Главная / Промышленность / Жаркая пора

Беда к беде За 2005 год товарооборот металлоторговых компаний,предоставивших данные для составления рейтинга, вырос на 29%.Но динамика падает: в 2004 году прирост товарооборота компаний достигал60%. При этом продажи в тоннаже оба года росли одинаково, по 13%.


Год 2005-й стал вторым годомснижения темпов прироста промышленного производства в России: 2003-й— 7%, 2004-й — 6,1%, прошлый — 4%. Индекс производства в чернойметаллургии за три квартала 2005-го составил всего 0,2%. Производствостали выросло на 0,8% (в 2004 году — плюс 4,4%). Динамика жилищногостроительства упала вдвое, до 6,3%. Наиболее существенно снижениев машиностроении: если за 10 месяцев 2004 года прирост составил 19,7%,то за аналогичный период 2005-го — 5%. Черная металлургия (дальнейшаяпереработка), машиностроение и строительство — основные потребителиметаллопроката. Торговля металлопрокатом, естественно, началареагировать снижением объемов производства услуг, ожесточениемконкуренции, структурной перестройкой и усилениемклиентоориентированности.

К общему ухудшению конъюнктуры на рынке металлопрокатав 2005 году добавился еще один негативный для независимыхметаллоторговцев фактор — выход сбытовых структур производителей(ЕвразХолдинга, Северстали, ММК, «Мечела») на рынок складской торговлии появление крупных инорегиональных конкурентов (пример — Челябинскаяметаллургическая компания московского трейдера «Комтех»).

Основная причина падения — колебания цен на продукциючерной металлургии на мировом рынке (прокат черных металлов в продажахуральских металлотрейдеров составляет около 98%). В 2004-мпроизводители, отвечая на благоприятную внешнеторговую конъюнктуру,увеличивали объемы экспорта. Это вызвало на внутреннем рынке дефицитметалла и повышение цен на него. В 2005 году рост мировых цен на прокатчерных металлов замедлился: сказалось перепроизводство. Все участникирынка отметили неизменность или падение цен (в зависимости от товарнойпозиции).

Когда заканчивается везениеУхудшение условий работы заставляет металлотрейдеровискать способы сохранения рыночных позиций. По словам игроков, средниепо масштабу компании объединяются во временные пулы для получениялучших условий при покупке металлопроката у производителей. Естьи пример поглощения: в октябре 2005 года таганрогский трейдер ИНПРОМприобрел металлотрейдера из Москвы
«Металлосервисные центры». Тенденция к слияниям и поглощениям будет усиливаться.

Аффилированные с заводами структуры пользуются«эксклюзивными» условиями поставок продукции определенныхассортиментных групп, могут предоставлять покупателям более выгодныеценовые условия и обеспечены финансовой поддержкой металлургическихпредприятий. «ЕвразМеталл-Урал»,вышедший на рынок складской торговли в январе 2005-го, уже по итогамгода держал 9% совокупного объема продаж сортового проката компаний-участницрейтинга. В марте текущего года на рынке появился еще один крупныйигрок: группа ЧТПЗ объявила об объединении сбытовых компаний — МеТриСи «Тирус». Генеральный директор ЗАО ТД «Уралтрубосталь» (торгового домаГруппы ЧТПЗ) Павел Пелюгин: «Цель объединения— увеличение объемов сбыта за счет выстраивания эффективной цепочкипродвижения, укрепления позиций и расширения присутствияна региональных рынках. Кроме того, мы сможем минимизироватьуправленческие затраты, затраты на продвижение продукции, улучшитьлогистику поставок. В 2005 году МеТриС и “Тирус” реализовали 455 тыс.тонн продукции на общую сумму 9,4 млрд рублей. Таким образом,объединенная сеть займет на рынке складской металлоторговли 14% рынкатрубной продукции».

Верный способ как минимум сохранить позиции на рынке — быть ближе к клиенту. Общая сеть филиалов компаний-участницрейтинга за год увеличилась на 10%, число складов — на 12%. Подавляющеебольшинство компаний местные, их интересы лежат в пределах региона:на Урал приходится почти половина совокупной филиальной сети. Темпырасширения этой половины еще выше: 30% по филиалам и 49% по складам.

В качестве конкурентного преимущества или направленияразвития практически все компании, ответившие на наши вопросы, назвалиширокий ассортимент товарных позиций. К примеру, РЭИЛ-
Комплектначал заниматься продажей проката из нержавеющих и спецсталей,появились продажи метизов у Стройтехцентра и ПРОМКО. Некоторыестремятся предлагать уникальную продукцию, организовывать собственноепроизводство, чтобы снять зависимость от производителей металлопроката(см. «Умей вертеться»).

Наиболее распространенные дополнительные сервисы— формирование сборных заказов (состоящих из разных товарных групп),товарное кредитование, первичная обработка металлопроката и доставкаего автотранспортом. Эти услуги оказывают практически все компаниирейтинга. Кроме того, у большинства компаний металлобаза работаетв выходные и праздничные дни, а бэк-офиснаходится на металлобазе, что ускоряет оформление документации.По оценке участников рейтинга, наиболее сильное влияниена конкурентоспособность металлотрейдера оказывает возможностьформирования сборных заказов и кредитование клиентов. Развитию этихосновных направлений металлоторговцы и собираются уделять внимание.

Дополнительный сервис пока существенно меньше влияетна положение металлотрейдера на рынке, чем ассортимент, уровень цени география сети филиалов. Тем не менее логика развития большинстварынков диктует диверсификацию и индивидуализацию услуг.

Обозримая перспектива Металлотрейдеры ожидают, что в текущем году объемыпродаж металлопроката в натуральном выражении не изменятся.Но рентабельность по сортовому и листовому прокату будет меньше из-за снижения цен. Цены на прокат цветных металлов и нержавеющий прокат сохранят стабильность.

Кроме того, компании вводят такие сервисы, каккредитование физических лиц («Квин»), бесплатная доставка товарав черте Екатеринбурга («Континенталь»), производство металлоконструкций(ТД «Ликосстальпром») и арматурных каркасов (СПК). Реже используетсяорганизация интернет-магазинов. Впрочем, усиление клиентоориентированности трейдеров в конце концов приведет к развитию металлоторговли в интернете.

Дополнительные материалы:

На рынке, возможно, появятся новые серьезные конкуренты. Директор по работе с корпоративными клиентами компании «ПРОМКО» Евгений Дергачев:«Среди значимых для рынка событий — введение в эксплуатацию новыхсталелитейных и прокатных мощностей китайскими металлургами. Какследствие, Китай, основной импортер металлопродукции в 2004 году,превратился в основного экспортера: внешнеторговый профицит порядка10 млн тонн. Таким образом, в 2006 году возможно появлениена российском рынке китайской металлопродукции, в основном листовойи мелкосортной».



Умей вертеться
Устойчивыерыночные позиции металлоторговцев определяются предложением уникальнойпродукции и выпуском собственной, уверен заместитель генеральногодиректора «Сталепромышленной компании­СО» Алексей Букреев.

— Как вы оцениваете развитие рынка металлопродукции в прошедшем году?— Металлургическая отрасль в Свердловской областипродемонстрировала положительную динамику. Производство металлопрокатав регионе увеличилось на 11%, рост емкости рынка потребления, по нашимоценкам, — около 20%. Одновременно рос спрос по большинству товарныхгрупп. Наибольшая динамика наблюдалась по строительному сортаменту.Впрочем, сезонный подъем в строительстве и незначительное оживлениев некоторых металлопотребляющих секторах (например, в железнодорожнойиндустрии) компенсируются спадом в других (автомобилестроении).



Алексей Букреев

— С чем это связано?

На протяжении всего прошлого года происходило снижениецен по большинству видов металлопроката. С начала 2005 года в среднемдля российского потребителя сортовой прокат подешевел на 5 —7%,арматура — почти на 9%. С начала мая 2005-го началось падение ценна листовой прокат.

— Что будет дальше?

— С конъюнктурой мирового рынка. Но в этом годузначительных колебаний цен на металл не предвидится, предполагаетсястабилизация по всем товарным группам. Цены будут держаться на прежнемуровне.

Продолжится экспансия торговых домов производителей.Стремясь захватить дополнительные рыночные доли, они придерживаютсястратегии ценового демпинга, что снижает маржу независимыхметаллоторговцев. Это заставит трейдеров снижать издержки, расширятьсети филиалов в наиболее доходных регионах и активно развиватьметаллосервисные услуги.

— Прогнозируемое к 2008 году превышение мировогопроизводства стали над ее потреблением будет диктовать дальнейшееснижение мировых цен. Неблагоприятная ситуация на внешних рынкахподталкивает производителей к переориентации поставок на внутренний.Предложение металлопроката увеличивается, возникает опасностьперепроизводства, что может повлечь некоторое уменьшение цен на рынкеи, как следствие, падение рентабельности металлоторгового бизнеса. Этоуже приводит к сокращению количества металлоторговцев, укрупнениюбизнеса.

Подготовила Инна Гладкова

В прошлом году металлоторгующие компании пришлик пониманию, что для сохранения устойчивых позиций на рынке однихконкурентоспособных цен недостаточно, необходим «сервисный пакет».Нужно предлагать клиентам уникальную продукцию, снижать степеньзависимости от поставщиков с помощью выпуска собственной продукции.Поэтому усилия нашей компании направлены не только на минимизациювремени и затрат наших клиентов, связанных с обеспечениемметаллопрокатом. В апреле мы планируем открыть полноценный сервисныйметаллоцентр по изготовлению арматурных каркасов. Наша компанияформирует у потребителя отраслевые стандарты, ориентируясь на передовойевропейский опыт металлоторговли.


Сто один в поле воин Выкручивают руки — выкручивайся Город гипермаркетов Воздушная тревога Моральный кодекс строителей капитализма Высший пилотаж Промышленники еще размышляют Высокие орбиты «Протона» Канал не канает

Главная / Промышленность