Главная / Промышленность / Бессильный виноват

Как утверждает заместитель губернатораЧелябинской области Николай Рязанов, в апреле региональноезаконодательное собрание рассмотрит, а затем и примет новую редакциюобластного устава. Одна из новаций предусматривает возможностьотстранения главы городского округа или муниципального районав судебном порядке по инициативе губернатора «за системное нарушениезаконодательства и причинение вреда муниципальному образованию (МО)своими действиями или бездействием». Основанием для этого может статьдоказанное нецелевое расходование бюджетных средств или, например,установленный факт разморозки отопительной системы. Отстранить мэровот должности можно будет и путем референдума. В уставе появится шкала, по которой станут оцениватьэффективность работы глав МО. Руководители городских округов будутоцениваться по уровню социально-экономического развитиятерриторий, а главы муниципальных районов — с акцентом на показателив сельском хозяйстве. «После этого начнем выяснять, почему, скажем,в одинаковых климатических условиях в одном хозяйстве надои от коровысоставляют четыре тысячи, а в другом — в два раза меньше», — пригрозилНиколай Рязанов. Результаты замеров, повидимому, смогут послужитьповодом для губернаторского обращения в суд.



Евгений Сеньшин

Очевидно, что корнями новая редакция устава уходитв «дело» бывшего мэра Миасса Владимира Григориади, осужденногов октябре 2004 года на восемь лет лишения свободы за вымогательствои получение взятки. После этого по Южному Уралу и всемуУралоЗападносибирскому региону прокатилась волна антикоррупционныхпроцессов, связанных с главами МО. На четыре года осужден ВикторРотатов (эксглава Сосновского района Челябинской области), заведеныуголовные дела на бывшего главу Снежинска Анатолия Опланчука и эксглавуТрехгорного Николая Лубенца (находится в федеральном розыске). В ХМАОна четыре года осужден глава Нефтеюганска Виктор Ткачев, предъявленообвинение главе администрации ХантыМансийского района Юрию Манчевскому,мэру Пыть-Яха Валерию Веснину, главам Октябрьскогои Кондинского районов Андрею Киприянову и Виктору Редикульцеву. Угрозаантикоррупционного расследования вынудила главу Перми Аркадия Каменевадосрочно покинуть пост и перейти на должность вицегубернатора Прикамья.А 21 марта он получил три года условно. Все это звенья одной цепи.Государство подчеркивает, что муниципалитеты суть рассадники коррупциии беззакония, и тем самым готовит почву для юридического закрепленияконтроля за местным самоуправлением (в чем обещает преуспетьЧелябинская область).

Другая поправка предусматривает, что губернатор вправеинициировать референдумы, в ходе которых жители сами выберут модельуправления МО, которая им больше по вкусу. ФЗ131 «Об общих принципахорганизации местного самоуправления» предусматривает три моделиуправления: 1) глава МО избирается всенародным голосованиеми возглавляет местную администрацию; 2) глава избирается такжевсенародным голосованием, но возглавляет представительный орган (думу,совет); 3) глава МО избирается из состава депутатов представительногооргана и становится его председателем. В двух последних случаяхна верхней ступени местной администрации оказывается нанятыйна конкурсной основе управленец (ситименеджер). Сегодня выбор модели— предмет прихоти самого главы муниципального образования,а не населения. Видимо, решено положить этому конец.

По-моему, поправки к челябинскомуобластному уставу не грозят демократии: они оставляют населению правоизбирать главу МО и снимать его путем референдума, выбирать модельуправления городом или районом.

Предвижу протесты «прогрессивной общественности»:попытки государства вторгнуться в сферу муниципального управлениянарушают Конституцию РФ, которая гласит, что «органы местногосамоуправления не входят в систему органов государственной власти» (ст.12).

Смущает другое: поправки могут стать инструментомне противодействия неэффективным главам МО, а сведения счетовс неугодными, недостаточно «благонадежными», и продвижения на их место«своих» — друзей, коллег, родственников. Реформа местногосамоуправления не оставила муниципалитетам достаточных средствк самостоятельному существованию, большинство муниципальных образованийполностью зависит от дотаций и субвенций со стороны региональныхвластей.

В конце концов любой регион «сшит» из муниципальныхобразований, и губернатор вправе рассчитывать на возможность избавитьсяот не оправдавшего ожиданий или проворовавшегося мэра (так же какв связке президент — губернатор). С нашей точки зрения важно, чтобысудебные разбирательства, предшествующие отставке, носили публичныйхарактер.

Инициативы челябинских правительственных чиновников— старательная реакция на сигналы федерального центра. На словахон определяет местное самоуправление как «институт гражданскогообщества», инструмент «самоорганизации общества» (цитатыиз февральского выступления заместителя главы администрации ВладиславаСуркова перед активом «Единой России»). На деле стимулирует дальнейшееуглубление вертикали власти.

В этих условиях рукой подать до нецелевого использования средств (надо же как-тозатыкать бюджетные дыры) и разморозки энергосистемы. Другими словами,«накопать» материал, чтоб предъявить обвинения «в причинении вредамуниципальному образованию своими действиями или бездействием», трудане составит.


Средние в прицеле Американские горки Реформа, которой нет Консерватизм, но не консервация Сгущение паутины Против ветра Протезы для современника На Север проложат четыре магистрали Пермякам нужна Центральная Россия

Главная / Промышленность