Главная / Анализ / Не найденный клад

Два из одного
Средний Урал — клад для рекреационного туризма. Правда, пока не найденный. Регион можно представить как горнолыжный курорт (горы Белая, Теплая, Волчиха, Пильная, Ежовая, Уктус) и историко-культурный центр (наследие Ермака, Демидовых, Бажова, тема старообрядцев, места, связанные с трагедией семьи Романовых). Под соусом экстрима реально подать туры в заповедник «Оленьи ручьи» и сплавы по реке Чусовой. Однако большую часть российских и иностранных посетителей Свердловской области интересует исключительно ее деловая жизнь. По оценкам участников рынка на бизнес-туризм приходится до 90% всех посещений Среднего Урала, он же приносит основную прибыль туроператорам. Специально познакомиться с культурой, природой и историей края приезжают только один-два из десятка гостей. Между тем объем платежеспособных бизнес-туристов с каждым годом растет. Почему бы не увеличить доходность от этого сегмента, предложив иностранным гостям сверх деловой экскурсионную программу?



Обратите внимание, куда собираются ваши коллеги, пересчитывая отпускные: Турция, Египет, Прага… Интерес к выездному туризму не ослабевает. Об отдыхе на просторах Урала всерьез думают в основном те, кто не может позволить себе заграницы. Хотя в Свердловской области есть где побывать и на что посмотреть.


Крупнейшие игроки этого рынка — Екатеринбургский центр гидов (услуги гидов-переводчиков, туры по Уралу для россиян и иностранцев), туристическая фирма «Фонд мира» (прием гостей, экскурсии по Екатеринбургу и окрестностям), туристическое агентство «Тесис-Екатеринбург» (въездной деловой и познавательный туризм), ООО «Визит Урал» (туры по Уралу), Уралкурорт-сервис (санаторно-курортный сегмент), ООО «Альпиндустрия тур Екатеринбург» (экологический и экстремальный туризм), ООО «Минерал Шоу — Уральские экспедиции» (активные и приключенческие туры), ЕБМТ «Спутник» (все виды въездного и внутреннего туризма). Каждая фирма занимает особую нишу, жесткой конкуренции нет. Как следствие, нет и разнообразия в маршрутах. Туристам предлагают одно и то же «блюдо»: если Романовы — то Храм на Крови и Ганина яма, если Демидовы — то Нижний Тагил и Невьянская башня. «Гарнир»: народные промыслы и бажовские места. Это, конечно, интересно, но…

Замминистра по физической культуре, спорту и туризму Свердловской области Константин Брыляков уверен: превратить делового путешественника еще и в обычного туриста — в этом направлении и должен развиваться туристический рынок. Однако подобный турпродукт пока только формируется. Не хватает инфраструктуры, грамотно выстроенной информационной политики и операторов, ориентированных на въездной туризм.

В паре десятков километров от Екатеринбурга по Нижнетагильскому тракту, в урочище Ганина яма, на месте обнаружения останков царской семьи, стоит мужской монастырь Во Имя Царственных Страстотерпцев. По словам экскурсовода, летом здесь ежедневно бывают несколько туристических групп, а в памятные дни и по церковным праздникам — тысячи паломников. Правда, проехать несколько сотен метров от тракта до монастыря непросто: лесная дорога — как в 1918 году. Только этим летом ее решили расширить, иначе двум автобусам не разъехаться.

Лиха беда начало
Не так давно я совершила обзорную экскурсию по основным туристическим точкам Свердловской области. Поездка оставила смешанные чувства. Красивейшая природа Урала и старинная архитектура городов очаровывают. Однако бытовые неприятности — плохие дороги, элементарное отсутствие точек питания и туалетов — портят все. Результат: из-за отсутствия инфраструктуры самый распрекрасный маршрут кажется полуфабрикатом.

Невьянск, центр старообрядчества на Урале, знаменит наклонной башней. Наследие рода Демидовых привлекает внимание иностранцев: уникальный механизм башенных часов, колокола, тайная лаборатория производят впечатление. Затмит ли оно
хаос строительной площадки вокруг?



Впрочем, дороги — общее неровное место. Так, въезд в деревню Таволги, где расположен уникальный музей-мастерская гончарного дела, вытряс из пассажиров туристического автобуса возглас: «И как здесь возят иностранцев?!». Ответ про бытовой экстрим кажется отговоркой. Российского туриста подобной «экзотикой» точно не привлечешь.

Объяснение непрезентабельности областных туробъектов простое: до недавнего времени ими никто не занимался. Еще два-три года назад никакой инфраструктуры вообще не было. То самое кафе в Нижней Синячихе появилось в 2004-м. В новой гостевой избе в Таволгах вас накормят (правда, в размещении откажут). С гостиницами проблема и в самом Екатеринбурге. В 2005 году открыто 11 отелей, к концу нынешнего года будут сданы еще десять, но рынок по-прежнему не заполнен, спрос не удовлетворен, конкуренция слаба, цены высоки.

Деревня Нижняя Синячиха известна музеем деревянного зодчества. Единственное кафе здесь — «Аура». Но со вкусом обставленный зал и профессиональное обслуживание плохо сочетаются с деревянным домиком туалета за углом. Деревня Коптелово (Алапаевский район) — сама по себе музей крестьянского быта. Избы XVII — XVIII веков с аутентичной обстановкой создают атмосферу старины… Но даже в старину были и трактиры, и постоялые дворы.
А сейчас — ни гостиницы, ни кафе, ни магазина сувениров.

Туринформбюро

Сами по себе ровные дороги и обилие гостиниц с ресторанами — еще не залог развития туриндустрии. Туризм — жанр разговорный: каждый, кто зазевался, к примеру, в центре Санкт-Петербурга, знает, как сложно отбиться от предложений экскурсоводов.

Турагенты уверены: внутренний и въездной туризм будет развиваться, темпы роста рынка — 20 — 30% в год. По оценкам специалистов министерства физкультуры, спорта и туризма Свердловской области, в ближайшей перспективе он может ежегодно приносить 10 млрд рублей дохода (сегодня — 4,5 млрд рублей). Кстати, показательно: в марте этого года в штате министерства, деятельность которого долгое время была направлена исключительно на развитие спорта, появился, наконец, координатор индустрии туризма. «Если министра интересуют прежде всего спортивные достижения уральцев, — комментируют кадровые перемены участники рынка, — то заместителю министра Константину Брылякову близок именно туристический сектор, он сам долгое время “варился” в этом бизнесе».

Закономерно: для большинства европейцев топоним Уральские горы ни о чем не говорит. Но об Урале и Свердловской области, их потенциале и особенностях, не знают и соотечественники. Рассказывает заместитель директора ООО «Визит Урал» Ирина Иванова: «Однажды на выставке в Москве мы в шутку развесили над нашим стендом листовки “Урал — родина красной икры”. Примерно половина тех, кто прочитал это, даже не задумались, что с географией здесь что-то не то».

На международном уровне, профильной туристической выставке ITB в Германии, регион начали представлять только два года назад. Тогда же информационно-туристическая служба возникла в столице Среднего Урала. В гостиницах, аэропорту и на железнодорожном вокзале появились пункты предоставления туристической информации. А вот рекламки на заборах и в транспорте для иностранцев непригодны — даже если заинтересуются, прочитать не смогут: написаны по-русски.

Решение информационной проблемы предприниматели и чиновники видят в объединении усилий регионов УрФО, хотя бы на время выставок. «Бизнес выиграет, если областные власти решат сформировать на своем уровне единую рекламную политику в сфере туризма, — уверена начальник отдела внутреннего туризма фирмы “Фонд мира” Наталья Давыдова. — Гораздо проще рекламировать единый бренд “Урал”, а не отдельные регионы. Это более эффективно и экономично: можно, например, оформлять на международных выставках один стенд на всех, зато — на должном уровне».

Участники рынка выделяют две основные причины «неизвестности» региона. Во-первых, Свердловскую область только 15 лет назад открыли для иностранцев: до этого она вообще не рассматривалась как туристический объект. В начале и середине 90-х никто не решался связываться с развитием въездного туризма, подвижки в этом направлении начались только лет пять назад. Во-вторых, как и везде, не хватает денег: «На продвижение турпродуктов в Турции, например, тратятся ежегодно миллиарды долларов, рекламные ролики крутятся по нашим центральным каналам, — рассказывает Константин Брыляков, — а у нас на все статьи развития туризма в 2007 году по целевой программе выделено только 5 млн рублей, из них непосредственно на рекламу и PR — около 1,5 миллиона».

Первые попытки создания межрегиональных маршрутов уже есть. В 2005 году был разработан шестидневный тур «Большое уральское кольцо» по Свердловской и Пермской областям: Невьянск, Нижний Тагил, Горнозаводск, Соликамск, Чердынь, Усолье. Однако, как отмечает Ирина Иванова, тур довольно дорог (15 500 рублей с человека): «На территории, по которой пролегает маршрут, есть небольшие, очень качественные, но достаточно дорогие гостиницы. То есть возить можно только небольшую группу, а это обходится дорого, если же удешевить тур за счет расширения группы, мест в гостиницах может не хватить».

Нужны этника с экзотикой
Формирование инфраструктуры и информационной политики — два стартовых условия, при которых въездной туризм начнет развиваться. Но дальше потребуются дополнительные усилия. Игроки туристического рынка признают: достопримечательностей Екатеринбурга хватает ровно на день просмотра, набор областных красот ограничен. Тот, кто был здесь один раз, во второй может не поехать: для мотивации туристов-повторников нужно разнообразить предлагаемый продукт. Как говорит директор турфирмы «Тесис-Екатеринбург» Вадим Овчинников, «Свердловская область в представлениях иностранцев — это Екатеринбург как место гибели семьи Романовых, кладбище русской мафии, родина Ельцина и связанная с этим мифология, небольшой набор культурно-исторических достопримечательностей. Надо сломать этот стереотип». Направлений работы три: создание межрегиональных маршрутов, которые позволят максимально удобно и полно представить достопримечательности Среднего Урала и смежных с ним областей; творческое наполнение существующих маршрутов и разработка неосвоенных пока направлений — экологического, экстремального, охотничьего и рыболовного туризма (см. «Пой, славяне!»).

Дополнительные материалы:

Можно разнообразить уже существующие маршруты. Если туристы испытывают детский восторг при виде ряженого Демидова, встречающего гостей в Невьянской башне, представьте, какой ажиотаж вызовет у них охотничий тур: и пострелять дадут, и в качестве сувенира можно привезти настоящий трофей. А сколько эмоций принесут национальные игры на праздниках малых народностей, в которых туристы могли бы принять участие. Если мы не можем пока взять туриста пятизвездочным сервисом, пора брать выдумкой.

Традиционно туристов встречают хлебом-солью на границе Европы и Азии, устраивают выступления народных ансамблей во время фольклорных праздников в деревнях Верхняя Синячиха и Коптелово. С тех пор как в Невьянске была отреставрирована и открыта для посещения знаменитая наклонная башня, на ее верхней площадке туристические группы неизменно встречает «Акинфий Демидов» в кафтане, парике и с подносом, уставленным стопками с горячительным. Актер, изображающий уральского заводчика, очаровывает гостей и эмоциональной игрой, и тем, что опустошенные керамические рюмки, которые производят здесь же, в Невьянском районе, дарит туристам на память.

Пой, славяне!

Игровые представления, в которых участвуют исторические и культурные деятели прошлого, позволяют оживить туристический маршрут и привлечь внимание туристов. Пока такие шоу представлены не слишком широко.

На вполне закономерный вопрос, почему, несмотря на востребованность, такие представления единичны, представители турфирм отвечают по-разному. Ирина Иванова считает, что операторы пока не готовы организовывать подобный интерактив, «первопроходцы уже появляются, следом за ними подтянутся и остальные». Упомянутые первопроходцы кивают на инертность этнических коллективов, с которыми они пытаются наладить контакты. Вадим Овчинников: «В Екатеринбурге есть прекрасные национальные ансамбли: башкирские, русские, казачий хор. Много ансамблей в нижнетагильском ДК Окунева. Но они еще не привыкли сотрудничать с турфирмами. Пример: прихожу в начале лета к руководителю башкирского ансамбля, предлагаю ему заказ на девять выступлений за летний сезон, а он мне — мы до 1 сентября не работаем».

В начале июня первый опыт с театрализованным представлением в Екатеринбурге был проведен в доме-музее писателя Решетникова, куда привезли группу французских туристов. Затрат на подобную интермедию потребовалось немного: незамысловатые костюмы, несколько ребят-домристов из местных музыкальных школ и чаепитие с пирогами. Однако туристы были в восторге — пели «Калинку», приплясывали, водили хороводы, нахваливали уральскую выпечку.


Ралли на рояле Никому не кабельность Пространство, в которое никто не заходит Выше среднего Не входить! Идет конкуренция Нефть и кредиты Близкие соседи лучше дальних родственников Авто для бизнеса Птичьи бега

Главная / Анализ