Главная / Промышленность / «Нет языка… Нет зада»

В первом выставочном зале представлены древнегреческие и древнеримские амфоры и фрески, на которых изображены цари и воины, философы и поэты в состоянии душевного упадка. Как болезнь меланхолия известна давно. Еще в греческих медицинских трактатах IV века до Рождества Христова это слово означало «черная желчь» (melan — черная, chole — желчь). Недостаток или избыток желчи вызывает грусть, упадок сил или, наоборот, ярость. В древности было принято считать, что темная субстанция — «плохое настроение» — сидит в селезенке, которая поанглийски называется spleen. Но позднее выяснилось, что в отличие от трех других жидкостей, выделенных Гиппократом (желтой желчи, флегмы и крови), черная желчь — всего лишь фикция, своеобразная медицинская метафора.


Одно из самых ярких культурных событий нынешней осени в Западной Европе — выставка «Меланхолия: гении и безумцы». Она открылась 13 октября на три месяца в Национальной галерее Большого дворца в Париже. Если вы планируете посетить столицу Франции до 16 января следующего года, не упустите шанс познакомиться с произведениями искусства, которые так или иначе связаны со странным и экстремальным психическим состоянием, называемым «меланхолия». Экспонатами на время поделились музеи Лондона, Праги, Берлина, Амстердама, Лейпцига, Москвы, СанктПетербурга, Мадрида и других городов. Весомый вклад в создание выставки внесли лучшие музеи самой Франции, в том числе Лувр.

После просмотра всех экспонатов невольно восхищаешься мастерством организаторов выставки. Было бы слишком банально отобрать произведения, в названиях которых фигурирует слово «меланхолия». Такие есть, но их процентов пять. Остальное — широкая трактовка душевной болезни с самыми разными причинами и последствиями. Как, например, могла попасть на эту выставку картина Бориса Кустодиева «Большевик», написанная в 1920 году и принадлежащая Государственной Третьяковской галерее? Мы видим сверху городские улицы, запруженные народом, несущим красные транспаранты. Над этой людской кашей возвышается бородатый рабочий в темном тулупе и кирзовых сапогах. Его широкий длинный серый шарф развевается на ветру вместе с красным стягом, который человек держит в руках. Тень рабочего угрожающе падает на стоящую рядом церковь… Картину можно посчитать ошибкой для этой выставки, если не вглядеться в лицо рабочего: оно выражает такое уныние и скуку, что понимаешь — картина как раз к месту.

До сегодняшнего дня меланхолия остается одной из самых загадочных болезней. Ее еще называют «болезнью королей», «болезнью избранных»: от нее страдали многие мыслители и творцы. В связи с этим на выставке вполне уместны автопортреты художников, например Пабло Пикассо. В контексте ключевой идеи экспозиции поособому воспринимается известная картина британского художника Генри Уоллиса «Смерть Четтертона» (1856). Молодой человек (английский поэт Томас Четтертон умер в 1770 году в возрасте 18 лет) лежит на кровати в своей каморке в грязной, когда-то белой рубашке, на полу валяется пузырек, видимо, изпод яда и клочья исписанной бумаги. Единственное окно приоткрыто, и мы видим, как по крышам домов растекся розовый утренний свет: утро нового дня, в котором уже нет талантливого юноши, убитого томлением души…

На выставке можно увидеть подлинные книги XV — XVII веков, описывающие состояние острого душевного дискомфорта, предметы, при помощи которых лечили меланхолию, например, стеклянные шары и пирамиды. Вот как описал меланхолию психиатр Котард в 1882 году в «Бреде отрицания»:

Тоталитаризм — одно из тех явлений, которое подогревает в обществе упаднические настроения. Двойная мораль, циничная ложь и агрессия, направленные на подавление индивидуальности, ведут к тому, что человек перестает верить в силу добра и справедливости. Такую мысль проводят авторы выставки, ссылаясь на ЖанПоля Сартра: цитаты из его произведений помещены на стенах зала. В центре — модель истребителя, спаянного из цинковых листов, а в углу сидит с задумчивым видом огромный голый человек. Он сделан из резины, но так искусно, что кажется настоящим. Человек явно затаил какуюто обиду и злобу на весь мир и впечатление производит жутковатое.

Состояние душевной опустошенности также вечно, как само человечество. Эта болезнь неискоренима. И подтверждение тому — последний зал выставки, где представлены современные произведения искусства. Испанский фотограф Давид Небреда, пребывая в глубокой депрессии, снимал свое отражение в зеркале. На фото отчетливо видно, как жестока затянувшаяся меланхолия: перед нами не человек — скелет, кожа изрезана ножом, в глазах — пустота. Это материализовавшийся крик о том, сколь хрупки отношения между людьми и тонка человеческая душа.

Нет рта.
Нет языка.
Нет зубов.
Нет гортани.
Нет пищевода.
Нет желудка.
Нет живота.
Нет зада.

(Чему, очевидно, рады европейские психологи, философы, художники, которые считают свои долгом посмотреть эту экспозицию.) Таким образом, до выставки нужно добираться самостоятельно. Найти здание галереи не сложно: она расположена сразу за памятником Шарлю де Голлю на Елисейских полях. В очереди придется провести около часа. Стоимость билета — 10 евро.

…К сожалению, посещение выставки «Меланхолия: гении и безумцы» не входит ни в один из туристических каталогов.


Руководство ПО «Маяк» защитить не удалось Хозяева старости С благословения президента Экспорт нефти и художников Спасатели бьют тревогу Враг внутри Залетели Большой ремонт Брак по расчетам

Главная / Промышленность