Главная / Анализ / Креатив на потоке

Национальный проект«Образование» вышел на следующий круг. В круге первом он уделилнаибольшее внимание школе, и направленность его была в основномпоощрительная: отметить рублем тех, кто уже достойно себя проявил.Конкурс среди лучших учителей и учебных заведений продолжаетсяи в нынешнем году. К нему добавляется региональный компонент.




Однако для развития требуются новые точкироста. В этом году усиливается поисковый характер проекта, егонацеленность на будущее. На поддержку инноваций высшей школыгосударство планирует выделить около 40 млрд рублей. В конкурсеинновационных проектов национального уровня, то есть способных решитьзначимые общероссийские проблемы, приняло участие 267 вузов. Семьиз них — екатеринбургские. В данный момент завершается экспертизапрограмм. Конкурс вузовских проектов может стать серьезным механизмомреального прорыва в экономике, социальной сфере, считает заместительпредседателя Уральского отделения Российской академии образованияпроректор Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ) Валерий Шевченко.

В Свердловской области, например, будут определены ещеи лучшие детские сады, разрабатывается положение о премияхруководителям любых типов и видов образовательных учреждений. Такнацпроект работает «по факту»: награждает за сделанное. Система должнаопираться на тех, кто уже сегодня придает ей прочность и силу.

В РГППУ считают, что начинать нужно с педагога,и предлагают проект «Подготовка современных педагогических кадров дляначального и среднего профессионального образования России».О программе формирования рабочей элиты для высокотехнологическогопроизводства рассказывает один из ее разработчиков Валерий Шевченко.

Еще одно нацпроектное новшество 2007 года — вниманиек начальному и среднему профессиональному образованию. Сегодняпредставители и промышленности, и властных структур с трибун разногоуровня заявляют о важности подготовки специалистов рабочих профессий.У производства две стороны: техническая и человеческая. Станки и люди.Станки становятся все более сложными, они быстро обновляются, значит,и люди, которые ими управляют, должны меняться. Это все понимают.Однако до сих пор сущностных, системных предложений, как готовитьсовременных рабочих, не прозвучало.




Станки и люди— Существует мнение, что до тех пор, пока не повысится материально-техническийуровень училищ и колледжей, в мастерских не появится новоеоборудование, из их стен не выйдут современные рабочие. Вы же в центрпроблемы ставите личность педагога — почему?

Первая наша задача — сформировать инновационную среду,позволяющую освоить принципы технологического развития производств.Во главу угла ставится умение работать не на конкретном, отдельновзятом станке, а на оборудовании определенного типа, отвечающемотраслевому принципу. Педагог изучает, куда развивается производство,он видит будущее и к нему готовит рабочих. Это путь получения знанийна несколько лет вперед. Для этого создается лабораторный центр— комплекс, оснащенный современной техникой.

— Да, мы делаем акцент на педагоге: именно он способенизменить ситуацию. Но для этого он прежде всего должен измениться сам.Современное оборудование для обучения, конечно, очень важно. В областиесть примеры, когда один новейший станок идет на предприятие, а другой— в училище. Замечательно, что промышленники так чутко относятсяк нуждам образования. Но что будет через два года, когда и этот станокустареет? Я думаю, это экстенсивный путь развития: за производствомобразованию не угнаться — и не нужно. На самом деле носителем новыхзнаний является не машина, а человек. Педагог должен знать производствои то, какие требования оно предъявляет к работнику.

— На базе профессионально-педагогическогоуниверситета. РГППУ обладает уникальной возможностью, вопервых,опробовать программу на своей территории, вовторых, распространитьее по стране, так как возглавляет учебнометодическое объединениепо профессиональному педагогическому образованию России. Проект имеетреальный шанс к тиражированию.

— Где будет располагаться лабораторный комплекс?

— Конечно. Вторая задача, которую он решает, такова.Педагог, с инженерной точки зрения уже знающий параметрыи характеристики производства, теперь проводит психофизиологическийанализ и определяет, каким должен быть человек, работающий на этомоборудовании. Что он должен знать, уметь, какими навыками владеть.И уже после этого подбирает обучающие программы.

— Меняется не только оборудование, но и сам человек — это проект учитывает?

— На определенном этапе основные принципы отрасли— машиностроения, энергетики, металлургии — одинаковы. Специалист,обучающий рабочих, должен обладать устойчивой компетенцией, позволяющейему отслеживать, какие изменения происходят в технологии и психологии,как меняются производство и люди. И привносить соответствующиеизменения в учебные курсы. А для того, чтобы это происходило,требуется, помимо лаборатории, информационный центр, концентрирующийтехнологическую и педагогическую информацию.

— Звучит непросто. Так что, теперь каждый педагогдолжен стать автором собственной программы? Вряд ли возможно такоеколичество креативных преподавателей…

— Вузы, готовящие инженеров, развивают прежде всеготехнологические навыки. Мы же учим замерять технологии и проецироватьих на личность. Инженер плюс немного педагогики — это механическоесоединение, а нужен глубинный синтез.

— Валерий Яковлевич, доводилось слышать такоемнение: зачем готовить педагога профессионального обучения, когдадостаточно взять инженера и одеть его в некую педагогическую «одежку».

Сказки не нужны— Насколько сложно внедрить предлагаемую систему подготовки педагогов для училищ и колледжей?

Кстати, педагоги профессионального обучения прекрасновписываются в традиции российского образования. В нашей стране созданауникальная система подготовки рабочих кадров, признанная в мире.В большинстве государств между общим и профессиональным образованием— жесткий водораздел. Общее образование в центр ставит личностьи ее развитие, а в профессиональном предметом деятельности становитсяисключительно экономика. У нас же в период профессиональной подготовкипродолжают действовать и общеобразовательная, и воспитательная функции.Поэтому нам нужен системный педагог, а не просто знаток производства,адаптированный к детям.

При подготовке нашего проекта мы просчитали все.Тщательно изучено, какое лабораторное оборудование понадобитсяпо машиностроению и энергетике. Проанализирована стоимость центра психолого-педагогическогопроектирования. Учтено, что потребуется крупная мультимедийнаяустановка, замеряющая структуру деятельности человека в трехмерномпространстве, — дорогая, но необходимая. (Подобные сегодня применяютсяв системе образования в Европе, с их помощью изучаются психофизическиехарактеристики спортсменов или артистов. На Урале они помогут«просчитать» рабочих. — М.Р.) Продумано, где разместятся новые центрыи лаборатории. Итоговая стоимость проекта — 208 млн рублей плюс46 миллионов из собственных университетских средств. Цифры бюджетне пугают: высшая финансовая планка конкурсного проекта — миллиардрублей. Осуществление проекта рассчитано на два года:за 2007 и 2008 годы система образования успеет перестроиться.

— Сам по себе «жанр» национального проекта предполагаетне только теоретическую разработку, но и пошаговое внедрение, то естьпуть от замысла до полного воплощения. Он ставит жесткие требования:программа должна быть мощной, значимой, не оторванной от практики,решать серьезные социальные и экономические задачи. Сказки не нужны,требуется реальность.

— Да, нужна будет перестройка сознания. Сейчас 70%учебного времени приходится на лекции и лишь 30% — на практическиезанятия. Это соотношение станет обратным. Содержание образованияукрупняется, оно перестает быть сугубо предметным. В новых условияхвырастет объем групповой работы, и не только для студентов, но и дляпреподавателей. Например, на лабораторных занятиях будет проходитьодновременно изучение оборудования и его анализ по педагогическомуоснованию. Студенту придется постоянно находиться в состоянии освоениясистемных знаний, а педагогу — предоставлять их. Это какинтегрированные уроки в школе. Предвижу, что преподавателямперестроиться будет сложнее, чем студентам.

— Перемены потребуются и от нынешних преподавателей университета.

— Во-первых, наши специалисты достаточно универсальны и могут работать в заводских структурах подготовки кадров. Во-вторых,поскольку подготовка рабочих решает не только государственные,но и частные экономические задачи, целесообразно материальное участиев процессе и предприятий. Например, оно может выражаться в том, чточасть зарплаты педагоги системы начального и среднего профессиональногообразования получают от производства.

— Выступлю в роли скептика. Как бы привлекательнаи продумана ни была система подготовки педагогов для рабочих, она можетразбиться о материальные реалии — низкую зарплату преподавателейначального и среднего профессионального образования. Университет будетвыпускать прекрасно подготовленных специалистов, а они не стануттрудиться по профилю.

— Результат, который мы ожидаем от реализациипрограммы, безусловно, должен заинтересовать бизнес: на заводы приходяттакие рабочие, которые там нужны, их готовность точно соответствуетпотребностям производства. Проект уже был представлен разнымструктурам, в том числе получил положительный отклик от УГМК.

— Находит ли проект поддержку со стороны предприятий?

— Она в любом случае будет воплощаться, так каксоответствует долговременной стратегии университета. Только срокиее реализации без государственной поддержки изменятся.

— Валерий Яковлевич, потеряет ли разработаннаяв РГППУ программа актуальность, если не будет отобрана какинновационная в рамках национального проекта?



Вообще проблема подготовки качественных рабочих кадровимеет несколько аспектов. Экономический и социальный очевидны. Но естьу ситуации и неожиданные повороты. Сегодня много говорят о демографии. Из-задемографического провала наверняка все больше будет востребованаиностранная рабочая сила. И здесь встает вопрос о национальнойтехнологической безопасности. Чрезвычайно важно, чтобына высокотехнологичных производствах работали россияне. Для этого онидолжны быть образованными, квалифицированными, грамотно подготовленными— чему и служит наш проект.

Горный университет: цех плюс аудиторияЕсли представить инновационный проект Уральскогогосударственного горного университета воплощенным, мы увидим три вновьсозданных полноценных предприятия и одновременно — «учебных корпуса».

Инновационные проекты уральских вузов
собираютв единое целое образование, науку, производство и разрабатываютпрограммы, прогнозирующие потребности в специалистах на несколько летвперед.

Заводы и цеха будут выпускать реальную продукцию.Учебный процесс пойдет параллельно: вопервых, используетсяуниверситетское оборудование, вовторых, работать на нем станут в томчисле студенты, аспиранты и преподаватели УГГУ. Кроме того, работапредприятий в режиме реального времени начнет транслироватьсяв университете в трех специально подготовленных мультимедийных классах.Используя эти электронные аналоги заводов-аудиторий, студенты смогут проводить экономические расчеты, учиться определять стратегию и тактику конкретного предприятия.

Одно предприятие возникнет на участке, содержащемтитаноциркониевые ресурсы, и займется обогащением циркония. Проектсложный, долгосрочный, но очень перспективный: стратегически важени сам материал, и установка на выпуск, подчеркнем,высокотехнологической продукции. Другое предприятие выглядит болееприземленно, зато его продукция массово востребована: по новойтехнологии, повышающей выход качественного продукта на 70%, онозаймется производством кубовидного щебня для строительства дорог.Третьим станет комплекс для изучения ресурсов Полярного Урала: здесьнамерены вести исследования и составлять карты месторождений.

По словам проректора УГГУ по инновационной работеВладимира Макарова, проект решает как чисто образовательные, таки производственные задачи. Он собирает в единое целое образование,науку и производство: производство помогает образованию, наукаразвивает производство. Цель проекта — диверсификациягорнопромышленного комплекса, выпуск высокотехнологичной продукции,инновационное освоение недр. Попутно отрабатывается актуальный сегоднямеханизм государственночастного партнерства.

В вузовских инновационных проектах на первый взгляднемало фантастического. Университеты при предприятиях существуют (хотясовсем недавно и такое выглядело придумками идеалистов), но предприятияпри университете — явление уникальное. Однако в уральском горномубеждены: проект осуществим. Потому что, вопервых, не патологическидорог (стоимость оценена в 580 млн рублей), вовторых, — чрезвычайнозначим.

Год назад, например, в университете открылась новаядисциплина — «инноватика». Одно из самых популярных сегодня словне имеет даже четкого определения. Каким должен быть специалистпо инноватике, что уметь, чем заниматься? Ученые УрГУ прогнозируют, чтос каждым годом потребность в необычных пока специалистах будетвозрастать, причем в самых разных сферах: экономике, политике,социальных отношениях, сервисе.

Уральский государственный университет: когда наступит завтраТипичная ситуация: возникает нехватка людейопределенных профессий, на них повышается спрос, системапрофобразования усиленно готовит востребованные кадры, однако черезпять лет, когда свежеиспеченные дипломированные специалисты выходятна рынок труда, дефицит уже сменился перепроизводством. Подобная участьпостигла юристов, экономистов, психологов, а теперь угрожаети инженерам. Как просчитать перспективные потребности экономики?В Уральском государственном университете разрабатывается программа,которая позволит прогнозировать потребности страны и регионав специалистах на несколько лет вперед. Именно в таком опережающемрежиме сам университет строит работу, открывая направления, названиякоторых пока мало известны работодателям. По научным прогнозам, черезнесколько лет новые специалисты пойдут нарасхват.

По мнению проректора УрГУ по учебной работе ВиталияПрокопьева, к освоению нового лучше готов человек, опирающийсяна качественную фундаментальную подготовку. «Натасканность»на определенные действия ограничивает способность к переменам.Фундаментальные знания остаются приоритетом для классическогоуниверситета, выпускники которого неизменно востребованы, какбы ни менялся спрос.

В рамках национального проекта Уральскийгосударственный университет выступает за создание семи инновационныхнаучнообразовательных центров. Студенты, преподаватели и научныесотрудники структурно объединяются вокруг общей темы, важной сегодня,но еще более актуальной завтра. Это нанотехнологии — их называютосновой будущего. Это экологические проблемы, нарастающие с каждымгодом. Это информационная безопасность, понимаемая более широко, чемтолько компьютерная. Использование физики в биологии и медицине.Русский язык, которому важно обучать уже не только мигрантов,но и «коренное население» России. Это толерантность: не случайно созданМежрегиональный институт общественных наук, для которого это ведущаятема. Это бизнесинформатика: подготовка специалистов, опирающихсяв равной мере на экономические и математические знания.


Приходите завтра Человек и паровоз Прощай, «Единая Россия» — 2 Неуставные отношения 401 доллар Сырьевое счастье Призраки дарвинизма Синергетический эффект дошел до Урала Итальянцы избавятся от «Русского хрома»

Главная / Анализ