Главная / Промышленность / Время точить топоры

Знание — сегодня не толькосила, но и деньги. Бурно развивающаяся экономика повышает требованияк компетенции участников рынка. Это заставляет бизнес искать новыеинструменты, позволяющие не только поднять эффективность работы,но и адаптироваться к меняющимся условиям. Работодатели, ужесточаятребования к персоналу, мотивируют его к росту профессиональногоуровня. В то же время у квалифицированного специалиста обостряетсячувство независимости, он придирчиво выбирает место и условия труда.Так рождается спрос на услуги в сфере бизнесобразования.



АЦ «Эксперт-Регион»провел исследование рынка бизнесобразования Большого Урала. Перваяпубликация посвящена общему обзору рынка и тенденциям, определяющим егосостояние. В следующих мы покажем ситуацию в отдельных сегментахи перспективы их развития в 2007 — 2008 году.

Среди прочих сегментов рынка образования ударениев термине «бизнесобразование» следует ставить на слово «бизнес».Критерий здесь — практика применения знаний и навыковв предпринимательстве. Этим обусловлен жесткий подход к отборупреподавателей: они обязаны иметь не только обширные теоретическиезнания, но и успешный, передовой и даже инновационный опыт созданияи ведения своего дела. Наполнение программ обязано отражать реалиибизнеса.

Участники рынка отмечают значительную разницу в уровнеразвития рынков областных центров региона. Екатеринбург с точки зрениянасыщенности, конкуренции, качества и количества образовательныхпрограмм — впереди. Сегодня для него характерны все те тенденции,которые наблюдались два-тригода назад на рынке бизнесобразования в Москве. Немаловажно и то, чтоспрос здесь почти на четверть формируется за счет приезжих из соседнихобластей. В свою очередь рынки Перми, Челябинска и Тюмени отстаютот екатеринбургского года на три. В Курганской, Оренбургской областяхи Удмуртии бизнесобразование развито довольно слабо. Различияобусловлены социально-экономическими особенностями регионов.

Кто кого учит По данным исследования АЦ «ЭкспертРегион», емкостьрынка бизнесобразования Большого Урала составляет около 1,5 млрд рублей(только участники нашего рейтинга выручили в 2005 году более 600 млнрублей). Компания «Апрайт», ведущая мониторинг рынка бизнесобразованияУрала, оценивает его емкость более чем в 1,7 млрд рублей. Тренинговаякомпания «Активные формы», основываясь на доле ВВП Большого Урала в ВВПРоссии (16,7%), называет цифру порядка 1 млрд рублей.


В рейтинге АЦ «ЭкспертРегион» приняли участие47 компаний. Пятерку лидеров по итогам 2005 года составили:«УралоСибирский Институт Бизнеса» (Екатеринбург), Учебный межотраслевойрегиональный центр повышения квалификации и профессиональнойпереподготовки специалистов «Потенциал» (Екатеринбург), Региональныймежотраслевой центр переподготовки кадров Пермского государственноготехнического университета, Институт переподготовки кадров Уральскогогосударственного технического университета, Институт дополнительногопрофессионального образования Тюменского государственного университета.

На рынке региона работает, по нашим подсчетам, около340 операторов: в том числе около 150 — в Екатеринбурге, более60 — в Челябинске, примерно по 30 — в Тюмени и Уфе, около 25 — на рынкеПерми, по 10 — 15 — в Ижевске, Оренбурге и Кургане. Порядка 50%компаний, предлагающих услуги бизнесобразования, приходится на крупныхи средних операторов.

В отраслевой структуре, по словам директора департамента корпоративных решений компании «Апрайт» (Екатеринбург) Дины Ушаковой, лидируют торговые компании — их около 60%, производственных примерно 30%, остальные — сервисные.

Большую часть клиентов центров бизнесобразованиясоставляют юридические лица (59%). За услугами бизнесобразования,по оценке директора тренинговой компании «Активные формы»(Екатеринбург) Елены Старостиной, обращается примерно каждая пятая компания, работающая на рынке.

Всегда будет востребовано и обучение в области управления персоналом, считает директор компании «АфинаПаллада» (Екатеринбург) Людмила Иващенко:«Успех предприятия — это результат работы его сотрудников. Задачаруководителя построить работу своих подчиненных таким образом, чтобыона была максимально эффективной».


Наибольшим спросом пользуются предложения в областибухучета, налогообложения и аудита, управления предприятием,организации продаж, управления персоналом. «Вполне закономерно, чтоактивнее всего учатся в тех сферах, где выше конкуренция,— комментирует Елена Старостина. — Обучают там, где необходимость новыхтехнологий встроена в бизнеспроцесс. Поскольку продажи — основнойбизнеспроцесс, спрос на программы, касающиеся сбыта, всегда высок».

Чему и как научатОпрос 47 компаний, принявших участие в рейтинге,показал: прирост рынка бизнесобразования Большого Урала в денежномвыражении составил за 2005 год 20% (123 млн рублей), количествообученных выросло на 28% (21 тыс. человек — это как население целогогородка) и достигло 75 тыс. человек.

Центры бизнесобучения сканируют рынок, подстраиваютсяпод изменяющиеся запросы и предлагают все новые и новые продукты. Частобывает, что потребность очевидна, а спрос еще не сформирован. Такаяситуация, по мнению директора «УралоСибирского Института Бизнеса»(Екатеринбург) Ларисы Гусевой, сложилась, например,в маркетинге: «Думаю, этот рынок скоро проснется. На рынке труданепрерывно идут заявки на директоров по маркетингу, а их нет. Вместес тем программа MBAмаркетинг продается не очень активно, учиться на нееидут не многие. То есть потребность в высококлассных специалистах есть,а учить — почти никто не учит».

В условиях конкуренции участники рынка повышают качество образования, улучшают сервис, вводят различные инновации.

Уровень конкуренции на рынке дополнительногообразования возрастает, в среднем ежегодно появляется 5 — 10 новыхкомпаний, в основном небольших. Директор учебного центра «Потенциал»(Екатеринбург) Владимир Синчук: «Увеличение числаигроков заставляет крупных операторов рынка корректировать ценовуюполитику, поскольку новые небольшие компании привлекают неискушенныхпотребителей низкой стоимостью обучения.

Рост объемов сопровождается расширениемпреподавательского состава: за минувший год в целом по рынкуон увеличился на 16% (до 1493 человек). Сдерживает рост рынка дефициткадров: бизнес развивается быстрее, чем специалисты адаптируютсистемные знания и опыт для передачи другим. Лариса Гусева: «Дефицитбизнеспреподавателей в Екатеринбурге колоссальный. Проблемане в количестве, но в качестве: чтобы сделать преподавателя хорошим,с ним надо работать, его надо формировать и “форматировать” в планеработы с аудиторией, содержания программы, собственного развития».

А у клиентов появляется выбор — где пройти обучение,по какой программе. На наш взгляд, рынок находится в фазе бурного ростаи еще не достиг стабилизации. Динамика его развития в 2006 году будетповторять 2005й».

Участники рынка ожидают изменений в отраслевойструктуре рынка в сторону увеличения спроса со стороны производственныхи сервисных компаний. «Потенциальными клиентами центров бизнесобучениястанут развивающиеся отрасли промышленности — приборостроение,машиностроение, добыча природных ресурсов, производствостройматериалов, мясопереработка и производство молочной продукции.Качественные изменения в этих отраслях обуславливают появлениепотребности в обучении. В сегменте сервисных компаний ожидается ростспроса со стороны авторынка и связанных с ним сервисов, логистики,перевозок, инжиниринга, рекламы, полиграфии, СМИ, активно развивающихсягостиничного, ресторанного и игорного бизнеса», — считает Дина Ушакова.

Эксперты отмечают также тенденцию перераспределениявнутри рынка. Силу набирают крупные, хорошо зарекомендовавшие себяклиентоориентированные компании, предлагающие эксклюзивные программы.Дина Ушакова: «Интересны не формат привычного семинара или тренинга,а событие, например, тематическая конференция». По мнениюисполнительного директора «Высшей Экономической Школы» (Екатеринбург) Юлии Голомшток, «в этом году скорее всего резко выявится специализация обучающих компаний».

Все большим спросом будут пользоваться программыв области маркетинга, управления в промышленности, налоговогоконсультирования, будут развиваться коучинг и тренинги личностногороста.

В 2005 году появилась тенденция к увеличению спросана образовательные услуги со стороны физических лиц: люди стремятсябыть более независимыми на рынке труда. Это приведет к тому, чтоза свой счет будут учиться больше. Но юридические лица пока остаютсяосновными клиентами центров бизнесобучения.

Резюмируем. Основные ожидания в плане развития рынкабизнесобразования касаются изменения цен и структуры. Стоимостьвырастет, особенно уникальные программы с зарубежными преподавателями,«звездами» российского масштаба, а также любые программы дляруководителей. Специализация обучающих компаний будет усиливаться.Увеличится спрос со стороны производственных и сервисных компаний.Больше людей будут учиться за свой счет. Темп роста рынка не снизится,соотношение спроса и предложения сохранится. Конкуренция продолжитнарастать. Эти тенденции характерны преимущественно для «продвинутого»Екатеринбурга. Аналогичная перспектива с лагом в два-три года ждет рынки Перми, Тюмени и Челябинска.

Уровень цен устремится к мировому. Этому способствуетувеличение издержек, связанное со стремлением компаний к созданию болеекачественных обучающих продуктов, и возрастающий спросна бизнесобразование. «Наконецто мы будем выходить на реальную цену,— говорит генеральный директор Центра “Бизнес— Образование” Ольга Жигальцова.— Поначалу продвижение услуг бизнесобразования происходило по ценеподчас ниже себестоимости, сейчас многие начинают понимать: дешевоехорошим бывает редко. Новый класс преподавателей — бизнесконсультанты— очень дорогие специалисты, под них нужно выстраивать адекватнуюценовую политику. За рубежом есть четыре ценовых сегмента: люксовый,высокий, средний и низкий. До сих пор Россия на рынке бизнесобразованияработала в низком и среднем сегментах, у нас очень мало высокого,а люксовый — вообще экзотика. Со становлением рынка будет появлятьсявысокий ценовой сегмент, отмирать низкий и средний».


Тест на лояльность Дорога, ты значишь так много Индустриальный акцент Гранулированное химоружие Новая генерация WHY NOT, MISTER SOBYANIN? Как это по-русски? В России появится национальный стандарт качества управления банками В одном ряду с Парижем

Главная / Промышленность