Главная / Промышленность / Медленно, но верно «Первый вице-губернатор Пермского края Николай Бухваловне склонен драматизировать последствия экономической глобализации. «Мыделаем только первые шаги в структурной перестройке региональнойэкономики. Если условия будут жесткими, пройдем этот путь быстрее,но с определенными потерями. Если времени окажется больше — с меньшимипотерями, но, возможно, и менее эффективно. В любом случае мы обязаныодолеть дорогу». Развитие инфраструктуры и реальная конкуренция в социальной сфере —непременные условия развития малого и среднего бизнеса, убежден НиколайБухвалов — Сложный вопрос. Думаю, краевая администрация врядли сформулирует такие вещи. Это прежде всего дело производственныхсистем, расположенных на нашей территории. Льгота не для всех— Николай Ювенальевич, на горизонте маячитвступление России в ВТО. Какими продуктами Пермский край обеспечит себенезаменимое место в глобальной экономике? Конечно, конкурировать на мировых рынкахс газопереработкой, которая будет строиться, скажем, на берегахПерсидского залива, мы не в силах. Там скважина в двух километрахот океана, а мы переваливаем метанол сначала в железнодорожныецистерны, потом в порту. Поэтому если в советские времена нашипроизводители «Метафракс» и «Минеральные удобрения» 90% метанолаотправляли на экспорт, то сегодня они, осваивая второй и третийпеределы, расширяют гамму продуктов, востребованных на внутреннемрынке. Надеемся, с развитием отечественной экономики такая политикасебя оправдает. У нас высококонкурентоспособны традиционные отрасли— добыча нефти и калийных удобрений, переработка нефти и газа.В газопереработке, будь то выработка электроэнергии или химическихпродуктов, мы всегда сможем конкурировать благодаря ценетранспортировки газа — как первый регион за территорией его добычи,обладающий перерабатывающими активами. — Мы уменьшаем налоговый пресс: на 4% снизили налогна прибыль. Чем перекачивать эти деньги через бюджет, разумнее отдатьих бизнесу — он найдет им наилучшее применение. Кстати, наши крупнейшиепредприятия подтвердили, что благодаря хорошей конъюнктуре на внешнихи внутренних рынках не снизят объемы налоговых поступлений в абсолютныхвеличинах. — Как власти Пермского края в свете ВТО заботятся о конкурентоспособности местного производителя? — Вы подтверждаете замечания местных машиностроителей о том, что 4-процентная льгота интересна крупному сырьевому бизнесу… Многие компании рассматривают вариант перевода к намцентров формирования прибыли. Мы ведем переговоры с Комплекснымиэнергетическими системами, с финской Dinea, энергетиками, газовиками. Первый шаг сделан: горадминистрация провела кадастровуюоценку земли. Но нас не устраивает федеральная методика: земля в центрегорода под офисом облагается налогом в пять раз большим, чем земля подпромышленным предприятием. Это существенно тормозит наше стремлениепревратить Пермь из промышленного комплекса в современный городуправляющих. — Возможно, снижение налога на прибыль длямашиностроителей не носит революционный характер, они хотелибы получить преференцию, например, по налогу на имущество, на землю.Мы со своей стороны заинтересованы в высвобождении колоссальныхтерриторий в центре Перми, занятых промпроизводством. Если квадратныйметр стоит 200 долларов, непозволительно не вовлекать эти землив оборот. — Инноватика у нас концентрируется и будетконцентрироваться в авиакосмической и химической отраслях. Сложнеес наукой. Невозможно, чтобы все вузы, а у нас их больше десятка, сталибазой развития технопарков. Концентрации ресурсов также способствуютрезкое сокращение вузов, финансируемых из федерального бюджета,и демографический спад 90-х. Возможно, правильно поступаетЕкатеринбург, где собираются объединить вузы в один Евразийскийуниверситет численностью 100 тыс. студентов. На мой субъективныйвзгляд, необходимой инфраструктурой для создания технопарка в Пермиобладает технический университет: у него есть и исследовательская база,и опытно-конструкторскоебюро. А кроме того, успешный предпринимательский опыт: сотрудникинаучного центра порошкового материаловедения создали предприятиемирового класса «Новомет», профессор Павел Кудрявцев — многопрофильноехимическое предприятие «Тривектр». — Я бы добавил — и наукоемкого производства: Пермь собирается обзавестись собственным технопарком. — Первое — развитие различных видов инфраструктур(дорожной, энергетической, информационной, банковской, земельной),которые обеспечивают такой уровень кооперации, когда натуральноехозяйство не нужно. К сожалению, раньше эти вопросы решались только длякрупных предприятий: строили целые микрорайоны, потом расползалисьпо ним. А среднему и мелкому бизнесу говорили: трубу перекроем.Понятно, что в этой ситуации развиваться ему было сложно. Социалка по-гайдаровски— Каким образом администрация Пермского краяспособствует нарождению малого и среднего бизнеса, его кооперациис крупными предприятиями? — Практика показывает, что цены при этом ползут вверх. Второе важнейшее направление — передача бизнесубюджетных средств на оказание услуг населению в сфере ЖКХ,здравоохранения, образования. К сожалению, Бюджетный кодекс не решает этой проблемы.Мы, например, вынуждены передавать имущество бюджетным организациямбесплатно, что ведет к совершенно неэффективному использованию зданийи сооружений. — Да, сегодня в бюджетных организациях услуга стоитдешевле, чем в частных. Но только потому, что в первом случаене учитываются капитальные вложения, затраты на приобретениеоборудования и так далее. А без этого чистая конкуренция, а значит,и развитие невозможны. — Мы у себя разделили функции заказчика и подрядчика.Заказчик — отраслевое управление краевой администрации, подрядчик— вновь созданный департамент бюджетных учреждений. Недавно одначастная структура закупила томограф, и теперь у департаментаздравоохранения есть выбор: разместить заказ в этой частной структуре(что, собственно, уже происходит) или отдать его департаменту бюджетныхучреждений. Не исключаю, что когданибудь частные медицинскиеорганизации будут арендовать помещения областной больницы. Такаяпрактика на Западе называется «сотовой» больницей. — Какие преобразования по силам на местном уровне? Егор Гайдар в 1991 году принял решение отказатьсяот государственного регулирования цен: колбаса должна стоить столько,сколько она реально стоит. И через год колбаса появилась на прилавках.Сегодня то же мы должны сделать в образовании и здравоохранении. Департаменту бюджетных учреждений предстоит выделитьте организации, что навсегда останутся на государственной смете(тубдиспансер, психбольница и так далее). Остальные должнырассматриваться не как бюджетные, за которые приходится нести всериски, а как производители услуг. Скажем, оперный театр сегодняи на смете сидит, и зарабатывает. Понятно, что он должен статьнекоммерческим партнерством, которому мы будем заказывать услугу: намважно, чтобы столькото людей посещало театр, и мы готовы за нихзаплатить. — Понятно, что надо очень осторожно двигаться в этомнаправлении: есть слои населения, которые не готовы платить за услугурыночную цену, и мы должны оказать им адресную помощь, сохранитьперечень бесплатных услуг для отдельных групп населения. — Но многим гайдаровская колбаса была не по карману. — Честно говоря, уровень влияния на федеральный уровень очень мал практически по всем вопросам. — Насколько я понимаю, разделение функцийзаказчика и подрядчика не способно изменить перекосы в структуресебестоимости услуг организаций бюджетного и частного секторов. Можетли региональная администрация влиять на федеральную политику, чтобыотстаивать свои принципы? Защитник сильных Рецепты роста Медленно, но верно Суровый отбор Под честное слово Сделай сам Требуется свой пророк Главная / Промышленность |
||