Главная / Промышленность / Взглянуть по-новому






Выступая 1 марта с национальным посланием, президент Нурсултан Назарбаев провозгласил для Казахстана цель — войти в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Индекс конкурентоспособности, который составляется Всемирным экономическим форумом, состоит из трех главных компонентов. По индексу макроэкономической среды Казахстан уже вошел в топ-50, заняв в прошлом году 41 место. По индексу технологической среды он занимает 77 место, по индексу социальных институтов — 76-е. Общий результат — 61 место, что выше всех других стран СНГ.

Иллюстрация - Алексей Максимов

Омпа!*
Комплексная экономическая реформа началась в Казахстане на рубеже веков с масштабного обновления основных фондов и, чуть позже, — массового строительства жилья. В 2000 — 2004-м инвестиции в основной капитал росли на 20 — 25% ежегодно.


По словам директора Института экономических исследований министерства экономики и бюджетного планирования Тимура Жаксылыкова, в Казахстане слово «конкурентоспособность» понимают так: «Это производство качественных и востребованных потребительских товаров и услуг, инвестиционная привлекательность страны, ее устойчивая позиция на мировом рынке капиталов, опережающий рост производительности труда, снятие административных барьеров для малого и среднего бизнеса, развитие финансового рынка, уход от сырьевой специализации через диверсификацию экономики».

Но теперь у страны есть еще более амбициозная цель, а значит, должны появиться новые системные решения. Уже с середины этого года нефтяные доходы будут направляться в Национальный фонд (а не на текущее финансирование правительственных программ, читай — проедание), а оттуда — на реализацию проектов в обрабатывающем секторе по принципам государственно-частного партнерства. Это позволит изменить структуру экспорта и снизит зависимость страны от стоимости сырья на мировом рынке. (В течение почти десяти лет объем экспорта готовой продукции не поднимается выше 2 млрд долларов в год, что, конечно, не радует казахстанские власти.)

По данным международных финансовых институтов, сегодня Казахстан обеспечивает две трети совокупного дохода всей Центральной Азии, составляя лишь четверть ее общего населения. По итогам 2005 года объем ВВП Казахстана превысил совокупный объем ВВП семи государств Центральной Азии и Кавказа. За последние десять лет ВВП страны в расчете на душу населения увеличился с 700 до 3600 долларов, ожидается, что в 2006-м он составит 4300 долларов, а в 2008 — 2010 годах — 5800, что сопоставимо с такими странами, как Польша, Венгрия, Чехия и Малайзия. По уровню прямых иностранных инвестиций (к марту 2006 года в экономику республики привлечено 40 млрд долларов) в расчете на душу населения Казахстан опережает все государства СНГ.




Ранее правительство страны приступило к реализации Стратегии индустриально-инновационного развития. Определены семь кластеров, продукция которых, как предполагается, будет востребована на мировом рынке: туризм, нефтегазовое машиностроение, пищевая и текстильная промышленность, транспортно-логистические услуги, металлургия, строительные материалы. Процесс формирования кластеров должен завершиться в 2007 году. По словам президента Назарбаева, «кластерное развитие станет примером реальных партнерских отношений между частным сектором и государством».

На прошлой неделе, по сообщению агентства «Интерфакс-Казахстан», председатель правления АО «Фонд устойчивого развития “Казына”» Кайрат Келимбетов заявил, что в скором времени в Казахстане будет создано Агентство по продвижению экспорта. Оно займется изучением перспективных рынков за рубежом, содействием казахстанскому бизнесу в поиске партнеров и покупке объектов инфраструктуры, необходимых для продвижения продукции: торговых сетей, дистрибуторских компаний и т.д. Для сбора информации о ситуации на глобальных и региональных рынках в Нью-Йорке, Лондоне, Гонконге, Шанхае, Сингапуре, Москве и Ташкенте появятся представительства АО «Центр маркетингово-аналитических исследований» и «Казинвеста». Западный опыт применяется и для управления государственными активами. В частности, к разработке бизнес-плана создания Государственной холдинговой компании была привлечена международная консалтинговая компания McKinsey.

Казахстан упорно изучает чужой опыт. Попытки Назарбаева взять для своей страны самое лучшее из практики Европы, США и Азии сочетаются с системой управления, имеющей привычный для азиатского государства налет авторитарности. Это не позволяет откладывать реализацию инициатив главы государства в долгий ящик: министры с ходу берут под козырек. (Тезис, пожалуй, не касается только административной реформы.) В ноябре прошлого года на расширенном заседании правительства Назарбаев поручил ему рассмотреть возможность поэтапного создания сети торгово-инвестиционных представительств в странах, где расположены штаб-квартиры крупных компаний (по примеру зарубежных инвестиционных агентств Сингапура, Ирландии и Чехии). Уже в марте текущего года появился государственный Фонд устойчивого развития «Казына» («Казна»). В него вошли объекты инновационной и инвестиционной инфраструктуры: АО «Банк развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Национальный инновационный фонд», АО «Фонд развития малого предпринимательства», АО «Центр маркетингово-аналитических исследований», АО «Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций Казахстана», ТОО «Казинвест».

В правительстве Казахстана отмечают, что динамичный рост экономики уже сталкивается с ограниченностью инфраструктуры. Поэтому разработаны комплексные программы развития транспорта (в ближайшие годы в эту отрасль будет вложено не менее 30 млрд долларов), строительства новых мощностей для выработки электроэнергии, модернизации телекоммуникационной сферы. В частности, речь идет об организации транспортных узлов-хабов в Астане и Алматы. Отметим, что в этом месяце Казахстан запустил первый искусственный спутник земли, благодаря чему в стране ожидается снижение тарифов на некоторые виды связи, включая интернет. Программа развития инфраструктуры тоже строится на создании условий для эффективной реализации государственно-частного партнерства, причем Назарбаев призывает обеспечить равные конкурентные условия для отечественных и иностранных участников.

К 2010 году Назарбаев поручил сформировать «эффективно функционирующую, отвечающую современным требованиям национальную инновационную систему». С этой целью в ближайшее время в Казахстане появится сеть национальных и региональных технопарков, в том числе информационных технологий, ядерных и биотехнологий, венчурные фонды. При этом, как заявил в послании президент, для привлечения в Казахстан лидирующих академических институтов и центров «в целях стимулирования развития инкубационных проектов» правительство страны по примеру властей Индии бесплатно предоставит земельные участки, стартовый капитал и создаст необходимую инфраструктуру.

За прошлый год торговый оборот между нашими странами составил 9,5 млрд долларов. Цифра неплохая, если учесть, что это треть торгового оборота России с Китаем. Президенты России и Казахстана довольно часто встречаются. Ежемесячно в Москве бывает 30 — 35 административных и деловых делегаций из Казахстана. Внешне — все отлично. Однако потенциал отношений между странами далеко не исчерпан. Если взять телефонный справочник Алматы и посчитать количество иностранных предприятий, работающих в финансовой столице Казахстана, то выяснится, что США принадлежат 23 предприятия, Германии — 34, Великобритании — 14, Японии — 9, а России — 13… Впрочем, что говорить об Алматы, если даже в приграничном сотрудничестве у нас не все гладко.

Почетное первое место
Говоря в послании о приоритетах внешнеполитического курса страны, Нурсултан Назарбаев поставил на первое место «российский вектор», назвав его «важнейшим приоритетом внешней политики Казахстана». (Вторым он упомянул Китай, заявив, что «альтернативы взаимовыгодным связям с этой динамично развивающейся страной не существует», затем коснулся взаимоотношений с США, Европейским Союзом, государствами Средней Азии и странами мусульманского мира.)

Отметим, однако, что сотрудничество развивают относительно крупные предприятия. Контакты на уровне среднего и малого бизнеса сдерживает граница. В Оренбурге не раз поднимали вопрос о создании на границе с Казахстаном зоны особого благоприятствования торговым и экономическим отношениями (где была бы упрощена процедура таможенного оформления, введено льготное налогообложение), но решение зависло на федеральном уровне. Федеральные власти просто боятся: они помнят, сколько денег потеряло государство на разного рода «особых зонах» (Калмыкии, Ингушетии) в середине 90-х. Страх во многом обоснован, но если руководствоваться только им и не пытаться прорабатывать четкие условия ведения бизнеса на приграничной территории, если видеть в каждом отечественном предпринимателе преступника, это закончится тем, что Россия сдаст огромный казахстанский рынок Китаю. Казахстанские и китайские власти уже создали Центр приграничного сотрудничества «Хоргос», и президент Назарбаев в последнем послании распорядился уделить его развитию «особое внимание». Несложно предположить, чьих товаров и инвестиций — российских или китайских — будет больше на территории Казахстана в ближайшие годы.

Из 14 тыс. километров границ Казахстана на Россию приходится 7,5 тысячи. В приграничное сотрудничество вовлечены семь областей этой страны и 12 субъектов Российской Федерации. Большой опыт имеет Оренбургская область: торговля с Казахстаном приносит каждый пятый доллар в ее внешнеторговый оборот. Из 170 совместных предприятий, работающих в Оренбуржье, половина создана с участием казахстанских партнеров. В первую очередь речь идет о проектах в металлургии, машиностроении, строительстве, добыче полезных ископаемых. Казахстанским предпринимателям принадлежит Новотроицкий цементный завод, месторождение асбеста в Ясном, на одном из заводов Орска они производят трансформаторы. По словам советника торгового представителя Республики Казахстан в РФ Руслана Сатарова, в 2005 году бизнес его страны вложил в экономику Оренбургской области более 20 млн долларов. Сейчас прорабатывается проект строительства цементного завода мощностью 500 тыс. тонн.

Руслан Сатаров делится мечтой: создать на российской и казахстанской приграничных территориях специальные центры для реализации торгово-экономического и инвестиционного потенциала. При этом он говорит не о налоговых льготах, а о создании торгово-ярмарочной территории, транспортно-логистического терминала, представительств государственных контрольных служб, гостиничного комплекса и административно-деловых помещений.


На российско-казахстанской приграничной территории не хватает инфраструктуры и порядка. Вернее, есть порядок в виде пограничников на станции Петухово, которые в пять утра будят пассажиров поезда Алматы — Свердловск зычным казарменным «Подъем!», но нет порядка в виде элементарных удобств для тех, кто ожидает своего часа по обе стороны границы.

Губернатор Оренбургской области Алексей Чернышов имеет целый пакет предложений, направленных на решение проблем территорий, граничащих с Казахстаном. Речь идет о социально-экономическом развитии, регулировании объемов и структуры миграционных потоков, оптимизации количества пунктов пропуска, предупреждении инфекционных болезней. Решения, которые, с одной стороны, позволят укрепить границу, обеспечить интересы национальной безопасности, а с другой — сделают ее более прозрачной для законопослушных граждан (туристов, предпринимателей, студентов), существуют, но реализуются медленно. «Я не могу утверждать, что в пограничных и таможенных делах сегодня все хорошо, — говорит Алексей Чернышов. — Граница была и остается узлом проблем, местом переплетения амбиций и интересов, в том числе криминального свойства».

Как рассказал нам председатель оренбургской областной общественной организации казахов «Ак Жайык» Азамат Байдавлетов, идея создания казахстанского торгового дома в Оренбуржье в свое время провалилась.

В организационном плане тоже масса недоработок, которые вредят развитию отношений. Понятно, что казахстанские власти не могут открыть в каждом городе Сибири и Урала по генеральному консульству. Самое ближайшее к Екатеринбургу — в Омске (есть еще в Астрахани и Санкт-Петербурге): там проживает значительно больше казахов, чем в Свердловской области. Но, к сожалению, из-за слабых коммуникаций между субъектами в самой Российской Федерации и сильных амбиций местных властей, желающих считать «своим» только консульство, расположенное на их территории, граждане Казахстана, попавшие в беду, везде кроме Омска мыкаются: не знают, куда позвонить, что сделать… Пока автор этих строк разговаривал с вице-президентом «Центра содружества Урал — Казахстан» Баян Мукатовой, на ее мобильный позвонила девушка — гражданка Казахстана, у которой в Екатеринбурге украли документы: «Что делать? Как купить билет на обратную дорогу?». Заметим, что центр «Урал — Казахстан» создан еще в 1992 году этническими казахами, проживающими в Екатеринбурге, для помощи своим соотечественникам, и до сих пор существует как общественная организация, не получая из местных бюджетов ни копейки денег.

Одна из идей, обсуждаемых сегодня в Оренбурге, — создание пешеходных зон на границе. Ее продвигает организация «Ак Жайык». Это позволило бы разгрузить пункты пропуска автомобильного транспорта. Зачем человеку, который спешит на территорию соседнего государства по личным делам, на свадьбу или похороны, выстаивать на границе в общей очереди с фурами, везущими цемент или фрукты. Не проще ли позволить ему доехать до границы на российском автотранспорте, пересечь ее, пройдя 150 метров пешком, а дальше пересесть на машину с казахстанскими номерами. Появится возможность — возникнут и маршруты автобусов, такси.

— Однажды, когда мы были в Москве, на встрече с одним из министров казахстанского правительства, — на условиях анонимности рассказал нам директор одного из машиностроительных предприятий Свердловской области, — тот обронил фразу: мол, мы — самостоятельная страна. Московские коллеги стали над ним смеяться. Нашему заводу это стоило крупного заказа на оборудование: в казахстанском министерстве появилось негласное указание — российское оборудование не брать. Тогда победили немцы…

С одной стороны, казалось бы, это дело казахстанской стороны — защищать своих граждан, есть ведь, наконец, посольство в Москве. Но с другой — документы украдены на нашей территории, «нашими» мошенниками. И отношение складывается к нам, нашим городам и областям. В условиях жесткой конкуренции между регионами за инвестиционные ресурсы, потерять Казахстан — слишком большая роскошь. А внешнеторговое сальдо формируется на таких вот «мелочах». Для восприятия этих мелочей и властям, и предпринимателям России порой не хватает элементарной воспитанности и кругозора.




А вот еще история, с улыбкой рассказанная вице-президентом «Центра содружества Урал — Казахстан» Аханом Оразалиевым. На одном из металлургических заводов Челябинской области компания из Казахстана разместила крупный заказ. Договорились встретиться на границе, подписать все документы и расплатиться. Каково же было удивление казахстанских партнеров, когда они увидели деловых людей из России в окружении группы автоматчиков: россияне думали, что казахстанцы привезут наличные. А те показали пластиковую карточку, с которой вскоре был проведен платеж в указанный российский банк…

* Победный крик гадающего по кости в Казахстане, если ему выпадает счастливый знак.

Восприятие Казахстана как младшего брата, грубые попытки покровительствовать ему вредят в первую очередь России. Да, это Азия, да, там не все гладко, там правят кланы и в приоритете личные связи. Да, там карьера зачастую зависит не от способностей, бизнес — не от выгодности предложения в западном понимании, а от того, пригласили тебя на вечерний бешбармак или нет. Да, с инфраструктурой пока не все хорошо, и ездить в командировку по-прежнему комфортнее в Вену, чем в Астану. Но никто не считал потери, которые понесет Россия, если она упустит Казахстан, который принято считать зоной наших геополитических и геоэкономических интересов. Чтобы понять, как следует реализовывать эти интересы, для начала достаточно прислушаться к тому, что говорят в доверительной обстановке предприниматели. Тогда будет понятно, с чего начать. А дел масса: от наведения порядка с возвратом НДС экспортерам и взаимного признания полисов автогражданской ответственности до организации рейса Екатеринбург — Астана — Алматы.

Республика Казахстан
Площадь — 2 717 300 кв. км


Дополнительные материалы:

Самая высокая точка: пик Хан-Тенгри — 6995 м

Самая низкая точка: впадина Каунду — 132 м

Столица — Астана (0,5 млн человек)

Население — 15,1 млн человек (53,4% — казахи, 30% — русские)

Рост ВВП в 2005 году — 9,4%

ВВП — 51 млрд долларов


Мандат за десять миллионов баксов Миасская аномалия Время фрагментарности Медленно, но верно Птица высокого риска Ударить по рукам Конкурс среди конкурсов Соломки не постелить Первое свидание пройдет на высоте

Главная / Промышленность