Главная / Анализ / Плюс-минус результат

Фундаментальные образовательные проблемы — кадры,материальная база, отсутствие содержательных стандартов. Все это вещисистемного порядка. А национальный проект действует точечно: выбираетнесколько (достаточно много) точек, куда будут сделаны финансовыевливания. О системных преобразованиях речь не идет. Не дается ответна краеугольный вопрос — о целеполагании: какой результатобразовательного процесса нужен стране? Невозможно найти пути решениязадачи, если не ясно, что искать.



С каждым годом российскоеобразование снижается в мировых рейтингах. А спуск с горы, какизвестно, происходит с ускорением. Сначала покинули первую десятку,теперь на грани «вылета» из второй. Образование, конечно,не состязание, но становится все более значимым компонентоммеждународной конкуренции. Срочно требуется средство, способноепрекратить движение вниз. Приоритетный национальный проект мог и,по логике, должен был им стать. Но он лишь выполняет функцию парашюта,позволяющего сделать приземление менее болезненным.

Мимо УралаИз четырех уровней образования (дошкольный, школьный,средний профессиональный, высший) национальный проект касается толькодвух: школ и вузов. Председатель комитета Совета Федерации РФ по науке,культуре, образованию, здравоохранению и экологии Виктор Шудегов считает, что этот проект — один из самых неподготовленных: из поля зрения выпали целые отрасли.

В расписании современной школы, кроме уроков, где идетнакопление знаний, есть так называемые динамические паузы, времяпсихологической разгрузки. Национальный проект по образованию подобендинамической паузе. Его явная цель — выпустить пар, уменьшитьсоциальную напряженность в сфере, а не привнести новые знания в систему.

Среди шестисот государственных высших учебных заведенийРоссии будут определены 30 инновационных, которые получат поддержку.Сейчас идет борьба на уровне критериев: что считать инновационнымвузом.

В отношении вузов проект немногословен. Заявлено о двухбизнесшколах и двух национальных университетах. К Уралу они отношенияне имеют. Первые будут создаваться в Москве и Санкт-Петербурге, вторые — в регионах, выбранных по географическому принципу: юг — Ростов-на-Дону,Сибирь — Красноярск. Никакого конкурса проектов национальныхуниверситетов не объявлялось. В Екатеринбурге концепция такогоуниверситета разработана давно и подробно, но она осталась личным деломобласти и города. Выбор непонятен даже «счастливчикам». Владимир Золотарев,ректор Ростовского государственного экономического университета: «Идеясоздания университетов мирового уровня заманчива. Но для объективнойоценки нужно знать, для чего это делается. Пока все разговоры сводятсяк объединению и слиянию». В то время как в Японии ставится вопросо всеобщем высшем образовании, у нас говорят о сокращении вузов. Дажепод идеей национальных университетов многие усматривают стремлениесократить количество студентов и преподавателей, облегчив финансовую«ношу» государства.

Бонусный характер проекта вызывает разное отношение. Министр образования Свердловской области Валерий Нестеровпринцип поддерживает: «Я не считаю, что помогать надо всем в равнойстепени. Поддержка нужна тем, кто совершает движения, а не сидит бездела». Президент Удмуртской республики Александр Волковпредлагает учительскую премию разделить, чтобы досталась большемуколичеству людей. В Челябинской области идут своим путем: помимонововведенных президентских, там уже несколько лет существуютгубернаторские гранты.

Передовики школьного производстваВ школьном сегменте упор также сделан на инновации.Поисковая направленность очевидна: определить, выделить, наградитьлучших. И таким образом активизировать педагогическую среду, создавв ней дух конкуренции. 259 образовательных учреждений Уральскогофедерального округа получат гранты в размере 1 млн рублей каждый, почти800 педагогов — по 100 тыс. рублей. В среднем выбирается один учительиз двух крупных школ. «Разнарядка» лучших учреждений на Свердловскуюобласть — 7

Классные! руководители50 тысяч педагогов региона получат вознаграждениеза классное руководство в размере 1 тыс. рублей ежемесячно. Такнациональный проект подчеркивает важность воспитательной функцииобразования. Отдельно взятая сумма невелика даже на фоне учительскойзарплаты. Но в масштабах страны выплаты выглядят внушительно: этодополнительные 15 млрд рублей в год. (Для справки: ровно столько денегнеобходимо для того, чтобы окончательно решить проблему пробок и плохихдорог в Екатеринбурге.)

Казалось бы, с данным пунктом проекта более-менееясно: разрабатываются конкурсные критерии, доводятся до школ.Но и здесь возможны подводные камни. Первой неожиданностью стала вялаяответная реакция образовательной сферы. Ажиотажа не наблюдается, а вотнедоверие и нежелание «зря» тратить время и силы на оформлениедокументов присутствуют. Отвыкла школа от внимания к себе. «На берегу»возникают сомнения, будут ли награждены действительно самые достойные.После прохождения технической экспертизы (соответствия необходимымтребованиям) в действие вступает гражданская. Экспертными институтамимогут быть ассоциации родителей, выпускников, советы ректоров и такдалее. Однако опыта в проведении подобных «экзаменов» пока нет. Поэтомусуществует реальная опасность круговой поруки, реализации цеховых,узкокорпоративных интересов. Оценка педагогического труда до сих поростается одним из самых сложных и спорных вопросов в образовании.

Если не будут созданы равные условия для разных категорий воспитателей, по словам заместителя губернатора Челябинской области Андрея Косилова,«вместо политических плюсов мы получим минусы». Некоторые территории:Югра, Ямал — взяли на себя выплату вознаграждения за классноеруководство тем, кто не вписался в проект. Вот только любопытный фактпроявился по данным госстатистики: кое-где количество классных руководителей уже превысило количество классов…

Вокруг этой тысячи и возникло больше всегопротиворечий. Кто ее получит, а кто нет? Первоначально прозвучало: те,у кого в классе не менее 25 человек. А если 24? В Челябинской области,например, 40% классных руководителей не подпадали под установленныйпоказатель, в Курганской области — еще больше. Теперь решено, чтоза «недостающих» учеников сумма будет несколько уменьшена. Для сельскихшкол норма иная — 14 человек. В категорию вошли учителя начальныхклассов (хотя для них классное руководство дополнительной функциейне является, а входит в должностные обязанности), но не вошли работникиинтернатов (они называются воспитателями) и коррекционных учреждений.

Техническое перевооружение школы — одна из задачнационального проекта «Образование». На него выделяется более трехмиллиардов федеральных рублей. Для большинства областей Уральскогоокруга важнейшим вопросом остается приобретение автобусов, которыедоставляют детей к месту учебы. В бюджете Удмуртии заложены средствана покупку 50 автобусов, а потребность — 12 В Зауралье, где 86%образовательных учреждений — малокомплектные школы, этот вопрос тожестоит остро.

Сорок к одномуНа 40 учеников должен приходиться один компьютер— такой уровень компьютеризации общего образования принят за норму.Уралу еще предстоит поработать. В достаточно успешной в данном планеСвердловской области пока одна машина приходится на 46 учеников. Лишь14% школ имеют двусторонний доступ в интернет. Планируется ежегодноподключать к всемирной сети до 500 школ, тратя на это 10 — 12 млнрублей, и тогда к концу 2007 года их компьютеризация в области будетзавершена. Как предполагается, компьютерная техника будет закупатьсяцентрализованно и затем отправляться в регионы.

Уже сейчас можно констатировать: практически всесубъекты Уральского федерального округа существенно увеличили в этомгоду расходы на образование. Челябинская область заявляет с гордостью,что на каждый федеральный рубль в рамках нацпроекта она дает три.Свердловская область называет цифру 2 млрд рублей, выделенныхиз областного бюджета на реализацию национального проектапо образованию (это помимо традиционных трат). Министр образованияСвердловской области Валерий Нестеров подчеркивает, что магистральным является путь повышения зарплаты всем работникам сферы. В Салехарде (Ямало-Ненецкийавтономный округ) за счет городского бюджета поддерживаются не тольколучшие учителя, но и ученики: 20 лучших школьников старших классовполучают стипендии в размере 1 тыс. рублей. В Ханты-Мансийскомокруге выделено более 200 млн рублей на проекты, устанавливающиесоответствие между средними профессиональными учебными заведениямии потребностями рынка труда. Регионы своими силами пытаютсявосстановить то, что упущено нацпроектом.

Побочный эффектНациональный проект в сфере образования снимает острыесимптомы, но не устраняет причин неполадок в организме. Любое«лекарство» имеет побочный эффект. Возможно, здесь он окажется сильнееи важнее, чем конкретные меры, заложенные в проект. Это привлечениек сфере внимания власти и общественности. В стране, где выстраиваетсявластная вертикаль, привлечение внимания не менее важно, чемпривлечение денег.

Дополнительные материалы:

Но возможен и иной побочный эффект. Концентрациявнимания на отдельных точках может создать иллюзию перемен илипо крайней мере активного действия. Вроде бы все движется: работа идетпо графику, доклады, отчеты, деньги поступают и тратятся. Значит,должен быть и результат. А где он? И каков он?

Опрос общественного мнения, проведенный региональной организационнойгруппой в ходе реализации нацпроектов «Образование» и «Здоровье»,показал: о проектах знает лишь половина граждан. Причемв заинтересованных сферах уровень информированности не выше среднего.Побывав в нескольких школах Екатеринбурга, я убедилась: ряд педагоговвообще не слышали о национальном проекте. Другие в курсе, но безподробностей. Восторгов по поводу нововведений и даже денежныхпоощрений никто не изъявлял, господствовало отношение недоверия.Проблемы, озвученные представителями реального образования, отличалисьот тех, что пытаются решить властные структуры.

Страшно далеки они от народа
Коллективное мнение учительской о национальном проекте.


Преподаватель химии: «Чиновники озабочены, как бы детине переучились. По­моему, назрела другая опасность: дети недоучиваются.Учебные часы сокращаются, ряд предметов идет факультативно».

Завуч: «Критерии отбора лучших школ и учителей слишком жесткие. Ониподразумевают идеальную схему, а школа — живой организм, возможныи сбои».

Преподаватель обществоведения: «Нет объективных критериев оценкитруда учителя. Среди моих коллег есть такие, кто достоин поощрения,но я не уверена, что они сумеют доказать это какимито цифрами. Говорят,важна «динамика ученика». То есть в прошлом году у него была тройкапо предмету, а теперь четверка. А если школьник был и остаетсяотличником? Оценками не проверишь качество работы педагога».

Учитель начальных классов: «Должна быть адекватная затратам ставка.Чтобы заработать 6 — 7 тыс. рублей, мы вынуждены перерабатывать вдвое,решать проблемы за счет внутренних ресурсов».

А приход достойных людей в образование напрямую зависит, вопервых, от зарплаты, вовторых, от статуса учителя».

Директор школы: «Материальную базу мы потихоньку подтягиваемк приличному уровню. Но остается самый страшный и неразрешимый вопрос— кадровый. Без молодых, энергичных, современно мыслящих учителей школане изменится.


Продается город. Срочно. Торг Крысы для принца Свердловэнергосбыт пойдет с молотка Как до Луны Против шерсти Ферросплавы — в холдинг Дешево и сердито Нет дорогого софта — есть проблемы в управлении Вместе весело стрелять

Главная / Анализ