Главная / Промышленность / Излечение сценой

Психодрама — метод групповой психотерапии, при котором,в отличие от психотерапии традиционной, внутренние конфликты одногоиз участников группы (протагониста) выносятся на сцену
в видеимпровизированного театрального действия. Основные элементы психодрамы— сцена, протагонист, режиссер, «вспомогательное Я», публика. Все это,согласно традиционным представлениям, имеет отношение к театру,а не к терапии. Противоречия индивида и общества разыгрываются на сценес разных ролевых позиций, на сцену выносится пережитое в прошлом,ожидаемое в будущем, насыщенные конфликтным содержанием фантазии, сны,идеи.



Эберхард Шайффеле: «Меня привлекла возможностьреальной помощи людям.Театр и психотерапию объединяет катарсис —очищение и облегчение души»
В 1920 году венский психиатр Якоб-Леви Мореноописал новый психотерапевтический метод — психодраму. Он назвал его«наукой, исследующей истину драматическими методами». В определениииспользовал категории, лежащие вне психотерапевтического мышления:«игра», «встреча» и «театр». В 1922-м Морено организовал «Театрспонтанности», где раз в неделю представлялись импровизированныеспектакли на злободневные и конфликтные темы, взятые из газет и личныхпереживаний участников труппы. В 1925-м он переехал в США, а позже приподдержке одной из богатых пациенток основал там частнуюпсихиатрическую лечебницу с театральным помещением при ней, гдепрактиковал свой метод.

Один из последователей Морено — художественный директорЦентра психодрамы, творчества и международных встреч в Альгоу(Германия), кандидат философских наук, артист театра и психотерапевт Эберхард Шайффеле.В течение этого учебного года, благодаря программе академическихобменов Фулбрайт, он живет и работает в Екатеринбурге, преподаетна факультете социальной психологии Гуманитарного университета.

Заслуги Морено признают и его методом пользуются какпсихотерапевты, так и деятели театра во всем мире. На могильной плитеученого эпитафия: «Здесь лежит человек, который привнес радость и смехв науку психиатрии».

— Меня привлекла возможность реальной помощи людям.Театр и психотерапия близки, их объединяет глубинный механизм действия— катарсис. Аристотель, создатель первой теории театра, первыйисследователь этого понятия, говорит: трагедия героев должна вызыватьу публики ужас и сострадание, а следствием должен стать катарсис— очищение и облегчение души. Уже в психиатрии XVIII и XIX столетийбыли предприняты попытки использовать театр для лечения пациентов.Можно вспомнить пьесу Гете «Лила», театральные эксперименты маркизаде Сада. Зрителей так или иначе затрагивало представление историииз жизни, однако эта жизнь была чужда как им, так и актерам. В отличиеот этих экспериментов у Морено речь шла не об изображении чужихстраданий, а о демонстрации своих собственных, не об искусномактерстве, а о спонтанной игре, не о воздействии на пациентов,а об их способности к самовыражению.

Ужас и сострадание— Ваша первоначальная профессия — актер. Почемувы решили ее сменить? Чего недоставало в театральной активностииз того, что вы приобрели, начав заниматься психодрамой?

— Оно помогает тем, кто им занимается, но не зрителям.Да, искусство — это неотъемлемая часть деятельности людей. Оно всегдабыло частью очень многих традиций: люди собирались, плясали и пели подбарабаны, добиваясь таким образом состояния транса. Но с тех пор, какпоявилось разделение на профессионалов, которые «делают» искусство,и потребителей, эта его функция исчезла. А появление телевидения ещеи разделило людей, мешая им собираться и делать что-то вместе.

— Традиционная психоаналитическая трактовкафункции искусства тоже предполагает оказание помощи людям. Вы в этомне согласны с Зигмундом Фрейдом?

— Да, речь именно об этом.

— Из ваших слов вырисовывается следующая картина:искусство, уходящее корнями в ритуалы, утратило эту функцию. Теперьпсиходрама берет на себя задачу на уровне группы эту ритуальностьвоспроизводить.

— Русские гораздо эмоциональнее европейцеви американцев, они более открыты для общения, работы в группе. Этоособенно очевидно в первой фазе занятия. Представьте, собираютсянезнакомые люди, они скованы, у каждого разная степень контактности.Их необходимо расшевелить, «разморозить», создать в группе атмосферудоверия, безопасности. Для этого есть специальные приемы и упражнения:люди выбирают варианты ответов на важные, связанные с личным выбороми опытом вопросы, и в соответствии с ответом должны примкнуть к той илииной группе. Можно выразить эмоцию жестами, движением. В этой ситуациизападный человек скован, он всегда внутренне пожимает плечами,не будучи уверен, прилично ли выглядит со стороны. Русские болеемобильны, они говорят: «Как забавно!» и сразу включаются в игру…

— Работа по методу психодрамы, вероятно, раскрывает и национальные особенности участников. Существует ли «русская» специфика?

— Многое зависит от ведущего-режиссера:очень важно, чтобы он создал ощущение безопасности. Его задача, чтобычеловек пошел так далеко, как он готов на данный момент, но не дальше.Если для человека такой опыт внове, он скорее всего слишком далекои не зайдет: сделает только один шаг вперед.

— Участие в психодраматической сессии предполагает высокую степень откровенности. Насколько легко люди идут на это?

— Если люди вовлечены в действие, а не являются лишьзрителями — безусловно, да. У людей есть сильные чувства по поводутаких событий, и эти чувства нуждаются в выражении. Существует такойметод — социодрама, он родствен психодраме, но фокусируетсяна проблемах не одного человека, а группы. На социодраматическихсессиях мы обращались к таким темам, как терроризм и холокост, исследуябольше не то, что происходит, а то, что при этом люди чувствуют.

— В современном искусстве, в актуальных практикахсуществует такой опыт: художники инициируют исторические спектакли(реэнактменты), в которые вовлекают целые группы населения. Играи одновременно коллективный анализ разыгрываемых событий проходитс участием профессиональных актеров, а иногда и без них. Художникиобращаются к историческим событиям, которые переживались как драма.Одним из первых реэнактментов можно считать спектакль «Штурм Зимнего»в Петрограде в 1920 году, в нем приняло участие около 10 тыс. человек.Один из современных примеров — фильм американки Катрин Салливан«Плавучие льды Земли Франца-Иосифа», за основу сюжета в нем взят захват заложников во время спектакля в 2002 году «Норд-Ост». Как вы к этому относитесь? Что это, социальная психотерапия?

— Речь не идет о решении проблемы: терроризм, понятно,никуда не исчезнет, какую бы хорошую психодраматическую сессиюмы ни провели по этому поводу. Современный человек привык всепропускать через голову. Большинство из нас прекрасно разбираетсяв собственных личных проблемах, способно их проговаривать,анализировать. Но мы, тем не менее, не можем их разрешить. В социодрамеприобретается опыт в выражении чувств, новое видение, новый взглядна проблему.

— Что является результатом сессии, «качественным скачком» в социодраме?

— В природе человека заложена потребность в интенсивныхпереживаниях. Но люди их не имеют, современная культура этогоне предполагает. Обычно они получают лишь суррогат — через наркотикиили просмотр кинофильмов. Мы можем наблюдать такое негласноесоревнование в кинематографе — в каком фильме будет убито больше людей:одного убитого уже мало, нужен атомный взрыв, уничтожение всегочеловечества. Мне кажется достаточно странным общество, гдесверхсильные эмоции демонстрируются в кино, но подавляются в жизни.В частности сексуальность: с одной стороны — сексуальные образыпостоянно присутствуют в рекламе, а с другой — настолько тотальноподавляются в жизни, что люди избегают даже прикосновений.

Изменяем сознание— Вы пишете о том, что участие в психо—и социодраматических сессиях предполагает состояние измененногосознания. Для чего это нужно?

— В западной культуре любые эмоции подавляются, даже такие как радость. А секс становится просто инструментом для продажи чего-то.

— Говоря о запретах, о подавляемых и табуированных чувствах, вы имеете в виду прежде всего агрессию и сексуальность?

— Да, есть такие места, где нормально относятся к нудизму, к обнаженному телу, но люди даже не разговаривают там друг с другом.

— В Германии меня удивил такой факт: существуютобщедоступные сауны, бассейны, где люди плавают абсолютно обнаженными,отсутствует, как мне показалось, повышенное внимание по отношениюк представителям противоположного пола. Однако на фоне такой простотынравов процветает порнобизнес. Как одно с другим может сочетатьсяв одной стране, в одном обществе?

— Порнография — неверный путь справиться с проблемойи заполнить эту нишу. Автор большого эссе о порнографии Дэвид Лоуренсочень четко описал, что порнографы и пуритане — одно и то же: и те,и другие пытаются нам преподать сексуальность как нечто грязное.Порнография может существовать только в обществе, которое подавляетсексуальность, эти явления зависят друг от друга. Я думаю, секс — этонечто данное нам Богом, то, на основе чего мы можем общаться другс другом.

— Но, покупая порножурнал, человек тоже не приобретает возможности общения…

— Я не согласен с капиталистическим постулатом «все,что продается — нужно». Здесь та же ситуация, что и с порнографией.Человеческая потребность в сексуальности не восполняется порнографией,именно поэтому потребность возрастает: нет насыщения, нетудовлетворения.

— Популярность фильмов с многочисленнымиубийствами — это присущая человеку агрессивность, которая, не имеявыражения в жизни, ищет его в кино?

— Я думаю, интенсивность человеческих отношений.

— Какую потребность тогда замещает агрессия по аналогии с парой «порнография — сексуальность»?

— Да, повседневная жизнь в современном обществе скучнаи монотонна: работа в офисе, непонимание цели деятельности плюс запретна чувства, о котором мы говорили… А человек рождается, чтобычувствовать.

— Какова же должна быть сила этой потребности,если только такие образы, как ядерный взрыв, глобальная катастрофа,могут выразить ее и хотя бы временно утолить. Страшно представить, чтомы теряем, мирясь с таким существованием.


Тревожная стабильность Телега без лошади Матрица Максимова Обустроить Клондайк Управление мифами Сто один в поле воин Выкручивают руки — выкручивайся Город гипермаркетов Воздушная тревога

Главная / Промышленность