Главная / Анализ / Дефолт по умолчанию

Уроки историиКазалось бы, само наличие проблем не обязательно должнопривести к кризису: с ними можно справиться. Однако исторический опытпоказывает обратное.

Средства массовой информациивсе чаще поднимают дискуссию о возможности нового банковского кризиса.Среди причин эксперты указывают на три основные: массу малых банков,которые рано или поздно вынуждены будут уйти с рынка; высокуюконцентрацию кредитных рисков в определенных сегментах рынка, напримерв потребительском кредитовании, строительстве или нефтегазодобыче;низкую стабильность банковской системы в целом. Эти причины способныспровоцировать кризис сами по себе или усугубить явления, вызванныедругими факторами.

Сфера обращения приносила гораздо большую прибыль, чемсфера производства. Предприятиям было выгодно иметь свой банк,кредитные учреждения размножались на глазах. Основные доходы ониполучали от огромной процентной маржи и валютообменных операций,а инфляция обесценивала потери от проблемных кредитов.

Начало российской банковской системе положилаприватизация отраслевых банков в 1990 году. В результате возниклонесколько сотен частных банков, у которых уже были активы, клиенты,имущество и персонал. Стремительно создавались и новые банки:в 1992 — 1994 годах их появлялось в среднем по 500 ежегодно. Вспомнимэкономические реалии тех лет: инфляция несколько тысяч процентов в год,единый неконтролируемый наличный денежный оборот в рамках стран СНГи при этом жесткая нехватка наличных денег, введение денежныхсуррогатов, широкое применение бартера. До 1993 года доллар служилнаряду с рублем законным платежным средством. Обычные платежи междурегионами шли несколько дней по системе РКЦ Банка России, потому чтоосуществлялись в бумажной форме. Если добавить к этому огромные пробелыв области экономического права (Гражданский кодекс, законы «Обакционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», «О рекламе» принятылишь в 1994 — 1996 годах), фактический крах Сбербанка, чередуфинансовых пирамид и вал мошенничеств с фальшивыми авизо, то становитсяпонятно, в каких условиях действовали банки.

Между кризисами 1995 и 1998 годов банковская системаразвивалась под сенью олигархических групп. Тогда все крупныепромышленные холдинги имели свои кредитные учреждения, неплохозарабатывающие на финансировании госдолга: так строилась пирамида ГКО.

В 1994 году начался период относительной финансовойстабилизации, и многие банки не смогли адаптироваться к новым условиям.Кризис на рынке МБК в августе 1995 года ускорил процесс банкротства.Причиной стал невозврат кредитов, а в ряде случаев финансовые аферы.Такая банковская система экономике оказалась не нужна— ни количественно, ни качественно. За 1995 — 1998 годы отозвано свышетысячи лицензий, а выдано только 133.

Как показывает мировой опыт, в развивающихся странах банковский кризис чаще всего сопровождает финансово-бюджетный.Сценарии разные, результат один: если экономике плохо, в первую очередьстрадают банки. Примеры показывают Турция и Аргентина (2001 — 2002),страны Юго-Восточной Азии (1997 — 2000). Наш кризис 1998 года из этой же серии.

После кризиса 1997 года в Юго-Восточной Азии, вызвавшего отток капиталов с развивающихся рынков, начал набирать скорость финансово-бюджетныйкризис в России. Соскочить с этого паровоза крупные банки уже не могли.Удар — дефолт 1998 года: 11 банков первой двадцатки стали банкротами.На их долю приходилось 23% совокупных активов банковской системы.Поскольку практически ни один крупный банк не был самостоятельным, им,не задумываясь, жертвовали ради спасения промышленных активов. Страдалипрежде всего кредиторы-нерезиденты, частные вкладчики и бюджет.

Страны-лидерымировой экономики тоже не застрахованы от кризисных явлений, хотя,казалось бы, высокая финансовая культура, накопленный опыт,законодательство обязаны их предотвращать. Кризис в них, как правило,размазан во времени и связан с увеличением рисков в той или инойотрасли экономики. Высокая конкуренция, низкие процентная маржаи рентабельность, длинные сроки кредитов и депозитов, делают банкиуязвимыми к малейшим изменениям внешней среды. Увеличение долипросроченных кредитов приводит к убыткам, и банк по сути ничегоне может изменить в короткие сроки. Довольно часто в историивстречались кризисы, связанные с потребительским кредитованием. Пример:США начала 80-х годов. Японская банковская система с процентнымиставками менее 1% годовых также периодически испытывает трудности из-заневозможности покрыть доходами плохие кредиты. Там на помощь приходитгосударство, выкупая кредиты или даже национализируя банки.

Другой тип связан со сменой политической илиэкономической формации. В этом случае более уязвимы, как правило,государственные банки. Подобные кризисы пережили многие страныВосточной Европы и СНГ. В России это крах Сбербанка в 1992 году (банкхоть и один, но последствия сказались на всей стране), события1995 года.

На вопрос, грозит ли России банковский кризис,большинство экспертов отвечают: «Нет, если цены на нефть не упадут».Если все же упадут, это приведет к снижению рентабельности нефтедобычи,уменьшению поступлений в бюджет, сложностям с обслуживанием займовнефтяными компаниями, ухудшению качества кредитов и общему спадув экономике. Глубина провала будет зависеть от того, насколькои за какой период упадут цены. Обезопасить себя от этой угрозы можнотолько путем снижения зависимости экономики от экспорта углеводородногосырья, но эта проблема к банковской сфере напрямую не относится. Дведругие — большое количество малых банков и низкую надежность системыв целом — можно объединить в одну. Как точно заметил журналист Михаил Леонтьев,«основной продукт, который продает банковская система, — доверие.К сожалению, она его не производит». Как бы ни были велики старанияотдельных банков стать надежными, они не могут увенчаться успехом, еслибанковская система в целом подвержена рискам. И это нагляднопродемонстрировал кризис 2004 года, вообще не укладывающийсяв привычные схемы. Напомним: Альфабанк, один из крупнейших российскихбанков, был атакован вкладчиками, и если бы не своевременные действиявластей (заявление президента и принятие за один день сразу в трехчтениях закона о гарантировании частных вкладов во всех банках),не известно, чем бы закончилась эта история.

Где стелить соломку Исторический и мировой опыт показывает: основнаяпричина кризисов не в том, что банки в погоне за прибылью забываюто рисках. Чаще они просто не могут перестроиться под меняющиеся(и порой очень быстро) условия внешней среды. Одно дело — управлениетекущей деятельностью, другое — стратегическое планирование: оно былои есть далеко не во всех банках.

Правильнее было бы говорить не о чистке,а о реформировании банковской системы. Дело не в размере банков.Проблему создают нерыночные кредитные учреждения, клиенты и заемщикикоторых в основном связаны с собственниками. Не надо забывать и о рынкебанковских услуг для теневой экономики, доля которой по-прежнемувелика. Естественно, такие банки, как и их клиенты, несут повышенныериски. Вступив в систему страхования вкладов, нерыночные банки активноконкурируют за частные депозиты, предлагая более высокие ставки. Этотолкает к повышению доходности вкладов банки рыночные, что значительноснижает и без того невысокую маржу. Под систему страхования вкладовтаким образом закладывается бомба замедленного действия: за крахвысокорисковых банков расплачиваться придется остальным.

Аксиома: чтобы система была надежной, необходимоудалить ее слабые элементы. Чаще всего для этого предлагаютсяадминистративные меры — от повышения требований к минимальному уровнюкапитала банков (и тем самым сокращения их числа) до ужесточенияпруденциальных, установленных ЦБ РФ, норм деятельности. В числе такихмер — отбор в систему страхования вкладов и переход на международныестандарты финансовой отчетности. Практика, однако, показала их низкуюэффективность: в систему попали практически все, кто хотел, а качествоотчетности по международным стандартам оказалось не выше, чемпо российским. Механическая чистка банков исключительно по критериюих величины также не способна оградить систему от ненадежныхучастников.

И начать с собственников. Ситуация, когда «зиц-председательствуют» пять-шестьюридических лиц, обычно ООО с мало говорящими названиями, типична.Реальные собственники зачастую себя не афишируют. Законодательнозапретить номинальное владение банком, конечно, нельзя. Но можносделать обязательным раскрытие информации: не только названия компании-владельца,но и ее бухгалтерской отчетности, учредителей, руководителей. Тогдаклиенты смогут сделать осознанный выбор. Должны быть созданы такиеусловия, чтобы банки сами понимали преимущество публичностии стремились к ней.

При нынешнем уровне раскрытия информации формальныхкритериев для того, чтобы отличить рыночный банк от нерыночного, нет.Поэтому нужно повышать прозрачность кредитных учреждений.

Универсальность большинства российских банков — факторстабильности в быстро меняющихся условиях. К примеру, три года назадрынок потребительского кредитования был в зачаточном состоянии. Однаконовые банки для работы на нем не появились: пришли в основном те, ктоуже набрал силу в других секторах.

На наш взгляд, неверно и утверждение, что укрепитьбанковскую систему способно увеличение доли иностранного капитала, какэто было в Восточной Европе. Два банковских сектора просто будут житьпараллельно: более надежный иностранный и менее надежный отечественный.Впрочем, иностранные банки не спешат выходить на российский рынок.Первая причина: они не могут принимать на себя риски, свойственныенашему рынку. Непрозрачность бизнеса потенциальных заемщиков-юрлиц,отсутствие качественного залога, проблема подтвержденных доходовфизлиц, излишне стандартизованный подход к анализу заемщиковне позволяют им широко развернуть кредитную деятельность. Иностранцыснимают с рынка сливки, кредитуя наиболее платежеспособных клиентови оставляя российским банкам прочих. Причина вторая — проблемауправления. Многие иностранные банки предъявляют специфическиетребования к сотрудникам (например, поголовное знание английскогоязыка). Это логично, пока они работают преимущественно с корпорациямии высокообеспеченными физлицами. Но расширение бизнеса в массовыесегменты окажется при этом нерентабельно.

Дополнительные материалы:

Итак, чтобы избежать кризисов, необходимоцеленаправленно решать задачу реформирования банковского сектора.Но количественное и качественное изменение этой системы врядли возможно в короткие сроки и без потрясений. Так что кризисы угрожаютнам по умолчанию — по дефолту.



Василий Бабанов


Банкиры уральского региона об угрозе кризиса

— Основным индикатором финансового кризиса я считаюотношение кредитов к ВВП, и по этому критерию предпосылок к немуне вижу. Конечно, вызывает некоторые вопросы объем просроченнойзадолженности в банках. В определенный момент в банковской средевозникает ситуация неблагоприятного отбора заемщиков: банки вынужденыдавать деньги, заранее предполагая, что расчета по займу не будет.Такие потенциально опасные заемщики сегодня на рынке есть.Экономический подъем в стране привел к тому, что предприниматели началиактивно осуществлять инвестиционные проекты, осваивать новые видыбизнеса, как правило, за счет заемных средств. Именно эту категориюзаемщиков я считаю наиболее потенциально опасной для банков. Втораятревожная ситуация возникает, когда собственники банков приоритетомдеятельности ставят реализацию личных проектов, имеющих низкуюликвидность и подверженных неблагоприятным изменениям на рынках,например, в недвижимости. Но это лишь отдельные проблемы,а не предпосылки для кризиса.

Василий Бабанов



Сергей Севрюков




— Угрозы кризиса, вернее, его масштаб, на мой взгляд,несколько преувеличены. Безусловно, структурные перекосы в банковскойсистеме есть. И связаны они с большим количеством малых банков.Согласен, банки, которые не могут найти место на рынке, банкикэптивные, нужно постепенно ликвидировать. Но делать это следуетлиберальными методами, то есть созданием соответствующих условий.Владельцы таких банков, осознав, что у бизнеса нет перспектив, простоне захотят продолжать агонию. Так не лучше ли создать законодательныйи процедурный механизм для постепенного умирания? При этомпринципиально важно не выдавливать малые банки, которые работаютс малым и средним бизнесом. У этой категории клиентов потребностииндивидуальные, они не вписываются в финансовый конвейер крупныхбанков. Уничтожив малые банки, мы тем самым подорвем малые предприятия— точку роста любой здоровой рыночной экономики.

Сергей Севрюков



Александрр Фольмер




— Если цены на нефть не упадут, серьезного кризиса ожидать не стоит. А вот банкротства розничных банков, занимающихся экспресс-кредитованием,исключать нельзя. Опасным с точки зрения рисков я вижу и кредитованиестроительной отрасли. Другая проблема связана с работой системыстрахования вкладов. Как известно, в прессе прозвучали предложенияувеличить защищенную сумму вкладов со 100 тыс. рублей до 190 тысяч.Часть вкладчиков в этой ситуации пошла в рисковые банки, которыепредлагают повышенные ставки, и категория таких клиентов будет расти.Банки, занимающиеся классическими операциями, уже сейчас начинаютпроигрывать более спекулятивным структурам, ориентированным, например,на фондовый рынок, строительство. Они теряют ресурсную базу,и вынуждены в свою очередь снижать маржу через повышение ставок.

Александр Фольмер

Подготовил Сергей Селянин

Я считаю, пока нет смысла повышать уровень защищеннойсуммы: в системе страхования вкладов много неустойчивых банковс неадекватным капиталом, плохим качеством активов и нестабильнымидоходами. Рост размера гарантированной части вклада, конечно, снижаетриск оттока средств клиентов, но при этом отрицательно влияетна конкурентоспособность банковского сектора, повышает кредитный рисксистемы в целом, создает предпосылки если не для кризиса, то для весьмаопасной ситуации.

Таблица Количественные и качественные изменения в российской банковской системе больше связаны с кризисами, чем с реформированием.01.01.1994 01.07.199501.10.2005 Внешторгбанк РФСбербанкСбербанк Сбербанк РФИнкомбанкВнешторгбанк Мосбизнесбанк СБС-АгроГазпромбанк Международный московский банкОНЭКСИМ БанкУралсиб Инкомбанк МенатепАльфа-Банк Московский индустриальный банкРоссийский КредитБанк Москвы Промстройбанк России ВнешторгбанкРосбанк Российский кредит Международный промышленный банкМеждународный московский банк МенатепГазпромбанкПромышленно-строительный банк ТОКОбанк Национальный Резервный БанкРайффайзенбанк Австрия Империал МосбизнесбанкМДМ-Банк Кредобанк ИмпериалПромсвязьбанк Нефтехимбанк Мост-БанкСитибанк Уникомбанк АвтобанкМеждународный промышленный банк Столичный (с 1997 г.СБС-Агро)Международный московский банкПетрокоммерц Автобанк Альфа-банкНомос-Банк Межрегионбанк ТокобанкХанты-Мансийский банк Мост-банк СитибанкРусский Стандарт Электробанк Промстройбанк РоссииАк Барс Возрождение Международная Финансовая КомпанияЗенитБанки ставшие банкротами в кризис 98 г.Банки ставшие банкротами до кризиса 98 г.Источник: на 01.01.04 - Коммерсант-Daily № 89 от 18.05.94 Остальные данные - расчет на основе официальной отчетности банков

Таблица Банковские системы некоторых странСтранаКоличество банковМаксимальноеВ настоящее время Россия26001250 Украина230180 Казахстан>20036 Беларусь~4530 Литва~2010 Латвия~5023 Эстония427 Польша7052 Болгария~5014


Свердловэнергосбыт пойдет с молотка Как до Луны Против шерсти Ферросплавы — в холдинг Дешево и сердито Нет дорогого софта — есть проблемы в управлении Вместе весело стрелять ТВ с мужским характером Соискатель поднимает голову

Главная / Анализ