Главная / Инвестиции / Рубль длиною в жизнь Для системы негосударственного пенсионного обеспечения в России 2005 год — переломный. С одной стороны, негосударственные пенсионные фонды (НПФ) потеряли значительную часть потенциальной клиентуры из-за того, что правительство буквально на последнем этапе пенсионной реформы исключило из участия в ней поколение сорокалетних. Таким образом НПФ не получили доли рынка обязательного пенсионного страхования, на которую изначально делали ставку. С другой стороны, им не удалось привлечь достаточного количества клиентов и по системе добровольного страхования. Это связано в основном с тем, что государство существенно ужесточило законодательные нормы и требования к работе НПФ. Раньше инвестиционный доход по солидарным пенсионным счетам, позволяющим предприятиям не платить единый социальный налог, облагался налогом на прибыль только с превышения ставки рефинансирования, а сейчас под налогообложение попадает вся зачисляемая на счет сумма. Результат — резкое сокращение вновь заключаемых предприятиями договоров на добровольное пенсионное страхование. Фото - Андрей Порубов Чтобы переломить ситуацию, НПФ необходимо расширить клиентскую базу за счет физических лиц. Но эту категорию клиентуры надо чем-то заинтересовать. Стимулом может стать высокая доходность инвестиций в НПФ. Все это не могло не отразиться на финансовых результатах деятельности НПФ. Если за 2004 год пенсионные резервы в России увеличились, по данным Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), на 88,6%, то по итогам первого квартала 2005 года рост составил всего 4%. До недавнего времени фондам разрешено было размещать пенсионные резервы по следующим направлениям: в акции и облигации, госбумаги, ценные бумаги субъектов РФ и муниципалитетов, а также банковские вклады и недвижимость — до 50% от суммы пенсионных резервов, в ценные бумаги учредителей и вкладчиков — до 30%, в векселя не более 50%. На практике чаще всего НПФ использовали вексельные схемы. «Это позволяло гибко управлять финансовыми потоками, выдерживая необходимый уровень доходности», — говорит заместитель директора управляющей компании « Урал-Континент» Елена Бородина. Направления инвестирования Одна из составляющих успешного размещения финансовых ресурсов на рынке — стратегия инвестирования. В системе НПФ она жестко регламентирована государством. — Предлагаемый ФСФР вариант требований к структуре вложений причинит пенсионной отрасли еще больше вреда. Они совершенно не учитывают специфику НПФ и их отличие от прочих участников фондового рынка. Это нанесет серьезный удар по небольшим региональным фондам, уменьшит их инвестиционную привлекательность для местных предприятий. В результате интерес к пенсионной реформе в регионах вообще может сойти на нет, — считает президент НПФ «Стратегия» Петр Пьянков. Теперь ФСФР намерена эту практику прекратить. Лимит вложений в ценные бумаги учредителей и вкладчиков НПФ не превысит 5%, а размещать деньги в векселя вообще будет запрещено. Так регулятор борется с «серыми» схемами, которые используют некоторые фонды. Существенные изменения коснутся также технологии размещения пенсионных накоплений: в госбумаги, ипотечные ценные бумаги и облигации муниципалитетов — до 40%, в акции — до 45%, облигации — до 60%. Причем ценные бумаги должны быть включены в котировальный список высшего уровня А1. Отмена векселей и снижение лимитов вложений в бумаги учредителей способны вызвать потерю интереса учредителей к собственным НПФ и, как следствие, некоторое сокращение численности фондов. Не исключено, что участники рынка попытаются найти и новые схемы. Одной из них может стать перевод векселей в другие инструменты заимствования — облигации партнеров фонда, которые размещаются по закрытой подписке. Мал инструмент да дорог Задача НПФ — формирование диверсифицированного инвестиционного портфеля из разрешенных законодательством активов. Структура портфеля должна обеспечить не только сохранность средств, но и уровень доходности, превышающий инфляцию. И здесь фонды сталкиваются с недостатком инструментов для инвестирования. Котировальный список А1 включает небольшое количество эмитентов, в их числе предприятия электроэнергетики (в свете реформы в отрасли не исключено, что они покинут высший листинг и список еще более сократится), нефтянка, телекомы, из пищевиков — Вимм-БилльДанн, в машиностроении — АвтоВАЗ, кроме того, региональные и муниципальные органы власти. Надзор над деятельностью пенсионных фондов со стороны государства оправдан: у клиентов НПФ должны быть твердые гарантии возврата вложенных средств. Участников рынка беспокоит другое — жестко ограничив условия размещения средств, государство ничего не делает для того, чтобы стимулировать появление новых финансовых инструментов. И их недостаток ощущают практически все региональные фонды. Правительство разрешило НПФ размещать средства пенсионных накоплений в еврооблигации РФ на внебиржевом рынке (евробонды). Но воспользоваться этим инструментом сможет только Внешэкономбанк (ВЭБ). Частные фонды, чтобы эффективно размещать средства в евробонды, должны располагать суммой пенсионных накоплений минимум в 6 млн долларов. Эта планка для большинства участников рынка непреодолима. Выход видится в разрешении размещать пенсионные накопления не только в бумаги списка А1, но и бумаги второго эшелона — списка А Петр Пьянков: «Если правительство расширит разрешенный список до листинга А2, тогда пенсионная реформа получит сильное лобби в лице регионального промышленного капитала. Сейчас же региональные предприятия не соответствуют выдвинутым требованиям, и длинные пенсионные деньги для них недоступны. Отсюда и равнодушие делового сообщества к пенсионной реформе». Второе предложение — увеличить квоты на инвестирование средств пенсионных резервов в банковские депозиты. Для расширения списка разрешенных эмитентов ФСФР планирует в обязательном порядке требовать проведение листинга на российских биржах: это означает запрет эмитентам размещать бумаги за рубежом без листинга в России. По прогнозам участников рынка, к 2008 году государственных ценных бумаг для вложения пенсионных накоплений будет недостаточно. Государственная управляющая компания в лице ВЭБ может столкнуться с дефицитом инструментов инвестирования. На это также влияет профицит федерального бюджета: объемы заимствований правительства сравнительно невелики. «Верхи» видят выход в разрешении ВЭБ вкладывать часть пенсионных средств в акции и облигации российских компаний. Новые инструменты необходимы также и потому, что доходность по госбумагам невелика, чуть ниже уровня инфляции, то есть приращения средств явно не произойдет. Однако средства, управляемые ВЭБ, разом пускать на фондовый рынок нельзя: его постигнет участь посудной лавки после визита слона. Кроме того, ВЭБ сможет проводить спекулятивные сделки, искусственно играя на повышение или понижение. Прочим участникам рынка достанется роль статистов. Пенсионное ноу-хау НПФ сами ищут новые инструменты вложения пенсионных средств. Один из них — закрытые паевые фонды недвижимости (ЗПИФн). Достоинства: надежность, консерватизм, высокая норма доходности. Деятельность ЗПИФн идет по двум направлениям: девелоперские вложения (строительство объектов недвижимости с последующей их продажей) и рентная составляющая (когда готовые объекты недвижимости сдаются в аренду). Мощным аргументом «за» выступает и сам объект недвижимости: участники НПФ могут буквально потрогать его руками. Пенсионные средства должны работать в реальной экономике, поэтому правительство обязано найти новые долгосрочные инструменты, которые могли бы использоваться для вложения пенсионных накоплений граждан. Другой перспективный инструмент — паи закрытых ипотечных паевых инвестиционных фондов (ЗИПИФ), обеспеченные закладными пулов ипотечных кредитов. Преимущество — доходность, превышающая уровень инфляции на 3 — 4%, а также долгосрочность вложений. Ипотечные кредиты выдаются на срок от 10 до 27 лет, и все это время пенсионные средства могут работать на экономику страны. Подобного рода инструменты уже создаются. С декабря 2004 года на территории ХантыМансийского автономного округа работает ЗПИФн «Югра-Недвижимость», созданный как форма коллективных инвестиций с использованием средств пенсионных резервов ХантыМансийского НПФ. «Такое решение принято, поскольку НПФ не может напрямую участвовать в проектах по строительству жилья, а схема работы через ЗПИФн это позволяет, — говорит заместитель исполнительного директора ХантыМансийского НПФ Тимур Хужин. — „Югра-Недвижимость“ (управляющая компания ООО „Регион-Девелопмент „) приступил к финансированию первых жилых объектов в Сургуте. Сейчас объем финансовых средств ЗПИФн составляет 90 млн рублей. По мере того, как будет развиваться программа жилищного строительства, возможно увеличение до 300 млн рублей“. Инвестирует в строительство через ЗПИФн и „Стратегия“. Реализацией такого проекта занимается также „Урал-Континент“. В пользу ЗИПИФ свидетельствует и Петр Пьянков: „Специалисты нашего фонда работают над созданием этого действительно нового и очень перспективного инструмента как для НПФов, так и для банков. Его активы будут формироваться из закладных по ипотечным кредитам, выкупленных у банков. Этот инструмент в руках „Стратегии“ позволит решить главную методологическую проблему банковского жилищного кредитования населения: несоответствие коротких денег, привлекаемых банками через депозиты (до одного года), и длинных вложений в жилищные кредиты (более 10 лет). При помощи ЗИПИФ длинные пенсионные деньги потекут в нашу многострадальную ипотеку. А если государство включит этот инструмент в число разрешенных для пенсионных накоплений (такая работа сейчас идет в Государственной думе), этот шаг трудно будет переоценить для развития как ипотеки, так и строительного и банковского секторов экономики“. О схеме работы ЗИПИФ рассказывает Тимур Хужин: „Гражданин приходит в банк, заключает ипотечный договор и оформляет закладную, которую ЗИПИФ выкупает у банка. Банк будет обслуживать гражданина при его расчетах за проценты и основную часть кредита, которые потом перечисляются в ЗИПИФ. Мы рассчитываем, что ЗИПИФ может проработать в этом режиме два-три года. Я надеюсь, что в течение этого времени в России нормально заработает рынок ипотечных облигаций, которые будут выпускать банки, и начнется процесс рефинансирования“. Чиновники неоднократно высказывались и за возможность инвестирования пенсионных накоплений в инфраструктурные проекты: строительство дорог, аэропортов, нефтепроводов. Для частного инвестора такие проекты малопривлекательны: это долгосрочные инвестиции с большим сроком окупаемости. А пенсионные фонды располагают необходимыми ресурсами и время для них — не главное. Но дальше слов дело не пошло. В соседнем Казахстане между тем к финансированию таких проектов средства пенсионных фондов допустили, при этом стоимость выполненных работ и услуг, связанных с их реализацией, освободили от НДС. Однако у этого инструмента есть недостатки, и первый — сравнительная молодость: практика пока не наработана. А среди рисков самые очевидные — дефолты заемщиков. Пенсионные фонды, особенно региональные, способны и готовы вкладывать средства в экономику территорий. Она в свою очередь нуждается в ресурсах на реализацию перспективных и доходных проектов. Однако усилия государства не направлены на создание условий для эффективной работы НПФ: оно все борется со схемами… Рынку необходимы новые объекты для инвестиций — это факт. То, что возможности НПФ колоссальны, — факт не менее очевидный: эти финансовые „пылесосы“ могут собирать деньги клиентов, аккумулировать их и уже в виде значительных сумм инвестировать в различные проекты. Свой путь Свердловская область обзаведется клееным брусом Под дулом автомата С надеждой на взаимность Трофеи и контрибуция Титановые копья Не дать, не взять Балансировка мнений Строительный авитаминоз Главная / Инвестиции |
||