Главная / Промышленность / Верной дорогой






Идею строительства платной автодороги Москва — Владивосток, высказанную недавно губернатором Курганской области Олегом Богомоловым представителям федерального правительства, уже успели осмеять. Предложение, конечно, заведомо провальное: бюджет страны таких расходов не потянет, а частные инвестиции в строительство вряд ли окупятся в ближайшие несколько десятилетий. Но безнадегу Олега Алексеевича от темпов не развития — деградации дорожного хозяйства Уральского региона понять можно.

Фото - Андрей Порубов

Уже слышны голоса тех, кто призывает объявить строительство автодорог пятым национальным проектом, израсходовать на эти цели средства Стабилизационного фонда, запустить в масштабе страны механизм концессионных соглашений, использовать в дорожном строительстве нанотехнологии… На наш взгляд, эти популистские лозунги, идущие в том числе и от федеральных чиновников, только забалтывают проблему.

Уральские субъекты РФ, географически находясь в центре России и Евразии, вправе рассчитывать на значительные доходы от транзита грузов из зарубежной Европы, российских столиц и Поволжья — в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию и Китай. Пока же потенциальное преимущество оборачивается проклятием для местных производителей: от мировых рынков их отделяют тысячи километров разбитых дорог, а порой и полное бездорожье. В условиях предстоящего вступления России в ВТО значительные инфраструктурные издержки уральской промышленности могут стать определяющим фактором ее проигрыша в глобальной конкуренции.

В 2006 году на содержание и капитальный ремонт автомобильных дорог из федерального бюджета запланировано выделить 42,7 млрд рублей — почти в два раза больше, чем в прошлом году. Но что происходит в действительности? Уральские губернаторы хором восклицают: мы не видим этих денег! Дело в том, что с ликвидацией территориальных дорожных фондов пять лет назад произошла существенная централизация денежных ресурсов. Как следствие, в Курганской области в ближайшие три года ни модернизация существующих, ни строительство новых магистральных автодорог не планируются. В Свердловской области денег не хватает даже на текущий ремонт. В Тюменской области за последние три года объемы финансирования из федерального бюджета на дорожное хозяйство сократились втрое. Список можно продолжить. Так какой толк от увеличения финансирования, если половина выделенных средств не покинет Москву?

Дело не только в финансировании. Минтранс России объявил о задаче довести к 2010 году состояние существующей дорожной сети до минимально необходимого, то есть соответствующего нормативам.

А то, что субъекты федерации при наличии необходимых средств быстрее и эффективнее самой федерации будут развивать дорожную инфраструктуру, демонстрирует ХантыМансийский автономный округ. Не получая ни копейки бюджетных средств на дорожное хозяйство, округ в прошлом году завершил строительство на своей территории широтного транспортного коридора Пермь — Серов — ХантыМансийск — Томск. Рад бы помочь в этом деле и соседям — Свердловской и Томской областям. Но, как сказал нам один из сотрудников аппарата правительства ХМАО, «если мы хотя бы один бульдозер отправим за границу округа, нас посадят: по бюджетному кодексу РФ средства региона должны расходоваться только на его территории».

Часто поминают нецелевое расходование средств, которое действительно имело место в территориальных дорфондах. Но что мешает сделать их бюджетными и жестко контролировать деятельность? Вывод: загвоздка не в коррупции, а в нежелании федерального центра делиться доходами с регионами.


Неличное дело Заводова ИТ-идея уральского масштаба Защищайся как можешь С Москвой и без Москвы Европейский дом Колосс на колбасных ногах Государево слово и дело Мучительное рождение проекта На своих двоих

Главная / Промышленность