Для воздухоплавателей свободный полет — это ощущениеветра, взгляд на город с высоты, через облака. Для зрителей — редкойкрасоты зрелище. Для всего города и теперь уже края — крупное имиджевоемероприятие. Неординарные инициативы рождаются, в общем-то,нередко. Поддерживать все никакого «административного ресурса»не хватит. Здесь нужна властная интуиция: угадать в самой «завиральной»идее практическое зерно.
Первый воздушный шар появился в Кунгуре с рекламнымицелями, на торговой ярмарке, но в таком качестве сработал слабо. Бывшийвоенный летчик, в настоящем директор Дома детского туризма Андрей Вертипраховосвоил пилотирование шара, побывал на соревнованиях и предложил:давайте устроим подобное. Руководство города ответило «попробуй»и оказало первоначальную поддержку. «Пробный шар» собрал шестьаэростатов, следующий — десять. Фестиваль воздухоплавания постепеннорос. Когда же осуществилась идея воздушных баталий, он получилмеждународный статус. В фестивале 2005 года, длившемся неделю,участвовало уже 16 экипажей, которым помогал отряд волонтеров(к событию разворачивался детский спортивный лагерь воздухоплавания),наблюдало 150 тысяч зрителей. Пилоты любят знаковые полеты: перелететьчерез каньон, покорить полюс. На будущей юбилейной пятой «Небеснойярмарке» ожидается до 30 экипажей: им предстоит пересечь границу Европыи Азии.
В люди
Из тиши музеев на оживленные улицы — такой вектор распространения искусства декларирует пермская власть.
Дополнительные материалы:
Вянварскиедни, когда отвыкшие от настоящих морозов россияне почитали за подвигвыход на работу, а развлекательные заведения несли убытки, в Пермипроходило самое крупное по числу участников и зрителей культурноемероприятие года. Выставка-ярмарка «Арт-Пермь2006» собрала около 250 художников и до 20 тысяч посетителей. Этоуникальное в масштабах региона явление, равного которому нет в другихобластях. После интересного начала года ожидается богатое событиямипродолжение. О пермском культурном «календаре» и перспективах развитияданной сферы рассказывает начальник департамента по культуре пермскойобластной администрации Ольга Ильиных.
— Ольга Павловна,
арт-салон— мероприятие примечательное. Но оно длится лишь десять дней. Гдев остальные 355 дней года горожане могут увидеть произведения местныххудожников? Постоянно действующих галерей в Перми немного.— Мы понимаем, что существует такая проблема,и стараемся расширять выставочное пространство города. Специальноездание, Музей современного искусства, пока построить не удается,в основном приспосабливаем существующие. В прошлом году таким образомвозникло несколько новых галерей: в деловом центре, в центре культурыимени Солдатова. Стало своеобразной традицией создавать постоянныеэкспозиционные площадки в коридорах администрации, некоторые дажеполучили названия, например, галерея «Третий этаж».

Ольга Ильиных
— Слово «бренд», нравится оно или не нравится, произносить сегодня приходится. Но мне ближе все-такиговорить не о брендах, а о событиях — знаковых, интересных,привлекательных и для жителей, и для гостей. К ним относится, конечно,фестиваль «Дягилевские сезоны», который привозит в Прикамье ярчайшиепроизведения в разных жанрах со всего мира. Могу назвать такжефевральский фестиваль ледовой и снежной скульптуры. Сейчас подобныепоявились во многих городах, но наш-то возник 12 летназад, возможно, своим примером и породил другие. Я придумала названиедля фестиваля — «Ледовик XII». Людовиков в истории было 18, надеюсь,пермский Ледовик на этой цифре не остановится.
— Наиболее громкие культурные проекты — арт-салон, Дягилевские сезоны — осуществляются при поддержке властей. Потому что они работают как бренды?
— Наряду со знаковыми для края именами Строгановых, Дягилева, в последнее время «раскручивается» пастернаковская тема…
В апреле стартует конкурс артистов балета «Арабеск»,в мае — международный фестиваль документального кино «Флаэртиана»,летом — «Роклайн». Все эти проекты известны далеко за пределамиобласти, они помогают формировать благоприятный имидж нашего края.Мы стремимся также, чтобы искусство «выходило в люди». На стыке летаи осени состоится Форум пермской скульптуры, где мастера представятсвои работы, лучшие из которых потом украсят улицы и здания. Чтобызавершить годовой календарь, назову еще осенний Открытый фестивальвидео— и компьютерного искусства, Международный фестиваль органноймузыки в декабре.
— Пермь в нынешнем году получила статус культурной столицы Приволжья. Это значит, что плотность культурной жизни возрастет?
— В 2006 году исполняется 90 лет пребывания в краеизвестного писателя. Историки и литературоведы на основе анализатекста, мифологем, воспоминаний местных жителей утверждают, что городЮрятин из романа «Доктор Живаго» во многом «списан» с Перми. Мы,конечно, не проходим мимо такого примечательного факта. Недавно издан«Путеводитель по Юрятину». Осенью на конференцию собираем специалистовпо творчеству Пастернака. Предсказывать творческий продукт сложно,но у театра драмы есть планы постановки мюзикла «Доктор Живаго».Открылся даже ресторан с таким названием.
— Ольга Павловна, поскольку культура и искусствоостаются затратными сферами, наверное, перед властью всегда стоитвыбор: как определить приоритеты?
— Конечно, но не только. Смысл понятия «культурная столица» я вижу, во-первых,в том, чтобы искусство не существовало в ограниченном музеямии театрами пространстве, а присутствовало везде. Этому служатразнообразные акции: «картина в витрине», задуманный с немецкимипартнерами проект «Культура в городском квартале» на актуальную сегоднятему нового визуального восприятия облика города. Во-вторых,важно, чтобы горожане выступали не только потребителями культурногопродукта, но и инициаторами. У нас проходит конкурс культурныхпроектов, принять участие в котором может каждый житель, дажене имеющий профессионального отношения к данной сфере. Проектыоцениваются экспертами, в том числе из других областей, наиболееинтересные и значимые будут получать финансовую и организационнуюподдержку и воплощаться.
дебаты, обе стороны приводили достойные аргументы. Спектакль состоялся — и получил высшую театральную награду страны.
— Мы стараемся поддерживать паритет между сохранением того, что уже существует, и развитием нового. Но нередко выбор делать все-такиприходится. В самом начале работы в нынешней должности я, например,должна была сказать «да» или «нет» дорогостоящему, амбициозному,но не бесспорному проекту «Ballet Imperial». Шли жаркие
— Эти взаимоотношения у нас еще только складываются.И мне представляется, мы хорошо понимаем друг друга. В одних случаяхбизнес торопится сказать «мы с вами, возьмите в проект», а в другихи власть готова присоединиться. Уже есть случаи, когда именно бизнеспервым увидел проблему и инициировал акцию: так, компания «Лукойл»предложила фестиваль исторических городов нашего края.
— Сейчас все шире в финансировании культурыучаствует бизнес, но соотношение власти и бизнеса встречается разное.В Екатеринбурге крупные, затратные проекты нередко берут на себя банкии предприятия. В Челябинске ситуация иная, главный держатель«культурных акций» — местная власть. Каков пермский «расклад»?

Ольга Ильиных
— Слово «бренд», нравится оно или не нравится, произносить сегодня приходится. Но мне ближе все-такиговорить не о брендах, а о событиях — знаковых, интересных,привлекательных и для жителей, и для гостей. К ним относится, конечно,фестиваль «Дягилевские сезоны», который привозит в Прикамье ярчайшиепроизведения в разных жанрах со всего мира. Могу назвать такжефевральский фестиваль ледовой и снежной скульптуры. Сейчас подобныепоявились во многих городах, но наш-то возник 12 летназад, возможно, своим примером и породил другие. Я придумала названиедля фестиваля — «Ледовик XII». Людовиков в истории было 18, надеюсь,пермский Ледовик на этой цифре не остановится.
— Наиболее громкие культурные проекты — арт-салон, Дягилевские сезоны — осуществляются при поддержке властей. Потому что они работают как бренды?
— Наряду со знаковыми для края именами Строгановых, Дягилева, в последнее время «раскручивается» пастернаковская тема…
В апреле стартует конкурс артистов балета «Арабеск»,в мае — международный фестиваль документального кино «Флаэртиана»,летом — «Роклайн». Все эти проекты известны далеко за пределамиобласти, они помогают формировать благоприятный имидж нашего края.Мы стремимся также, чтобы искусство «выходило в люди». На стыке летаи осени состоится Форум пермской скульптуры, где мастера представятсвои работы, лучшие из которых потом украсят улицы и здания. Чтобызавершить годовой календарь, назову еще осенний Открытый фестивальвидео— и компьютерного искусства, Международный фестиваль органноймузыки в декабре.
— Пермь в нынешнем году получила статус культурной столицы Приволжья. Это значит, что плотность культурной жизни возрастет?
— В 2006 году исполняется 90 лет пребывания в краеизвестного писателя. Историки и литературоведы на основе анализатекста, мифологем, воспоминаний местных жителей утверждают, что городЮрятин из романа «Доктор Живаго» во многом «списан» с Перми. Мы,конечно, не проходим мимо такого примечательного факта. Недавно издан«Путеводитель по Юрятину». Осенью на конференцию собираем специалистовпо творчеству Пастернака. Предсказывать творческий продукт сложно,но у театра драмы есть планы постановки мюзикла «Доктор Живаго».Открылся даже ресторан с таким названием.
— Ольга Павловна, поскольку культура и искусствоостаются затратными сферами, наверное, перед властью всегда стоитвыбор: как определить приоритеты?
— Конечно, но не только. Смысл понятия «культурная столица» я вижу, во-первых,в том, чтобы искусство не существовало в ограниченном музеямии театрами пространстве, а присутствовало везде. Этому служатразнообразные акции: «картина в витрине», задуманный с немецкимипартнерами проект «Культура в городском квартале» на актуальную сегоднятему нового визуального восприятия облика города. Во-вторых,важно, чтобы горожане выступали не только потребителями культурногопродукта, но и инициаторами. У нас проходит конкурс культурныхпроектов, принять участие в котором может каждый житель, дажене имеющий профессионального отношения к данной сфере. Проектыоцениваются экспертами, в том числе из других областей, наиболееинтересные и значимые будут получать финансовую и организационнуюподдержку и воплощаться.
дебаты, обе стороны приводили достойные аргументы. Спектакль состоялся — и получил высшую театральную награду страны.
— Мы стараемся поддерживать паритет между сохранением того, что уже существует, и развитием нового. Но нередко выбор делать все-такиприходится. В самом начале работы в нынешней должности я, например,должна была сказать «да» или «нет» дорогостоящему, амбициозному,но не бесспорному проекту «Ballet Imperial». Шли жаркие
— Эти взаимоотношения у нас еще только складываются.И мне представляется, мы хорошо понимаем друг друга. В одних случаяхбизнес торопится сказать «мы с вами, возьмите в проект», а в другихи власть готова присоединиться. Уже есть случаи, когда именно бизнеспервым увидел проблему и инициировал акцию: так, компания «Лукойл»предложила фестиваль исторических городов нашего края.
— Сейчас все шире в финансировании культурыучаствует бизнес, но соотношение власти и бизнеса встречается разное.В Екатеринбурге крупные, затратные проекты нередко берут на себя банкии предприятия. В Челябинске ситуация иная, главный держатель«культурных акций» — местная власть. Каков пермский «расклад»?