Главная / Промышленность / Тучи над пляжем Градус напряженности на туристическом рынке к началу лета, похоже, предельно вырастет. В главном уральском аэропорту — екатеринбургском Кольцово, по информации участников рынка, в конце мая — начале июня будут повышены цены на авиатопливо. Вслед за этим на 30 — 40 долларов подорожают авиабилеты или топливные сборы (а может, и то, и другое) у базового перевозчика — «Уральских авиалиний» (УАЛ). Правда, в самом Кольцово информацию о будущем повышении цен не подтверждают. «В ближайшие недели тарифы пересматриваться не будут», — уверяет директор по связям с общественностью Кольцово Юлия Федотова. В УАЛ также отрицают намерения увеличить сборы. «На настоящий момент повышение топливного сбора в авиакомпании не планируется», — заявили в пресс-службе «Уральских авиалиний». Фото - Максим Бедолага В Кольцово подъем цен на авиатопливо объясняют постоянным увеличением стоимости нефти. Но размер топливной надбавки УАЛ изменяется быстрее цен на авиакеросин. «1 мая в связи с увеличением закупочной стоимости керосина поставщиком ТНК BP (и аэропорт, и ТНК BP аффилированы с концерном “Ренова”. — Ред.) Совсем недавно, 6 мая, УАЛ ввели топливные сборы на турецком и египетском направлениях: сначала 16, а затем 20 долларов. В официальном пресс-релизе сказано, что компания «не в силах сдержать рост мировых цен на топливо». Генеральный директор турфирмы «Гринэкс Екатеринбург» Алексей Чикилёв поясняет: «С учетом увеличения стоимости рейса в целом цена тура выросла примерно на 50 — 60 долларов. Турфирмы едва успели пересчитать стоимость пакетов, но, видимо, им вновь придется менять прайс-листы». Это вызовет отток клиентов, полагают туроператоры. И станет первым серьезным испытанием на прочность для рынка в этом сезоне. Напряжение нарастает. И то, что это происходит именно в конце мая, легко объяснимо — начинается сезон отпусков, а значит, кривая спроса на турпакеты пойдет резко вверх. Кольцово было вынуждено поднять цену на топливо для авиакомпаний на 500 рублей до отметки 19 020 рублей за тонну, — рассказывает Юлия Федотова. — По нашим подсчетам, увеличение стоимости одного авиабилета на чартерных маршрутах авиакомпании “Уральские авиалинии” должно было остаться в пределах от 1,38 до 3,64 доллара (по курсу 27,27)». Арифметика такова: при заправке в Екатеринбурге для полета в одну сторону рост стоимости билета с НДС должен составить 1,82 доллара (для Ту-154 со средней загрузкой 149 человек увеличение расходов авиакомпании на топливо составляет 12 544 тыс. рублей с НДС) и 1,38 доллара (Ил-86, 345 человек, 21 952 тыс. рублей соответственно). В обе стороны — вдвое больше. Но сбор стал выше в несколько раз. Генеральный директор УАЛ Сергей Скуратов на конференции в апреле 2006 года парировал выпад одной из турфирм по поводу якобы необоснованного завышения тарифов таким образом: базовому перевозчику тоже нужно зарабатывать. Начало конкурентной борьбе положили «Уральские авиалинии». В конце марта УАЛ взялись за выполнение чартерной программы на Хургаду (Египет) за пределами Екатеринбурга: из Челябинска, Перми и Тюмени. «Выход компании на соседние рынки связан с желанием увеличить объемы перевозок», — указывал тогда начальник службы организации международных перевозок «Уральских авиалиний» Алексей Фомин. Но программа была свернута. Официальная причина — нехватка бортов. Для разрешения этой проблемы компания намерена в августе — сентябре 2006 года взять в лизинг два бывших в употреблении самолета Airbus 32021 Разведка боем Летний выездной туристический сезон стартует в начале июня. Формально он начался еще в конце марта — начале апреля. Весенние месяцы — обычно время прицениться, понять тенденции. В этом году апрель и май на рынке выдались жаркими. На фоне роста стоимости топлива, сборов и цен на турпакеты между авиаперевозчиками развернулась война за право на международные рейсы из уральских аэропортов по основным турнаправлениям, главным образом в Турцию. В Тюмени на турецком направлении стоят местные «КогалымАвиа» и UTair, а также компания «Оренбургские авиалинии». Первые две летают из аэропорта Рощино не первый год, последняя дебютировала в 2006м. Из Рощино на отдых в Турцию в этом сезоне должно вылететь вдвое больше туристов, чем в прошлом: 14 тысяч против Порядка 15 — 20% тюменцев летали из Кольцово, теперь, повидимому, стартуют из местного аэропорта. Игроки говорят, что уход екатеринбуржцев связан с обострившейся конкурентной борьбой на этих рынках. В Челябинске S7 Airlines («Сибирь») открыла чартерную программу на Анталию (Турция), вдвое увеличив частоту рейсов по сравнению с прошлым годом — до четырех дней в неделю. Авиаперевозчик совместно с тур-операторами начал демпинговать. Если в Екатеринбурге 4 — 6дневная программа стоила более 500 долларов, то в Челябинске — 300 — 400 долларов. В итоге из челябинского аэропорта Баландино летели и челябинцы, и туристы из соседних регионов. В прошлом сезоне положение было обратным: до 30 — 40% вылетавших из Кольцово на зарубежный отдых туристов были челябинцами. Ситуация выглядит парадоксальной: в Екатеринбурге, городе с наиболее острой конкурентной борьбой между туроператорами в УрФО, пакеты сейчас в среднем на 30 — 50 долларов дороже, чем в Челябинске. В самом Екатеринбурге с начала весны ожидали серьезного роста конкуренции на турецких направлениях. В конце марта первый рейс из Кольцово совершила компания «ВладивостокАвиа». Впрочем, вскоре ей было отказано в работе. Во второй половине апреля на Урал с регулярными рейсами Екатеринбург — Стамбул — Екатеринбург пришла компания Turkish Airlines. Таким образом, у «Уральских авиалиний» появился серьезный соперник: обе компании совершают рейсы в Стамбул по будням в утренние часы (УАЛ — в 4 ч. 45 м., ТА — в 8 ч. 30 м.). Turkish Airlines противопоставила «Уральским авиалиниям» альтернативные типы воздушных судов: в отличие от УАЛ с советскими и российскими бортами, турки летают на новых Airbus 32 Посягнуть на ценовую конкуренцию последним пока не удалось. «Мы не ставим перед собой цель строить козни УАЛ, — говорит генеральный представитель Turkish Airlines в России Мефаил Дерибаш. — Мы договорились о схожих тарифах, поэтому пока цены у нас будут не очень низкие. Но уже в ближайшие месяцы полетов мы будем вводить специальные цены, скидки». В Перми сильны позиции местных «Пермских авиалиний»: компания совершает рейсы в Турцию и Болгарию. Участники рынка считают, что для «ВимАвиа» и КМВ вероятность и в дальнейшем получить отказ на полеты из Кольцово достаточно высока. В таком случае в летнем сезоне2006 абсолютным чартерным монополистом в Екатеринбурге останется УАЛ. Осенью этого года туроператоры ожидают азиатского наступления: на Урал обещают прийти китайские и таиландские авиакомпании. Уже сейчас туроператоры активно к этому готовятся и прорабатывают маршруты. Компания «ВимАвиа» намеревалась 28 апреля открыть чартерную программу из Кольцово. Авиаперевозчик планировал совершать в неделю шесть вылетов в Анталию и один в Римини. Заказчиком рейсов в Турцию выступала турфирма «Санрайзтур», в Италию — Natalie Tours. Но в Кольцово компании дали согласие только на итальянскую программу. Официальная причина отказа — технические возможности аэропорта. В самой «ВимАвиа» считают, что за отказом стоит нежелание УАЛ пускать на свое поле конкурентов. Чартерную программу планировали и «КавминводыАвиа» (КМВ). Однако слотов также не получили и отложили старт чартеров на июнь. На этом конкурентная борьба с УАЛ закончилась. В итоге, по мнению операторов, эти компании и сами денег не заработали, и другим не дали. В этом году возможно повторение подобных эксцессов: еще не все авиаперевозчики, изъявившие желание работать на Урале, пришли в регион. Лидер падения Успех работы туроператоров в сезоне будет зависеть не только и не столько от пристрастий и активности клиентов. Участники рынка считают, что на самом деле это они решают за потребителей, кому и куда лететь. Гораздо больше их беспокоит вопрос о количестве рейсов в сезоне. В прошлом году амбиции некоторых операторов брали верх. В июле 2005го турфирмы Tez Tour и More spanavel поставили на Турцию не заявленные ранее самолеты из Екатеринбурга. Следствие — избыток перевозок. За счет чего тогда такой высокий рост цен на турпакеты? Главным образом изза изменения стоимости авиабилетов. Для турфирм апрель и май прошли под знаком падения спроса на Турцию. Многим компаниям пришлось снимать часть запланированных рейсов. Причин несколько. Во-первых, в апреле и мае там было холодно. Во-вторых, обычно основные продажи турпакетов весной приходились на праздники в начале мая. В этом году россияне отдыхали всего несколько дней, поэтому многие клиенты сделали выбор в пользу более позднего времени выезда за границу. Втретьих, люди оказались не готовы к росту стоимости турпакетов: по сравнению с летом-2005, цена поднялась в среднем на 100 долларов. Но цены на гостиничное обслуживание в Турции практически не изменились. «В мире шумиха по поводу птичьего гриппа, — говорит директор екатеринбургского представительства турфирмы Natalie Tours Олег Хигер. — Это отразилось на рынке. Турки планировали поднять цены на гостиничное обслуживание. Но европейские операторы скорректировали свои планы в сторону уменьшения объемов по Турции. И туркам пришлось уступить». Падение спроса на Турцию — временное. Альтернативы этому направлению в соотношении цена — качество нет. Сравним. Цена двухнедельного турпакета в Турцию в отель 3* включая перелет сегодня стоит в среднем 600 долларов. Поездка на то же время в похожую по уровню гостиницу в Греции обойдется минимум в 600 евро, столько же — в Египет и Болгарию. За отдых в Хорватии придется отдать от 700 евро, в Испании — от 850 евро. Ни одна европейская страна, кроме Турции, не имеет две сотни километров пляжей с сотнями отелей и, что важно, русскоговорящим персоналом в большинстве из них. Падение спроса на турецком направлении этой весной частично возместили Греция и Египет. Особенно активно продавался последний. Туроператоры не были готовы к большому числу желающих отдохнуть в этой стране. В прошлые годы в весенние и летние месяцы Египет отпугивал российских туристов жарой. Однако в этом сезоне уральцы не испугались — сказались продолжительные морозы и затяжная весна. «Популярность Греции выросла изза отложенного спроса с двух предыдущих сезонов», — добавил Алексей Чикилёв. В этом году ситуация повторится почти во всех уральских городах, кроме Екатеринбурга и Перми. В Екатеринбурге, по прогнозам туроператоров, рост произойдет за счет других направлений. Ежегодно рынок выездного туризма УрФО растет на 15 — 20%. В основном — летом. Как правило, за счет Турции. — До столицы из Перми можно доехать за ночь на поезде. В самом Прикамье приобретают путевки в основном те, кто не экономит на отдыхе». В Перми серьезного увеличения перевозок не ожидается. «Многие пермяки предпочитают покупать недорогие турпакеты не у местных турфирм, а летают из Москвы, — рассказывает Олег Хигер из Natalie Tours. Значительная часть отдыхавших за границей уральцев в прошедшие годы уже побывала в Турции. Часть из них, выбравшая экономичный отдых в отелях уровня 3*, осталась не удовлетворена сервисом. Поэтому в этом сезоне наблюдается повышенный спрос на качественные гостиницы 4 — 5*. Главный недостаток отдыха в Турции — отсутствие экскурсий. В летний сезон-2006 этот фактор может сыграть большую роль. «Зарубежные туры приобретают одни и те же представители среднего класса, — рассказывает директор екатеринбургской турфирмы “Мир” Сергей Бузько. — Несколько лет подряд они ездили за оздоровлением — своим и детей. Сейчас дети подросли, ходят в школу. И заботливые родители стараются к пальмам и пляжу добавить культурно-экскурсионную составляющую». Турфирмам с меньшими финансовыми возможностями приходится искать лазейки для конкуренции. Компании осваивают экзотические направления, Европу. Здесь среди лидеров федералы — «Ривьера», «Санрайз тур», «Нева», Natalie Tours, «Инна тур». И уральцы — More spanavel, «Фонд мира», «Мир» и «Спутник». Без суеты В летний сезон-2005 более 80% рынка на массовых направлениях (в основном в Турцию) удерживали неуральские компании. Но амбиции федеральных и международных туроператоров еще не реализованы. Этим летом, по прогнозам, компании с турецко-российским капиталом (Odeon, Tez Tour) и чисто турецким (Pegas Touristik) завоюют более 90% рынка. Как и в прошлый летний сезон, наблюдается повышенный спрос на европейские туры из Екатеринбурга — в Грецию, Испанию, Италию, Болгарию и Хорватию. Причины две: пресыщенность Турцией и наличие нескольких перевозчиков на европейских направлениях. Из Екатеринбурга (помимо УАЛ) регулярно в Европу летают Lufthansa, Czech Airlines, Ausspanian Airlines. Во многом изза боязни клиентов получить не тот уровень обслуживания, на который они рассчитывают, особого горения путевок пока не наблюдается. По прогнозам операторов, массовых скидок можно ожидать в Челябинске и Тюмени, где в этом году по сравнению с прошлым увеличено количество заявок на рейсы по турнаправлениям. В Екатеринбурге на большие скидки надеяться не стоит. Наоборот, вероятен рост стоимости путевок в связи с постоянным увеличением цены топливной составляющей. Но люди все равно будут до последнего ждать горения, считает вицепрезидент Уральской ассоциации туризма Олег Аксельрод. Экономия поневоле За несколько дней до начала лета на туристическом рынке УрФО наблюдается относительная стабильность. Расшатать ее может, как мы уже выяснили, рост топливного сбора у базовой авиакомпании в Екатеринбурге, третьем по объемам городе на рынке России. Пока у «Уральских авиалиний» этот показатель колеблется в пределах 10 — 40 долларов. Цифры у других компаний похожи: UTair — 15 — 25 долларов, «Аэрофлот» — 10 — 35 долларов, Ausspanian Airlines — 12 евро на короткие и средние рейсы. Возможно, УАЛ не будет трогать топливные надбавки — этот общественный раздражитель. Просто пересчитает цены на билеты. В других уральских городах подобной тенденции пока нет. Увеличение спроса на Европу относительное. Если сравнивать количество отъезжающих, турецкое направление все равно перекроет остальные вместе взятые. Только из Екатеринбурга в Турцию улетает порядка 4 тыс. человек в неделю. В последние месяцы цены на нефть росли в основном под влиянием новостей из Ирана. Геополитические риски будут главенствовать, по всей видимости, и летом. Если Brent в течение лета подорожает на 10 — 20 долларов, на туристическом рынке возможны потрясения. Вырастет цена на авиатопливо, вслед за ней подскочит и топливный сбор у большинства авиакомпаний. Турфирмам придется пересчитывать стоимость пакетов. Увеличение цены на туры на 20% и более приведет к резкому снижению клиентского потока. На многих чартерных программах можно будет ставить крест. Объективных причин для резкого подъема сбора нет. Котировки нефти в последние недели постоянно менялись. Цена марки Brent в начале мая поднималась до 74 долларов за баррель, но сейчас установилась на отметке 69 долларов. Июльские фьючерсы — чуть дороже 70 долларов. Субъективные причины для поднятия планки найти можно: это и траты на лизинговые операции, которые предстоят авиакомпании, и естественное желание заработать — на рынке постоянно циркулируют слухи о возможной продаже УАЛ. В отсутствие мер со стороны государства участники рынка стараются сами изменить ситуацию — оптимизируют расходы. Например, столичная турфирма «Библио-глобус» в майские праздники с согласия авиакомпании «ВимАвиа» предложила клиентам чартеры на Кипр без питания. Отмена на бортах питания привела к уменьшению стоимости перевозки одного пассажира до 15 долларов. Подобная экономия, как считают в компании, — реальный шаг, позволяющий снизить затраты оператора в условиях удорожания топлива и выстоять в жесточайшей конкурентной борьбе. По словам сотрудников «Библио-глобус», жалоб от клиентов не поступало. Участники рынка приняли начинание компании положительно. «За одну маленькую фрикадельку в самолете — ешь ты ее или нет — приходится платить больше 200 рублей, — возмущается директор одной из турфирм. — На коротких рейсах, 2 — 3 часа, отсутствие питания вполне логично. А если хочешь “конфетку” — плати». Массово вводить топливные надбавки авиакомпании начали в 2004 году — после существенных повышений цен на нефть. С тех пор они постоянно увеличиваются, особенно летом. Из-за этого на рынке чувствуется нервозность. Аналитики видят выход в государственном регулировании цен на авиакеросин. «Выездной туризм настолько же важен, как и въездной, — говорит Сергей Бузько из турфирмы “Мир”. — Но государство бросилось помогать только последнему. Это неправильно. Право на отдых закреплено конституцией. И надо это право материализовывать». Закрутилось Папа — юрист На круги своя Прокатили «Рамстор» пришел в Уфу Аршином общим не измерить Привычка, становящаяся вредной Титан — государству Уральская экспансия Главная / Промышленность |
||