Главная / Промышленность / Докатилась

На второй-третий — рассчитайсь!
С момента появления сетевой розничной продовольственной торговли в Екатеринбурге в середине 90х годов «Кировский» был лидером. Его первый магазин открылся почти 20 лет назад (в 1987 году), и компания имела все преимущества (время и деньги) для построения крупнейшей сети магазинов в городе. Сейчас у нее более 80 точек. Через десять лет появился «Купец» и за пятьшесть лет нарастил сеть из трех десятков магазинов, прочно заняв на рынке второе место. В 2004 — 2005м он сбавил темпы, рост числа новых точек замедлился. «Монетка» долгое время оставалась в тени двух сильных конкурентов: объемы товарооборота и количество магазинов сети сравнения не выдерживали. Но в последние год-полтора ситуация изменилась. Товарооборот «Кировского» в 2005 году составил 250 млн долларов, «Купца» — 200 млн долларов, «Монетка» отстала от него ненамного — 175 млн долларов.



Екатеринбургская сеть «Монетка» увеличила торговый оборот за 2005 год более чем на 80%. Для сравнения: лидеры рынка «Кировский» и «Купец» за тот же период выросли на 50% и 42% соответственно. А в начале 2006 года «Монетка» догнала «Купца» и по количеству магазинов — 4 Компания раньше других игроков регионального рынка начала столбить место во «вторых» городах Свердловской области и УрФО.

«Монетка» появилась в 2001 году. История ее создания типична для торговой отрасли. В 1993 году выпускники Уральского политехнического института во главе с Романом Заболотновым создали оптовую компанию RModul. Начинали с оптовой торговли шоколадом, позже получили официальные дистрибьюторские контракты. В портфеле компании такие бренды, как Nestle, Kraft Foods, Ferrero и «Коркунов». Только спустя семь лет работы RModul Заболотнов решил выделить розничное направление: «На рынке к тому времени уже были две сильные сети. Но мы чувствовали дефицит магазинов формата дискаунтер и гипермаркет. Лидеры рынка развивают супермаркеты и универсамы». Формат и составил первоначальное преимущество «Монетки» на рынке.

Генеральный директор «Монетки» Роман Заболотнов внимания СМИ к своей персоне не приветствует: интервью, данное нашему журналу, — первое за время существования сети, а фотографироваться он отказался категорически. Компания — как ее лидер: публичности избегает.

В отличие от «Кировского» и «Купца», разраставшихся в 2004 — 2005 годах в основном в Екатеринбурге и нескольких крупных областных центрах Урала, «Монетка» начала с городов поменьше. Это проще, чем заходить в городамиллионники: конкуренции практически нет, да и затраты на торговые точки (в основном арендованные площади) в среднем на 30% меньше. Правда, и рентабельность на 4 — 5% ниже среднерыночной (порядка 15%).

В стороне от лидеров

Основная причина высоких темпов роста бизнеса «Монетки» в последние год-полтора — ставка на агрессивное развитие сети. Финансовые источники — кредиты в Сбербанке, «Райффайзенбанк Австрия» и «Северной казне». Новые магазины открываются не столько в Екатеринбурге, сколько в городах Свердловской области и за ее пределами. Из всех екатеринбургских сетей у этой компании сегодня самая широкая география работы.

Менее агрессивна «Монетка» в Уфе (шесть торговых точек) и Челябинске (три точки). Не позволяет конкуренция: в Уфе в формате дискаунтеров уже работают «Пятерочка» и «Полушка», в Челябинске — «Дикси» и та же «Пятерочка».

В феврале 2004 года открылся первый магазин сети в Свердловской области в Нижнем Тагиле, спустя месяц в Ревде, затем в Асбесте. В конце 2004 года «Монетка» зашла в Тюмень. По сравнению с Екатеринбургом, Челябинском, Пермью и Уфой рынок ритейла там наименее насыщен. Центр Mespano открылся во второй половине 2005 года, столичные «Перекресток» и «Мосмарт» пришли в начале 2006 года. Mespano работает в основном в мелкооптовом формате, «Перекресток» развивает супермаркеты, а «Мосмарт» гипермаркеты. Потому «Монетка», делающая ставку в большей степени на дискаунтеры и в меньшей на гипермаркеты, решила не упустить шанс. Сегодня у нее здесь уже семь магазинов. Заболотнов: «Тюмень для нас — основной регион развития». В 2005 году по одному магазину компания открыла еще в ряде городов Свердловской области: Полевском, Первоуральске и Каменске-Уральском.

В планах «Монетки» открыть до конца 2006 года более двух десятков магазинов: около десятка в Тюмени, пятьсемь в Челябинске, семьвосемь в Башкирии. Блеклым на этом фоне выглядит желание прирасти четырьмя точками в Екатеринбурге: «Основная проблема для нас сегодня — недвижимость. Из-за отсутствия подходящих помещений мы не можем открывать новые объекты в Екатеринбурге», — говорит Заболотнов.

Еще один значимый форпост — Пермь. В этом городе 90% рынка делят две местные сети — «Виват» и «Семья». Втиснуться между ними будет непросто. Заболотнов это понимает: «Мы очень тщательно подходим к вопросу освоения высококонкурентного рынка Перми. Чтобы удачно на него зайти, мы должны предложить какие-то изюминки. И прежде всего низкие цены, которые способна обеспечить идеальная логистика. Когда наша логистика будет таковой, мы примем решение о начале работы в Перми».

Остудить пыл «Монетки» может Auchan. Французская сеть, которая появится в городе осенью, обещает держать в Екатеринбурге самые низкие цены. В Москве она это обещание выполнила. До 2012 года Auchan намерена работать в России без прибыли. Как только она откроется в Екатеринбурге, будет ажиотаж. «Чтобы выдержать конкуренцию, с приходом Auchan мы готовы снизить цены на 10 — 15%, — говорит Заболотнов. — К тому же будем выводить из ассортимента продукцию тех производителей, которые откажутся поставлять нам товар по тем же ценам, что и Auchan».

Игры и амбиции

По итогам текущего года «Монетка» планирует достичь оборота в 300 млн долларов. При сохранении сегодняшних темпов роста «Купцом» и «Кировским» (40 — 50%) «Монетка» опередит первого (ориентировочный прогноз на 2006 год — 280 — 290 млн долларов) и будет на шаг ближе ко второму. Если предположить, что «Монетка» продолжит расти на 80 — 90% в год, к началу 2007го она догонит и «Кировский».

На вопрос о продаже самой «Монетки» Заболотнов отвечает отрицательно: «Это не является стратегической целью компании. Но если в будущем поступят действительно выгодные предложения, мы готовы их рассмотреть». Позиция топ-менеджмента объяснима. Розничная торговля — один из самых лакомых кусков российской экономики. Крупные розничные сети растут в среднем более чем на 60% в год. «Монетка» и того больше. Глупо отказываться от золотой жилы сейчас, на подъеме. Тем более что проникновение розничных сетей в Уральском регионе пока мало. Сетевые магазины составляют менее четверти продовольственной розницы: «Монетке» есть где работать.

Больше оптимизма у компании по поводу работы не в Екатеринбурге с его острой конкуренцией, а в небольших городках и на низкоконкурентных крупных территориях вроде Тюмени. «Монетка» ведет переговоры о покупке бизнеса нескольких торговых сетей за пределами Екатеринбурга, но результатов они пока не дали.

Дополнительные материалы:

Главное — освоить новые территории раньше других. О заходе в соседние регионы заявили пермяки (сеть «Виват») и челябинцы («Незабудка»). Екатеринбуржцы тоже глядят «на сторону»: «Кировский» начал работать в Кургане, планирует зайти в Пермь и Тюмень. «Купец» в качестве приоритета сменил Екатеринбург на регионы. «Мы уже открыли в апреле по магазину в Каменске-Уральском и Кургане. И наша основная маркетинговая стратегия — осваивать территории в радиусе 100 км от Екатеринбурга, — говорит заместитель директора по рекламе и связям с общественностью “Купца” Надежда Бурико. — Респект “Монетке” за достигнутые результаты, но мы своих позиций не отдадим».

Документы в ФСФР на регистрацию дебютного выпуска трехлетних облигаций «Монетка» подала еще в конце февраля 2006 года. Как поясняет Роман Заболотнов, средства от продажи облигаций пойдут на рефинансирование старых задолженностей (непогашенных банковских кредитов) и на развитие сети.

Разместилась
18 мая 2006 года «Монетка» дебютировала на ММВБ, разместив облигации «МонеткаФинанс» на 1 млрд рублей. Спрос в 1,4 раза превысил предложение. Купонная ставка установлена 10,7% годовых на первые полтора года обращения (предполагалось 10,24 — 10,71% годовых), эффективная доходность облигаций к погашению составила 10,99% годовых (изначальный расчет — 10,5 — 11%). Организатором займа выступила ИК «Тройка Диалог».


Медленно, но верно Суровый отбор Под честное слово Сделай сам Требуется свой пророк Производство елея выросло Расплата за долги Жаркая пора Выше Москвы не прыгнешь

Главная / Промышленность