Главная / Промышленность / «Возьмите стул и садитесь сюда» …«Когда меня спрашивают: „Зачем вы проводите реформы здравоохранения, образования, ЖКХ — хотите впереди паровоза бежать? Или вы узнали, что будет такое заявление (президента. — Ред.)?“, я отвечаю, что надо руководствоваться здравым смыслом и тогда в конечном итоге окажется, что ты работаешь в унисон со всеми. Президент озвучил задачи, которые востребованы людьми». Так скромно и элегантно в сентябрьском интервью «Российской газете» Сергей Собянин объяснил за Владимира Путина мотивы своего назначения главой президентской администрации. Характерная черта Сергея Семеновича: пока другие митингуют или клянчат, он усердно растит практические результаты, следуя повестке «национальных проектов» президента, а затем убедительно предъявляет их начальству и общественности. И воздастся тебе Преобразовательство — в душе Собянина. Одолев в 2001 году «ельцинского» губернатора Леонида Рокецкого, он немедленно взялся за перестройку поселенческой модели местного самоуправления, накроенной предшественником. Многочисленные муниципалитеты были бедны и зависимы от региональной администрации, о самостоятельном экономическом развитии и речи не шло. «У нас в свое время было 700 поселений, которые отвечали за все на свете: образование, здравоохранение, коммуналку. Причем своих ресурсов никаких, с кадрами проблема. И куча долгов. До сих пор некоторые еще рассчитаться не могут. Мы их ликвидировали, проведя референдум, создали районы», — вспоминает Собянин. Благодаря преобразованиям областная бюрократия сократилась на 30%, выросли зарплаты оставшихся чиновников. Сергей Собянин Фото - Олег Пашук И одновременно — жесткая настойчивость в пределах собственной компетенции. «Нагуляв» беспрекословный авторитет, в прошлом году Собянин «сослал» главу Тюмени Степана Киричука в Совет Федерации, заменив его наемным, а значит, подконтрольным ситименеджером — своим заместителем Владимиром Якушевым (он называется основным претендентом в преемники Собянина на губернаторском посту). «У человека, который в меньшей степени занимается политикой, больше остается времени на хозяйственную работу», — объяснил Собянин. Но тут грянула «козаковская» реформа местного самоуправления (Собянин даже принял участие в ее разработке как руководитель соответствующей рабочей группы Госсовета). Полсотни укрупненных районов референдумами же раздробили на более чем 300 муниципалитетов — тоже без денег и кадров. Выходит, Сергей Семенович сдал позиции в угоду федеральным реформаторам? Не совсем. «Образование, здравоохранение остается на уровне района. Поселение должно заниматься благоустройством, следить за порядком, участвовать в земельном распределении, застройке поселка, — полагает Сергей Семенович. — Но и здесь мы выбрали гибкую схему. Провели референдумы, чтобы люди сказали, что не возражают, если поселение часть полномочий передаст на уровень района — раз не готово сегодня справляться. Будет готово — заберет обратно». Гибкость, постепенность, компромиссность, когда приходится считаться как со схематичными конструкциями вышестоящих инстанций, так и с реальными возможностями, — тоже черты собянинского характера. Федеральный центр подыграл тем, что отобрал у округов 95% налога на добычу полезных ископаемых (это несколько десятков миллиардов рублей; в ХМАО, например, за счет НДПИ формировалось до 40% бюджета) и ограничил переговорные сроки 1 января 2005 года. Первым струхнул Юрий Неелов, заявив, что не исключает «никаких вариантов интеграционного процесса, в том числе и интеграции области в единый субъект федерации». Но Александр Филипенко стоял насмерть: концентрация единоличным наместником властных полномочий в суперрегионе, где добывается 90% российского газа и 65% нефти, не в ваших политических интересах, урезонил он Кремль. Глава президентской администрации Дмитрий Медведев и его заместитель Владислав Сурков посоветовали Собянину «спустить пар». Но он все-таки перехватил значительные общерегиональные полномочия (развитие транспортной инфраструктуры, агропрома, соцзащиты, специализированной медицины, профессионального образования, охраны окружающей среды и т.д.) и соответствующие налоговые ресурсы из казны округов — 30% налога на прибыль и 5% НДПИ. Окружные власти сохранили независимость и контроль над местным самоуправлением. Нос по ветру Стремление к независимости, амбициозность — этими качествами Собянина повизантийски воспользовался Кремль в прошлом году, пробуя «на зубок» губернаторовмастодонтов Юрия Неелова (ЯмалоНенецкий АО) и Александра Филипенко (ХантыМансийский АО). Экспредседатель думы ХМАО Сергей Собянин, облачившись в тогу главы самостоятельного региона, на 180 градусов развернулся в вопросе распределения полномочий и источников их финансирования между бедной метрополией, югом Тюмен-ской области, и богатыми северными провинциями. В прошлом году он потребовал себе все спорные полномочия (числом 24) и ресурсы под них. Риторика тюменского губернатора указывала на стремление к ликвидации суверенитета автономных округов внутри тюменской «матрешки». Игра покрупному «Можно рассматривать взаимоотношения с федеральным центром по принципу „дайте нам что-нибудь“. Я думаю, что принцип должен быть другой. Должны быть четко разграничены полномочия и доходы таким образом, чтобы жизнь на территории была полноценной», — рассуждал Сергей Собянин, пока центр продолжал налоговые изъятия, и… «изыскивал внутренние ресурсы». Два месяца назад Сергей Семенович заявил: «Договор подписан на пять лет. Мы строго ему следуем. И никакого желания его перекраивать у меня нет». Впрочем, теперь он сам глава президентской администрации, а Сурков — его зам. Так отчего бы снова не развернуться на 180 градусов, будь на то воля президента? Второе — ставка на крупные проекты. Та же ТНКВР взялась за разработку нефтяных месторождений в Уватском районе и наращивает ее. Подписано соглашение с Уральской горно-металлургической компанией о создании металлургического производства. Таким образом, машиностроительно-аграрный юг Тюменской области в русле общероссийской конъюнктуры обзаводится собственными сырьевыми отраслями. С СИБУРом достигнута договоренность о выпуске новых видов продукции на Тобольском нефтехимическом комбинате. Подготовлен проект строительства ЦБК стоимостью 1 млрд долларов, «осталось» найти инвесторов. А компания «Очаково» в следующем году откроет под Тюменью пивной завод. Принцип укрупнения применяется и в сельском хозяйстве: бюджетная поддержка оказывается только большим и эффективным хозяйствам. Способ первый — перенос в Тюмень центров формирования прибыли крупных компаний: так, к примеру, поступила ТНКВР. О том же Собянин договаривался с Роснефтью, СИБУРом, компанией Schlumberger, которая намерена построить в Тюмени заводы по производству глубинных насосов и комплектующих для нефтегазового оборудования. Третье — стимулирование переориентации 90% машиностроительных предприятий на нужды платежеспособной нефтегазовой отрасли. Так, вместо завода кузнечнопрессового оборудования создан завод «Сибнефтегазмаш», выпускающий фонтанную арматуру; на АО «Тюменские моторостроители» ремонтируются газотурбинные двигатели для газоперекачивающих станций. Помимо применения распространенных методов (закупки оборудования и материалов, госинтервенций, предоставления налоговых льгот и каникул, бюджетных кредитов, погашения процентов по банковским кредитам, выделения субвенций и субсидий, госгарантий и т.д.), в Тюмени возмещают 8% стоимости изделий и НДПИ тем нефтегазовым компаниям, которые закупают продукцию, в основном машиностроительную, местного производства. Из той же оперы завлечение серьезных зарубежных компаний, в основном сферы нефтегазового сервиса. Немецкая фирма Schwank организовала с газпромовской «дочкой» Запсибгазпромом крупнейшее в России производство газовых инфракрасных излучателей. К территории присматриваются американская компания Halliburton, англо-германская KCA Deutag, англо-американская Cameron, британская John Crane. Областная власть ставит условием организацию в Тюмени производства оборудования по западным «лекалам» и подготовку местных кадров. В итоге, с моей точки зрения, малый бизнес представлен в экономике региона на 20 — 30%, а мог бы — на 80%». В президентском фарватере Результат — удвоение объемов машиностроительного производства за последние пять лет, наилучшие в УрФО урожайность сельскохозяйственных культур и темпы роста животноводства и птицеводства. Опека, однако, наверняка выйдет боком по вступлении России в ВТО. Сегодня изъяны избирательного протекционизма испытывают на себе предприятия, не связанные с ТЭКом, и малый бизнес: до их проблем у руководства области зачастую руки не доходят. «Ни в прошлом, ни в этом году, несмотря на наши предложения, ни одного закона, касающегося малого бизнеса, не принято, — свидетельствует исполнительный директор Тюменского регионального отделения „ОПОРы России“ Анжелика Гембарская. — Было около десятка законов, но многие утратили силу, некоторые выхолощены. В основном действуют льготы отдельным категориям налогоплательщиков. Зачастую власть принимает решения без опоры на мнение предпринимателей. Реформа ЖКХ — «коронка» губернатора. Еще в 2003 году электролинии и теплосети, трансформаторные станции были переданы энергетикам, ликвидировано более сотни посредников. За год до проведения монетизации льгот средства на оплату коммунальных услуг стали начисляться жителям Тюменской области индивидуально и на квартал вперед. Это повысило инвестиционную привлекательность отрасли. Несколько лет назад она приносила более 500 млн рублей ежегодных убытков, теперь выходит на прибыль. В прошлом году в нее был вложен 1 млрд внебюджетных рублей. Аварийные ситуации с теплоснабжением населения стали из ряда вон выходящим. В прошлом году тарифы на электроэнергию, вырабатываемую Тюменьэнерго, повышены всего на 5%, на тепловую — остались без изменения. В областной администрации, напротив, утверждают, что создают новые рынки для малого бизнеса. В частности, в сфере ЖКХ. Жильцы по специальной программе обучаются, как выступать заказчиками услуг подрядных организаций. «Вся Тюмень разбита на 260 секторов, по нескольку групп домов. На их обслуживание будут проведены конкурсы, в которых примет участие и малый, и средний бизнес, и управляющие компании, которым предстоит акционироваться. Возникнет конкурентная среда, в которой улучшится качество услуг», — объясняет идеологию преобразований Сергей Собянин. Капитальной модернизации подверглась бюджетная сфера. С 1 января введены медицинские стандарты и осуществлен переход на стопроцентное финансирование здравоохранения за счет страховых начислений. Отныне больницы финансируются не от затрат, не по количеству койко-дней. Пациент сам несет деньги эскулапам или, наоборот, не несет — в зависимости от оценки качества их услуг. Страховой полис имеет свободное хождение, благодаря чему больной выведен из крепостной зависимости от конкретной клиники, обрел право выбора. С 1 сентября по такому же принципу работают школы. Деятельность педагогов оценивается попечительскими советами родителей и учеников, располагающими премиальным фондом (до 30% фонда оплаты труда). Итог: сокращение персонала, рост эффективности использования оборудования и материалов, снижение затрат при возрастающем объеме услуг (за полгода оборачиваемость койко-места увеличилась на 20%), подъем заработной платы. В образовании, например, только за счет высвободившихся ресурсов она выросла на 20%, с учетом индексации — на 50%, а в передовых школах — вдвое. Средняя зарплата тюменских учителей — 7 тыс. рублей. А главное — качество. «Мы устранили лишние часы, которые были „изобретены“ на региональном уровне, — ОБЖ, областное законодательство и так далее. На 20% снизилась нагрузка на учащихся, она была запредельной (около 40 часов в неделю да 12 часов домашних заданий), — рассказывает Сергей Собянин. — Это позволило одномоментно перейти на одну смену и пятидневную учебную неделю. Причем если раньше в классе в среднем по области было 9 человек, сегодня — 13». Приоритеты в жилищном строительстве (в этой сфере Тюменская область три года лидирует в УрФО, опережая остальные субъекты в 2 — 5 раз, входит в первую десятку по стране) — сокращение сроков согласования застройки. «Наше государство своей „заботой“ мягко удушает желающих что-либо сделать. Во многом все строится не благодаря усилиям и заботе государства и чиновников, а вопреки, — объясняет Сергей Собянин. — Поэтому после серьезных усилий мы свели объем согласований с года до трех месяцев. Я ставлю задачу — до полутора». Функция власти — готовить коммуникации, стройплощадки, работая на опережение платежеспособного спроса, не допуская шквального роста цен. В статье использованы материалы «Российской газеты», газеты «Тюменские известия», ИА «Интерфакс» …13 ноября в Сочи Собянин рассказывал обо всем этом президенту. На следующий день Владимир Путин пригласил Сергея Семеновича в зал заседания правительства и представил его как нового главу своей администрации. Неожиданно выяснилось, что Собянину не приготовили стул. «Возьмите стул, — указал Путин на ряд вдоль стены. — И садитесь сюда». Вернувшись со стулом, Сергей Семенович устроился рядом с президентом, оттеснив свежеиспеченного первого вицепремьера Дмитрия Медведева… Что теперь может Собянин К наиболее важным функциям руководителя администрации президента относятся: Дополнительые материалы: — координация деятельности помощников и советников президента, распределение вопросов, относящихся к их ведению; — организация исполнения поручений президента; — утверждение структуры и штатной численности аппарата Совета безопасности РФ, который входит в состав администрации; — координация деятельности полпредов президента в федеральных округах (полпреды входят в состав администрации и подчинены ее руководителю); — представление президенту докладов об исполнении его указов, распоряжений и поручений, федеральных законов; — координация подготовки администрацией законопроектов для внесения их президентом в Госдуму, проектов указов, поручений, распоряжений, обращений президента (в том числе ежегодного послания Федеральному Собранию); — непосредственное управление администрацией (общее руководство осуществляет президент), которая насчитывает около 2 тыс. госслужащих и отвечает в том числе за взаимодействие президента с политическими партиями, общественными объединениями, профессиональными и творческими союзами. — представление президенту аналитических материалов о социально-экономических, политических и правовых процессах в стране и мире, обращениях граждан, предложениях общественных объединений и органов местного самоуправления; О губернаторах и региональной политике …Каким мерилом оценить работу руководителей субъектов федерации? Все регионы отличаются друг от друга, у каждого свои проблемы, свои стартовые условия. Пожалуй, неофициальной оценкой служит рейтинг местной власти. Если он, что называется, ниже «табуретки», тогда президент склоняется к замене губернатора. Или когда на территории складывается критическая ситуация… Показатель жизни Глава администрации президента — должность, не предполагающая многословие. Но на посту губернатора Сергею Собянину приходилось часто общаться с прессой. Приводим наиболее яркие высказывания с марта 2004го по октябрь 2005 года …В одном из выступлений президент России достаточно тонко подметил: конечно, мы иногда виним региональных лидеров в том, что они делают что-то не то, не так быстро или не так профессионально, а иногда даже вступают в конфликт с федеральными властями. Он высказал мысль, что на самом деле ведущая мотивация региональных руководителей — попытаться самовыразиться, сделать максимально много за промежуток времени, на который они избираются. Это, наверное, одна из главных отличительных черт любого руководителя — не столько формально отчитаться, сколько получить внутреннее удовлетворение от сделанного… Сергей Собянин …Я высказал мысль, которая была поддержана премьер-министром: количество чиновников в стране необходимо значительно уменьшить. Для этого полномочия, которые можно передать на нижестоящий уровень, нужно передавать, а излишние — ликвидировать… …Когда меня спрашивают, почему у вас, например, нет планов капительного строительства на десять лет вперед, нет мощных инвестиционных проектов на пятишестилетнюю перспективу, почему вы постоянно работаете в таком оперативном режиме, я отвечаю: из-за нестабильности налогов. Из-за этого я не знаю, на какой бюджет можно рассчитывать через год. Более того, я даже не знаю порой, какой у нас бюджет будет через полгода… Ответ : Сомнения есть всегда. Да, задача непростая, но реально выполнимая. Главное, чтобы не менялись правила игры. Вопрос : У губернатора Собянина есть сомнения, что область задачу удвоения ВВП может не выполнить? (так в тексте. — Ред.) …В рамках монополии муниципалитетов на услуги ЖКХ мы ничего не добьемся, кроме постоянного повышения тарифов… О реформе энергетики и ЖКХ …Если есть деньги у инвесторов, есть желание инвестировать, почему на уровне постановлений, решений, процедур нельзя открыть дорогу этому процессу? Причем немедленно, чтобы можно было уже в этом году инвестировать деньги. Не тормозить реформы, если они идут, а ускорить их до такой степени, чтобы цель, которую хотят достигнуть через несколько лет, можно было начинать реализовать уже в этом году. Потому что иначе по многим позициям уже будет поздно… О борьбе с преступностью …У нас сегодня позвонить в милицию и сказать о правонарушении считается плохим поступком, стукачеством. На самом деле, если человек видит преступление или правонарушение, он должен, исходя из сознания собственного долга, позвонить и сказать об этом: неправильно машину припарковали, дерево сломали, намусорили и так далее. Ничего в этом страшного нет… О малом бизнесе …Вся беда дискуссий, которые ведутся по поводу малого, среднего бизнеса, среднего класса, в том, что никто не знает, о чем идет речь… …Это хорошо, что журналисты защищают людей от собственного государства, но как бы здесь палку не перегнуть. Если мы постоянно вырабатываем у человека такое требовательное отношение к государству и внушаем, что ему государство обязано, мы воспитаем этим некую инфантильность. Люди же живут не при коммунизме, не при социализме, и государство им уже ничего не обязано. Оно обязано дать тот социальный минимум, который на сегодняшний день прописан законом. Все остальное человек должен сам зарабатывать: строить жилье, строить свою жизнь. А мы ему внушаем, что да, государство такое-сякое, оно тебе все обязано. Это очень опасно… О прессе …Я не считаю, что журналист может быть свободным по определению, и пресса у нас не может быть свободной. Журналист может быть свободным, если он создал собственную газету за свои деньги и пишет что хочет. Но сказать, что при этом пресса стала свободной, тоже нельзя: журнал, который создал журналист, будет выполнять его редакторские указания безукоснительно. Поэтому эти вещи относительны… Использованы интервью Сергея Собянина «Российской газете», газетам «Тюменская область сегодня», «Тюменские известия», телекомпании «Регион-Тюмень», ИА «Интерфакс». Полные версии — на официальном сайте администрации Тюменской области www.admtyumen.ru …Показывают, например, мусорные баки или неубранный подъезд. Кто виноват? Городские власти. Никто, никогда не задаст вопрос людям: а что вы сами сделали? У вас есть возможность образовать кондоминиум, товарищества, самим заказывать эти услуги. Житель вообще ни при чем никогда, никто его не спросит и никто ему не скажет ни со страницы газеты, ни с экрана, что сегодня от него тоже порядок зависит. Возьмите любую другую сферу, там то же: если мы говорим о школе, то защищаем учителя, говорим, что он мало получает. А вот спросить, какую он услугу на эти деньги оказывает, какого качества и что с детьми происходит, — никогда… Самое важное, что должен делать журналист, — готовить человека к реалиям жизни, показывать ему, какова жизнь, и определять меру ответственности человека за свою собственную судьбу. Самостоятелен, осторожен, трудолюбив Сергей Собянин доверяет команде единомышленников, но окончательные решения принимает сам, рассказывает генеральный директор консалтинговой группы «Лекс» Джавид Дамиров Мнения о Сергее Собянине Александр Задорожный — Нет, не удививлен. Это если и не ожидаемое назначение, то закономерное. Сергей Семенович один из лучших государственных менеджеров страны. У Собянина есть дар видеть ситуацию системно, правильно определять приоритеты и концентрироваться на них. Это позволяет ему руководить решением масштабных задач. — Вы удивлены новой должностью Сергея Собянина? — Точно не нефтяники. У них нет возможностей влиять на принятие кадрового решения такого уровня. Это исключительная прерогатива президента. К тому же у глав северных округов отношения с нефтяниками ближе, чем у Собянина. Нефтегазовая специфика Тюменской области в этом случае ни при чем. Более того, мне кажется, данное решение возникло спонтанно, после личной встречи губернатора с президентом 13 ноября. Видимо, она подтвердила мнение главы государства о Сергее Семеновиче. Думаю, предложение Путина для Собянина было неожиданностью. — Какие структуры могли стоять за назначением Собянина? — Безусловно, ведь это точка роста для всей страны. Но основная его задача — тиражировать по стране, в губернаторской среде успешный практический опыт Тюменской области в реализации национальных проектов в сфере ЖКХ, здравоохранения, образования, сельского хозяйства. — Будет ли он, по вашему мнению, поддерживать интеграционные бизнеспроекты на территории УралоЗападносибирского региона? Например «Урал промышленный — Урал Полярный»? — Его отличает демократический, командный стиль управления. Он понимает, что у авторитаризма есть существенные недостатки. Однако при распределении ответственности окончательное решение принимает самостоятельно. Но выверенно. Очень трудолюбив. Как юрист, кандидат юридических наук — несомненный законник. К деятельности администрации Тюменской области со стороны правоохранительных структур практически нет замечаний. Ни одного коррупционного скандала: таким образом подобраны сподвижники, среди которых есть и представители бизнеса. — Вы хорошо знаете Сергея Семеновича. Каковы его личностные качества? — Всякий управленец подбирает людей, которых знает лучше, доверяет больше. Вероятно, будут отдельные случаи, но не волнового масштаба: у Собянина — огромный круг общения, не ограничивающийся Тюменью. — Случится ли теперь волна перемещения тюменцев в Москву? — Скорее всего, тюменец. Во-первых, чужак, назначенец встретит сопротивление. Во-вторых, ему потребуется немало времени для адаптации, усвоения специфики региона, притирки с существующей командой или сколачивания собственной. — Кто станет его преемником — местный или «из питерских»? — Для договора о разграничении полномочий между ними, заключенного в прошлом году, имеет значение не фамилия губернатора, а должность подписанта. Влиять на ситуацию из региона почти невозможно. Но она может измениться, если вопрос будет поставлен и пролоббирован «наверху» — в администрации президента, в правительстве. Когдато это объективно произойдет, но не сегодня. И в масштабе всей страны, а не одной Тюменской области. — Возможно ли с приходом нового губернатора форсирование объединения Тюменской области с ХантыМансийским и ЯмалоНенецким автономными округами? Ольга Крыштановская Не сигнал Назначение Сергея Собянина — просто успешная карьера конкретного человека, считает руководитель Центра изучения элиты Института социологии РАН Ольга Крыштановская — Собянин — не технический исполнитель, он умный и образованный человек. И неслучайный: на столь ответственную должность кого попало не поставят. Выбор сделал сам Путин, потому что ему понравился стиль работы Собянина. У губернатора большие связи в нефтегазовом комплексе, очень хорошие отношения с администрацией президента. — Возможно ли, что Собянин как компромиссная фигура между группировками в администрации президента будет несамостоятелен в новой должности? — Означает ли назначение Собянина благосклонность федерального центра к регионалам? Собянин не может быть марионеткой. Конечно, он человек компромиссный и лояльный. Но это не значит, что несамостоятельный. Собянин как управленец сильнее Дмитрия Медведева, о менеджерских качествах которого даже сотрудники администрации были не самого высокого мнения. Основная задача нового главы — поддержание в хорошем смысле старого бюрократического порядка. Его роль скорее административная, не политическая. Интервью взял Евгений Сеньшин — Ничего оно не означает. Федеральный центр попрежнему будет доминировать над региональными элитами. Случай с Собяниным — просто успешная карьера конкретного человека. Собянин — типичный чиновник, считает Сергей Филатов, президент Фонда социально-экономических и интеллектуаль-ных программ, в 1993 — 1996 годах — руководитель администрации президента РФ Свой среди чужих Сергей Филатов А то уже дошло до анекдотов про назначение «питерских» на ключевые посты в государстве. — Назначение Собянина указывает на то, что федеральная власть начинает опираться на региональные элиты. Президент дает понять, что эпоха кадров из Санкт-Петербурга кончается. Записал Евгений Сеньшин Что касается личных качеств Сергея Семеновича, я не могу назвать его приверженцем демократических принципов, сторонником либерализма. Это типичный чиновник. Раньше он сильно воевал за самостоятельность округов от Тюменской области. Сегодня стал сторонником объединения области в единый субъект. Я хорошо знаю Собянина, но мне непонятна деформация его взглядов. Может, это подыгрыш президенту?.. — Что стало решающим в выборе кандидатуры Сергея Собянина на должность главы администрации президента? В обиду себя не даст Собянин — не марионетка, убежден Леонид Рокецкий, председатель комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления, в 1993 — 2001 годах — губернатор Тюменской области — В Тюменской области сконцентрированы практически все проблемы, характерные для России. Это и межнациональные отношения (в регионе большая мусульманская диаспора), и беды коренных народов Севера, и вопросы сельского хозяйства. Тюменская область — сложносоставной субъект, поэтому есть проблемы административного управления регионом. То, что Сергей Собянин успешно справлялся с ним, и стало решающим в выборе президента. Леонид Рокецкий — Я так не думаю. В Тюменской области все давно монополизировано, контроль над нефтегазовой отраслью со стороны центра установлен. Везде практически один Газпром. Поэтому назначение «своего» не принципиально. — Возможно, Собянин освободил губернаторское кресло для ставленника федерального центра? — Спокойный, рассудительный, всегда добивается поставленных целей. — Каковы личностные качества Собянина? Вы проиграли ему губернаторские выборы… — Не думаю. Собянин себя в обиду не даст. — Может ли случиться, что он станет марионеткой в руках какой-либо группировки в администрации президента? Земляки о Сергее Собянине Геннадий Райков , председатель комиссии Госдумы РФ по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, в 1991 — 1993 годах — глава Тюмени: Интервью взял Евгений Сеньшин Вадим Бондарь , заместитель директора Института национальной конкурентоспособности, в 2000 — 2003 годах депутат Госдумы РФ от Тюменской области: — За годы губернаторства Сергею Собянину удалось увеличить бюджет области с 14 до 45 млрд рублей. Надо быть очень талантливым человеком, чтобы добиться подобных результатов. В таком сложносоставном субъекте, как Тюменская область, ему удавалось договариваться с элитами автономных округов. Он прошел большую политическую и административную школу, поэтому я не могу сказать, кто он больше — чиновник или политик. У него огромный жизненный опыт, и это главное. Александр Юффа , президент концерна «НИККА» (Тюмень): — Он трезво мыслит, у него всегда все рассчитано. Выступает с докладом и одновременно что-то печатает в компьютере. Человеккомпьютер. — Профессионализм и эффективность. — Что для Собянина приоритетно в отношениях с сотрудниками? — Точно такая же, как и у президента Российской Федерации Владимира Путина. — Какова специфика его взаимоотношений с бизнесом, с общественными организациями? — Это абсолютно технократичный руководитель, для которого главное — достижение поставленных перед ним целей. Жесткий, требовательный менеджер. Однозначно государственник, а не либерал. Александр Безделов , директор Института региональной стратегии (Тюмень): Тайна небанковских вкладов Киловатты вместо долларов Ставки сделаны. Убытки подсчитаны Без посредников Все на продажу Впереди темно На асфальтовой развилке Искусство управлять Цена монополии Главная / Промышленность |
||