Главная / Анализ / Ралли на рояле

В Екатеринбург пианист Денис Мацуев приехал вместе с известным продюсером Давидом Смелянским,чтобы объявить о проведении в сентябре этого года своего фирменногофестиваля Crescendo. Музыкальный термин, обозначающий постепенноенагнетание силы звука, как нельзя лучше соответствует стремительномувзлету самого Мацуева. По некоторым данным, его гонорары с началакарьеры возросли в 25 раз. В свои 31 — он обладатель огромногоколичества регалий и наград. А еще — бешеной популярности в самыхразных кругах, заставляющей ревнителей строгого академизма забытьоб образе классического музыканта как недосягаемого отшельника в башнеиз слоновой кости. Для многих Мацуев — просто «свой парень».Баскетбольный рост, обаятельная улыбка, бархатный баритон: природащедро наградила его, не забыв подарить главное — несомненныймузыкальный талант.




Музыка — как девушка— Итак, обычная история: родители отдают детейв музыкальную школу, те не очень хотят трудиться, любовь к музыке в нихпока спит. Но все-таки наступает момент, когда они вдруг понимают: именно музыка станет их профессией. Когда это произошло с вами?

Основной целью приезда пианиста в Екатеринбург былдвухдневный музыкальный марафон в Свердловской филармонии. Вечерс Чайковским (два фортепианных концерта) и вечер рапсодий (Рахманинов— Паганини, Гершвин и Лист) в сопровождении Уральского филармоническогооркестра под управлением Дмитрия Лисса позволилиМацуеву вновь блеснуть феноменальной техникой, брутальным напороми сверхвысокими скоростями. Лихая езда по русскому бездорожью — вот чтопрежде всего приходило на ум во время его музыкальных ралли наперегонкис оркестром. Но появилось и новое: пронзительная нежность и акварельныйзвук лирических фрагментов явили взрослеющего человека, не чуждогорефлексии. Разговор подтвердил это впечатление.

— И как же музыка победила?

— Очень поздно. Музыка до поры до времени не занималапервого места. Главным оставался спорт: летом футбол, зимой хоккей.Я был первый дворовый заводила, просто фанат спорта, собирал команды.

— Вы, вероятно, единственный ребенок?

— Еще очень маленьким я понял: мне очень приятновыступать — перед домашними или на академическом концерте в школе.Не было дрожи в коленках, я не нервничал. Меня не заставляли, я самрвался играть на публике: это был момент кайфа, я чувствовал, что могуее увлечь. Правда, сойдя со сцены, я с такой же силой стремилсяв другую стихию: футбол, хоккей… На инструменте практическине занимался. Но родители мои — мудрые люди… Они все бросилив Иркутске, переехали в Москву. Посвятили свою жизнь мне: 90 процентовмоего успеха — их заслуга. Если бы не они, неизвестно, чем бы всезакончилось.

— А что может позволить себе сегодня Денис Мацуев?

— Да. И сейчас они везде со мной, я им оченьблагодарен. Вообще, профессия концертирующего пианиста грозит статьтрагедией для жизни: один из тысячи может достичь чегото. Я, конечно,пропагандирую классическую музыку и свою профессию. Но все родителидолжны понимать, на что они толкают своих детей. Это чрезвычайнотяжелый труд, сложная жизнь.

— А что вы любите по жизни?

— Очень немногое. Выбирать репертуар, который мненравится, и то — в половине концертов. Другая половина — заказы,определенные фестивали, оркестры, залы, дирижеры. Главное, чтобыне навязывали то, что я играть не хочу.

— Денис, в вашей игре прежде всего поражаетвиртуозность: кажется, технических сложностей для вас не существует.Это результат тренинга?

— По-прежнемулюблю спорт, играю в большой теннис. А еще — баню. А особенно — Байкалсо всем сопутствующим: это самое незабываемое, особенно для человека,живущего в ситуации постоянного стресса, постоянной смены часовыхпоясов.

— Кстати, с кем из пианистов прошлого вам приятно было бы оказаться в одном ряду? Кто для вас пример?

— Не поверите, сейчас я практически не занимаюсь.А вообще, приезжаю за час до концерта и в артистической играю, думаете,что? Новые произведения учу… Пока это получается. Я никогда особенномного не занимался, и это не есть хорошо. У музыканта, наверное, долженбыть жесткий график занятий, как у Рахманинова, Рихтера…

Не знаю, кто в XX веке мог, как Рахманинов, быть одинаково велик в трех ипостасях — пианист, дирижер, композитор.

— Рахманинов. Конечно, можно упомянуть многих: Рихтера,Гилельса, Горовица, Клиберна, Микеланджели. Но Рахманинов стоитособняком. Это человек, который дал мне путевку в жизнь. Все уходят,а он остается. Я, кстати, хорошо знаком с его внуком АлександромБорисовичем.

— А несыгранная музыка — она есть?

У меня будет потрясающий проект в мае: запись очередной пластинки в Люцерне, в его доме, на его рояле — Стейнвее 25 года.

— Что для вас новое произведение: невзятая вершина, непрочитанная книга, непознанная женщина — или просто несделанная работа?

— Безусловно. Ее много, я жадный — многое хочется.Но я понимаю, что есть вещи, которые не буду играть. То есть смогу,но это будет не то, что надо.

В общем, откладывалось. Но когда я открыл ноты и сыгралпервые звуки, я понял — это не просто «познакомился и влюбился».Ты оторваться не можешь от этой музыки! Я даже по улицам все времяходил с нотами, держал их подмышкой, и они меня грели — ну как девушка,которой все время хочется коснуться. Я этой музыкой бредил и игралее даже во сне.

— Приведу пример с Первым концертом Рахманинова,последним несыгранным мною. Четыре месяца назад ситуация сложилась— пан или пропал: надо было срочно его выучить, чтобы сыграть в Париже,в зале Плейель. И я сделал это за рекордные сроки, девять дней. Первыйконцерт Рахманинова — одно из лучших его творений, он так свеж сейчас,его так мало играют. Конечно, я знал эту музыку, но самому играть— то ли руки не доходили, то ли что.

— Мы встречались пока только однажды, по госпремиям.Одобряли вручение Михаилу Плетневу и другим… Видимо, первое заседаниебудет в марте. Говорят, прежние советы приносили большую пользу.

Почему не любят русских— Поговорим о вашей разнообразной деятельности. Вы участвуете в президентском совете по культуре…

— Он лежит уже больше десяти лет. Как вы понимаете,принимать его в России очень опасно. В Америке, Англии, Австрии— понятно, а у нас… Многие богатые люди дают деньги на мои фестивали,и при этом говорят: только нас не упоминайте.

— А нет желания, скажем, пролоббировать закон о меценатстве?


— Не знаю, не буду называть конкретно, но этикорпорации хорошо известны. Если говорить о наших богатых — то, чтопроисходит во всяких Куршевелях и СанТропе… Я был там и все видел,иногда бывает так грустно и стыдно за русских. Именно изза такихслучаев о нас и складывается негативное мнение. Но не все ж такие,простите, пожалуйста! Если я вижу за границей репортажи о России тольков негативном плане, это тоже несправедливо. Недавно в Парижепо французскому каналу показывают мой родной Иркутск. Думаю: боже мой,какая радость, я там так давно не был! А это был репортаж о бомжах,которые замерзли в 50градусный мороз. У меня чуть слезы не навернулись,понимаете?

— Ну значит такие деньги… Обычно как раз хотят себя прорекламировать.

— Конечно. Поэтому придумал фестиваль «Звездына Байкале». Он стал своеобразным прорывом, в Сибири выступили такиеколлективы, как оркестр Петербургской филармонии под руководством ЮрияТемирканова. С оркестром Темирканов впервые отправился гастролироватьв России, и когда увидел Байкал, публику и все, что там происходит, далсогласие приезжать на каждый фестиваль. А еще Башмет, «ВиртуозыМосквы», Гаранян, Гродберг, Третьяков — тоже иркутянин, балет Большоготеатра. Фестиваль теперь будет проходить раз в два года. Это мойподарок родному городу.

— А вы гордитесь тем, что сибиряк?

— А у когото вырос?

А возвращаясь к теме богатых русских — крыша съехалане у всех. Все эти кутежи на морских и горнолыжных курортах, 500 еврона чай, — ужасно. Но у некоторых уровень культуры, слава богу, остался.

Crescendo — значит нарастание— Как возникла идея фестиваля «Crescendo»?

— И так бывает.

— Кому мы обязаны тем, что Crescendo, вследза Москвой и Петербургом и перед Парижем, в сентябре этого года пройдетв Екатеринбурге?

— В России есть масса фестивалей, которыми руководятмэтры: Гергиев, Спиваков, Федосеев. Они приглашают одногодвух молодыхмузыкантов. А сегодня в России есть поколение 30летних, которыеи здесь, и на Западе стали звездами, лауреатами многих престижныхконкурсов. Вот мы и подумали: хорошо бы сделать фестиваль «наоборот»— молодых, которые в качестве гостей приглашали бы мэтров. Первыйпрошел в 2005 году в Москве на лучших площадках, получил такойрезонанс, что за день до окончания нас, десятерых участников, принялпрезидент: мы чаевничали и разговаривали. Было решено сделать фестивальежегодным. Лозунг — пропаганда нового поколения русской исполнительскойшколы. И проводить фестиваль мы решили тоже поновому, каждый разв новом месте: если бы он проходил все время в Москве, то началбы потихонечку умирать как все.

— Говорят, как корабль назовешь, так он и поплывет: музыкальный термин крещендо предполагает постоянное нарастание…

— Здесь самобытная филармония, после Московской — самаяяркая. Она обладает собственной аурой, безусловно, чувствуютсятрадиции. Оркестр всегда был хорош, а сейчас — очень хорош. Дима Лисс— большой профессионал, в своем поколении, пожалуй, лучший. Так чтоничего другого даже в голову не приходило. Конечно, есть ещеНовосибирск, Омск, Самара. Но только в Екатеринбурге работает система,четко простроенная Александром Колотурским.

— Сто лет назад, в 1907 году, Дягилев вывезв Париж «Русские филармонические концерты». С этих пяти концертовв сущности начались знаменитые Дягилевские сезоны. Crescendo в Парижебудет посвящен этой дате?

— С нарастанием сложно, потому что старт был оченьмощным: и одобрение президента, и успех, и внимание. В прошлом годув Петербурге — пять лучших оркестров, солисты. Есть такое понятие:ударная атака. Так и было — не один и не два, а много солистов и всепервоклассные.

«Жми, пианист, жми: ты взял приз» (Андрей Вознесенский)— В последнее время в академической музыке появились фигуры, подающие себя по правилам шоу-бизнеса. «Попсовая» раскрутка фактически отменила пастернаковское «Быть знаменитым некрасиво». А как вы относитесь к своей популярности?

— В начале декабря в театре на Елисейских полях у нассостоится три концерта. За пультом будет стоять маэстро Темирканов,играть буду я, Вадим Репин и Сергей Накаряков — молодой талантливыйтрубач. А в зале Гаво будет концерт камерной музыки. Вот так отметимстолетие Дягилевских сезонов.

— Например?

— Мне, в общем, по барабану — знаменит я или нет. Если вы думаете, что я что-тоспециально для этого делаю, что мне приятно видеть себя на обложкежурнала, вы ошибаетесь: мне очень неловко в такие моменты. Но жизньклассического пианиста в новой России сложна, и невольно приходитсябыть первооткрывателем в каких-то областях.

— А сомневаться в чем-то приходится?

— Я первый классический музыкант, играющий джаз,гоняющий на Харлее Дэвидсоне и делающий еще много такого, чего с точкизрения многих не должен делать. Например, появляться на ТВ, в медиа.Но все это не от хорошей жизни. Существовать в России, взвалив себепа плечи так много — все эти фестивали — не очень просто. Правда,я не до конца понимаю, зачем это сделал, но мне нравится этосумасшествие, эта жизнь, и я играю по этим правилам. Главное, чтобына первом месте была твоя музыка. А пресса прицепиться может к чемуугодно.

— Почему именно в России?

— Внутреннее ощущение сомнения должно быть, тем более когда играешь в России.

Екатеринбургская публика — тоже очень сложная. Всем,кто поедет сюда на Crescendo, скажу: легкого успеха не ждите. Никто васне будет носить на руках до того, как вы сыграли. То, что я здесь имеюуспех, тоже не сразу пришло…

— Потому что здесь публика загадочная, непонятнаяи самая трудно завоевываемая. Если ты русскую публику покорил, большеничего не страшно — на 100 процентов! Вот недавно я отыграл в Париже,через неделю играю в Вологде и понимаю: что-тоне то. Та же программа — «Времена года», «Мефистовальс», «Петрушка».Играл все по сто раз, что происходит? Потом вспоминаю: Вологда былпервый город, куда я поехал на гастроли из Москвы в 1991 году, ещес программой «Новые имена». Чтото меня осенило в этот момент,и с публикой что-то случилось необычное. И все хорошо закончилось.

— В принципе я открыт для своей публики: я завоевывалее десять лет. Многие спрашивают: как сделать карьеру в России? Каким ответить…

— Есть ли что-то, о чем бы вам не хотелось говорить ни при каких обстоятельствах?

— Я бизнесом никогда не занимался, не умею, к этомуотдельный талант надо иметь. Но сегодня понимаю, что такое, допустим,в Москве «валовый сбор». И открыто могу сказать: вот мои доходы, вотмой «аншлаг», налоги и чистый гонорар. Все прозрачно. Собственно,к этому мы и шли все эти годы.

— Ну, рост вашей известности и гонораров впечатляет…

— Иногда люди меня не понимают. Они думают, чтоя просто делаю себе имя, деньги, что там еще. Но много заработатьна классической музыке невозможно.

— Есть что-то в этой жизни, что вам не по душе?

— Мне — нравится. Но я хотел бы оказаться в году60м XX века. Мне кажется, тогда был невероятный период в стране, запахсвободы: началась оттепель, появились Андрей Вознесенский, ВасилийАксенов, стиляги, джаз, кино, расцвет театра. Конечно,я с удовольствием бы поговорил с Рахманиновым, познакомилсяс Чайковским и Листом. Но 60е… Я просто чувствую, что я оттуда.

— А вам нравится жить в нашем времени, как насчет прошлого или будущего?

Денис Мацуев



Активно проявляет себя в амплуа арт-менеджера: проводитфестиваль «Звезды на Байкале» в Иркутске, а с 2005 года выступаетхудожественным руководителем фестиваля молодых исполнителей Crescendo. Вице-президентМеждународного фонда «Новые имена», имеет дипломы музыкальных академийЛондона, РиодеЖанейро и др. С февраля 2006 года входит в состав Советапо культуре и искусству при президенте Российской Федерации, в апрелеполучил звание заслуженного артиста России.

Один из самых известных и востребованных молодых российскихпианистов. Родился 11 июня 1975 года в Иркутске. В 1991 году сталстипендиатом Международного благотворительного фонда «Новые имена», подэгидой которого объездил весь мир. В 1999 году с отличием окончилМосковскую консерваторию. Лауреат многочисленных международныхконкурсов, в том числе — победитель XI Международного конкурса им. П.И.Чайковского (I премия). С 1995 года выступает с именитыми оркестрами.Дает около 150 концертов за сезон, выступая в известных мировыхконцертных залах. Репертуар академической музыкой не ограничивается:включает джаз и импровизации. Дискография обширна.


Другая «Россия» Клуб вменяемых людей Уральское стекло на чешские деньги Туристов — вагон Екатеринбург конгрессный Рынок оценил Башкирию Контролировать суд через интернет Химия: бег с препятствиями За науку надо платить

Главная / Анализ