Главная / Промышленность / Господин оформитель Вы рисуйте — вам зачтется Театр встал на коммерческие рельсы давно. За последние пять лет практически с нуля поднялось кино. В отличие от них арт-рынокзреет медленно, но верно. У него большой потенциал. В Екатеринбургеживет примерно полмиллиона семей. Если каждая приобретет хотя бы однукартину, получится полмиллиона продаж. Емкость художественного рынкабольшого города огромна. Но динамика продаж произведений искусстванапрямую зависит от состояния общества. Если не случитсяполитэкономических кризисов, если сформируется устойчивый среднийкласс, если вслед за поколением первоначального накопления капиталапридет генерация эстетически образованных предпринимателей, —на российском арт-рынке можно ожидать взрыва. Придется он, скорее, на сегодняшних детей, для которых картины прочно войдут в статусный «лонг-лист» и станут такой же непременной составляющей бытования, как книги или ноутбук. Так будет. А что есть и чего не хватает? В Нью-Йорке, крупнейшем мировом арт-рынке,десять тысяч художников: целая армия людей, вооруженных кистью.Но на Урале, как оказалось, рисуют не меньше. Количество живописцеви графиков в расчете на душу населения в Екатеринбурге такое же, чтои в американском центре: примерно по одному на тысячу жителей.В местном союзе художников — 232 человека, плюс свободные художники,которых, по оценке председателя союза Владимира Кривушина, больше раз в пять. Каждый год архитектурно-художественнаяакадемия, художественное училище и сеть худшкол вбрасывают в культурнуюсреду столицы Урала по нескольку десятков специалистов. В Ижевскеих производят шесть факультетов различных вузов, столько же учебныхзаведений в Челябинске. В общем, дефицита художественных кадровна Урале не наблюдается. Соответственно, даже несмотря на то, чтомолодые пишут недостаточно умело, а мэтры творят нечасто и тяжелорасстаются с работами, художественного продукта в достатке. А точнее,в избытке — учитывая разницу между предложением и спросом. Дмитрий Пумпянский Итак, художников — на любой вкус, и покупатель имеется. Отчего же они не встречаются на рынке? Можно утверждать, что арт-рыноксегодня сформировался лишь в Екатеринбурге: он имеет четкую структуру,аналогичную западной, правда, в миниатюре. В других столицах Уральскогорегиона арт-рынок пока делает первые шаги, здесь в основном правит стихия. Коллективныйпортрет покупателя, формирующего спрос, выглядит так. Примерно на тричетверти он состоит из «стихийной» массы, в основном представленнойпредпринимательством и госслужащими (см. диаграмму «Социальный составпокупателей произведений искусства»). Для большинства приобретениекартин — действие случайное, единичное, преследующее утилитарно-подарочныецели. Таких, кто извлекает удовольствие из систематическогоколлекционирования, страстных собирателей, можно пересчитатьпо пальцам. Коллекционирование — почти исключительно мужская сфера.За последние пару лет заметно возмужал и покупатель-любитель.Еще недавно в галереях и на аукционах господствовали женщины: онисовершали до 70% покупок. Теперь половину приобретателей составляетсильный пол. Самый простой и короткийпуть от автора к покупателю — улица, художественный «пятачок». Здесьможно встретить и откровенный кич, и произведения, достойные уважаемыхдомов. Гарантии качества никакой, кроме собственного вкуса, зато ценыдемпинговые. На «пятачке» — за пятак — Мне бы под Айвазовского что-нибудь,море люблю — успокаивает. Или Шишкина, пусть без мишек, но чтоб лес,природа, релаксация… Вот эта ваша картинка тоже ничего. Беру: большая,красивая и недорого… Следующийпо сложности этап развития отношений художника и покупателя, такжеигнорирующий профессиональных посредников, но уже исключающий совсемслучайные, «уличные» отношения, — мастерская. Бывает, приметив работув галерее, предприимчивые покупатели являются к художникуи выторговывают ее по более низкой цене. Постепенно они могутпереходить в разряд постоянных поклонников, у которых с творцомустановились личные взаимоотношения, но продолжают действоватьнапрямую, не тратясь на комиссионные для связующего «продюсера». Одиниз самых востребованных живописцев Екатеринбурга Андрей Елецкий рассказывает,что некоторые его серии скупались, не покидая мастерской, а еслии попадали в галереи, то уже с табличкой «продано». Нечасто,но встречаются художники, которые сами одарены как продюсеры. Михаил Сажаев, например, раскручивает сам себя: журналистам хорошо известна его эпатажная внешность, провоцирующее поведение. Эконом-вариант с точки зрения времени и денег: арт-походсюда обойдется в несколько минут (это вам не двухчасовой аукцион илиподробный процесс оформления покупки в галерее) и несколько сот рублей.В Париже — Монмартр. В Москве — Арбат. В Челябинске — Кирбат (такгорожане «скрестили» улицу Кирова и Арбат). В Екатеринбурге —художественная аллея на главном проспекте города. Первыми менеджерами художников стали их жены.На момент написания материала ни один из опрошенных нами художниковне признался, что ему помогает менеджер. Кроме тех, которым вернослужат жены. Так, супруга художника Олега Карпенко,любящего и рисующего рыцарское средневековье, много лет занимаетсяорганизацией его выставок, в том числе в Европе, собирает холстыв дорогу. А спутница фотохудожника Ильдара Зиганшина даже решила отказаться от собственного журналистского творчества и полностью посвятить себя творчеству мужа. Жена-менеджер —; это, может, и не всегда профессионально, зато надежно. А факты криминального свойства в короткой истории арт-менеджмента Екатеринбурга уже есть. Самая громкая и до конца не проясненная история случилась с крупной коллекцией произведений Миши Брусиловского,вывезенной из страны. Человек, взявшийся их раскрутить и продать,пропал вместе с картинами. Спустя много лет работы «выплыли»,наследники исчезнувшего галерейщика разбогатели, автор же не получилничего — кроме мировой известности. Иная по масштабам, но близкаяпо результатам драма произошла с Сергеем Лаушкиным, популярным у нас и на Западе примитивистом. Моя жена — мой импресарио Контакты на уральском арт-рынкедо сих пор часто имеют неорганизованный характер. Но уже со всех сторонраздаются «страдания по менеджеру». С одной стороны, с восстановлениемпрестижа образования качественно возрастает художественный вкуспокупателей. С другой — в условиях рыночных отношений у художниковпоявляется потребность в жанровом, стилистическом, ценовом «камертоне». Но именнопоэтому посредник необходим. Он нужен начинающим: ими надозаинтересовать. Он нужен и мэтрам: известность и коммерческий спросне обязательно совпадают. Мудрый Виталий Михайлович свидетельствует:посредники оседают возле тех творцов, которые имеют массовый спрос, чьядеятельность подобна массовому производству, а работы обладаюткачествами интерьерного искусства. Но искусство не сводитсяк украшению, а вещи конфликтные, содержательные продать гораздосложнее. И здесь наступает очередь таких институтов, как художественныесалоны, выставки, галереи. Сергей Мочалов,создавший полиптих «Романовы», обзавелся было собственным менеджером.Но вскоре расстался с ним, по собственному выражению художника, из-занесходства взглядов на степень «продажности» искусства.Распространенное мнение, что творец спит и видит, как поклонникираскупают его произведения, не всегда верно. Например, еслипотенциальный покупатель придет к Герману Метелеву и пожелаетприобрести картину, нет никакой гарантии, что ему это удастся. «Мнеочень важно, к кому, куда уйдет картина, — говорит художник. —И не очень важно, за сколько. Может быть, за символическую цену. Тутнет никакой логики, тут есть состояние и отношение. Я не продаю своиработы — я с ними расстаюсь». «Продажа для художника — почти унижение.В этот момент он чувствует себя неловко, ведь надо назвать цену.И в этом смысле он всегда проигрывает», — объясняет другой известныймастер Виталий Волович, один из художественных символов столицы Урала. Какс этим на Урале? В Ижевске действует антикварный салон «Серебрянаячашка». Здесь можно приобрести картину Валентина Серова (45 тыс.долларов), натюрморт великой княгини Ольги Александровны (6 тыс.долларов). В Тюмени работает пять художественных салонов среднегоразмера и около десяти небольших лавочек. Есть арт-кафе«Парочка», где помимо меню желающим предлагают прейскурантна произведения живописи. В Екатеринбурге художественных салонов (в томчисле при мебельных магазинах) около двух десятков. Не густо для того,чтобы назвать это полноценным арт-рынкомрегиональных столиц. Кроме того, в Екатеринбурге мы насчитали порядка20 выставочных залов в музеях, библиотеках и других учрежденияхкультуры. Музейные сотрудники, случается, выступают связующим звеноммежду художниками и покупателями. Например, вы решили приобрестикартины известных уральских художников, а в галереях их не обнаружили.Приходите в изобразительный музей, обратитесь в отдел современногоискусства, и вам помогут связаться с автором или его представителем.И все же главная роль музеев, конечно, экспозиционная. Поэтомуприобретение работ во время музейных выставок — случай нечастый. Профессия — галерист Мировойопыт говорит: художественные салоны, где продаются как картины древнихмастеров, так и мелкие поделки всех времен и народов («антик»),галереи, ведущие собственную художественную политику, и выставки какхудожественные акты — вот те кровеносные сосуды, что питаютартистический рынок. Без них он просто не выживет. В числесоздателей старшей по возрасту в Екатеринбурге Белой галереи, помимоискусствоведа Виктора Малинова, руководитель администрации губернатораСвердловской области Вениамин Голубицкий. Галерея представляет собойполузакрытый клуб. Гости презентаций порой не скрывают, что их преждевсего интересует доступ к представителю власти. В узком кругу галереяведет достаточно успешную продажу «своих» художников: это громкиена местном уровне имена. Реализацияхудожественного продукта — специализация галерей. Конкуренции средигалерей пока нет, хотя бы потому что их мало. Так, частные галереиИжевска — «Творческая дача», «Арфа», «Грифон» — известны в основномхудожникам, они не формируют и не развивают рынок. Екатеринбургскиегалереи тоже сосчитаем по пальцам: «Окно», «Эгида», «Золотой скорпион»,«ДА», Белая галерея, «Капитал», галерея Одоевского, недавно открывшаясяГалерея современного искусства. Состоявшимся художественным бизнес-проектом можно назвать пока лишь одну галерею. Искусствовед Сергей Одоевский,много лет занимавшийся выставочной деятельностью, в том числеза рубежом, в 1999 году понял: пора создавать свое дело. «Раньше людиработали на унитаз, а тут появились деньги. Открылась огромная,совершенно свободная ниша украшения своего дома. Но рассчитывать на то,что галерея будет существовать лишь от продажи работ, в наших условияхне приходилось. Высокая арендная плата, содержание штата сотрудников,проведение рекламных кампаний — и относительно невысокие ценына картины, малое число продаж». Так при галерее была создана багетнаямастерская, которая приносила доход, сотрудники выполняли заказына проведение корпоративных презентаций. Формировался постоянный кругклиентов, имя галереи раскручивалось как торговая марка. Через пять летгалерея Одоевского превратилась в успешное предприятие. Сам же СергейОдоевский временно отошел от нее, чтобы возглавить Галерею современногоискусства, открывшуюся в ноябре, — екатеринбургскую «третьяковку». Бизнесмен БорисВедерников частную галерею «Капитал» почитает за хобби. В коммерческийуспех галерейного дела не верит и называет салон красиво оформленнымофисом. Скромничает: работы самых известных уральских мастеров,например Игоря Симонова, здесь не просто экспонируются, но и продаются. Как аукнется —Две тысячи рублей раз… Номер 14 дает две тысячи пятьсот. Две тысячипятьсот раз… Господа, кто предложит больше за эту прекрасную картину?Номер 33 не выдержал. Две тысячи восемьсот рублей раз, две тысячивосемьсот рублей два, три… Продано! Аналогияпусть не по рангу, зато по существу: меценат собирает коллекциюсовременного искусства и предъявляет ее обществу. Под крышей новогоздания в престижном районе собрались воедино постоянная экспозицияи большой выставочный зал, куда нестыдно привезти самую достойнуюэкспозицию, антикварный центр и vip-зал, консультационный пункт, где можно получить заключение эксперта, и конференц-зал. Действует магазин-салон, багетная мастерская, арт-бар,в перспективе появится цифровая типография, где будут печататьсябуклеты, афиши и календари, фотостудия. То есть проект продуман какс художественной, так и с коммерческой стороны. Здание очень «умное»,технически совершенное. Видавшие виды художники утверждают, чтоподобные галереи и за границей — редкость. Галерея обещает статькультурным местом отдыха горожан. Кто-то придет именно на выставку, кто-то заглянет в бар, а по пути купит и картину. С появлением галереи современного искусства арт-рынок Екатеринбурга приблизился к европейским стандартам. Аукционывозникли еще в пору романтического капитализма, но не прижились:участники воспринимали их скорее как зрелищную, а не рыночную площадку.Сегодня аукционные распродажи изредка проводят галереи, но единственнымв Уральском регионе постоянно действующим аукционом современногоискусства является фирма «Моби-арт. Татьянин день». Этона ее торгах порой разгораются нешуточные страсти. Первые торги былипроведены в 2000 году, 25 января, в Татьянин день: отсюда, а такжеоттого, что в организаторах были две Татьяны, Секачева и Егерева,название. Директор аукционного дома Татьяна Егерева усматривает причиныуспеха предприятия в постоянстве, стабильности. Вот уже пять лет (наднях праздновали юбилей) аукционы проводятся в одном месте в одновремя, они всегда сопровождаются выпуском буклета, ставшего самым«долгоиграющим» периодическим изданием в сфере культуры, выдачейсертификатов покупателям. Ряду художников ежемесячный аукцион даетпостоянный заработок. Без аукциона арт-рынокполноценным считать нельзя. Вот где настоящая торговля произведениямиискусства во всем кипении страстей. Это зрелище, игра, выбросадреналина, состязание нервов. Один потрясен: за бесценок приобрелработу мастера. Другой чуть не рыдает: выторговал «лот в мешке»,а там — практически ничего. Известного художника Александра Алексеева-Свинкина какбудто била лихорадка, пока цена на его произведение поднималасьот 6 до 22 тысяч рублей. Старейшая уральская художница ИраидаФинкельштейн плакала, узнав, что ее акварели уходят нарасхват… В Тюмени цены на работы мастеров варьируются от 3 до 20 тыс. рублей. За пределами области известен художник из Ханты-Мансийска Геннадий Райшев,но его картины выставляются в музеях, а не продаются в салонах.В Ижевске цены на работы местных художников колеблются от 2 до 5 тыс.рублей, хотя можно купить и дешевле. В Екатеринбурге на сентябрьскомаукционе «Татьянин день» самая высокая заявленная цена достигала10 тыс. рублей, и картина не была продана. В салонах и галереях ценына работы местных художников (холст, масло) колеблются от 10 до 40 тыс.рублей. Рекордсмен по заявленным авторским ценам — Михаил Сажаев. В прайс-листахвыставок напротив его фамилии красуются такие цифры: 92 тыс. рублей,153 тыс. рублей и даже 384 тыс. рублей, и это далеко не предел.Наиболее серьезные покупки избегают публичности, а цены, по достовернымисточникам, на порядок выше. Покупают и пейзажи, которые остаютсялюбимым жанром на Руси, и привычные портреты, и современные формальныеизыски. Покупают и творения мэтров за десятки тысяч долларов,и картинки «под Айвазовского» за двадцать долларов. Ценность искусства Как видим, уральский арт-рынокнаходится в стадии становления института профессиональных посредников.Не художники, а менеджеры будут определять (уже определяют) ценупроизведения, которая корректируется покупателями. Цена формируетсяисходя из качества работы и негласного рейтинга автора. Безсубъективизма, конечно, не обойтись, но если художник нарушилтехнологический процесс (недобросовестно загрунтовал холст, торопливоналожил краски) и ясно, что работа не доживет и до следующегопоколения, она будет стоить дешево, как бы ни была привлекательна. Директор Удмуртского республиканско-го музея изобразительных искусств Валентина Гартиг с оптимизмом смотрит в будущее: «По моим наблюдениям, арт-рынокскоро начнет развиваться более активно. Появились состоятельные люди,которые имеют не по одному дому. Они уже пришли к мысли, что стеныдомов лучше оформлять картинами: и красиво, и деньги не потрачены,а вложены. Появилась мода дарить картины. Несмотря на то, что бизнеснов, он безусловно перспективен и для потенциальных организаторов,и для художников, и для покупателей». Заметным движущим механизмом регионального арт-рынкавыступают иностранные коллекционеры. У некоторых художников в списке«мест проживания» их работ значится больше иностранных городов, чемотечественных. Екатеринбуржец Владимир Ганзин с 1991 года сотрудничаетс интернациональной галереей в Копенгагене, их отношения оформленыконтрактом. В Ижевске интерес иностранцев заметили лет пять назад.Специалисты связывают его с развитием брэнда «родины композитораЧайковского и конструктора Калашникова». Не случайно особым спросому иностранцев пользуются холсты с изображением дома-усадьбыкомпозитора в различные времена года. Впрочем, основной мотивинтереса — не столько местная экзотика, сколько соотношение приличногокачества картин и их невысокой, по сравнению с заграничными мерками,стоимости. Это обстоятельство позволяет «пришлым» менеджерам получатьвысокий процент прибыли. Дополнительные материалы: В подготовке материала участвовали Ольга Евсеева и Сергей Кузнецов — Татьяна Юрьевна, как вы оцениваете нынешнее состояние аукционного дела в России? Аукцион открытых дверей Директор аукционного дома «Моби-арт. Татьянин день» Татьяна Егерева уверена: аукцион — наиболее мобильная бизнес-форма на арт-рынке. — Значит, есть условия, чтобы он успешно развивался и дальше? — Крупных аукционов в стране только три: «Гелос» в Москве, Санкт-Петербургскийаукционный дом в северной столице и мы — единственные, кстати, ктозанимается современным искусством: столичные дома ведают антиквариатом.Бизнес стал стабильным и прибыльным. Если раньше на него влияласезонность (летом спрос падал), то в нынешнем году июньскиеи августовские продажи прошли успешно. Это свидетельствует о том, чтобизнес выстроен правильно, круг художников и клиентов сформирован,налицо реальная динамика. — Подтверждением тому крупные аукционные дома ЕвропыSotheby's и Kristi's, которые существуют по двести лет. Залогих успеха — в возрасте и раскрученной марке. В этой сфере вообщеневозможна моментальная отдача. Мы вышли на арт-рынок,руководствуясь объективной логикой: есть много производителей,по ощущению, появляются потребители, значит, надо их свести. На второмгоду существования возникла ситуация выбора: продолжать или бросить.Тогда на летний аукцион пришли всего шесть покупателей, которые сделалипокупки на 1,5 тыс. рублей. Аукцион же был проведен по полнойпрограмме, включая аренду одного из самых дорогих помещений города —Камерного театра. Без параллельного бизнеса (мы оказываемконсалтинговые услуги) Моби-арт прекратилбы существование. Но взыграло самолюбие: мы не согласились умеретьи выжили. Сейчас в среднем продаем 40 — 60% лотов, а в Татьянин деньи до 120%, когда на торги выставляются необъявленные лоты. Вообщеаукционный бизнес наиболее мобилен на арт-рынке. Галереи рады, если им удается совершить четыре-пять продаж в месяц, а у нас их 40 — 5 Татьяна Егерева — Имеется в виду идеология двойной открытости. К намможет прийти человек с улицы, любой желающий, мы не клуб со строгимчленством. Существует и экономическая открытость: несколько работвсегда торгуются с 1 рубля. В последнее время среди покупателей сталипоявляться педагоги, врачи и даже пенсионеры. — Вы называетесь «открытый аукцион», что это значит? — «Сверхпокупателей», готовых собирать эксклюзивныевещи и формировать из них коллекцию, мы знаем наперечет: и тех, ктоделает приобретения инкогнито, и тех, кто готов к публичности.Аукцион — публичный акт. В одном зале сидят художники и покупатели,видят друг друга. При покупке выдается сертификат: документ с печатьюи подписью, который подтверждает авторство и акт покупки. Это способлегализации процесса. — Но основной ваш клиент — наверняка коллекционер? — Работы Германа Метелева не стоят пока десятки тысячдолларов, но будут стоить: он гений — это признано. За ними уже сейчасколлекционеры гоняются, а он не продает, тяжело расстается с картинами.Александра Гурьева-Сажаева — мастер, большая выдумщица,европейский уровень исполнения, ее произведения всегда расходятся, хотянедешевы. Про непризнанных гениев я ничего не знаю. На моем векувостребованы все таланты, какие я встречала. Мы не предпринимаемспециальных мер для раскрутки художников, но если нужно, организуемперсональные выставки. Художники расплачиваются работами, и эти картиныпоступают в продажу: качественные вещи всегда уходят. — А как насчет качества товара? От наказания не ушел Ландшафтные подвижки Ставьте пароль на «админку» Дураки и фантики Услышать друг друга Взглянуть по-новому Доверяй многим Сомневаюсь — значит живу Руководство ПО «Маяк» защитить не удалось Главная / Промышленность |
||