Главная / Промышленность / Рукопожатие конкурента

Конкурирую — значит живу
Эти суждения привел на III Международной научнопрактической конференции «Экономическое развитие в современном мире: ВТО и процессы экономической интеграции», состоявшейся в Екатеринбурге в середине апреля, доцент СанктПетербургского университета Вадим Капусткин. Однако пример отдельной отрасли, говорилось на конференции, не должен отпугивать нашу страну от международной кооперации. Задачи России — не в изоляции, а в интеграции в глобальные рынки, в использовании опыта лидирующих мировых экономик и бизнесов при подготовке ответа конкурентоспособными товарами и услугами. Исследования Высшей школы экономики (ВШЭ, Москва) говорят: отличительные особенности активных внешнеторговых предприятий — привлечение зарубежных акционеров, менеджеров, аудиторов, расширение производственных мощностей, эффективные затраты на НИОКР, маркетинг и рекламу новых продуктов, успешное проведение их сертификации по международным стандартам качества, присутствие в листингах или планирование выхода на зарубежные биржи, рост инвестиций и объемов производства.


Открывшись миру, Россия потеряла фармакологическую промышленность: 75% внутреннего рынка составляет продукция из США, Европы, Индии. Стоимость НИОКР для создания всякого нового лекарственного средства приближается к миллиарду долларов — такие затраты не под силу отечественной фармакологии. Присоединение России к ВТО повлечет дальнейший рост импорта дешевых индийских и китайских дженериков (препаратов с истекшим сроком патентной защиты) и, как следствие, потерю российскими производителями целых сегментов доступных лекарственных средств. Россия станет полигоном для доклинических и клинических испытаний новых импортных лекарств.

В этой ситуации российским производителям попросту нечего заимствовать друг у друга», — констатирует декан экономического факультета Уральского госуниверситета Сергей Кадочников. ъ

Так что проблема российского бизнеса, считают ученые, не в обостренной конкуренции с зарубежьем, а, напротив, в ее недостатке. 60% респондентовпредприятий, участвовавших в исследованиях ВШЭ, указывали на отсутствие значимой конкуренции со стороны компаний из дальнего зарубежья и СНГ. «Иностранные и российские производители действуют в разных рыночных нишах. Первые — в сегментах с требовательными потребителями, которых отличают высокие доходы и ярко выраженные предпочтения в пользу высокого качества товара. Вторые обслуживают менее требовательных покупателей и потому обходятся менее продвинутыми процессными, продуктовыми, управленческими технологиями.

«У региональных банков высокая рентабельность, хорошие темпы роста активов. В плане продуктов, систем управления мы готовы к вступлению в ВТО и не боимся конкуренции. Но средняя рыночная стоимость российских банков — три размера собственного капитала. И для западных банков купить всю нашу банковскую систему не составит никакого труда. Тогда стратегические решения, очень важные для экономики каждого региона, будут принимать служащие, находящие в иерархии западных финансовых учреждений в лучшем случае на пятнадцатом уровне», — считает заместитель председателя правления ОАО «Уралвнешторгбанк» Даниил Сандлер.

Найти себя
Противоречива картина мнений и о судьбе финансового рынка. Один из камней преткновения в переговорах о вступлении России в ВТО — споры об ее открытии для филиалов западных банков и страховых компаний. На допуске филиалов настаивают прежде всего США. Россия (на уровне президента) — категорически против.

Алексей Белянин из Международного института экономики и финансов ВШЭ вообще предполагает, что опасения преждевременны: «У нас непонятно что происходит с экономическими реформами, нестабильна политическая ситуация.

Между тем приход иностранных банков стал бы мощным стимулом для повышения эффективности российской банковской системы. Сегодня она громоздка, неэластична, не способна решать главную задачу — трансформировать сбережения в инвестиции. «Нашим банкам следует активнее интегрироваться друг с другом, искать ниши, где западные банки слабее. Это обслуживание среднего и малого бизнеса — сферы, где мы ближе к своему клиенту, потому что знаем его потребности, ментальность, тип экономического поведения», — убежден Сергей Кадочников.

Впрочем, в одном участники конференции оказались единодушны. Целенаправленное созидание благоприятного инвестиционного климата и имиджа России и поиск компромиссов в переговорах — вот непременные условия «мягкого» вхождения России в «плотные слои» ВТО.

И, конечно, все эти факторы учитываются западными банками».


Шаг за шагом Ширпотребкредит Батареи, тепло! Идеи из инкубатора Пермь возглавил «единоросс» Возвращение в детство Встретимся в суде Пустые хлопоты Карты веером

Главная / Промышленность