными: в России их 25 тысяч, средний уровень гармонизации —около 40%. Зачастую это служит препятствием к участию наших предприятийв тендерах на поставки продукции за рубеж.

Резюме — требования в адрес государства. В их числе протекционизм(через таможенную, сертификационную политику, стимулирование СП) иподдержка экспорта; снижение НДС и ЕСН для предприятий, модернизирующихпроизводство; отмена таможенных пошлин на высокотехнологичные импортныесредства производства; освобождение от налога на прибыль затрат наобучение персонала; ограничение роста тарифов на услуги монополистов;инвестиции в промышленную инфраструктуру (транспортную систему,энергетику, связь, жилье); предоставление госгарантий под кредитыроссийских и зарубежных банков.
Что делать
Что обещает государство? Рассказывает Валерий Язев, председатель комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи:

Таким образом, государство на волне благоприятной внешнеэкономическойконъюнктуры, казалось бы, использует инструменты как «жесткой», так и«мягкой» промполитики (яркий пример первой — отечественный авиапром,см. «И себе, и людям»). Но все не так безоблачно.

А зампред экспертного совета при комитете по промышленности РСПП СергейАфонцев напоминает об инфраструктурных начинаниях: накачанИнвестиционный фонд, предназначенный для финансирования проектовинфраструктурного развития (164 млрд рублей); формируется Венчурныйфонд для инвестирования на паритетных паях с бизнесом (500 млн долларовбюджетных средств); на базе Внеш-экономбанка, Российского банкаразвития и Росэксимбанка планируется создание Государственнойкорпорации развития с уставным капиталом 2,5 млрд долларов,рассчитанной на участие в долгосрочных программах, в том числеэкспортной направленности; возникают особые экономические зоны (однойиз крупнейших обещает стать «Титановая долина» в Верхней СалдеСвердловской области), на создание технопарков в следующем году изфедерального бюджета выделяется 2 млрд рублей.
Тонкий дохнет, толстый — сохнет

Во-вторых, следствием этого становится незначительный масштаб поддержкиинновационной сферы. Сергей Афонцев настаивает: «55,7 млрд рублей начетырехлетнее финансирование технико-внедренческих зон в Питере, Дубне,Зеленограде и Томске — капля в море. Проекты создания технопарков,наукоградов и бизнесинкубаторов часто напоминают малобюджетные варианты“инновационных гетто”, которые по определению не могут оказатьсистемного воздействия на экономику».

Во-первых, применяя и «жесткий», и «мягкий» подход, представителиправительства демонстрируют не гибкость, а скорее неспособностьдоговориться между собой. Минпромэнерго строит национальные«чемпионские» холдинги (в том же авиапроме, автопроме, судостроении).МЭРТ увлечен особыми экономическими зонами, а Минфин неустанно твердит,что это — способ ухода от налогов и опорожнения бюджета. «Лебедь, рак ищука», — вспоминали многие участники уральских конференций.

Втретьих, правительство все не решится сделать ставку на промышленноразвитые, каркасные регионы. Одним из них, разумеется, был быУралоЗападносибирский с его колоссальной программой инфраструктурного ипромышленного освоения недр Полярного и Приполярного Урала (подробнее оней см. «Округ стратегического назначения», «Э-У» № 38 от 16.10.06). Нотенденция к концентрации и дальнейшему размазыванию по всей страненалоговых поступлений не ослабевает. Если бы это давало «удочку дляловли рыбы» слабым…

Об «эффекте обманутого ожидания» можно говорить и относительногармонизации российских и зарубежных стандартов. Заместительруководителя комитета по техническому регулированию и стандартизацииРСПП Андрей Лоцманов утверждает: «Требуют пересмотра 90 законодательныхактов, 800 постановлений правительства, более 120 тыс. отраслевыхнормативов. При этом предлагается попрежнему регулировать, например,технику безопасности. Таким образом, количество необходимых регламентоввозрастет до 400 — 50 Госдуме, чтоб успеть к запланированному сроку,2010 году, придется принимать по одному техническому регламенту в тридня. Это нереально».

У «Единой России», чья политическая влиятельность во многом держится нааппаратном усердии региональных элит, есть возможность благотворноповлиять на смену экономического курса. Надеемся, она ею воспользуется.

Об экономическом самоуправлении на местах, особенно на уровнестаропромышленных муниципий, даже не заикаются. «За три года общиеналоговые отчисления Северского трубного завода увеличились вдвое. Нопо городу Полевскому, где располагается предприятие, они упали в пятьраз. Рабочий здорово ощущает снижение жизненного уровня: ухудшаютсядороги, не хватает детсадов», — свидетельствует Алексей Дегай. «Рабочиепоселки разрушаются, оттуда бежит интеллигенция. 20 — 30% налогов,которые выплачивает градообразующее предприятие, должны оставаться наместе», — вторит ему владелец Ключевского ферросплавного завода СергейГильварг. Неравенство возрастает — рабочая сила перетекает в наиболееконкурентоспособные, промышленно развитые города (в основном с сырьевойи низкопередельной продуктовой спецификацией). Но ресурс их развития,повторяем, ограничен. Это западня.

Старое-новое, жесткое-мягкое
На протяжении 90х годов в мире произошла смена промышленной политики. На смену традиционной, «жесткой», пришла новая, «мягкая»


Дополнительные материалы:

— определение «приоритетных отраслей» на основе аргументов, частоопирающихся не на анализ факторов конкурентоспособности, а на вопросынациональной безопасности;

Для «жесткой» были характерны методы прямого государственного вмешательства в экономические процессы:

— опора на бюджетное субсидирование и кредитование предприятий приоритетных отраслей;

— вмешательство в рыночную структуру отрасли с целью «назначения»компанийчемпионов, которыми оказывались компании со значительнымучастием государства в собственности;

— протекционистский путь во внешней торговле, направленный на создание«тепличных» условий для национальных производителей и привлечениепрямых иностранных инвестиций.

— развитые механизмы косвенного субсидирования компаний за счетманипуляций с валютным курсом, регулирования цен на сырье и энергию,тарифов естественных монополий;

— создание базовых «правил игры» и конкурентных условий, содействующихреализации предпринимательской инициативы и рыночному выявлениюотраслейлидеров;

Новая промполитика предполагает:

По материалам зампреда экспертного совета при комитете по промышленности РСПП Сергея Афонцева

— поддержку инфраструктурных и инновационных проектов, позитивныйэффект которых распространяется не только на компанииинвесторы, но и накомпании, выступающие в роли их поставщиков, клиентов, а иногда иконкурентов.


Франц Ленер
Фото - Андрей Порубов


Ум — хорошо, а завод — лучше
Президент института труда и техники Научного центра земли СеверныйРейн — Вестфалия Франц Ленер свидетельствует: на одной экономикезнаний, без индустриального производства, не выехать

Во-первых, Рур до сих пор остается заложником индустриальнойистории. Еще в 60х годах здесь не было сильных университетов.Во-вторых, за последние 15 лет время от разработки нового продукта допродаж сократилось до 5 — 7 лет, но период от открытия до созданияпродукта и восприятия его рынком прежний — 30 лет. Пример — проектAirbus: начавшись в 60е годы, он увенчался успехом только через 30 лет.Или знаменитый Массачусетский технологический университет. Это мировойнаучный лидер в области биотеха, но он не создает бизнесов, рабочихмест. Сегодня знаний больше, чем требуется. А возможностей испособностей претворить их в экономический эффект — гораздо меньше. ИЕвропа, в том числе Германия, пока не демонстрирует здесь особыхуспехов. Мобильный телефон, факс, сердечный стимулятор были созданы вГермании. Но соответствующий бизнес, рынок, а вместе с ним рабочиеместа, возникли в США и Японии.
Втретьих, важен и субъективный фактор. Поскольку горизонт превращенияизобретения в товар — несколько десятков лет, люди, от которых зависитсудьба инноваций, зачастую не заинтересованы в их продвижении.Например, в 60е годы в Северном Рейне — Вестфалии Союз угля и сталипротивился внедрению инноваций: уходили рабочие руки.

30 лет назад индустриальные районы Германии, в том числегорно-металлургический Северный Рейн — Вестфалия, начали входить вкризис. Рабочие места перетекали на территории с более низкимблагосостоянием населения. В нашем регионе уровень безработицы достиг20%. Одновременно обострялась экологическая проблема. Тогдашний канцлерВилли Брандт заявил: небо над Руром снова должно стать голубым. И оностало. А в Рейне снова появилась рыба. Земля взялась за размещениеновых отраслей, например, автомобилестроения, за НИОКР в областибиотехнологий, новых материалов, медицинской техники. Однако ониповторили судьбу горнорудной промышленности. Сегодня это не то, чтообеспечивает прорыв.

Но объединенная Европа демонстрирует другие примеры. Остро всталапроблема рассогласованности. Еще совсем недавно одновременнодействовали 72 программы по развитию Рура, Германии, ЕС. Они не былисогласованы, противоречили друг другу. Концепции сменяли одна другую.Уйма денег была потрачена впустую. Так, в соседних городах зачем-товозвели несколько технопарков.

Есть примеры, когда с функцией продвижения инноваций удачно справлялосьгосударство. В Японии министерство экономики и труда выступалопосредником между наукой и промышленностью, мониторило запросы ивозможности. На стыке этих интересов в университеты пошли значительныеинвестиции. В результате Япония сделала потрясающий прорыв в областихимпрома, автопрома, электроники. Сегодня по тому же пути идет Китай.

Подготовил Александр Задорожный

Тогда, столкнувшись с проблемами в высокотехнологичном производстве, вСеверном Рейне — Вестфалии задумались: почему бы не сделать ставку наразвитие услуг? Скажем, в Дортмунде соединили возможности ИТ истрахового бизнеса. Но теперь становится ясно: инновации проистекают изпромышленности, услуги — лишь рынок их применения. Другими словами, безпромышленности прогресс невозможен.

По мнению Гунтера Келлермана из Объединения химическойпромышленности, жесткие экологические требования к индустриидестабилизируют экономику

— К 1990 году стало понятно, что национальная промышленная политика,основанная на субсидировании отраслей, протекционизме, не увенчаласьуспехом. Ставка была сделана на снижение бюрократическойзарегулированности экономики и пограничных барьеров, на интенсификациюобмена товарами, технологиями и рабочей силой, на развитие общерыночнойинфраструктуры (например, путем совершенствования связи ителекоммуникаций, защиты интеллектуальной собственности), слияниекомпаний, создание крупных игроков — «национальных чемпионов». ЕСпоставил задачу к 2010 году стать самым конкурентоспособнымэкономическим пространством в мире. При этом особый упор сделан наподготовку научных кадров: к 2010 году доля НИОКР в ВНП, по планам,должна вырасти до 3%.

Чисто, но пусто
Гунтер Келлерман
Фото - Андрей Порубов

Подготовил Александр Задорожный

В 2003 году главы правительств Великобритании, Франции, Германиипризвали к сокращению индустриального производства, к переходу напроизводство услуг. Это было вызвано как экономическими, так иэкологическими причинами. Соответственно, если в 1990 — 1997 годах наевропейском пространстве было принято 22 законодательных акта,регулирующих химическое производство, то в 1998 — 2005м — уже 750, восновном в сфере защиты окружающей среды. Бюрократизация чрезмерна.Например, дорожает процедура регистрации новых веществ, и мы начинаемотставать от США в области биотехнологий, нанотехнологий. Ихпроизводство вместе с рабочими местами переносится за границу, ученыеуезжают в Америку. То же можно сказать о рынке товаров для здоровья. Оннастолько забюрократизирован, что технологии, продукты продвигаютсяочень медленно. Это также стоит нам тысяч рабочих мест. Но надопонимать, что новые услуги не возникают на пустом месте, они зависят отматериального производства.

Первый заместитель генерального директора Межведомственногоаналитического центра Сергей Колпаков считает: интегрируясь вмеждународные производственные цепочки и одновременно применяяпротекционистские меры, Россия реанимирует собственный авиапром

— Ранее малый объем финансирования авиапрома распределялся по большомуколичеству программ. Сейчас на фоне их резкого сокращения происходиттакое же резкое увеличение финансирования. Пример — создание новогорегионального самолета Су — Russian Regional Get (RRG). этот проектосуществляется на основе государственных гарантий. Под нихВнешэкономбанк и Внешторгбанк выделили 100 млн долларов на девять летпод 9% годовых.

И себе, и людям
Сергей Колпаков
Фото - Андрей Порубов

В RRG, например, почти все агрегаты — импортные. Оговорюсь: RRG большерассчитан на заграничные рынки. Инфраструктура наших аэропортов пока неготова его принять: двигатели самолета располагаются в 80 см отвзлетно-посадочной полосы и как пылесос всасывают камушки и мусор.Поэтому в дополнение к этому мы участвуем вместе с украинскимипартнерами в проекте самолета Ан-14 ;

Программу RRG консультирует Boeing (американское правительствозапретило поставки агрегатов для «Сухого»), в проекте участвует сотнязарубежных поставщиков. Вообще приходится признать: установка импортныхкомплектующих повышает конкурентоспособность продукции. Приведу впример двигатель «Пермских моторов» ПС90А: по шумности он не отвечаетевропейским требованиям, которые вводятся со следующего года, его нужнодоводить до ума. Через два-три года появится двигатель ПС90А2, надкоторым «Пермские моторы» работают вместе с Pratt & Whitney, онбудет соответствовать европейским требованиям. (Правда, в связи сучастием американцев возникают проблемы с установкой этого двигателя навоенные самолеты.)

Другое направление государственной промполитики — поддержка лизингагражданской авиатехники путем наполнения уставных капиталов двухкомпаний, «Ильюшин финанс компани» и Финансовой лизинговой. С 2003 годатуда закачано 440 млн долларов государственных средств. Это позволилокомпаниям привлечь дополнительные кредиты и разметить заказы. Сегодня,например, портфель заказов «Ильюшин финанс компани» — 28 самолетов.Всего до 2010 года на внутренний рынок будет поставлено 90 самолетов.

Однако благодаря RRG мы входим в мировые технологические цепочки.(Профессор университета Геттингена Петер Шульце не исключил возможностиорганизации в России сборки самолетов Airbus. — Ред.) Это позволит нампереоснастить авиапром, подготовить современные кадры, реанимироватьотраслевую науку, создать новые материалы, двигатели и т.д. Это,естественно, скажется и на состоянии национальной безопасности. Поэтомумы выступаем за снижение таможенных пошлин на зарубежные комплектующиеи оборудование.

При этом, скорее всего, будут сохранены 20процентные импортные пошлинына все иностранные самолеты. С учетом НДС они на 40% дорожеотечественных.

В том же русле субсидирование лизинговых платежей авиакомпаний подпокупку российских самолетов. С 2003 по 2008 год по этой программебудет направлено 60 млн долларов государственных средств.

Подготовил Александр Задорожный

Таким образом, по умереннооптимистическому прогнозу, к 2010 году Россияежегодно будет выпускать до 80 гражданских самолетов (показатель 2006го—10 самолетов). Доход составит 2,5 млрд долларов, а с учетом поставокна внутренний и внешний рынки военной техники — 10 — 15 млрд долларов.

Профессор университета Геттингена (Германия) Петер Шульцеподчеркивает: российская государственная политика в области авиапромасильно напоминает историю создания европейского международного концернаAirbus

Госгарантии от ненастья
Петер Шульце
Фото - Андрей Порубов

Первые десять самолетов закупили Таиландские авиалинии, потомамериканцы. Так произошел прорыв. Сегодня Airbus — лидер высокихтехнологий в Европе, обеспечивающий 55 тыс. рабочих мест. Правда, впоследнее время, в отличие от Boeing, он не столько разрабатывает новыетехнологии, сколько использует прежние. Boeing-757 сдвинул конкурента слидирующих позиций в мире. Возможно, Airbus снова потребуютсягосударственные гарантии.

В 60-х годах европейский авиапром находился в застое. Европа,обеспечивая до четверти мировых пассажирских перевозок, производилалишь 10% авиапарка, 85% держали США. Штаты, недавние освободителиЕвропы, умело экспортирующие привлекательные образы «американскоймечты», пользовались особым расположением потребителей. Отдавая себеотчет в том, что авиастроение — мощный двигатель высоких технологий,стратегически важная отрасль, правительства Великобритании, Франции иГермании приняли решение о выделении 100процентных гарантий под НИОКРдля нового международного авиаконцерна — Airbus. Госгарантии не былирешающим условием, но они сыграли роль «зонтика в ненастную погоду»,когда в середине 70-х плохо раскупались первые самолеты концерна.


Ушел, чтобы остаться? Отрезвляющее лето Аудиторский кулак Индикаторы рынка потребительского кредитования, II квартал 2006 года Не расходы, а выгодные инвестиции Здоровые слияния Выгодная экология Слово за слово Непоэтическое зрелище

Главная / Анализ