Главная / Анализ / Без закона не входить

Прежде всего речь идет о неполноте нормативной базы, регламентирующей поведение компаний на оптовом и розничном рынках электроэнергии. Постановления правительства (№529 и №530 от 31.08.06) регулируют работу в целом. Но до сих пор нет документов, которые должны конкретизировать положения этих постановлений. Например, разъяснить правила определения стоимости электроэнергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам, оплаты отклонения фактических объемов от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электроэнергии. Не ясно, как проводить конкурсы на право деятельности в качестве гарантирующего поставщика. Нет правил коммерческого учета электроэнергии на розничных рынках. Наконец, отсутствует методика расчета нормативных потерь электроэнергии в сетях, если прибор ее учета расположен не на границе балансовой принадлежности, то есть не в точке, разделяющей сети поставщика электроэнергии и сети потребителя (сбытовые компании часто с этим сталкиваются).


РАО «ЕЭС России» в этом году проведет два раунда аукционов, на которых продаст акции 58 энергосбытовых компаний. В начале года в порядке эксперимента с молотка ушли акции АО «Ярославская энергосбытовая компания». В конце мая проданы пакеты семи компаний, в том числе ОАО «Свердловэнергосбыт», в сентябре РАО готовится продать еще 1 Полагалось, что этим энергохолдинг рушит собственную монополию на рынке, после аукционов появятся условия для возникновения настоящей конкуренции. Однако практика показала: одной передачи сбытовых компаний в руки независимых инвесторов мало. Полноценного рынка не получится, пока не будет решен ряд структурных проблем, с которыми энергосбытовым компаниям приходится сталкиваться на каждом этапе работы.

Нет баланса Оптовый рынок электрической энергии в первую очередь ориентирован на генерирующие компании, защищает их интересы, и зачастую — не в пользу сбытовых. Наиболее остро стоит вопрос с некорректной временной привязкой платежей по регулируемым двухсторонним договорам (РДД). По существующим условиям графики оплаты электроэнергии, покупаемой энергосбытом на оптовом рынке, а конечными потребителями — у сбытовой компании, не совпадают. В результате страдает финансовая независимость сбытов, контрольные показатели работы. Финалом может быть потеря статуса гарантирующего поставщика (ГП), если компания не сможет самостоятельно компенсировать этот дисбаланс платежей.

Другие проблемы развития сбытовиков в регионах делятся на четыре основные группы: взаимоотношения на оптовом и розничном рынках, с сетевыми компаниями, а также тарифное регулирование.

Стоит отметить, что отсутствие рычагов, позволяющих игрокам влиять на величину небаланса, а также невозможность ее прогнозирования ущемляет интересы ГП как полноправного участника рынка.

Согласно стратегии РАО, доля РДД на рынке постепенно будет сокращаться, а доля секторов оптового рынка — так называемого балансирующего рынка (БР) и рынка на сутки вперед (РСВ) — расти. Однако на этих рынках остро стоит проблема небалансов: изза особенностей модели расчета на оптовом рынке возникает несовпадение требований по оплате электроэнергии со стороны поставщиков-генкомпаний и обязательств — со стороны покупателей-энергосбытов. При этом небаланс на БР увеличивает стоимость покупки электроэнергии, а на РСВ — снижает стоимость ее продажи. Все это ведет к убыткам сбытовиков.

Отсутствие механизма возмещения расходов энергосбытовой компании в связи с изменением договорного объема электроэнергии потребителями приводит к образованию у нее выпадающих доходов (до 5 — 10%). Специфика энергетического рынка такова, что сбытовикам постоянно приходится покупать для потребителя сверхбалансовые объемы электроэнергии. Запросы бизнеспотребителей постоянно меняются, они не зависят от графика поставки электроэнергии по договорам, заключенным энергосбытами с генерирующими компаниями. В нынешней ситуации такая система ведет к прямым убыткам.

Работу сбытов на розничном рынке также затрудняет отсутствие ряда нормативных документов: нет утвержденных правил определения стоимости электроэнергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам, правил оплаты отклонения фактических объемов от договорных. В результате потребители отказываются оплачивать электроэнергию по нерегулируемой цене, ссылаясь на непонимание механизма трансляции, а также отсутствие утвержденных нормативных документов. Соответственно, растет дебиторская задолженность энергосбытовых компаний, а в определенных случаях (например, когда в суде не удается доказать правомерность применения нерегулируемых цен) — и выпадающие доходы.

Хождение за надбавкойПосле того, как энергия куплена, ее необходимо доставить потребителю. На этом этапе у сбытов возникают проблемы со смежниками — сетевыми компаниями. Особенно у гарантирующих поставщиков или тех, кто претендует на этот статус. Ведь одним из обязательных условий участия в конкурсе на статус ГП является наличие лицензии на продажу электроэнергии гражданам, а получение ее в свою очередь невозможно без сертификации сетей, по которым электроэнергия будет доходить до конечного потребителя. Сертификаты выдают организации, уполномоченные Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. При этом процедурные хлопоты ложатся на собственника сетей — сетевые компании. Но у них отсутствуют какая бы то ни было мотивация и ответственность за проведение подобной сертификации.

Таким образом, покупка сверхбалансовых объемов электроэнергии в неценовых зонах приводит к значительным выпадающим доходам энергосбытовых компаний, что оказывает негативное влияние на ее финансовые показатели и ставит под вопрос сохранение статуса гарантирующего поставщика.

В результате сбытовики и сетевики не могут точно определить объемы полезного отпуска и потерь в сетях и постоянно спорят об объемах платы за передачу электроэнергии.

Отсутствие правил коммерческого учета электроэнергии на розничных рынках не позволяет урегулировать разногласия между сбытовой и сетевой организациями по договору. Это создает дополнительные трудности в расчетах с потребителями электроэнергии с присоединенной мощностью 750 кВА и выше.

Когда электроэнергия доходит до потребителя, возникают новые проблемы. Как известно, прибыль ЭСК, а значит, и возможности для развития, ее устойчивость на рынке, напрямую зависят от величины сбытовой надбавки. Но действующая методика формирования обеспечивает, как правило, только общехозяйственные затраты компании и не учитывает необходимость хеджирования финансовых рисков, которым подвержены гарантирующие поставщики изза несовершенства нормативноправовой базы.



Неуправляемые управленцыОтдельный разговор — работа управляющих компаний. Жилищный кодекс, а также правила предоставления коммунальных услуг предусматривают: с 01.01.08 взаимоотношения с населением будут осуществляться преимущественно через управляющие компании (за исключением случаев непосредственного управления домом жильцами). Между тем критерии создания и оценки деятельности управляющих компаний, а также органы, контролирующие их работу, до сих пор не определены. В результате возможна ситуация, когда эти структуры собирают деньги с населения, но с поставщиками электроэнергии не рассчитываются. Наложить взыскание практически невозможно: их имущество составляет несколько стульев и компьютер. Все это создает значительные финансовые риски для сбытов.

Мало того, заработанные деньги энергосбытам надо еще получить, причем желательно в строго оговоренные сроки. Но структура нормативной базы изза противоречия в документах исключает подобное в принципе. Так, правилами оптового рынка предусмотрена преимущественно авансовая форма оплаты за приобретаемую электроэнергию. Однако в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением правительства № 307 от 23.05.06, население должно платить до 10 числа месяца, следующего за расчетным. Аналогичная ситуация по срокам оплаты складывается и с бюджетными организациями. Налицо нестыковка. Результат — кассовые разрывы у сбытовых компаний.

Хотя в других случаях власти напрямую вмешиваются в отношения участников рынка. Примеры использования административного ресурса можно найти в большинстве регионов страны. Преференции, выдаваемые органами власти отдельным сбытовым компаниям, не слишком укладываются в структуру рыночных отношений. Например, на обслуживание к «нужной» компании потребители могут перейти по звонку «сверху». При этом все конкурентные механизмы — стоимость энергии или условия обслуживания — перестают играть какуюлибо роль. И до тех пор, пока подобное будет случаться, ни о каком эффективном построении рынка и конкурентных отношений не может быть и речи.

Сложности подобного рода возникли у ОАО «РКС» на территории Уральского региона с управляющими компаниями ООО «Каменская коммунальная компания», ООО «УралДом Сервис». Требуется вмешательство местных властей. Но они, понятно, предпочитают не встревать в конфликт.

Но опыт последних лет показывает: промышленные потребители все больше задумываются об экономии затрат на покупку электроэнергии, предпочитают создавать собственные генерирующие источники или энергосбытовые структуры.

Покупка пакета — еще не гарантияНа Урале на все эти проблемы накладывается региональная специфика. На первый взгляд, Урал удобен для работы энергосбытовых компаний: здесь расположено большое количество крупных потребителей — промышленных предприятий различных сфер экономики со стабильно растущим энергопотреблением. На их долю приходится до 60% объемов продаж. Сбыты, их обслуживающие, достаточно эффективны и обладают преимуществами перед коллегами, имеющими значительный объем социально значимых потребителей — население и бюджетную сферу.

После устранения законодателями лакун в нормативных актах энергосбытовой бизнес в Уральском регионе получит хорошие перспективы. Сбытовые компании неминуемо будут укрупняться, причем укрупнение пойдет в рамках как одной территории, так и нескольких регионов. Решающими факторами в конкурентной борьбе за рынок станут грамотно выстроенная маркетинговая стратегия и налаживание взаимоотношений с потребителями, снижение издержек за счет синергии и эффекта масштаба.

Развитие рыночных отношений в электроэнергетике, в частности в сбытовом бизнесе, должно создать эффективно работающие компании и способствовать достижению важнейшей цели реформы — обеспечению надежного и качественного энергоснабжения потребителя. Он останется только в выигрыше: в условиях роста рыночной конкуренции энергосбытовые компании будут вынуждены применять современные подходы к организации бизнеспроцессов, расширять спектр предоставляемых услуг и повышать качество обслуживания. Учитывая опыт западных компаний, занимающихся куплейпродажей электроэнергии, можно утверждать, что энергосбытовые услуги востребованы и могут иметь соответствующую рыночным условиям доходность — до 20%.

ОАО «Российские коммунальные системы» (РКС) крупнейшая частная компания, работающая в коммунальной сфере. Основные акционеры — ЗАО «КЭСХолдинг» (75% акций), РАО ЕЭС (25% акций). Уставный капитал — 1 млрд рублей. Выручка за 2006 год — около 24 млрд рублей. Ведет деятельность на территории 12 регионов России, в том числе в Свердловской области и Пермском крае. Основные виды деятельности — теплоснабжение, энергоснабжение, водоснабжение.

Дополнительные материалы:

Рынок на сутки вперед (РСВ) — спотрынок, сектор оптового рынка. Определяет цену на расчеты за электроэнергию между субъектами рынка, поставляемую сверх объемов по регулируемым договорам. В этом секторе продаются и покупаются излишние и недостающие объемы электроэнергии.


Балансирующий рынок (БР) — сектор оптового рынка. Предназначен для компенсации отклонений фактических поставок электроэнергии от объемов, определенных на рынке «на сутки вперед». Представляет собой внутричасовые аукционы ценовых заявок на продажу электроэнергии, поданных в отношении генерирующих мощностей, а также ценовых заявок заинтересованных потребителей с регулируемой нагрузкой на изменение их нагрузки в режиме реального времени.

Вопреки постановлению правительства РФ от 31.08.06 № 529 и № 530 до сих пор не приняты: — правила определения стоимости электроэнергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам, оплаты отклонения фактических объемов от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электроэнергии;

Регулируемые двухсторонние договоры (РДД) — договоры на поставку электроэнергии по цене, определяемой федеральной службой по тарифам.

— правила коммерческого учета электроэнергии на розничных рынках электроэнергии;

— правила проведения конкурсов на право осуществления деятельности в качестве ГП;



— методика расчета нормативных потерь, если прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности.


«Трансглобал» не разошелся с «Миром» Дефолт по умолчанию Минприроды предупреждает Грядет похолодание, однако Никто не застрахован К импортозамещению готовы, но его не будет Свой рынок ближе к телу Зима тревоги нашей День лицея

Главная / Анализ