Главная / Промышленность / Незаметная реформа






На последнем заседании консультативного совета по иностранным инвестициям при правительстве Свердловской области в начале октября были представлены итоги исследования, цель которого — выявление отношения малого бизнеса к первым результатам действий власти, направленным на снижение административных барьеров. Проект охватил четыре пилотных региона: СанктПетербург, Калининградскую, Новгородскую и Свердловскую области. Работа проведена информационноконсультационным центром «БизнесТезаурус» (Москва) совместно с региональными партнерами (в Свердловской области в исследовании участвовал фонд «Социум») в рамках проекта «Дерегулирование экономики и устранение административных барьеров. Российская Федерация», финансируемого европейской программой помощи EuropeAid Programme.

Фото - Андрей Порубов

Главная задача — понять, как изменились и изменились ли вообще административные барьеры, препятствующие развитию малого бизнеса. Почему это важно? Потому что малый бизнес во всех странах живет относительно недолго по сравнению с крупным и средним. В России, как и в странах ЕС, США, Великобритании средний срок жизни малых предприятий ограничен четырьмяпятью годами, затем большая часть либо ликвидируется, либо вырастает. Если одновременно с ростом среднего срока жизни малых предприятий происходит увеличение их общего количества, можно говорить о благоприятных условиях развития предпринимательства. Главное, чтобы на смену ликвидированного бизнеса приходил новый, а это как раз и зависит от уровня административных и прочих барьеров.

Малый бизнес относится к категории явлений, о которых все слышали, но никто не видел. По официальным данным, в Свердловской области почти 30 тысяч субъектов малого предпринимательства. Сколько из них действительно занимаются предпринимательством, а сколько — «мертвые души» (фирмыоднодневки или созданные для минимизации налогообложения крупных компаний), не знает никто. Поэтому единственный способ получить хоть какиенибудь данные о реальном состоянии дел в малом бизнесе — опрос самих предпринимателей. Исследование в Свердловской области и опирается на результаты опроса 300 предприятий различных сфер: торговли, промышленности, строительства, сектора услуг.

В прошлом году по сравнению с 2000м средний срок жизни малых предприятий в Екатеринбурге практически не изменился. Изменился ли уровень административных барьеров? Перед тем как ответить на этот вопрос, посмотрим, как предприниматели оценивают действия власти в части снижения административных барьеров в целом.




Соотношение положительных и отрицательных оценок складывается не в пользу органов власти, хотя для разных уровней управления оно различно. Меры местных властей несколько реже, чем региональных, получают нейтральную оценку, что объясняется их непосредственной близостью к малым предприятиям.

Что произошло за четыре года
По данным опроса, в Свердловской области превалирует нейтральная оценка результативности усилий властей: 51 — 64% (в зависимости от уровня органов власти) руководителей предприятий считают, что меры не мешают, но и не помогают. Причем число предпринимателей, воспринимающих власть нейтрально и рассчитывающих в бизнесе преимущественно на собственные силы, растет. Это хорошая тенденция: она свидетельствует не столько о снижении внимания власти к малому бизнесу, сколько об уходе граждан от иждивенческих настроений.

Отраслевой разрез показывает такую же картину. Но соотношение положительных и отрицательных оценок складывается со значительным перевесом (в среднем более чем в шесть раз) в пользу последних. Относительно позитивнее оценивают усилия властей руководители предприятий сферы услуг. Возможно, зафиксированное опросом улучшение предпринимательского климата для этой группы компаний — одна из причин наблюдаемого в последнее время роста числа малых предприятий сферы услуг.




Дополнительным подтверждением этого вывода можно считать тот факт, что руководители более молодых предприятий (созданных с 2003 года) позитивнее оценивают результативность мер властей всех уровней, чем их «более зрелые» коллеги — руководители предприятий, организованных до 2002 года включительно.

Значительно больше расходятся оценки результативности в разрезе масштаба бизнеса. Чем крупнее компания, тем негативнее оценки ее руководителя. Для компаний с численностью работников более 25 человек (сегмент крупных компаний в составе малого бизнеса) характерно доминирование отрицательных оценок над нейтральными (разница порядка 10%). Можно утверждать, что меры властей всех уровней ставят в неравные условия более мелкий и более крупный бизнес, трансформируясь в своего рода административные привилегии для микропредприятий. Таким образом, возникают препятствия для роста малых предприятий и их превращения в средние.

Итак, положение подавляющего большинства малых предприятий Свердловской области, по данным опроса, не зависит от усилий местных органов власти. В свою очередь компании не рассчитывают на их поддержку при решении своих проблем. Отраслевая принадлежность компаний на «градусе отношений» не сказывается. Некоторые преимущества для бизнеса создают клиентские связи: малые предприятия, чьими клиентами были органы власти, в экстренных случаях могут действовать, заручившись их поддержкой. Но предприниматели, по их собственным оценкам, практически не способны влиять на принятие долгосрочных «властных» решений.




Наиболее распространенные административные барьеры
Меры по снижению административных барьеров можно оценить как качественно (результативность), так и количественно (динамика затрат на прохождение административных процедур). По данным опроса малых предприятий, наиболее распространенные процедуры: сдача отчетности в налоговую инспекцию, проверка налоговых органов и органов противопожарного надзора, СЭС, регистрация изменений в учредительных документах, получение лицензий на отдельные виды деятельности (их проходят более двух третей опрошенных). Менее распространены процедуры, связанные со сделками с недвижимостью (от 33,2 до 50,5% предприятий).

С расширением масштаба бизнеса (измеряется в численности персонала) растут возможности апеллировать к властным структурам в экстренных ситуациях. Так, из числа микропредприятий (не более 10 сотрудников) лишь порядка 8,7% могут заручиться поддержкой региональных властей (17,5% — поддержкой местной власти). Для более крупных фирм (свыше 25 сотрудников) аналогичные показатели — 19,3% и 28,7% соответственно. Но такого рода приближенность к власти не означает лучших условий деятельности: с ростом размера предприятия увеличиваются затраты на прохождение административных процедур, ухудшаются субъективные оценки мер по дебюрократизации экономики. Более крупный бизнес попадает в «заколдованный круг»: одной рукой власть увеличивает административное давление на всех, другой — помогает решать возникающие проблемы на условиях эксклюзивности.

Административные процедуры существенно различаются по времени и стоимости. Так, связанные со сделками с недвижимостью длятся от 77 до 358 дней, тогда как ожидание лицензии занимает от 28 до 69 дней, а процедура сертификации — от 11 до 56 дней.




Таким образом, процедуры по сделкам с недвижимостью наиболее проблемны и для ведения текущей деятельности, и с точки зрения развития бизнеса. На втором месте — процедуры лицензирования и сертификации. Минимальные трудности создают проверки контрольнонадзорных органов.

Наибольшими финансовыми издержками сопровождаются процедуры по сделкам с недвижимостью. Затраты на осуществление самой недорогой из них (государственной приемки объекта — ввода в эксплуатацию) составляют в среднем 18,85 тыс. рублей, самой затратной (ведения строительства, включая проверки на этом этапе) — 3,9 млн рублей. Проверки контрольнонадзорными органами обходятся предприятиям в среднем 1750 до 4775 рублей за каждую.

По мнению предприятий, возможность обратиться к специализированным фирмам, оказывающим услуги по прохождению соответствующих процедур, несколько снизила их проблемность.

Предприятия нейтральнонегативно оценивают изменения в административных процедурах. Самые отрицательные, по мнению малого бизнеса, произошли в тех, что связаны со сделками с недвижимостью — за время реформы они стали сложнее. Кроме того, эти процедуры характеризуются самой высокой относительной частотой любых негативных явлений. Лишь малая доля предпринимателей дает позитивную оценку изменений в прохождении какихлибо исследуемых процедур. К примеру, упростилась процедура регистрации нового предприятия.

Таблица Влияние административных процедур на текущую деятельность и возможность развития в конце 2004 года и начале 2005 года

Стоимость административных барьеров
Совокупные денежные затраты предприятия, связанные с выполнением требований различных государственных и муниципальных органов, — пожалуй, наиболее адекватный численный показатель, позволяющий оценить административное давление на бизнес.

Относительно больше размер выплат у промышленных и торговых предприятий. В 2004 году затраты в сумме (обязательные и необязательные) составили порядка четверти валовой выручки опрошенных компаний, в строительстве и сфере услуг — около 15%. Наибольший пресс выплат давит на торговлю. Без сомнения, высокий уровень выплат для всех отраслей сдерживает развитие предпринимательства.

ПпроцедураПроблемность, баллДоля предприятий, оценивших проблемность процедуры, %Комбинированный показатель (проблемность х доля) **Оформление земельных участков в собственность или аренду (в том числе переоформления права постоянного бессрочного пользования)2,77481,32Согласование и экспертизы проектной документации на строительство (реконструкцию) здания, сооружения3,08391,21Получение разрешения на строительство3,15371,15Получение земельного участка для строительства3,35341,14Проверки органами противопожарного надзора1,44781,13Получение лицензий на отдельные виды деятельности1,73651,12Государственная приемка объекта (ввод в эксплуатацию)3,11351,1Проверки налоговыми органами1,04920,96Перевод помещения из жилого фонда в нежилой3,21290,93Регистрация изменений, внесенных в учредительные документы (при реорганизации, изменении организационно-правовой формы и т.п.)1,23740,9Проверки органами санитарно-эпидемиологического надзора1,33670,9Сдача отчетности в налоговую инспекцию0,91990,89Проверки со стороны органов внутренних дел1,55510,79Проверки торговой инспекцией1,21510,62Получение сертификата на продукцию в государственном органе по сертификации1,48380,56Проверки органами лицензирования1,23400,49Проверки других органов1,3200,26* По данным четырех регионов** Идея расчета данного комбинированного показателя взята из отчета Adminisspanative and Regulatory Cost Survey in Albania, подготовленного организацией Human development promotion center в Тиране в октябре 2004 года.

Таблица Денежные затраты малых предприятий на преодоление административных барьеров в 2004 году: отраслевой разрез *

Доля расходов на административные процедуры увеличивается, причем наблюдаются отраслевые «ножницы». В строительстве подъем обязательных и необязательных выплат практически неощутим. В секторе услуг растут обязательные, а необязательные меняются слабо. В промышленности официальные выплаты поднялись с 4,6% в 2001 году до 9,4% в 2004м, а добровольные или вынужденные — с 3,8 до 9,5%. В торговле уровень обязательных выплат остается самым высоким: он увеличился с 8,8% в 2001м до 13,2% в 2004м. Неофициальные выплаты выросли с 5,5% в 2001 году до 9,4% в 2004м.

Очевидна связь административных затрат малого предприятия с его размером. У более крупных фирм их сумма составляет порядка 30% от валовой выручки: это почти в 2,5 раза больше выплат микропредприятий. Дополнительное подтверждение: уменьшение на 1,7% (от валовой выручки) официальных обязательных выплат при снижении за год численности занятых. При росте числа занятых обязательные выплаты увеличиваются на 1,5%.

Отрасль Средний размер выплат, % от чистой прибылиСредний размер выплат, % от валовой выручкиОфициальные обязательные выплатыНеобязательные добровольные и вынужденные выплатыПромышленность20,49,49,5Строительство18,39,15,9Торговля15,013,29,4Услуги18,78,14,6* По данным четырех регионов

По результатам опроса малого бизнеса стало очевидно, что предприниматели связывают оценку результативности мер органов власти по сокращению административных барьеров с размером затрат на их преодоление: чем выше затраты, тем негативнее оценка действий властей. Так, малые предприятия, чьи руководители считают, что власти «скорее помогают», тратят на официальные обязательные выплаты от 3,5 до 7,9% валовой выручки. У компаний, давших негативную оценку властям, величина «административных» затрат достигает в среднем 36% от валовой выручки. Наименьшему административному давлению подвергаются предприятия, чье положение, по мнению их руководителей, не зависит от решений власти.

Зависимости между возрастом предприятия и размером административных выплат нет. Хотя в первый год работы малое предприятие тратит на административные функции гораздо больше, чем в последующие: это связано с регистрацией, оформлением лицензий и другими процедурами начального периода деятельности.

Численность сотрудниковРазмер выплат, % от чистой прибыли Размер выплат, % от валовой выручкиОфициальные обязательные выплатыНеобязательные добровольные и вынужденные выплатыДо 10 человек 14,874,6От 11 до 25 человек 14,610,46,6Свыше 25 человек **21,54836,7* По данным четырех регионов** Оценки основаны на выборке из 5 предприятий и поэтому содержат большие статистические погрешности

Таблица Денежные затраты малых предприятий на преодоление административных барьеров в 2004 году: по масштабу бизнеса *

Итак, общий итог неутешителен. Уровень издержек малого бизнеса на преодоление административных барьеров растет. Мероприятия по снижению административных барьеров не достигают цели и остаются не замечены малым бизнесом. При этом микропредприятия получают относительные преференции в развитии, а вот на малый бизнес чуть большего размера административное давление сильнее. В результате правила администрирования предпринимательской деятельности не стимулируют переход предприятий из малых в средние, а подталкивают к дроблению бизнеса, чтобы не выходить из зоны «властных» привилегий. Тем самым тормозится формирование рациональной структуры национальной и региональной экономки.

На административные затраты бизнеса влияет характер отношения предпринимателей с представителями органов власти. «Приближенный» бизнес несет меньшие издержки, вероятно, в силу того, что он значительно реже подвергается официальному регулированию. Официальные обязательные выплаты у таких предприятий в среднем ниже, чем у предпринимателей, ведущих бизнес на общих основаниях. По необязательным выплатам (добровольным и вынужденным) прослеживается обратная тенденция: у «приближенных» выплаты несколько выше.

Материал подготовили: Олег Шестоперов, генеральный директор АНО ИКЦ БизнесТезаурус., Алексей Шеховцов

Правда, есть и положительные моменты. Вопервых, растет число предпринимателей, относящихся к мерам власти по поддержке бизнеса нейтральнобезразлично и рассчитывающих только на собственные силы. Вовторых, Свердловская область выглядит лучше по сравнению с другими регионами. Здесь проводится в среднем меньшее количество проверок малого бизнеса. Гораздо большее число малых предприятий уверено, что позиция компании учитывается при выработке как региональной, так и местной властью долгосрочных решений. Большее число свердловских компаний могут оперативно решать возникающие проблемы в контакте с местными органами власти.


Новая модель оптового рынка Московский заказ Деньги без счета Сибирское разочарование Фрадкова Уральские предприятия ОПК объединят в холдинг Югория фестивалит Хамелеоновы темпы Спрос лубяной — объем ледяной Дырявый веер возможностей

Главная / Промышленность