Главная / Промышленность / Наследники Мюнхгаузена Очереднаяреформа — реформа бюджетной системы — задумана для того, чтобы повыситьполитическую ответственность самих госслужащих всех уровней власти,научить их с умом расходовать казенные деньги. Для этого регионам четкои жестко сказано: вот вам права, обязанности и источники доходов дляисполнения полномочий. Планируйте жизнь, да не на год, а как минимумна три. Больше никаких приказов сверху типа «срочно повысить зарплатубюджетникам» не будет, станем жестко следовать политике «автономиирасходов»: есть деньги — живем лучше, нет — суда нет. Но уже с началомкампании монетизации льгот декларированные правила задвинули в дальнийугол. И если бы регионы задумали в это время воспользоваться новымиобъемами полномочий и построить свои, более эффективные и справедливыесхемы льготирования граждан (бедным — больше, богатым — ничего), онипопали бы в весьма сложное финансовое положение. Законодательствоо монетизации обязывает регионы обеспечить объемы льгот не ниже уровня2004 года, что сводит на нет провозглашенный принцип «автономиирасходов». Вывод: системная непоследовательность государственнойполитики может затормозить и эту едва начавшуюся реформу. Впоследнем номере 2004 годамы, подводя итоги, с грустью констатировали: практически все ключевыеэкономические реформы в России идут крайне медленно, по принципу «шагвперед, два шага назад». Во многом это связано с непоследовательностьюэкономического курса, противоречивостью целей и задач. Мы то беремсясрочно удваивать ВВП, то бросаемся бороться с бедностью. Экономистыосторожно намекают: эти цели противоположны (первая соотноситсяс элементом экономической эффективности, вторая отражает политикусоциальной справедливости) и совместить их в один исторический периодкрайне сложно. Однако чиновники отмахиваются, бодро рапортуя о темпахроста и повышении уровня жизни граждан. Очевидно:для создания полноценного контроля за деятельностью чиновниковнеобходимо вовлекать в бюджетную реформу общественность и прежде всегоправозащитные и саморегулируемые организации. Бизнес, смеем заверить,не меньше самого распатриотичного министра заинтересован в эффективномфункционировании системы образования и здравоохранения. Более того, длярешения многих государственных задач требуется комплексное внедрениетехнологий, применяемых в предпринимательской среде. Практически везде,от Польши до Австралии, реформа начиналась именно с этого. А в Китае,прежде чем дать старт полномасштабной реформе бюджетирования, ввеливозрастные ограничения для чиновников и сделали прозрачной системуответственности за принятые решения. Так же следует реформироватьчиновничество и в России: последовательно, уверенно, с большим запасомполитической воли и опорой на институты гражданского общества. Иначестолоначальники долго будут рассказывать нам, как усердно они пытаютсявытянуть себя из болота за волосы. Крометого, модернизацию бюджетной системы подстерегают две серьезныеопасности. Первая — усиление давления бюрократии на бизнес длянаполнения бюджетов. Вторая — чрезмерное увлечение статистикой,жонглирование цифрами. Метод, который предлагается использовать дляверстки бюджетов всех уровней, — бюджетирование, ориентированноена результат. Он предполагает построение моделей, при которыхминистерства и ведомства не просто тратят предназначенные на годденьги, а ставят задачи, которые они с помощью этих денег должнырешить. Примерно так действовал во времена СССР Госплан: планировалиндикаторы и оценивал по ним эффективность работы чиновников. Чтоиз этого вышло, известно: на бумаге была одна жизнь, на деле — другая.Не исключено, что за привлекательными словами «результат»и «эффективность», возникнет советское дежа-вю — приписки, начетничество, формализм. Битва гигантов за фею с порошком Голодовка вместо путевки Реструктуризация желаний Те же штаны назад пуговкой Не отрекаются, любя В Москву! В Москву! За внимание властей и инвесторов Бизнес на вторсырье Европейский малый бизнес идет на Урал Главная / Промышленность |
||