Главная / Промышленность / Окраины свободы

Осенью 1999 года во время конференции Всемирнойторговой организации в Сиэтле к профсоюзной демонстрации протестаприсоединились тысячи молодых активистов, координируюших действия черезмобильную связь и портативные компьютеры с выходом в интернет.«Поколение Сиэтла» принесло новое понимание прямого действия, превративего в карнавал. Позже возник флэшмоб — акция в общественномпространстве, когда группа незнакомых людей организуется при помощикоммуникаций в интернете или других сетях. Они собираются в назначенноевремя, производят неожиданное действие и затем исчезают, не вступаядруг с другом в контакт. В Россию флэшмоб пришел в 2003-м и именноздесь стал однозначно политизирован. Особенно ярко это проявилосьв кампаниях неповиновения в канун парламентских (декабрь 2003-го)и президентских (март 2004-го) выборов. Так, во время одной из первыхакций люди, собравшись на Пушкинской площади в Москве, щелкалипринесенными пультами от телевизоров в направлении огромных рекламныхмониторов. В Тюмени флэшмобберы окружили водонапорную башню, кидалив нее снежками и кричали: «Вова, слезай!».



Арт- и медиакритик Олег Киреев: «Новые технологии— это такая зона, где нормы и новые понятия возникают мгновенно, походу, а законы пишутся после»
В начале XX века идеи синтезав искусстве воспринимались как смелый авангард. Манифест французскогорежиссера и мыслителя Антонена Арто о тотальном театре был тогда именноманифестом, а не отражением реальности. К рубежу века синтези тотальность пронизали все сферы человеческой деятельности настолько,что разделить их и раздать на откуп узким специалистам стало абсолютноневозможно. Среди событий разного масштаба и географии можно привестинемало примеров синтеза протестных политических движений, новыхтехнологий и современного искусства. Что их объединяет?

— Олег, определите, пожалуйста, термин «тактические медиа».

О связи трех составляющих — информационных технологий,политактивизма и современного искусства — говорил во время январскоговизита в столицу УрФО по приглашению Екатеринбургского филиалаГосударственного центра современного искусства Олег Киреев.За три дня московский арт— и медиакритик (он же руководитель проекта«Гетто», посвященного культурной и политической аналитике, политическийактивист и художник) успел открыть в Библиотеке главы города курируемуюим выставку «От самиздата к тактическим медиа», провести компьютернуюпрезентацию своей «Поваренной книги медиаактивиста» (она выходитв феврале в издательстве «Ультра.Культура») и прочитать лекциио тактических медиа.

Свои медиа— Почему, занимаясь тактическими медиа и политическим активизмом, вы называете себя художником?

— Это низкобюджетные средства информациии коммуникации, получившие распространение в период технологическойреволюции 1990-х: интернет, персональные компьютеры, любительскиевидеокамеры, мобильные телефоны и прочее. Они активно используютсяантиглобалистским движением в качестве альтернативы. Термин впервыевведен в 1996 году, в манифесте «ABC тактических медиа», написанномДэвидом Гарсиа и Гертом Ловинком (Амстердам, медиацентрыDe Waag и De Balie). Текст определяет тактические медиа как «медиакризиса, критики и оппозиции». Слово «тактический» подчеркиваетмобильность, которая дает превосходство над такими «стратегическими»игроками, как большой бизнес и государство. В последнее время терминпрокрадывается и в российскую реальность, отражая такие явления, какальтернативные новостийные порталы, пиратские радио и телевидениеи другие примеры гражданского использования новейших технологий.

У людей, у человечества в целом, сегодня существуетопределенный разрыв между органами чувств, восприятия — с однойстороны, и анализом, рефлексией — с другой. Люди не могут осмыслитьизменившийся мир, поскольку для этого существуют старые термины, старыйязык, не годный для новых целей. Отсюда консерватизм и страх перемен:мир уже изменился, но нет таких слов и механизмов, чтобы эти измененияосмыслить. А в России, где сознание отстает от реальности больше, чемво всем мире, консерватизм и страх перемен еще сильнее. И художник— это тот, кто работает на пике изменений, создавая термины, меняяязык. В качестве художника можно работать с медиа в дискурсивном поле,в поле символов, в поле образов, в поле акций и компаний. Поэтому,возвращаясь к вашему вопросу, разные свои работы я осмысляю какхудожественные произведения.

— Медиа — это то, что опосредует отношения между людьми, а также между ними и реальностью. Французский философ-революционерГи Дебор писал в книге «Общество спектакля»: «Все, что раньшесуществовало непосредственно, теперь переходит в областьрепрезентации». В обществе спектакля люди перестают восприниматьреальность через свои органы чувств, опыт и знания, а начинаютвоспринимать ее, исходя из «картинок», способов репрезентации предметана телевидении. Власть заинтересована в создании и поддержании обществаспектакля для того, чтобы погрузить людей в управляемое состояние:«Индустрия отчужденного труда сменяется не менее отчужденной индустриейдосуга». Художник же работает с медиа по природе своей, он сам— посредник. В информационную эпоху, когда образы как бы вживленыв цифровую и технологическую действительность, художник все большеуходит от исполнения традиционной роли в обществе, которая предписываетему создавать прекрасное. Хотя ни в одну эпоху суть дела не заключаласьв том, что он просто рисует что-то на холсте, а всегда — в том, что он работает с образами, транслирует образы.

— Да, существует договоренность о правилах, которыепозволяют избежать манипулятивности, передавая информацию о реальностипосредством видеодокументирования. Это отказ от закадровогокомментария, верная последовательность эпизодов события (в отличиеот их произвольного монтажа, который часто используется на телевидении)и нейтральность подачи материала (съемки ведутся как бы с точки зренияочевидца, случайного прохожего). Художник должен быть максимальнопрозрачным для того, чтобы передавать информацию. Дзенские наставникиеще в древности говорили: сделай себя максимально пустым. А в нашевремя французский философ Жиль Делёз писал: позволь потокам информациисвободно протекать через твое тело. Данные — это такие потоки, которыене допускают никаких изменений. Изменения вызываются помехами в каналахинформации, а в результате нарастания информационных шумов нарастаети энтропия. А художник занимается тем, что преодолевает энтропиюпосредством создания организации.

— В лекции о тактических медиа вы говорите о требованиях нейтральности. К чему сводится в таком случае роль художника?

— Я начинал работать именно в конце
90-х, когдав полную силу развилось движение радикальных художников в Москве. Техсамых, которые лаяли, размахивали кулаками на Красной площади,устраивали баррикады. Я был в числе организаторов одной из таких акций.Мы перегородили Большую Никитскую баррикадой из художественных работ,перекрыли движение: это было празднование годовщины Красного мая— парижских волнений 1968-го года, пик которых пришелся на май. Тогдаказалось, что художники с помощью таких вот острых высказыванийв городском пространстве, таких интервенций могут каким-тообразом влиять на политику. Но прошли те времена, художники не смоглиничего изменить. И я думаю, потому, что они не были достаточно чистыми,то есть недостаточно хорошо понимали специфику информации. Сейчася перешел к работе с медиа и стараюсь распространить в России идеи,наработанные на Западе. Я считаю, это достойная задача и для искусства,и для политики: искусство в результате осознает специфику этихтехнологий и находит новые темы, улучшается политическая экология,общественное пространство.

— Художники и активисты пользуются приемамиобщества спектакля, такими как реклама, театрализация выступлений:вспомнить хотя бы опыт Сиэтла или Квебека-200 Действуют ли эти приемы сегодня?

— Культура создает карту реальности. Когда говорится,что художник работает с образами и моделями, это означает егосозидательную роль в области символического порядка, который стоитза физическим порядком. На Западе сейчас очень распространен терминmapping; когда нужно описать что-то,говорится — let’s map it. И художники занимаются именно такимкартографированием реальности, они дают вещам названия и транслируютотношения между ними. Это объясняет большие инвестиции в культуру.Сейчас уже все сколько-нибудьмыслящие политики, причем я имею в виду разные направления политическоймысли, занимаются инвестированием в культуру. Без культурной пропагандыАмерика не выиграла бы холодную войну; без политических технологийне делаются выборы. Но политтехнологии и пропаганда не отвечают темтребованиям к информации, о которых я говорил. Они передают ее не точнои достоверно, а наоборот, занимаются затуманиванием реальности,искажением пропорций и созданием ложных символических ценностей.Художник же восстанавливает эти ценности, позволяет людям вернутьсяк реальным пропорциям, придать реальность картине мира.

ЦРУ и искусство— Простой вопрос: почему культура и искусство — это важно?

— Я говорю о том, что политики понимают важностьценностей второго порядка. Но если они подходят к этим задачамне с чистыми руками, то вместо информации получается пропаганда.Конечно, иногда по ходу появляются интересные вещи. Например, последнеевремя исследователи-историкина Западе говорят о том, что, похоже, ни один культурный прогрессивныйжурнал, который существует в Европе, не был учрежден без влияния илипомощи ЦРУ. Таким же образом, например, советские диссиденты, работаяна радио «Свобода», могли сообщать достоверные данные, несмотря на то,что финансировалось это на деньги американской пропаганды. Это касаетсятакой темы, как large margin of freedom — «пространные окраинысвободы». В системе существуют окраинные области, в которые мы можемвнедриться и ими пользоваться, находя способы транслировать своипослания, занимая неожиданные места. Новые технологии — это такая зона,где не создано никаких законов и прав, это зона, где нормы и новыепонятия возникают мгновенно, по ходу, а законы пишутся после. Поэтомуочень важно художникам и активистам работать на самом краю этихновейших открытий и исследований, создавая прецеденты норм и правил.Нужно опередить военных и политиков, которые рассматривают эти новыеявления в интересах краткосрочной выгоды, и выработать более гуманные,мягкие и правильные подходы к тому, что появляется в этом мире.

— В вашем примере с американцами есть какое-топротиворечие: ЦРУ ставило перед собой задачу выиграть в холодной войнепутем сознательного искажения реальности, а для этого финансировалохудожников, которые картину мира проясняли…


Впереди темно На асфальтовой развилке Искусство управлять Цена монополии Не солоно хлебавши Большая политика грядок и коровников Экологический газобетон Верной дорогой От наказания не ушел

Главная / Промышленность