Главная / Анализ / День лицея






В течение весны и лета названия двух культурно-образовательных учреждений Екатеринбурга — музыкальный лицей (колледж) и Мужской хоровой лицей (колледж) — звучали так часто, словно их ученики выиграли большой конкурс. На самом деле дети оказались в проигрыше: вокруг лицеев разгорелся статусный конфликт, два уровня власти спорили за право обладания ими. Самая острота конфликта пришлась на время выпускных экзаменов. Создатель Мужского хорового лицея заслуженный деятель искусств России Сергей Пименов был в одночасье снят с должности. Хроника тех дней напоминала сводки военного либо революционного времени. Звучали термины «силовая смена власти», «захват учредительных документов», «блокирование кабинетов вооруженной охраной», «установление двоевластия». В то, что это происходило в реальности, а не придумано испорченными жаждой сенсаций СМИ, многим поверить было трудно. Но я видела собственными глазами и автоматчиков в школьных коридорах, и сутками дежурящих родителей.

Фото - Андрей Порубов


Два лицея, о которых идет речь, уникальные, таких всего несколько на всю страну. Музыкальный был создан в годы Великой Отечественной войны для поиска и поддержки наиболее талантливых детей. В рейтингах он держит второе-четвертое место, превосходя по некоторым показателям даже десятилетку при Академии имени Гнесиных. Мужской хоровой колледж возник 15 лет назад и во всем мире прославился замечательными юношескими голосами. До сих пор эти учреждения видели в лице муниципалитета заботливого и неравнодушного родителя. Однако когда встал вопрос об их переходе в другую «семью», отношения, по оценке членов родительского комитета Мужского хорового колледжа, начали развиваться по траектории: «Я тебя породил — я тебя и убью».

Что происходит? В России осуществляется реформа власти. По федеральному закону № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» учреждения среднего профессионального образования (в эту категорию входят названные учебные заведения) выводятся из муниципального подчинения и передаются в ведение субъекта федерации. Переход с одного уровня управления на другой затронул массу учреждений, однако именно в Екатеринбурге стал подобен военным действиям.


Затем появился указ городской администрации о реорганизации учреждений на сей раз в академию, двух — в одну (вузы также могут быть муниципальными). Идея академии искусств, казалось бы, привлекательна. Разве плохо, если в областном центре будут готовить еще больше музыкантов, дизайнеров, театральных и музейных работников, арт-менеджеров? Правда, вузы или факультеты по каждому из названных направлений уже существуют. Да и проблема — не столько в кадрах (даже арт-менеджеров, самой необходимой фигуры для современной культуры), сколько в том, что не идут они на низкие зарплаты. И готовят лицеи исполнителей, а академия — педагогов, это все-таки разные вещи. По оценке профессора Уральской консерватории Нины Вольпер, предлагаемые кардинальные изменения так или иначе приведут к уничтожению лицеев в их нынешнем формате. А екатеринбургская городская власть уже проявила умение уничтожать не уничтожая, закрывать не закрывая, как это произошло минувшей зимой с Уральским музеем молодежи (см. «Исход в историю» «Э-У» № 8 от 28.02.06).

Сначала городские власти попытались превратить лицеи в общеобразовательные школы с музыкальным уклоном (в таком случае школы по закону остаются в ведении муниципалитета). Против понижения статуса и уничтожения уникальности (меняется не только «вывеска», но и содержание программ, а аттестат о среднем образовании не дает права поступления в консерваторию) активно выступили администрации лицеев, а также общественность, в том числе на уровне Владимира Спивакова и Иосифа Кобзона. Отстаивая позиции двух лицеев в суде, председатель президиума Свердловской областной экономической коллегии адвокатов Владимир Винницкий выразился образно: «Нам говорят, дети все равно будут заниматься музыкой. Просто в меньшем объеме. Так любую вещь можно двести до абсурда. Скрипка — из дерева. Дерево горит. Значит, скрипку можно использовать для топки печей».

Эта история заставляет вспомнить хрестоматийный выбор царя Соломона. Ему принесли ребенка, на которого претендовали две матери. Мудрец предложил разделить младенца, чтобы каждой досталась часть, и одна женщина согласилась, а другая отказалась. Так была обнаружена истинная мать, которую больше, чем право собственности, волнует жизнь ребенка.

Детям и их родителям, да и горожанам в целом, совершенно все равно, структуре какого уровня власти будет принадлежать образовательное учреждение, и даже то, как оно называется. Лишь бы учили здесь не хуже, чем прежде, и профиль бы сохранился.


Стратегическая небезопасность Мечтать не вредно Не в кайф Хочу отличаться Постный день Только для взрослых Тень альтернативы Приходите завтра Человек и паровоз

Главная / Анализ