Главная / Промышленность / Защита лузера

Привет из феодализмаВ конце марта группа научных сотрудников экономическогофакультета Уральского госуниверситета завершила комплексноеисследование «Региональные экономические аспекты присоединения Россиик соглашениям ВТО». Основное внимание в нем уделено анализупротекционистских мер, применяемых в Свердловской области. Выводынеутешительны. «В областных правовых актах, где предусмотренагосподдержка промышленности (а их выпущено за последние два годане меньше 25), туговато с приоритетами, — отмечает доцент кафедрымировой экономики УрГУ Ольга Яшина. — Например,в действующем законе Свердловской области «О государственнойнаучнотехнической политике», принятом в 2002 году, говорится о льготахна проведение научнотехнической деятельности для нескольких десятковотраслей и подотраслей, хотя их должно быть очень ограниченное число.Кроме того, льготы для конкретного предприятия, как правило,незначительны, но для регионального бюджета в целом это очень большиепотери».



До присоединения нашей странык ВТО региональным властям не нужно стесняться протекционистскойполитики. Наоборот, важно успеть воспользоваться ее плодамив оставшийся короткий промежуток времени. «Никому не выгодно, чтобынаши предприятия обанкротились ради соблюдения принципа идеальнойконкуренции. Иначе мы получим огромное количество социальных проблем,хотя сможем погладить себя по голове и сказать, что выдержали всепринципы западного экономического либерализма, — говорит заведующийкафедрой “Инновационные технологии” Уральского государственноготехнического университета (УГТУ— УПИ) Сергей Кортов.— Протекционизм должен быть адресным, целевым и ограниченнымво времени, тогда он пойдет во благо». Однако пока применяемаяв большинстве субъектов УралоЗападносибирского региона системагосподдержки предприятий демонстрирует неэффективность.



Размытость приоритетов налоговой политики приводитк сокращению бюджетных доходов и в Пермском крае. В сентябре 2005 годаздесь впервые в России была снижена региональная составляющая ставкиналога на прибыль с 17,5 до 13,5% для всех налогоплательщиков,зарегистрированных на территории субъекта федерации. Позжепо требованию федерального законодательства все-такибыли определены конкретные категории получателей льготы: организациис численностью работников более 10 человек; предприятия с прибыльюсвыше 100 тыс. рублей за отчетный период; бизнес, который не можетиспользовать систему упрощенного налогообложения. Но приоритетныеотрасли так и не обозначены: формально соблюдено правило ВТО — принциправного доступа к налоговой льготе для всех компаний, включаяиностранные филиалы, зарегистрированные в регионе. В итоге,по признанию краевых властей, региональный бюджет на первом этапедействия льготы потеряет 10% доходов (за 2006 год это около 3,5 млрдрублей).

Региональная власть может «помочь с выделениемземельного участка, повлиять на компании, отвечающиеза энергообеспечение объекта, выступить соинвестором и, еслипотребуется, подвести дорожные коммуникации к предприятию», советуетдепутат Государственной думы РФ, президент Челябинского региональногообъединения работодателей «ПРОМАСС» Валерий Панов.


Общая особенность региональных промполитик — стремление закрыть «свои»рынки от «чужой» продукции, что вряд ли тренирует местныхпроизводителей к вхождению страны в ВТО. По словам директораисполнительной дирекции Оренбургского областного союза промышленникови предпринимателей Вячеслава Лагуновского,«региональными властями взят курс на создание благоприятных условий,стимулирующих предприятия области в конкурентной борьбес инорегиональными товаропроизводителями». Правовые акты Свердловскойи Челябинской областей содержат прямые рекомендации размещать госзаказпрежде всего на местных предприятиях. В Тюменской области действуетположение о 8процентной компенсации стоимости оборудования,закупленного компаниями ХантыМансийского и ЯмалоНенецкого АО у местныхпроизводителей. Главным образом от этого выигрывают машиностроительныепредприятия Тюмени, поставляющие в автономные округа оборудование длянефте— и газодобычи. В проигрыше — соседние уральские машиностроители,для которых созданы условия неравной конкуренции. Только цель оправдывает средстваСами промышленники, безусловно, приветствуютадминистративные меры недопущения на местный рынок инорегиональныхкомпаний. Но вместе с тем осознают: их бизнес может пострадатьот аналогичных шагов в других регионах. От политики местечковогопротекционизма выигрывают местечковые же компании. В чем выход дляпредприятий, нацеленных на развитие в национальном и мировом масштабе?

Пока возможны и государственные субсидии, и налоговые льготы, и правитель-ственныегарантии на получение банковских кредитов, добавляет Ольга Яшина: «Нодолжен быть определен короткий отрезок времени, в течение которого,если предприятие не улучшило параметры своей деятельности, эти мерынужно отменять.

Просто освободить предприятие от налогов бессмысленно,оно более эффективным от этого не станет, уверен директорконсалтинговой компании «ФИНЭКС Качество» (Екатеринбург) Антон Воробьев:«Основная идея — предприятие должно показывать, что оно у себя внедряетсовременные оборудование, технологии производства и управления. На этусумму региональное правительство вполне может уменьшить налоговуюнагрузку, направляя тем самым предприятия в сторону повышенияэффективности и конкурентоспособности. При этом нужны механизмыконтроля на основе объективных данных».

Другими словами, протекционистские меры, чтобы статьэффективными, должны преследовать конкретную цель: вывод определеннойкомпании или целой отрасли, имеющей стратегический характер, на болеевысокий уровень развития, чтобы в результате успешно выдерживатьмировую конкуренцию. Для этого нужно определиться с приоритетами,установить четкие условия и временные рамки господдержки (в идеале— не более пяти лет, иначе льготируемая компания начнет восприниматьбюджетную помощь как должное, напряженность труда спадет) и установитьжесткий контроль над использованием государственных средств (см. «Какспасали Chrysler», с. 17). Содержание мер в основном должно бытьнаправлено на совершенствование инфраструктуры — производственной(например, модернизацию системы подготовки профессиональных кадров)и инвестиционной (законодательство, переговорные институтыи выставочные площадки).

У нас они растягиваются на долгий период, проследитьсвязь между льготами и повышением эффективности, конкурентоспособности,совершенно невозможно».

Справедливости ради отметим, что не все компании готовывоспользоваться помощью государства. Удмуртские власти, как и пермские,пошли на снижение региональной составляющей налога на прибыль на 4%,плюс к этому — на полное освобождение бизнеса от налога на имущество.Меры действуют в отношении предприятий, победивших в ежегодном конкурсеинвестиционных проектов, и только на период окупаемости проектов.Однако риски, вызванные процедурой оформления льгот, снизили интереспромышленников к ним. Итоги первых конкурсов показали: большинство предприятий-победителейотказались от подарка республиканских властей. В их числе — флагманудмуртского машиностроения ФГУП «Ижевский механический завод».Промышленники объясняют: по федеральному закону о промышленной политикепредприятие, получившее право на господдержку, должно заключитьс органами власти договор о мониторинге своего финансового состоянияи ежеквартально представлять в правительство информациюоб использовании льгот. Не каждое предприятие считает целесообразнымзаключать такой договор, а в результате не имеет права на льготу.Удмуртские предприятия отказываются и от бюджетных кредитов на три годапод 10% годовых, поскольку могут получить банковский кредит под 12% безсбора большого числа документов, согласований и регулярных отчетов.Странная боязнь для предприятий, шагающих в ВТО, чей лозунг— прозрачность.

В качестве примера здорового протекционизма нашиэксперты называют действия властей Свердловской области, направленныена развитие энергосбережения на промышленных предприятиях региона.Региональная энергетическая комиссия предоставила годовую скидкук энерготарифу полутора десяткам предприятий, где реализовываласьпрограмма энерго-сбережения(внедрение автоматизированных систем учета энергии, меры по снижениюэнергопотерь и т.д.). В результате энергоемкость производства,например, на металлургических предприятиях Среднего Урала снизиласьна 20%. Правда, эту программу, действующую в 2001 — 2002 годах,свернули изза того, что федеральный центр отменил соответствующиеполномочия РЭК.

Протекционизм
(лат.protectio — покровительство, защита) — экономическая политикагосударства, противоположная политике «свободной торговли»и направленная на:


Дополнительные материалы:

— временную защиту относительно недавно созданных отраслей отечественной экономики.

— защиту от иностранной конкуренции отраслей отечественной экономики, имеющих стратегическое значение;

Может быть ответной мерой при проведении политики протекционизма торговыми партнерами.

— расширение внутреннего и внешнего рынка.


Тройственный союз Нам и в модерне неплохо Я не вижу опасности в Путине Запахло деньгами Евраз отправил шлак в переработку Мы его теряем Будем жить хорошо. Но не все Промолчи — попадешь в первачи Победоносная голодовка

Главная / Промышленность