Главная / Инвестиции / Газ запущен

Уральскому региону они бы не помешали. Челябинская область газифицирована на 74,4%, что выше среднего показателя по России (73%), в текущем году топливо придет в последний негазифицированный район — Октябрьский. На север и северо-восток Свердловской области необходимо протянуть до четырех тысяч километров сетей низкого давления. Существенно отстают от других субъектов федерации Курганская область и Ямал. В Зауралье газифицировано менее 10% населенных пунктов. В Салехард, столицу Ямало-Ненецкого АО, газ провели лишь два с половиной года назад, хотя именно в этом округе добывается 90% этого вида топлива.



В июне этого года на заседании Госсовета президент Владимир Путин сообщил, что ОАО «Газпром» направит минимум 1 млрд долларов на дополнительную газификацию российских регионов. Источник указан: «Концерн получит более 7 млрд долларов за продажу 10,74% своих акций государству». Сам Газпром пока не определился, как потратит эти средства.

Газовая авоська
— Валерий Афонасьевич, актуальна ли проблема нехватки газораспределительных сетей для Уральского региона? И могут ли наши территории рассчитывать на то, что часть средств Газпрома пойдет на их газификацию?


Председатель комитета по энергетике, транспорту и связи Государственной думы РФ, президент Российского газового общества (РГО) Валерий Язев считает, что главная проблема — отсутствие в России единой государственной программы газификации регионов. Мало того, закон «О магистральном трубопроводном транспорте», которого с нетерпением ждут и Газпром, и независимые производители газа, до сих пор в доработке, хотя его принятие ожидалось еще в весеннюю сессию Госдумы. Разговоры на третью «больную» тему — о либерализации рынка и введении двухсекторной модели регулируемых и нерегулируемых цен на газ — и вовсе затихли.



— Хочу отметить, что миллиард долларов, который Газпром пообещал главе государства, — не такие большие деньги. Газификация — мероприятие дорогостоящее. Есть несколько источников его финансирования помимо собственно Газпрома: в рамках региональных программ газификации средства вкладывают бюджеты как субъектов, так и федеральный. Газовый концерн ежегодно осваивает по этим программам не менее 8 — 10 млрд рублей. Так что 1 млрд долларов такими темпами — это на два-три года. Но заявление Владимира Путина — серьезный знак всем: необходимо заниматься газификацией российских регионов, а не только гнать газ на экспорт.

Валерий Язев




Думаю, некоторые территории Уральского региона, в первую очередь Курганская и Челябинская области, могут рассчитывать на то, что Газпром выделит средства на газификацию. Северные нефтегазовые регионы Ямал и ХМАО стоят особняком: у них подписаны прямые соглашения с Газпромом, согласно которым там проводится газификация. Свердловская область деньги вряд ли получит: монополист сюда газ не поставляет, и распределительные организации принадлежат не ему. Средний Урал снабжает газом независимый производитель — компания ИТЕРА. Возможно, скоро в регион придет ТНК-ВР. За газификацию области должны отвечать поставщики, и я знаю, что ИТЕРА этим занимается.

Единой государственной политики и программы газификации сегодня, к сожалению, нет. Недавно у министра регионального развития Владимира Яковлева прошло совещание, участие в котором приняли представители Российского газового общества (РГО): мы будем совместно с министерством заниматься разработкой этого документа.

— В стране 520 тыс. километров сетей, из них бесхозных — 40 тысяч. Плюс более 220 газопроводов-отводов среднего давления. Так получилось, что в годы перестройки сети тянули те, у кого были деньги, а теперь у этого хозяйства нет балансодержателя. Кроме того, значительная часть объектов газоснабжения, построенных за счет бюджетов различных уровней, до сих пор находится на балансе муниципалитетов. А местные власти не могут должным образом обеспечивать их содержание: на это зачастую просто нет денег, не говоря уже об инженерно-технических возможностях.

— Насколько остра сегодня проблема бесхозных газовых сетей?

Еще одна проблема в том, что не ясна структура собственности газораспределительных организаций, происходит дробление газовых хозяйств. Они живут на бюджетах текущего обслуживания, без вложений в модернизацию и поддержание сетей. Возьмем любую область: в ней работает десяток таких организаций, причем в населенных пунктах на расстоянии 6 — 10 километров действуют разные тарифы. Это неправильно. Необходимо консолидировать газораспределительные сети на территории субъекта федерации, тогда тарифы выровняются.

Конечно, бесхозные объекты — это повышенная опасность. На огромных магистральных газопроводах, которые строго контролируются Газпромом, и то случаются аварии. А не дай Бог, прорыв или возгорание случится на «низких» сетях, проходящих по территории поселков и густонаселенных районов…

— 1 июля в Калуге РГО провело семинар, на котором обсуждались вопросы лизинга сетей, схем и источников финансирования содержания газового хозяйства. Есть методики, а главное — понимание того, что муниципалитеты должны передать сети в финансовую аренду газоэксплуатирующим организациям. Предполагается, что на первом этапе они сделают это безвозмездно. Я не ожидал, что тема лизинга вызовет столь большой интерес, причем со стороны не только специализированных организаций, но и представителей властей субъектов федерации и муниципалитетов. Но это так.

— Как решать проблемы имущественных прав на сети и их содержания?

— А почему нет? Обсуждается следующая схема. Сегодня в тарифы распределительных организаций (а это 7 — 11% от цены газа у конечного потребителя) включены такие составляющие, как сбытовая и распределительная надбавки. Необходимо ввести в тариф инвестиционную составляющую, с помощью которой газоэксплуатирующие предприятия смогут возместить муниципальным властям средства, которые те вложили в строительство сетей. Мы посчитали: введение инвестиционной надбавки приведет к увеличению цены у конечного потребителя не более чем на 1%. При этом в регионе со средним потреблением газа (3 млрд куб. метров в год) возмещаемые по лизингу средства составят 20 — 30 млн рублей в год. Эта мера позволит наконец навести порядок в газораспределительных сетях низкого давления, которые отвечают за самый ответственный участок — надежное снабжение конечных потребителей.

— Вы сказали, что муниципалитеты могли бы безвозмездно отдать газовые сети. Они пойдут на это?

— Никаких дополнительных поправок не нужно. Практика использования схемы лизинга в России уже есть. Введение инвестиционной составляющей в тариф также возможно в поле действующих законов. Федеральная служба по тарифам (ФСТ) ежегодно утверждает новые тарифы на газ, и у нее есть полномочия установить эту надбавку, если компании предоставят обоснования.

— Эти схемы можно реализовать в рамках действующего законодательства или необходимо внесение изменений?

— Газпром как-то участвует в этих процессах?

Сейчас РГО проводит анализ законодательства и, возможно, разработает рекомендации для придания процессу большей динамики. При обществе создана организация «Газконсалт», которая занимается сопровождением таких проектов, оказывает методологическую помощь в оформлении лизинга и муниципалитетам, и специализированным организациям.

Труба в законе
— Не менее важный вопрос — отсутствие федерального закона «О магистральном трубопроводном транспорте». В какой стадии работа над законопроектом?


— У Газпрома есть свои дочерние подразделения Межрегионгаз и Газпромрегионгаз, которые контролируют 180 газораспределительных организаций России и активно занимаются консолидацией сетей.

— Как в окончательном варианте будет решен вопрос привлечения частных инвестиций для строительства новых трубопроводов и поддержания старых?

— На наш взгляд, законопроект, разработанный в Комитете по энергетике, транспорту и связи, готов ко второму чтению в Государственной думе. 20 июня мы разослали документ в компании и ведомства, заинтересованные в его принятии: Газпром, Транснефть, Транснефтепродукт, Федеральную службу по тарифам, Федеральную антимонопольную службу, Минпромэнерго. Некоторые из адресатов уже прислали ответы, к рассмотрению которых мы приступили. Могу отметить, что в поступивших документах (например, от Роснефти, Транснефтепродукта) каких-то концептуальных замечаний нет. Я рассчитываю, что законопроект будет вынесен на второе чтение в Госдуму ориентировочно к октябрю.

— Инвесторам будут интересны такие условия?

— В законопроекте предусмотрено участие частного капитала в строительстве трубопроводных систем и разработан порядок привлечения негосударственных инвестиций, но — при подавляющем влиянии государства в управлении трубопроводами. Если говорить проще, то контрольный пакет (50% плюс 1 акция) в новых транспортных проектах будет у государства.

— Проблема доступа независимых производителей газа к газопроводам в законопроекте решается?

— Думаю, да.

ИТЕРА имеет свое видение того, как должен осуществляться преимущественный доступ к газопроводам: замечания мы от нее уже получили. Так, в компании считают, что приоритеты должны определяться в зависимости от целей, на которые предприятие планирует поставлять газ: в первую очередь — для населения, жилищно-коммунального хозяйства, энергетиков, а затем для промышленности. Будем рассматривать это предложение.

— Там прописана следующая схема: первоочередное право на транспортировку газа имеет собственник трубопроводной системы — Газпром, он должен выполнять свои обязательства по прокачке газа, поставляемого по ценам ФСТ. Затем будет определяться объем свободной мощности системы: сегодня она способна прокачать 600 млрд кубов газа, из них 530 миллиардов — Газпрома. На оставшиеся 70 млрд куб. метров все добывающие компании имеют равные права. Их газ будет транспортироваться в порядке подачи заявок при наличии свободных мощностей.

— В экспертном сообществе — в правительстве, Газпроме, РГО, на газовой бирже (Межрегиональной бирже нефтегазового комплекса. — Ред.) — рассмотрение этого вопроса не прекращалось. Как любая новость, инициатива Газпрома обсуждалась сначала активно, а затем ушла с телеэкранов и страниц газет, но работа по этому вопросу продолжается вполне конструктивно. Так, мы провели инвентаризацию действующего законодательства и выяснили: чтобы перейти на свободные цены на газ, нужны достаточно масштабные изменения.

Дорогая свобода
— Валерий Афонасьевич, весной бурно обсуждалось предложение Газпрома перевести промышленные предприятия на свободные цены на газ. Сейчас дискуссия затихла. Тема потеряла актуальность?

— В первую очередь это касается законов о газоснабжении и электроэнергетике, антимонопольного законодательства. Приведу пример: тарифы на электроэнергию регулируются государством, а как они будут устанавливаться, если цены на газ станут свободными? Далее — вопрос формирования цены. Газпром сегодня доминирует в транспортировке, это естественная монополия, и тарифы на прокачку газа для него в отличие от независимых производителей не регулируются. Видимо, нужно переходить к тому, что государство станет регулировать тарифы и для Газпрома. Моментов, которые необходимо согласовывать, дорабатывать, искать по ним компромиссы, много: если меняется одна позиция какого-либо закона, это может повлечь за собой корректировки в смежном законодательстве.

— Какие?

— Большинство предприятий передают или уже передали социальную сферу на баланс муниципальных образований. Другое дело, когда на балансе предприятий есть ТЭЦ. Как, например, на Уралвагонзаводе: его ТЭЦ отапливает Дзержинский район Нижнего Тагила, а это 140 тысяч жителей. В данном случае газ для выработки тепла должен будет отпускаться по фиксированным ценам, заложенным для населения.

— На балансе промышленных предприятий находятся социальные объекты. Как, на ваш взгляд, необходимо решать эту проблему?

— Не так она и велика. Это уже сейчас учитывается в тарифах на газ. Проблема в другом — предприятия могут использовать «серые» схемы: получая газ по регулируемым низким ценам, направлять его, к примеру, на выплавку металла. Возможность такого перетока — главная опасность модели двухсекторного рынка газа.

— Но это же колоссальная работа: просчитать по всем предприятиям, сколько газа они берут на промышленные нужды, а сколько на социальные…

— Не очень легко, но решаемые. Экспертное сообщество уже приступило к разработке соответствующих механизмов.

— Это решаемые проблемы?

— Однозначно, это не 1 января 2006 года. Может, на год позже. Хотя строить такие прогнозы — дело пустое. Куда важнее активно вести всю необходимую подготовительную работу, а она требуется, и немалая. Должны также произойти серьезные изменения в общественном сознании: повышение цен неизбежно, поэтому газ необходимо использовать эффективно.

— Можно ли обозначить примерные сроки перехода на свободные цены на газ?


Борьба с невыплатой зарплат может привести к росту безработицы ММК будет штамповать иномарки Дрязги шампанского Расти, кристалл Дело под каблуком Пока горячо Смелость стать следующим Создание холдинга на базе Салаватнефтеоргсинтеза откладывается Кто в городе хозяин

Главная / Инвестиции