Главная / Инвестиции / Кооператив «Большой Урал»

В конце ноября группа «ЭкспертУрал» (журнал и аналитический центр) провела в Екатеринбурге конференцию «Инвестиционные проекты Большого Урала и их роль в развитии экономики страны». Аналитики представили итоги исследования инвестиционного потенциала макрорегиона, объединяющего десять субъектов федерации (подробнее см. «Даешь десять процентов» , № 38 от 16.10.06). Исследование показало: инвестиционная активность промышленных предприятий региона достаточно высока. Однако чтобы сохранить и приумножить этот потенциал, региональным властям нужно менять подходы к выстраиванию экономической стратегии. Выработка таких подходов на основе обобщения опыта привлечения капитала и составила цель конференции. «Я уверен, мы выйдем на интересные решения, которые будем реализовывать», — заявил губернатор Свердловской области Эдуард Россель, открывая мероприятие. Он не ошибся.


Валерия Первишина


— Этот задел обеспечит на ближайшие три года темп прироста валового регионального продукта 4 — 6% в год. Однако чтобы эффективно использовать этот потенциал, необходимо развивать инфраструктуру (транспортную, энергетическую), вкладывать средства в человеческий капитал, создавать благоприятный инвестиционный климат. Если этого не делать, в динамике развития произойдет провал, — указал на перспективу генеральный директор АЦ «Эксперт Урал» Дмитрий Толмачев.

Центростремительно: от чего и к чему Положительная инвестиционная динамика на Урале очевидна: за 2003 — 2006 годы стоимость инвестиционных проектов выросла вдвое, средние сроки окупаемости составили 5 — 6 лет, а в некоторых случаях выросли до 10 лет. За это время начат 191 проект стоимостью 20,205 млн долларов. На 2007 — 2008 годы запланировано еще 150 проектов — на 27,652 млн долларов.

Эдуард Россель

Инвестиционные процессы сегодня все чаще смещаются от центра в регионы: именно там сосредоточены привлекательные промышленные активы. Поэтому изменение отношения мирового бизнеса к России во многом зависит от политики властей на территориях.

Чтобы не допустить потери времени и снижения темпов прироста инвестиций, необходимо четко понимать потребности и предпочтения всех участников инвестиционного процесса. Исследования группы «Эксперт», посвященные моделированию взгляда прямых инвесторов на регионы, доказывают: чтобы в регион шли финансовые ресурсы, политической стабильности уже недостаточно. Инвесторы все чаще обращают внимание на управленческие риски. Они желают знать, что представляют собой чиновники как менеджеры, насколько эффективно они используют в управлении рыночный инструментарий.

Между тем далеко не все региональные лидеры понимают: мало сформировать инвестиционный климат. Следует еще максимально быстро донести информацию о нем до потенциальных инвесторов, особенно западных, считает генеральный директор РА «Эксперт» (Москва) Дмитрий Гришанков: «Временной лаг восприятия изменений российского инвестиционного климата в сознании западных инвесторов в среднем составляет 4 — 6 месяцев. И это менеджеры, постоянно работающие с Россией. А что говорить о тех, кто наблюдает издалека, рассматривает нашу страну как часть развивающегося сектора? Осознание реального положения дел может запаздывать на десяток лет».

Сергей Воздвиженский

Нужна рыночная модель управления экономикой «Пока большинство программ развития субъектов Урала представляют собой схемы размещения производительных сил», — говорит директор департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования министерства регионального развития Юрий Перелыгин:

— Такова инерция, созданная мощной промышленной базой Урала: более 40% ВВП страны до сих пор поступает именно отсюда. И это несколько заморозило приход в регион новых технологий, нового понимания, новой модели развития. В Северо-Западном и Центральном федеральных округах уже давно используют другой язык.

— Нередко это не что иное, как перечень инвестиционных проектов, которые реализуют предприятия, работающие на территории, и набор стандартных фраз о важности создания благоприятных условий для инвесторов. Причины Перелыгин усматривает в исторических особенностях развития экономики региона:

Дмитрий Гришанков

Между тем время развития страны по отраслевому принципу ушло. Задача построения крупных национальных концернов, способных конкурировать с мировыми монстрами, фактически выполнена.

— Мы считаем, что создание эффективной системы управления — один из определяющих факторов конкурентоспособности региона, — делится первый заместитель руководителя администрации губернатора Пермского края Максим Решетников. — Большинство проблем имеет межотраслевой характер, поэтому мы отказались от построения отраслевой системы и перешли к технологии управления по результатам. Для этого разработали четкие критерии. Дмитрий Толмачев

В России сложились как минимум 20 таких игроков, и этого вполне достаточно. Сейчас надо поднимать регионы и заниматься пространственным развитием. Опасность недооценки этого момента Юрий Перелыгин проиллюстрировал на следующем примере: 95% потребительского рынка Дальнего Востока формируется не российским производителем, а компаниями из Северо-Восточной Азии. Поэтому меры борьбы с инфляцией, применяемые для всей страны, на этой территории совершенно неэффективны: «Получается, что ситуацию определяем не мы, а иностранцы. Традиционный управленческий механизм на Дальнем Востоке не работает». Безусловно, в отдельных регионах есть попытки внедрить рыночные управленческие модели. Участников конференции заинтересовал опыт Пермского края.

Создадим межрегиональный клуб по интересам Амбиции региональных управленцев понятны: традиционно конкурируя с соседними территориями, каждый желает вывести на передовые позиции свою. Это позволит заработать индивидуальный политический, репутационный капитал. Но с точки зрения интересов развития экономики регионов порознь никогда не добиться того, что можно сделать сообща.

Мы поставили цели — экономический рост, развитие человеческого потенциала, инфраструктуры, муниципальных образований — и определили центры ответственности. В отдельные блоки выведено управление собственностью и бюджетным сектором. При этом на берегу договорились: 60% сверхплановых доходов получают муниципалитеты, а 40% идет на решение проблем краевого уровня. Мы уверены: глобальный проект децентрализации управления приведет к увеличению активности муниципалитетов, к росту среди них конкуренции за бизнес.

— Мы четыре года не можем достроить 140километровую дорогу между ХантыМансийском и Ивделем: чтобы довезти туда материалы, надо еще 800 километров преодолеть, — говорил председатель исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Большой Урал» Сергей Воздвиженский. — А ведь дорога нужна не только ХантыМансийску, но и Салехарду, Пермскому краю, Свердловской области. Решая вопросы стратегического развития территории, мы должны чувствовать локоть соседа.

— Если мы говорим, что Урал — это мощный субъект российской экономики, то оформление этого субъекта должно быть завершено разработкой такой же мощной, подчеркну — единой — стратегии, — поставил проблему заместитель председателя правительства, министр экономического развития и торговли Оренбургской области Борис Сперанский. — Возможно ли создание такой стратегии — вопрос непростой, но попытаться на него ответить можно.
Разумеется, речь не идет о простом суммировании отдельных отраслевых программ. Требуется особый подход. Его и нужно начать обсуждать. Почва для консолидации интересов и сил существует. Первое, на чем сошлись все участники конференции, — строительство дорог.

Юрий Перелыгин

— Перми и Екатеринбургу нужно совершенствовать транспортную инфраструктуру с тем, чтобы обеспечить хотя бы 3часовую доступность от города до города, — солидарен Максим Решетников. — Это даст сильный толчок к взаимному развитию.

Машиностроение — традиционно сильная сторона многих областей Урала.

Одна из самых острых общих тем — развитие энергетики. Она не раз поднималась на конференции, причем в самых разных аспектах. Угроза кризиса энергообеспечения для территорий вполне реальна: мощностей катастрофически не хватает. И этот фактор будет оказывать все большее влияние на ход инвестиционных проектов: многие уже останавливаются. Так, немецкие компании, согласившиеся принять участие в программе увеличения мощностей на Сухоложском цементном заводе, по словам Сергея Воздвиженского, оказались шокированы: при общей стоимости проекта в 35 млн долларов, энергетики запросили за подключение предприятия к источнику 30 млн долларов. Между тем соседи, по мнению Воздвиженского, вполне могут договориться о совместном решении проблемы энергодефицита: — Новые генерации в Свердловской области заработают не раньше чем через 4 — 5 лет. А в Пермском крае есть проект строительства 4го энергоблока Пермской ГРЭС в Добрянке: корпус готов, привези котел, повесь, поставь турбину и начинай работать. Совместными усилиями эту задачу можно решить за два-три года. Тогда мы спасем всю территорию.

— Для начала надо определить самые мощные позиции каждого региона, сделать их узнаваемыми для инвестора.

— Но нельзя в рамках одного макрорегиона делать два локомотива, — замечает начальник управления по инвестициям и работе с вкладчиками министерства экономики Удмуртии Сергей Сафиуллин. И указывает на важный методологический момент выстраивания единой политики:

Подчеркнем: говоря о создании единой инвестиционной политики, учитывающей интересы всех субъектов федерации Урала, мы не ведем речь об отказе от их конкуренции. Как сказал Максим Решетников, регионы всегда будут соперничать, и это нормально: конкурентоспособны они — конкурентоспособна вся страна. Срез мнений региональных элит, полученных на конференции, показал: настало время пересмотра подходов в построении инвестиционной политики. Достойно ответить на новые вызовы жизни можно только с помощью использования рыночных методологий управления региональной экономикой. Безусловно, отказаться от привычных и, казалось бы, работоспособных управленческих схем непросто. Но надо понимать: сегодня требуется общий инвестиционный климат. Водить за ручку каждого иностранного инвестора, как это было еще пятьшесть лет назад, непродуктивно.

Борис Сперанский



В любом бизнесе нужен системный подход, мотивация, ориентация на результат. И управление экономикой региона — не исключение. Для решения общих проблем насущно необходима кооперация. Задача момента — провести идею такой кооперации между Сциллой и Харибдой политических амбиций региональных лидеров. Проект «Кооператив “Большой Урал”» должен стать классическим инвестиционным проектом со всем набором необходимого для его реализации управленческого инструментария.

Елена Колосова

Дополнительные материалы:

— О важности привлечения инвестиций в регионы можно говорить бесконечно. От общих слов пора переходить к более конкретному критерию — «результат». Да, мы научились писать красивые бизнеспланы, но теперь надо учиться их грамотно реализовывать. Понятие «результат» появится в лексиконе, когда и бизнес, и чиновники начнут мыслить не абстрактными программами развития, а конкретными проектами. Потому что суть проектов не в «начинании», а в «завершении», причем в заданные сроки и в рамках выделенного бюджета. А вот для этого нужны согласованные стратегии, регламенты, положения. И чем больше администрации регионов будут применять профессиональные методы управления, тем больше завершенных проектов появится на их территориях. В конечном итоге инвестиции пойдут туда, где проектами умеют управлять.

Учитесь мыслить проектами
— рекомендует Елена Колосова, член правления и координатор экспертного совета Московского отделения Project Management Institute, исполнительный директор ЗАО «ПМСОФТ»

Виктор Савранский, начальник департамента стратегического развития Тюменской области:

Знаю как
Технологии создания благоприятного инвестиционного климата от участников конференции «Инвестиционные проекты Большого Урала и их роль в развитии экономики страны»

— Один из инвестиционных проектов правительства Тюменской области — организация технопарка в Тюмени. Срок завершения — до 2012 года, ориентировочная стоимость — 7,5 млрд рублей. Технопарк ориентирован на создание высокотехнологичной продукции для нефтегазового сектора. Он обеспечит комплексную поддержку инновационного процесса на всех стадиях: от формирования идеи до запуска технологии в серийное производство. Для этого будет организована материально-техническая и консультационная поддержка бизнеса: созданы офисные, лабораторные и производственные помещения; финансовая инфраструктура; венчурный фонд; система юридического, финансового, налогового и аудиторского консалтинга. Таким образом, в рамках технопарка мы устраним барьеры, мешающие инновационному процессу. В итоге получим центр деловой активности, увеличим научный и производственный потенциал, а с ним — инвестиционную привлекательность Тюмени. Максим Решетников, первый заместитель руководителя администрации губернатора Пермского края:

Виктор Савранский

— Благоприятный инвестиционный климат — это прежде всего сокращение издержек для бизнеса. Поэтому мы снизили ставку налога на прибыль с 24 до 20% для всех налогоплательщиков, при этом сохранили льготы по налогу на имущество. Второе направление — устранение перекрестного субсидирования (когда предприятия платят за население. — Ред.): с 2004 года оно ликвидировано в теплоэнергетике, активно этот процесс идет в коммунальной сфере. Результат: Пермский край вступил в фазу инвестиционного роста — если в 2005 году объем вложений упал на 3%, то по итогам 9 месяцев этого года он вырос на 29%.Практически все крупные экономические субъекты, присутствующие на территории края, сформировали долгосрочные программы развития. В целом в ближайшие три года они вложат в регион более 100 млрд рублей. В регионе есть неиспользованный потенциал. Пример — агропромышленный комплекс. Мы делаем ставку на развитие крупнотоварного производства. Основные механизмы — комплексное техническое переоснащение, субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам, развитие рыночных институтов и инфраструктуры, наращивание кадрового потенциала.

Максим Решетников

Анатолий Оглоблин

Анатолий Оглоблин, заместитель министра экономики и труда Свердловской области:

Сергей Сафиуллин

— Ключевую роль в активизации инвестиционной деятельности играет долгосрочная стратегия развития. В Свердловской области решение о ее разработке приняли еще в 1999 году. Наша «Схема развития и размещения производительных сил на период до 2015 года», несмотря на название, существенно отличается от документов периода плановой экономики: это не просто набор целевых установок, это детальные планы развития каждой отрасли и социальной сферы, более 1,2 тыс. инвестиционных проектов. В качестве главной для нашего старопромышленного региона мы поставили задачу ускоренной модернизации технического перевооружения: темпы прироста инвестиций должны вдвое превышать динамику производства. В итоге тенденцию старения основных фондов удалось переломить. Активизация инвестиционной деятельности идет через совершенствование законодательной базы, предоставление льгот по налогу на имущество компаниям, увеличивающим стоимость основных фондов. Для резидентов особых экономических зон предоставляются льготы по налогу на прибыль. Но самый важный инструмент — перечень объектов технического и технологического перевооружения. Это элемент частногосударственного партнерства, позволяющий нам координировать действия бизнеса, власти и общественных сил. Сергей Сафиуллин, начальник управления по инвестициям и работе с вкладчиками министерства экономики Удмуртии:

Игорь Лашманов

— Продавец, чтобы привлечь внимание покупателя, должен чем-то выделить свой товар. То же и с привлечением инвесторов. Налоговые льготы, бизнесинкубаторы, технопарки сегодня есть практически в каждом регионе. Они уже не составляют конкурентного преимущества. Региону нужно занять свое место в предпочтениях инвесторов, а для этого следует заниматься позиционированием через уникальное брендовое решение. Создавая инвестиционный имидж, нужно концентрироваться на определенном направлении. Заявления о том, что мы — лучшие и в сельском хозяйстве, и в металлургии, только дезориентируют инвесторов. Принимая республиканскую целевую программу формирования благоприятных инвестиционных условий на 2007 — 2009 годы, мы выделили три задачи: создание инвестиционного имиджа, повышение эффективности управления инвестпроцессами и развитие соответствующей инфраструктуры. Решение первой задачи должно помочь нам найти нишу на рынке инвестиционного капитала. Здесь Удмуртия могла бы опереться на имидж оружейного центра, сложившийся благодаря всемирно известному бренду Калашникова и позиционировать себя как международный центр охотничьего и спортивного оружия. Это позволило бы построить кластер охотничьей индустрии: производство сопутствующих товаров, аксессуаров, обмундирования, специальных систем навигации и средств транспорта. Таким образом, благодаря инвестиционному позиционированию мы сможем четко расставить приоритеты господдержки инвестиционной деятельности и максимально оптимизировать затраты в части формирования инвестиционной инфраструктуры под конкретный тип инвестора.


Пост сдал — пост принял Мировая от бывших врагов Селекция человека Южноуральская магистраль Проверка властью Немного энергии, немного желания Как грибы без дождя Следом за премьером Ракетная вертикаль

Главная / Инвестиции