Главная / Анализ / Игра в наперстки

Наиболее известна и прорекламирована правительствомвнешняя сторона — изменение правил, регулирующих отношения операторовсвязи с потребителями услуг, а также либерализация дальней связи.Внутреннюю часть реформы — коренную перестройку системы регулированиямежоператорских отношений — разработчики законодательства комментируютне столь охотно, упирают на термин «упорядочивание». Между тем,по словам представителя одной из компаний связи, изменения «больноударили по всем операторам без исключения».



«Комментариев полно, цензурных мало», — с такой экспрессивной оценки началась беседа корреспондента «Э-У»с представителем оператора местной связи о последних измененияхв законодательстве, регулирующем работу отрасли. Ушедший год войдетв ее историю как время самых масштабных перемен. Приняты несколькодесятков постановлений правительства и изменений в закон о связи, рядпоправок еще рассматривает Госдума. Большинство нормативных актоввступило в силу 1 января 2006-го. В совокупности объем изменений стольвелик, что связисты говорят о них не иначе как о реформе отрасли.

Сетью, отвечающей заданным характеристикам, обладает,помимо Ростелекома, только Международный Транзит Телеком, близкик этому Голден Телеком и ТрансТелеКом. Именно они станут в этом годуконкурентами бывшему монополисту. Вариантов действий для остальныхкомпаний, получивших лицензию, три. Первый — построить сетьв соответствии с требованиями. Это маловероятно: по оценкеспециалистов, на создание внутризоновой сети придется потратитьот 5 до 10 млн долларов в каждом из 88 субъектов РФ, а на строитель-ствополноценной междугородной сети — от 50 млн долларов. Срок окупаемоститакой сети — минимум пять лет, перспективы бизнеса туманны: компаниярискует не отвоевать необходимое количество абонентов у игроков,вошедших на этот рынок раньше. Второй путь — расстаться с лицензией.Начало оказания услуг в большинстве выданных лицензий датируетсяапрелем этого года. Если через три месяца лицензией не воспользовались,Россвязьнадзор имеет право ее отозвать. Вариант третий — арендоватьинфраструктуру у того же Ростелекома. Скорее всего, часть операторовтак и поступит.

Так называемая либерализацияС 1 января ОАО «Ростелеком» утратил статусединственного оператора в сегменте дальней связи. Теперь этолицензируемая услуга. Лицензиатов уже 1 Чтобы начать работу, онидолжны построить сеть, имеющую точки в каждом регионе России: какминимум по одному транзитному междугородному узлу связи в федеральныхокругах и четыре международных, соединенных с иностранными операторами(по два в европейской и азиатской частях России). Власти объясняютстоль жесткие требования тем, что все жители РФ должны иметь равныевозможности доступа к дальней связи: оказывать услуги, к примеру, лишьна половине территории оператору нельзя (см. «Ждите ответа», «Э-У» № 38 от 10.10.05).

Еще один факт в пользу того, что жесткой конкуренциине будет: любой абонент, хоть раз позвонивший через «восьмерку»по межгороду после 1 января, тем самым автоматически заключил договорс Ростелекомом. Чтобы воспользоваться услугами другого оператора,клиенту придется каждый раз набирать после «8» специальный код илиявиться в офис компании для заключения письменного договора. Врядли это сделают многие. (Еще одна аналогия: размещать пенсионныенакопления в НПФ выгоднее, однако обратилась к услугам фондовнезначительная часть населения. Большинство повело себя пассивно:доверило пенсионные накопления государству, поскольку для этогоне нужны были какие-то действия.)

В этом случае они смогут оказывать услуги дальнейсвязи, но вряд ли станут ему конкурентами. (Налицо фикция конкуренции.Аналогия: формально частные компании, осуществляющие грузоперевозкина железной дороге, — конкуренты ОАО «РЖД». Реально — нет, посколькуработают на основных фондах РЖД и полностью зависимы от монополиста.)

Где добавилось, а где убавилосьДа что там перспектива… Либерализация дальней связи ужесегодня создала любопытный эффект: до 1 января рынок был куда болееконкурентным. Дело в том, что одновременно с выдачей лицензийна дальнюю связь потенциальным конкурентам Ростелекома, лицензиина оказание услуг международной и междугородной связи отозваныу межрегиональных компаний (МРК). Они не могут оказывать эти услугиот своего имени. Как пояснил заместитель генерального директора ОАО«Уралсвязьинформ» Андрей Белобоков, компании в новыхусловиях становятся агентом лицензированного оператора дальней связи(сегодня на Урале это только Ростелеком), своеобразным посредникоммежду ним и абонентом. МРК будет выставлять счета, проводить билинг,станет своеобразным «доверенным лицом» Ростелекома в маркетингеи взаимоотношениях с клиентами. Но саму услугу может оказывать тольколицензированный оператор дальней связи, а МРК под это определениене подпадают.

На ближайший год самый оптимистичный прогноз таков: у Ростелекома появится два-три конкурента, которые «отъедят» у него 10 — 15% рынка. Вряд ли это можно назвать конкуренцией.

У МРК осталась зоновая связь, а междугороднаяи международная выпали. Не секрет, что доходы от двух последнихнаправлялись дочерними компаниями Связьинвеста на дотирование зачастуюубыточной местной телефонии. Для компенсации с нового года вводитсянадбавка, которую будут платить «дальние» операторы дочерним компаниямСвязьинвеста. Для Уралсвязьинформа размер надбавки — 75 копеекза минуту. Андрей Белобоков считает его «достаточным, если объемымеждугородного и международного трафика не изменятся в меньшуюсторону». В этом случае уральская МРК не понесет убытки от того, чтобольше не будет заниматься междугородной и международной связью.Уралсвязьинформ прогнозирует даже 7процентный рост доходов в этом году.Но его удастся добиться только благодаря бурному развитию интернетаи мобильной связи. Другие МРК более пессимистичны. Например, Северо-ЗападныйТелеком объявил, что изза выпадения междугородной составляющей доходыкомпании в 2006 году по сравнению с предыдущим снизятся на 8%.

В результате, если раньше дальняя связь приносила ОАО «Уралсвязьинформ» около 30% выручки, теперь только 12%.

Новое законодательство практически ставит крестна развитии рынка. Дело в том, что технически IPтелефония возможнав двух вариантах.

Малый бизнес помножили на нольПарадокс: до начала реформы у Ростелекома были реальноработающие конкуренты. Сотни (по другим оценкам — тысячи) малыхи средних операторов предлагали услуги IPтелефонии и успешно отбиралиу монополиста долю рынка в корпоративном и частном сегментах. (Еслине вдаваться в технические подробности, IPтелефония — это передачаголосового трафика в оцифрованном и сжатом виде по интернетканалам.Конкурентное преимущество технологии — преодоление больших расстояний,минуя сети как зонового, так и международного оператора. Благодаряменьшему количеству звеньев в цепочке, пропускающей трафик, IPзвонокобходился на 20 — 80% дешевле, чем по традиционным каналам.)До 1 января для работы в IPтелефонии требовалась всего-навсеголицензия на оказание услуг передачи данных, имевшаяся практическиу любого интернетпровайдера. Поэтому такие услуги предоставляли оченьмногие. Рынок набирал обороты, качество связи росло, а цены в силувысокой конкуренции падали.

С 1 января, признается руководитель управления Федеральной службы по надзору в сфере связи по Свердловской области Владимир Жернов,IPтелефония в нынешнем ее виде вне закона. Пока операторы работаютпо инерции, однако правовая почва изпод их ног выбита. Падениесложившегося рынка IPтелефонии в России — вопрос времени и вниманияконтролирующих органов.

В первом оконечными устройствами служат, условноговоря, два компьютера, а вместо номеров абонентов используютсяспециальные коды идентификации. В итоге два интернетпользователя могутобщаться друг с другом вслух. Наиболее массовый и востребованныйвариант — абонент телефонной сети может поговорить с другим абонентомпо обычной схеме: снять трубку телефона и позвонить в другой городпо IPканалу (например, используя карточку IPтелефонии). Пикантностьситуации в том, что вторая разновидность отныне относится к обычнойтелефонии, а значит, подчиняется общим правилам пропуска трафика.То есть IPпровайдеры, фактически оказывая услуги дальней связи, должныиметь лицензию на такой вид деятельности. Напомним: для этогонеобходимо построить сеть по всей России, потратить десятки миллионовдолларов, которых у малых и средних предприятий (а это большинствоIPпровайдеров) нет и быть не может.

В этом случае их бизнес перейдет в руки операторадальней связи (читай — ОАО «Ростелеком»), а они в лучшем случае получатправа распространителей услуги на местах и будут работать за небольшойпроцент. Этот прогноз подтверждает, в частности, Владимир Жернов.На вопрос, что будет с IPоператорами, он ответил: «К ним придути сделают предложение, от которого они не смогут отказаться». Путьвторой — в тень. Как показывает мировая практика, многие его и выберут.Серый рынок станет черным. Пример подает Китай: там IPпровайдерыв ответ на попытку урегулирования вообще перестали замечать государствои стали предлагать свои услуги на улице изпод полы.

Выбор у IPпровайдеров невелик. Путь первый: поглощение (скорее всего, недружественное) крупным игроком.

Говорят, хочешь опошлить идею — доведи ее до абсурда.До либерализации рынка дальней связи услуги оказывали Ростелеком,дочерние предприятия Связьинвеста и альтернативные операторы IP-телефонии. После — только Ростелеком.

Разрушение рынка IPтелефонии — самое негативноепоследствие реформы связи, вызывающее максимальное число критическихотзывов участников рынка. Шаг, мягко говоря, непродуманный. Во-первых,Мининформсвязи попыталось «запретить прогресс»: вставитьзаконодательные палки в колеса более продвинутой, чем традиционнаятелефония, технологии, бурно развивающейся во всем мире. Во-вторых,создав парутройку крупных конкурентов Ростелекому, правительство убиломножество реально работающих мелких, появившихся в силу развития рынкабез всякой «либерализации». Государство в очередной раз не озаботилосьсудьбой этих малых и средних предприятий.

Законодатель диктует такой порядок прохождения трафика:междугородный звонок абонента местной телефонной сети должен попастьот местного оператора на сеть оператора зоновой связи, и только оттуда— на сеть оператора междугородной связи (затем вновь на сетьвнутризонового оператора в другой области, оттуда к местному операторуи от него к абоненту). Ничего подобного до сих пор не было:взаимоотношения операторов определялись техническими возможностямии выгодами от сотрудничества. Оператор местной телефонной сети могзаключить договор напрямую с оператором междугородной и международнойсвязи, чтобы звонки его абонентов (при технической возможности) моглипопадать сразу на междугородные каналы. Новые правила и приказМининформсвязи предусматривают совсем другое: местному операторузапрещено (!) заключать договоры присоединения напрямую с операторомдальней связи, даже если их оборудование стоит в одной комнате.

Упорядочили или закабалили?Основная часть реформы — глобальные измененияв регулировании межоператорских отношений. Здесь важны два документа:вступившие в силу с 1 января 2006 года Правила присоединения сетейэлектросвязи и их взаимодействия и приказ министерства информационныхтехнологий и связи № 98 «Об утверждении требований к порядку пропускатрафика в телефонной сети связи общего пользования». Они устанавливаютпроцедуру присоединения сетей разных операторов, порядоких взаимодействия, существенные условия и содержание межоператорскогодоговора. По сути, это жесткий регламент межоператорских отношений:технических, организационных, а главное — финансовых.

Один из возможных выходов для местных операторов— получить статус зонового оператора. Но для этого нужно существеннодостраивать сеть (требование: доступ к сети зонового оператора долженбыть предоставлен абонентам во всех муниципальных районах). Затратымогут вылиться в несколько миллионов долларов. Многие местные компанииуже получили лицензию на зоновую связь и собираются строить сеть.Делается это по большей части не для того, чтобы составить конкуренциюсуществующим зоновым операторам (МРК), а чтобы пропускать междугородныйтрафик через собственные сети, как это было до реформы, минуяпосредника. Таким образом, многомиллионные затраты операторовобусловлены не технической и экономической необходимостью, а формальнымтребованием, заложенным в подзаконные акты.

Еще пример. Многие операторы междугороднойи международной связи имеют в крупных городах страны лицензиина местную связь и некоторое количество абонентов. Теперь им формальнопредписано пропускать звонки этих абонентов на свою же сеть дальнейсвязи через другого оператора, абсолютно не нужного технически. Лишениеместных операторов возможности работать напрямую с междугороднымии международными может вылиться в ухудшение качества связи (появитсялишний сегмент сети, через который проходит звонок) и удорожаниезвонков (за пропуск трафика через лишнего оператора придется платить).Серьезно пострадают доходы небольших местных операторов. Как поясняетАндрей Белобоков, в основном они зарабатывали на том, что приобреталидальний трафик существенно дешевле, чем соблюдавшие все лицензионныетребования компании Связьинвеста. Теперь дешевле не получится: трафикпридется проводить через всю цепочку и каждое звено оплачивать.

Либерализацией не пахнет и на рынке связи в целом.Мы видим усиление государственного регулирования, сокращение числавозможных вариантов поведения для операторов, сужение кругапотенциальных контрагентов по межоператорским договорам. Финансовыепотоки сводятся напрямую в центр, региональные операторы теряют доходы,а региональные бюджеты — налоги. Для операторов связи прокладываются«рельсы» без ответвлений: создается унифицированная системамежоператорских взаимоотношений в масштабах страны.

Подмена понятийСоздается впечатление, что основная цель реформыв сфере дальней связи (по крайней мере, на краткосрочный период)— сведение денежных потоков от услуг междугородной и международнойсвязи в Москву, в руки нескольких крупных операторов (в первую очередьРостелекома). Способ достижения этой цели — фактическое уничтожениеIPтелефонии как дешевой альтернативной дальней связи. Заодно реформапозволяет имитировать в глазах Запада «либерализацию» рынка услуг связив преддверии вступления в ВТО: формально на рынок дальней связидопущены все желающие, а право выбора оператора получает абонент.На деле, если до реформы Ростелеком монополистом не был, то сегодня емумонополию вернули (будем надеяться, лишь на переходный период). Выбороператора дальней связи абонентом пока обставлен в лучших советскихтрадициях — кандидатура одна.


Городской фермер Дырявый почтовый ящик Продается город. Срочно. Торг Крысы для принца Свердловэнергосбыт пойдет с молотка Как до Луны Против шерсти Ферросплавы — в холдинг Дешево и сердито

Главная / Анализ