Главная / Промышленность / Слова без букв Вторая беда обоих проектов — слабая проработка. Покатрудно понять, чем, кроме названия, нацпроект в области АПК отличаетсяот аналогичных федеральных целевых и областных программ. Да,госфинансирование села увеличилось (в 2006 году в 1,6 раза), и всяразница? Очевидно, что бессмысленно спускать деньги в слабо развитуюв технологическом плане отрасль, отличающуюся низкойпроизводительностью труда и высокой коррупционной составляющей.Региональные министры привычно обещают увеличение надоев и привесов,но каким образом будут достигаться ключевые цели проекта — преодолениедемографического кризиса, бедности, создание современногоконкурентоспособного сельхозпроизводства, — ясности мало. Четыре национальных проектачетко делятся на две группы. Проекты в сфере здравоохраненияи образования (мы писали о них в № 7 от 20.02.06 в материалах «Как могут» и «Плюс минус результат»)в значительной степени завязаны на бюджетной сфере, их реализацияпроходит скорее в плоскости взаимоотношений государство — население.Два других, «жилье» и «сельское хозяйство», слишком зависимыот рыночных инструментов и без четкой ориентации на тесные отношенияс бизнесом рискуют провалиться. Сегодня мы видим следующее. Авторы«сельского проекта» о рынке говорят, но с действующими игрокамиот частного бизнеса советоваться не спешат. Цель проекта по жильюизвестна: удвоить (до 80 млн метров) к 2010 году ежегодный объем еговвода. Однако с настоящими «удвоителями» — теми, кто кладет,а не докладывает, — пообщаться забывают. Показательно: топ-менеджеродной из крупнейших строительных компаний Екатеринбурга на просьбуобсудить национальный проект, пробубнил в трубку: «Давайте обсудим,только я почти ничего о нем не знаю». Вопрос: делая ставку на старые федеральные программы (пусть и частично переделанные на новый лад, с возросшим кое-где финансированием), кто-нибудьоценил их эффективность? Ни в сельском хозяйстве, ни на жилищном рынкеникаких прорывов в последние годы не наблюдалось. С чего бы им взятьсясейчас? Спустя полгода после первого выступления президентана тему национальных проектов, подпрограмма помощи молодым сельскимспециалистам так и осталась в воздухе — ее нет даже на бумаге.То же и с жилищным проектом: кто отвечает за конечную цель, кому,на что и в каких объемах поступят деньги, — тайна сия велика есть.Понимание должна дать новая редакция федеральной целевой программы«Жилище» (это основной инструмент реализации проекта). Но она до сихпор не опубликована. Доля скепсиса только возрастает, если присмотретьсяк фрагментарно озвученным инновациям. Из четырех подпрограмм жилищногопроекта, на наш взгляд, эффект даст только одна — обеспечение сетяминовых строительных площадок. Три других спорны. Модернизациясуществующей инженерной инфраструктуры пойдет на пользу жилищному рынкутолько в том случае, если средства будут тратиться на замену сетей там,где еще возможна точечная застройка. Сейчас эти деньги размазываютсяповсюду, где нужно поменять трубы, вне зависимости от того, будут тамвозводить новое жилье или нет. Подпрограмма помощи в приобретении жильямолодыми семьями, слов нет, нужна. Но хватит ли денег для всех молодыхсемей? Кто и как будет определять, кому помогать, а кому нет? Безответа на эти вопросы подпрограмма рискует пополнить и без того длинныйсписок коррупционных омутов. А подпрограмма, направленная на развитиеипотеки, просто вредна. Объемы ипотеки без того удваиваются ежегодно.При этом динамика строительства в среднем по России уверенно снижается(с 12% в 2004 году до 7% в 2005-м). Чтобы ипотека не раскручивалаинфляцию на жилищном рынке, темпы ее должны соответствовать темпамроста предложения. То есть в 2005 году объемы должны были не удвоиться,а прирасти на те самые 7%. Иначе мы очень скоро почувствуем, какнабирающая обороты ипотека погонит вверх и без того заоблачные ценына жилье. Интересно, что по некоторым статьям расходовфедеральной целевой программы «Жилище» экономия бюджетных средствв последние годы доходила до 70%. Это означает, что деньги в наличиибыли, но потратить их не смогли из-за дефицита тех самых инструментов эффективного освоения. Выше Москвы не прыгнешь Отвоевали Культура заработать Туристов — на зону Хичкоку не снилось Лечить так лечить Вопросы, требующие ответов Межбюджетный обмен любезностями Отцы VS дети Главная / Промышленность |
||