Главная / Промышленность / Соразмерно обстановке По прогнозным оценкам, в первом полугодии 2006 года ОАО «Уралмашзавод» (Екатеринбург; входит в дивизион ОМЗ-Уралмаш компании «Объединенные машиностроительные заводы») впервые за три года должно выйти на безубыточный уровень производства (по итогам 2005 года убытки составили 168 млн рублей, на 47% меньше показателя предыдущего года). Для среднеуральского машиностроения это станет знаковым событием: шоковая терапия, ввергнувшая в коллапс российскую промышленность, в том числе и Уральский завод тяжелого машиностроения (УЗТМ), наконец дала положительные результаты. После десятилетия структурных преобразований Уралмаш возродился как конгломерат ряда специализированных компаний, и, несмотря на отсутствие госзаказа, удерживает свои сегменты рынка и даже захватывает новые. Фото - Андрей Порубов Ловить не больше двух зайцев До начала 90-х годов на УЗТМ работало 35 тыс. человек, завод производил продукцию самого широкого спектра — от бурового оборудования и танковой артиллерии до колбасы и сковородок. В 1992 году в результате акционирования часть производств УЗТМ выделилась в самостоятельные бизнесединицы. В 1996-м, к моменту вхождения Уралмаша в состав ОМЗ, численность работающих сократилась до 14 тыс. человек, объем производства механоизделий упал до 43 тыс. тонн (в 1987 году, наиболее успешном для предприятия, выпущено 336 тыс. тонн). Основная причина кризиса типична для российского машиностроения: резкое сокращение заказов со стороны металлургов, горняков, энергетиков. Но УЗТМ имел и свою «ахиллесову пяту» — отсутствие специализации на конкретном виде продукции, что закладывало высокую себестоимость и неконкурентоспособную цену уралмашевских изделий. На этом фоне Новокраматорский машиностроительный завод, субсидируемый правитель-ством Украины, превратился в сильного прямого конкурента УЗТМ. В 2005 году Уралмашспецсталь впервые получила прибыль. Для вывода Уралмаша из кризиса руководство ОМЗ решило сосредоточиться на двух направлениях деятельности: индивидуальном производстве оборудования (металлургического, нефтегазового, горного, атомного и подъемнотранспортного) по инжинирингу заказчика, а также валков холодной и горячей прокатки. Для этого реструктурировали управление предприятием: создали фирмы по видам выпускаемой продукции, объединившие конструкторов и менеджеров по продажам. С 2001 года на заводе началось выделение непрофильных бизнесов: транспортных услуг, связи, ремонта оборудования, энергоснабжения, производства инструмента и т.д. Решили и давнымдавно назревшую проблему — в особый бизнес выделили производство металлургической заготовки. Так появился завод Уралмашспецсталь. Несколько лет новое подразделение работало в убыток (раньше убытки ложились на конечную продукцию УЗТМ, поэтому борьбой с браком металлурги серьезно не занимались). «Быть лучшим во всем невозможно», — парируют менеджеры предприятия. И приводят пример гиганта восточноевропейского машиностроения чешский холдинг Skoda. После резкого падения спроса в 1999 году он оказался на пороге банкротства, в процессе реструктуризации было выделено 19 самостоятельных бизнесединиц с 44 продуктовыми линиями. Проанализировав пути развития, руководство Skoda решило сконцентрироваться на 24 продуктах, продав остальные. Сейчас на территории промплощадки Уралмаша действуют более 40 предприятий с общим числом работников 10,6 тысячи. Руководство Свердловской области считает нынешнюю ситуацию не иначе как развалом предприятия. «Сегодня на территории завода работает пять независимых компаний. И работают в большинстве своем неудовлетворительно, — заявил губернатор Эдуард Россель. — Что такое реализация продукции на 3 млрд рублей? Ничего. Уралвагонзавод выдает продукции более чем на 30 миллиардов. Чувствуете разницу? Мы сейчас ищем компании, которые взялись бы за объединение завода, восстановление Уралмаша в том виде, в котором он был. И это главная наша цель». Еще пять лет назад крупнейшие западные машиностроительные компании активно вытесняли Уралмаш с российского рынка металлургического оборудования. Если УЗТМ, не имея оборотных средств, предлагал металлургам контракты на основе предоплаты, то европейские конкуренты — кредитование на льготных условиях, лизинг с оплатой поставляемой техники продукцией, которая на ней же и будет изготавливаться. В обойме В сравнении с советскими временами падение производства на УЗТМ действительно выглядит значительным. Но следует признать: Уралмаш активно адаптировался к рыночным условиям, осваивал выпуск современной конкурентоспособной продукции, что спасло его от полной остановки производства, как это случалось с другими гигантами тяжелой промышленности. В отличие от производственного вала советских времен сегодняшнее оборудование изготавливается здесь по принципу специализации, под конкретные запросы потребителей, по индивидуальным проектам, с применением гибких схем реализации. А сотрудничество с ОАО «Северсталь» показало, что как производитель металлургического оборудования Уралмашзавод готов подтвердить конкурентоспособность собственной продукции. В 2005 году екатеринбуржцы отправили на меткомбинат самую современную МНЛЗ. Немного раньше — кожух для доменной печи. Сейчас изготавливается еще один кожух, на этот раз для самой мощной в мире домны — «Северянки». Также на Северсталь в этом году отгрузили мощнейший в мире литейный кран грузо-подъемностью 520 тонн и стоимостью 2,5 млн долларов. «Сегодня ОМЗУралмаш превратил западные компании в партнеров, — отмечает директор по качеству Уралмашзавода Анатолий Тарнаев. — Те заключают контракты с отечественными меткомбинатами, а Уралмаш в рамках этих соглашений выпускает оборудование. Включившись в международные производственные цепочки, предприятие не только сохраняет свой сегмент рынка металлургического оборудования, но и осваивает новые технологии. Так на заводе изготавливаются две машины непрерывного литья заготовок (МНЛЗ) для Трубной металлургической компании по базовому инжинирингу немецкой компании SMS Demag». Для преодоления разрыва между инжинирингом и производством в этом году создан дивизион ОМЗУралмаш. В рамках этой структуры заводской проектноконструкторский отдел будет усилен конструкторами дивизионов ОМЗДробильноразмольное оборудование и ОМЗКран, в том числе московского ВНИИПТМаш. Объединение конструкторов Уралмашзавода и Ижорских заводов в дивизионе ОМЗГорное оборудование и технологии уже ликвидировало давнюю конкуренцию екатеринбуржцев и питерцев в производстве тяжелых карьерных экскаваторов: совместно создана современная модель ЭКГ1500 — достойный ответ американской фирме Harnischfeger. Уже в ВТО Основные задачи, стоящие сегодня перед менеджментом Уралмаша, — усиление инжиниринга, продолжение модернизации производственных мощностей, продвижение продукции на международные рынки. До начала 1990х годов УЗТМ не имел самостоятельного опыта продаж, в том числе и заграничных: экспортом заводского оборудования занималось государство. При этом продукция в основном не продавалась, а распределялась по политическим мотивам среди социалистических и развивающихся стран. Сегодня реализацией уралмашевского оборудования посредством участия в тендерах занимаются несколько продуктовых фирм ОМЗ. Последние победы в конкурсах: поставка горного оборудования для Лебединского и Михайловского ГОКов, запчастей к шагающим экскаваторам в Индию. Уральские машиностроители фактически работают по правилам Всемирной торговой организации. «Российский рынок тяжелого машиностроения давно открыт для зарубежных конкурентов, ограничений для них — никаких. А мы работаем без всякой государственной поддержки. Для Объединенных машиностроительных заводов вступление России в ВТО — чистая формальность», — подчеркивает Анатолий Тарнаев. Советский гигант УЗТМ остался в прошлом. Дивизион ОМЗУралмаш пока не сопоставим с ним по масштабам деятельности. Но современное предприятие демонстрирует навыки работы в условиях мировой конкуренции, показало способность внедрять инновационные разработки и готовится к серьезному увеличению присутствия на рынках тяжелого машиностроения. Из программы модернизации предприятия отметим крупнейшую реконструкцию сталеплавильного производства и один из важнейших инвестиционных проектов машиностроительного комплекса Свердловской области — введение в 2001 году в эксплуатацию установки печьковш. Для улучшения качества валков внедрена закалочная установка Klesid, печи для низкотемпературного отпуска валков, новые вальцшлифовальные станки фирмы Herkules, модернизированы станки Waldrih Siegen и Hoesch. Перевооружение всей технологической цепочки производства валков привело к тому, что их качество стало соответствовать международным стандартам, объем продаж увеличился на 30%. Уралмашевские валки вышли на новые рынки в Европе, Азии и Африке. Всего за 2000 — 2005 годы в развитие Уралмашзавода инвестировано свыше 40 млн долларов. Производственные проекты дивизиона ОМЗ-Уралмаш Одно из перспективных направлений в работе ОМЗ-Кран (входит в дивизион ОМЗ-Уралмаш) — создание подъемнотранспортного оборудования (ПТО) для атомных электростанций. В прошлом году для индийской АЭС «Куданкулам» на заводе изготовили два полярных крана грузоподъемностью 450 тонн. Краны имеют уникальную инновационную конструкцию, обеспечивающую работоспособность оборудования даже при девятибалльном землетрясении Дополнительные материалы: В последний год на Уралмаше оживилось производство традиционной продукции — дробильно-размольных машин, применяющихся на горно-обогатительных комбинатах. Процесс модернизации оборудования, начатый металлургами со сталеплавильного производства, наконец дошел и до горного передела. Если в 2005 году компания ОМЗ-Дробильно-размольное оборудование (ОМЗДРО, также входит в дивизион ОМЗ-Уралмаш) поставила продукции на 250 млн рублей, то портфель заказов на этот год превысил 1 млрд рублей. В России ПТО практически на всех действующих энергоблоках работает уже по 20 — 30 лет и исчерпало свой ресурс. В апреле этого года ОМЗКран закончил разработку и приступил к изготовлению на Уралмашзаводе ПТО для комплекса переработки жидких радиоактивных отходов (ЖРО) Курской АЭС (сумма контракта не разглашается, оборудование будет изготовлено до конца этого года). По степени автоматизации и производительности подобный комплекс аналогов в мире не имеет. В нем применяется наиболее эффективная и безопасная технология переработки ЖРО, разработанная СвердНИИхиммашем, — цементирование. Создаваемый комплекс ПТО может использоваться на любой атомной электростанции, а также для утилизации ЖРО, накопленных при эксплуатации атомных энергетических установок морского флота. К середине 2006 года ОМЗДРО планирует заключить первые контракты на поставку щековых дробилок, используемых в стройиндустрии. Это новый вид продукции для Уралмаша. Щековые дробилки сняты с производства Волгоцеммашем (Самарская область) в связи с перепрофилированием предприятия, и в этом рыночном сегменте возник дефицит. 25 апреля на Уралмаше прошли испытания первой в мире интеллектуальной дробилки, разработанной по инжинирингу ОМЗДРО для предприятия «Карельский окатыш» (Костомукша). Дробилка оснащена стационарной системой мониторинга и вибродиагностики: она в режиме реального времени через интернет автоматически информирует не только о возникших неисправностях, но и определяет, сколько часов осталось до выхода того или иного узла из строя. На машинах главных конкурентов — компаний Metso (Финляндия) и Sandvik (Швеция) — такие системы отсутствуют. ОМЗ-Металлургия Структура дивизиона ОМЗ-Уралмаш с 1 февраля 2006 года Дивизион ОМЗ-Уралмаш ОАО «Уралмашзавод» ОМЗ-Дробильноразмольное оборудование ОМЗ-Кран ОМЗ-Сервис Уралмаш-Сервис ВНИИПМАШ Будем жить хорошо. Но не все Промолчи — попадешь в первачи Победоносная голодовка Мясная вертикаль От монополии государственной к монополии частной Проверка практикой А кораблю — заплатки Зеркало для президента Государство и право — явления духовные Главная / Промышленность |
||