Главная / Промышленность / ГСМ глубокой заморозки

Это третий мораторий за последние два года. Нынешнийсезонный рост мог превысить зимний показатель более чем на 20%. «До1 января 2006 года по договоренности с властями цены на ГСМ былизафиксированы. С начала года они росли, но незначительными темпами.В итоге внутренние цены на бензин отстали от мировых цен на нефть(а налог на добычу полезных ископаемых и экспортные пошлины, какизвестно, привязаны к внешним ценам). Поэтому уже в марте — апреленефтяники намеревались этот разрыв ликвидировать», — объясняетнеобходимость экстренного вмешательства Фрадкова аналитик ИК «Проспект»Дмитрий Мангилев.

В преддверии посевного сезона-2006 председатель правительства РФ Михаил Фрадков встретился с топ-менеджераминефтяных компаний и попросил их «удержать цены на ГСМ в допустимыхпараметрах, чтобы не вызвать дополнительных осложнений в периодпосевных работ и не повлиять негативно на инфляцию в стране». Нефтяникипообещали.

Готовь «горючку» зимой
Полевые работы в Урало-Западносибирскомрегионе совпадают с пиком роста цен на ГСМ — с конца апреля до июня.«Дизтопливо нам достается на 10% дороже, чем южным регионам, — говоритначальник отдела механизации агродепартамента правительства Тюменскойобласти Андрей Гильгенберг, — поэтому половину закупили впрок. До 70% рынка ГСМ закрывает компания Сибнефть-Тюменьнефтепродукт».В 2006 году 200 млн рублей субсидий селу (на приобретение ГСМи удобрений) будет выделено из областного бюджета, кроме того, регионполучит 56,78 млн рублей федеральных субсидий, что покрывает 10%расходов на топливо. Предусмотрено субсидирование 2/3 процентной ставкикоммерческих банков при получении кредитов на покупку ГСМ, запчастейи техники. Таким образом, при ставке в 15% областные хозяйства получаюткомпенсацию порядка 10%. Тонна дизтоплива здесь стоит 15,7 тыс. рублей.

Мораторий избавит аграриев от дополнительных затратна время посевной. Но давнюю проблему диспаритета ценна сельхозпродукцию и ГСМ он не решит.

В Свердловской области в феврале — марте по низкой ценепродано тоже немного: 10 тыс. тонн нефтепродуктов из 72 необходимых.Как сообщил Николай Кузин, гендиректор ОАО«Свердловскнефтепродукт» (дилер Сибнефти), его предприятие, главныйпоставщик ГСМ для села, заключает прямые договоры на год, но объемыпоставок и цены согласуются ежемесячно. Такая система устраивает толькокрупных сельхозпроизводителей, способных запасать впрок.

В Курганской области, сообщил первый замдиректора департамента сельского хозяйства областного правительства Сергей Жданов, закрыто лишь 10% от потребностей. Поставщики: Роснефть, башкирские НПЗ, Лукойл.

Минпромэнерго РФ ставит в пример опыт Оренбургской области. Губернатор Алексей Чернышевзаключает долгосрочные договоры с нефтяниками Оренбуржья по ценам длясела на 10% ниже отпускных. В начале 2006 года такое соглашениеподписали с НК «Русснефть», которая купила ОАО «Орскнефтеоргсинтез» у ТНК-ВР.Источник в Русснефти говорит, что рентабельность бизнеса позволяеткомпании вводить 10-процентное снижение. Политические дивидендызначительней: скидки для селян — это козырь в диалоге с региональнойвластью.

В большинстве субъектов региона аграрии самостоятельнопокупают топливо у нефтяных компаний на кредитные средства.В Челябинской области — другая модель. Оператор, ГУП «Продовольственнаякорпорация», получает кредит под выделенные бюджетные средства,приобретает ГСМ и раздает их под договоры хозяйствам. Расплачиваютсяте продуктами, поставляя их на предприятия социальной сферы. «Договорына поставку больших объемов топлива заключены задолго до посевнойс московскими компаниями: у них дешевле», — поясняет замминистрасельского хозяйства Александр Быхун. Топливомпо 13 — 14 тыс. рублей за тонну в области обеспечено 60% предприятий.Через корпорацию кредитуются рентабельные и финансово устойчивыехозяйства. «Проблемные» 40% приобретают топливо на открытом рынке.Сезонные скачки цен бьют сильнее всего по этим предприятиям, делаямногих банкротами.

Чиновники региональных минсельхозов и сами аграрииобеими руками голосуют за госрегулирование цен на ГСМ. Как предлагаетАндрей Гильгенберг, «избавить село от значительных сезонных колебанийцен на дизельное топливо можно путем утверждения цен региональнымиэнергетическими комиссиями, как это делается с энерготарифами. Вводитьжесткое регулирование необходимо: рынка нефтепродуктов нет, естьолигополия — диктат нескольких крупных компаний, ценовой сговор. Второйвариант: сделать компенсации из федерального бюджета растущих расходоваграриев на дизтопливо ежегодными».

Вечные заморозки
Реакция на «заморозку» цен в регионах однозначна: этоничего не даст. Если в 1990 — 1991 годах цены были сбалансированы(килограмм зерна сравнивался по стоимости с литром солярки), то теперьлитр дизтоплива приравнивается к 6,2 кг зерна. Компании должны снизитьцены до соотношения 1:3, считает Сергей Жданов. Зампредседателякомитета по агропродовольственной политике пермского департамента АПК Николай Капустин уверен: «заморозка» должна стать правилом.

По мнению Александра Быхуна, российское правитель-ство должно вести постоянный переговорный процесс с бизнесом. Цель — достижение баланса цен на потребительских рынках.

По прогнозу Александра Быхуна, подъема цендо 20 — 21 тыс. рублей за тонну к концу апреля не избежать.Он сомневается, что нефтяные компании будут действовать в рамкахдостигнутых с правительством договоренностей: сезонный рост цен— явление ежегодное и от переговоров с властями не зависит. Как толькоправительство РФ осенью заговорило о выделении 5 млрд рублей субсидийна дизтопливо, цены поползли вверх. Незначительное возмещение затрат(10%) погоды не сделает.

На рынке сомневаются, что правительство, стремяськ развитию рыночной экономики, пойдет на госрегулирование ценна нефтепродукты. Вероятнее введение ежегодных компенсаций на затратына ГСМ для села, считает аналитик «Альфа-Банка» Константин Батунин.

Сбавьте налогиНефтяники согласны: разовое замораживание в рамкахвсего рынка — решение одной задачи и на короткий срок. «Не допускатьбольших всплесков помогут госинтервенции — закупки нефте-продуктов в зимний период относительного перепроизводства», — считает Николай Кузин.

Глава Лукойла Вагит Алекперовна заседании правительственной комиссии по ТЭК 31 марта высказал мнениевсех нефтяников: для стабилизации цен на нефтепродукты необходимогибкое налоговое управление (сегодня налоги составляют 54% в ценена бензин). Только изменение ставки налога на добычу полезныхископаемых и экспортной пошлины на нефтепродукты позволит снизитьвнутренние цены на 15 — 20%. уже более двух лет нефтяники ждут принятияпоправок в Налоговый кодекс, предусматривающих «налоговые каникулы»(10 — 15 лет) для компаний, разрабатывающих новые месторождения,а также дифференцированный подход к снижению ставки налогапо достижении выработанности запасов на 80%. И согласие на «заморозки»они дали в предвкушении налоговых изменений. В Минэкономразвитияобещают, что законопроект будет внесен на обсуждение правительстваРФ в первой декаде апреля.

Сами федеральные чиновники уже заявили, что могут лишьобязать компании регулярно информировать правительство о возможномповышении цен на бензин. Замглавы Минэкономразвития РФ Андрей Белоусовобъясняет: «Если увидим, что повышение цен превышает разумные пределы,потребуем антимонопольного расследования, но регулировать рынокмы не можем по закону».


Ставка — на легкие трубы Сегодня понедельник, можно приоткрыться Прорвемся? Недостаточные мэры Рубль — раз, рубль — два Тюмень может стать базой для обеспечения буровых работ В движении Господин оформитель Последнее китайское предупреждение

Главная / Промышленность