Главная / Инвестиции / Проект, еще проект

Студентам подобные проекты, к сожалению, не предлагались. Поиск решения инициируют предприятия: им некогда ждать милости от государства. Там, где продуманная образовательная политика производства встречается с инновационным настроем учебных заведений, уже возникают прообразы успешных образовательных моделей.



Лучшие вузы сегодня провозглашают проектный стиль обучения. Передовым считается подход, когда студентам задается реально существующая проблема, и они пытаются ее решить. На мой взгляд, одним из самых полезных проектов, например, для будущих управленцев, может быть такой. Условие: образовательная система России, при всей ее фундаментальной основательности, буксует на практических направлениях; экономика не получает в достаточном количестве и надлежащем качестве необходимых специалистов; образование работает бесперебойно, но вхолостую. Вопрос: каким оно должно быть, чтобы максимально удовлетворять потребности экономики. Решение… Государство здесь пока ставит многоточие.

А система высшего образования тогда переживала бум: за пять последних лет ХХ века количество студентов в Уральском регионе выросло вдвое. Вузы купались в абитуриентах и разрешенных платных услугах, их существование мало зависело от того, какую работу найдут выпускники и найдут ли ее вообще. Но экономика была сильнее заинтересована в образовании. И наиболее агрессивно развивающиеся предприятия не стали ждать, когда образовательная система очнется от эйфории. «Если еще в недалеком прошлом конкурентная борьба была сосредоточена в области технического прогресса, то сейчас успешность бизнеса определяют прежде всего люди», — так обозначила стратегию развития начальник отдела кадров ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез» Ирина Колодкина.

Магомет идет к горе
Кто острее испытывает потребность перемен, тот и становится их зачинщиком. Еще несколько лет назад общим местом в разговоре о проблемах экономики звучали жалобы на нехватку нужных специалистов: «У нас появилось новое оборудование, а работать на нем некому… Жизненно необходимы ребята молодые, энергичные, знающие производство не в теории… Не понятно, для кого работают вузы».

Раньше других на образовательное поле Свердловской области вышла Уральская горно-металлургическая компания. Она сотрудничает с двумя крупнейшими вузами региона: Уральским государственным техническим (УГТУ-УПИ) и Уральским государственным горным университетами. В будущем году состоится первый целевой выпуск, и на УГМК придут готовенькие специалисты. УГТУ-УПИ в общей сложности имеет около 50 договоров с различными предприятиями региона, среди них ОАО «Металлургический холдинг», НПО «Вектор». А вот Уралмашзавод не обновил в нынешнем учебном году контракт на целевую подготовку студентов. Как пояснили на предприятии, в этом нет необходимости, достаточно посетить вуз перед распределением и пригласить к себе молодых специалистов.

Первой «скрепкой» экономики и вузов стала реанимация доброго опыта прошлого — целевая подготовка. Сегодня как крупные, так и средние компании готовят в вузах специалистов под корпоративный заказ: кто пять человек, кто 30 То, насколько активно участвует предприятие не в поиске — в подготовке специалистов, служит критерием его стабильного состояния и нацеленности на развитие.

Не от случая к случаю, а постоянно контактирует с вузами Уральский оптико-механический завод. «Ежегодно мы готовы принимать 25 — 30 радиотехников, 15 механиков, десять оптиков», — описывает ситуацию начальник отдела кадров УОМЗ Владимир Архипов. Основная образовательная база — УГТУ-УПИ. Когда же возникла специфическая «персональная проблема» — потребовались специалисты для обновленной корпоративной информационной системы — предприятие заключило целевой договор с Уральским госуниверситетом. 12 будущих компьютерных физиков во время учебы получают зарплату от завода, а на последнем курсе станут его полноценными сотрудниками.

В Пермской области активно действует ЛУКойл, при поддержке которого на базе девяти кафедр Пермского государственного технического университета создано целое образовательное «предприятие» — Институт нефти и газа. Южноуральский арматурно-изоляторный завод (Челябинская область) взаимодействует с Южно-Уральским госуниверситетом.

Можно сказать, уже сформировалось звено сцепки «образование — экономика»: это целевая подготовка специалистов за счет предприятий с учетом их интересов. Однако одно звено не способно кардинально изменить ситуацию: нужна прочная цепочка.

На предприятии Уралхимпласт считают: производство должно выступать в роли синоптика, только предсказывать не погоду, а потребность в кадрах. С 2002 года в холдинге работает программа профильной подготовки будущих специалистов в рамках комплекса непрерывного образования: политехническая гимназия, Нижнетагильский технологический институт, завод. Училища и колледжи тоже стали проводить маркетинговые исследования потребностей производства и на их основе корректировать планы набора учащихся. Например, год назад в Волчанске возникла острая потребность в станочниках, и в местном училище появилась новая специальность. По мнению начальника отдела профобразования министерства образования Свердловской области Валентины Федотовой, сегодня есть возможность быстро реагировать на потребности экономики, лишь бы было о них заявлено.

Вузы с разной скоростью отреагировали на изменение реальности. Технические институты быстрее гуманитарных почувствовали зависимость от востребованности выпускников, а грядущие реформаторские меры усилят ее еще больше. Готовить специалистов «в никуда» становится непозволительной роскошью. Горный университет оказался в числе тех, что резко окунулся в рыночную стихию. «Нечего скулить, что государство уменьшает финансирование, — жестко заявляет ректор Николай Косарев, — нужно разрабатывать современные технологии обучения и выходить с ними на рынок». Университет предложил стройную обоюдовыгодную систему взаимоотношений образовательных учреждений и предприятий отрасли, которую сегодня можно рассматривать как перспективную образовательную модель. Здесь создан горнопромышленный университетский комплекс, в который вошли учреждения всех уровней образования, начиная с детских садов и заканчивая аспирантурой, а также компании-работодатели количеством около ста, в том числе зарубежные.

Продается студент
По столу ударяет молоточек ведущего: «Зарплата 12 тысяч рублей — раз… Зарплата 15 тысяч рублей — раз. 15 тысяч рублей — два, 15 тысяч рублей — три. Продано!». Три года назад в Уральском горном университете впервые прошло распределение за год до окончания учебы в форме аукциона. Не обидно ли было чувствовать себя товаром, поинтересовалась я. Оказывается, обиделись те студенты, кого взяли без торгов, то есть на условиях предприятий, и те компании, которым специалисты не достались.

Следующий этап увязки интересов вуза и предприятия — практика. Удачный опыт подготовки реальных специалистов демонстрируют европейские профессиональные школы с «дуальной» системой обучения: теория — в институте, практика — на заводе. С нынешнего года будущие работники УГМК будут проходить годовую стажировку на предприятии и защищать диплом, решая производственные задачи. А в дальнейшем практическая подготовка будет идти с первого курса. «Компания получит не просто специалиста, готового работать на конкретном производстве, но и знакомого с корпоративной этикой, культурой. Кроме того, у предприятия всегда будет стратегический запас инженеров и технологов», — обосновывает преимущество столь тесного контакта с учебными заведениями директор по персоналу УГМК Виктор Олюнин.

Участники холдинга, собираясь за столом переговоров, определяют, какие специалисты им необходимы. Просчитывается стоимость обучения. Подготовка горного инженера в уральских условиях обходится примерно в 2,5 тыс. долларов в год. Инвестиционные источники определяются исходя из образовательных стандартов. Помимо обязательного государственного, в УГГУ вышли на разработку корпоративных образовательных стандартов: уже осуществлен такой опыт с УГМК, на подходе сотрудничество с Евразхолдингом. В учебный процесс целевых студентов вводятся дополнительные дисциплины, максимально приближающие их к производственной конкретике.

Челябинская область тоже имеет яркий пример взаимодействия образования и бизнеса. В конце прошлого года промышленная группа «Метран» и Южно-Уральский госуниверситет подписали соглашение о сотрудничестве. Предприятие будет вкладывать средства в создание новых учебных программ, техническое оснащение вуза, уже выделяет гранты лучшим студентам и аспирантам. Выпускники смогут проявить себя в американской приборостроительной корпорации Emerson, в которую входит «Метран». Как отметил генеральный директор промышленной группы Дуайт Бом, сотрудничество предприятия с ЮУрГУ стало весомым аргументом в принятии корпорацией решения о создании инженерного центра именно в Челябинске.

Приближая образование к производству, горный университет открывает филиал в Североуральске (совместный проект с ОАО «Севуралбокситруда», подразделением СУАЛа). Выстраивая образовательную вертикаль, участвует в создании Северного горного колледжа. Включение детских садов в эту цепочку умиляет: что, теперь и в яслях будут записывать в горняки? Замечательна, конечно, столь ранняя профориентация, но ведь могут быть и другие радости в жизни. Однако возрастная психология не проигнорирована. Просто дети в игре знакомятся с минералами, познают мир земли. В холдинг включены несколько дошкольных и школьных учреждений в небольших городах, для которых горно-металлургические предприятия являются градообразующими. Так решаются и социальные проблемы малых городов с характерным для них оттоком молодежи. Профессиональный выбор при этом остается широким, даже в рамках одного вуза. Горный институт готовит экологов, которые нужны сегодня на любом предприятии, на третьем курсе проводит тестирование, выявляющее управленческие способности, а недавно открыл специальность для тех, у кого мастерство на кончиках пальцев — дизайн ювелирных изделий.

«Свои» университеты
Из двух кадровых источников, внешнего и внутреннего, предприятия выбирают оба. На внешнем поле работают с существующими университетами, на внутреннем — создают собственные. Может быть, логичнее, если каждый занимается своим делом: предприятия выпускают продукцию, вузы — специалистов? Но наше время характеризуется многообразием связей разных сфер и их взаимопроникновением: всемирная сеть — это не только интернет, это и современный реальный мир. Начальник отдела подготовки персонала Уральского оптико-механического завода Виктор Икрин убежден: в современном производстве должны присутствовать образовательные функции. Известный постулат «век живи — век учись» в обновленной редакции звучит как «образование в течение всей жизни». Но ведь это не означает буквально сто лет сидения на университетской скамье. Учиться, переучиваться, повышать квалификацию, менять ее можно, не покидая рабочего места.

В то время как министр образования и науки России лишь предлагает на рассмотрение Госдумы законопроект об участии работодателей в образовательной политике, продвинутые компании в ней уже участвуют. Взамен линейной связки «студент — вуз» самопроизвольно зарождается объемная структура, в которую включается и производство.

Уходящая натура
В Самаре при торгово-промышленной палате сформирована гильдия работодателей. Она проверяет уровень подготовки выпускников профессиональных училищ, участвует в рейтинговании вузов. Главный критерий — быстрейшая адаптация на производстве. В самарском опыте явно проявилось, что в массе своей предприятия пока еще смотрят вперед на две недели, а не на два года. Что может быть важнее профессиональных качеств? Только ментальные. Сегодня специалист может устраивать руководство. Но каким он станет через некоторое время: остановится или будет развиваться параллельно предприятию, а может, двигать его?

На УОМЗ обсуждают необходимость создания корпоративного университета, считая, что следует сместить акцент в работе с персоналом на создание внутреннего рынка труда, на закрепление и развитие уже работающих. Корпоративный университет станет формой коммерциализации интеллектуального опыта предприятия и включит в себя институт повышения квалификации, научно-исследовательский институт, библиотеку, интернет-сайт, клуб менеджеров. Собственная образовательная инфраструктура УГМК также приближается к уровню корпоративного университета: учебные центры, учебно-курсовые комбинаты, отделы подготовки персонала; через систему обучения здесь проходит ежегодно от 25 до 29 тысяч сотрудников, большинство из них — рабочие. Затраты компании на эти цели достигают 30 млн рублей в год. Учебные центры ряда предприятий имеют лицензии на оказание образовательных услуг и для других компаний. Например, Уралхиммаш готовит рабочих 284 профессий, восполняя пробелы в системе начального профобразования. Вообще, единообразие — в прошлом, образовательная система движется к тому, чтобы существовать в разных формах и типах.

Когда жизнь развивалась линейно, способность к саморазвитию была качеством желательным, но не определяющим. Сегодня человек может одновременно реализовывать несколько разных проектов, значит, и преподавание тоже должно стать проектным. Тем более что и сам студент изменился. Жаловаться на это нет смысла, новую реальность нужно «оцифровать», отрефлексировать и работать с ней. Светлана Балмаева выделяет две основные категории молодежи по характеру мотивации: «карьеристы», воспринимающие учебу как кирпичики будущей карьеры, и те, кто не желает откладывать жизнь на потом, а хочет вкусно существовать здесь и сейчас, у них «жизнь — любимый проект». Для второй категории требуется иная мотивация, чем привычная принудительно-экзаменационная система обучения и вкладывание в головы готовых знаний. Коренных изменений требуют технологии преподавания.

— Смысл образования — научить все время выращивать в себе нового человека, — так формулирует задачу педагогов декан факультета журналистики Гуманитарного университета Светлана Балмаева. — Хотелось бы, чтобы работодатели это понимали.

Инвестирование бизнеса в образование становится жизненно необходимо, и не столько деньгами, сколько — человеческим капиталом: идеями, опытными кадрами. В западном мире нормой давно стала ситуация, когда успешный бизнесмен носит профессорское звание. Студенты к нему ходят с большим желанием, чем на лекции теоретиков. Образованию необходимо, чтобы в него пришли специалисты с производства и готовили специалистов для производства.

Вот здесь образование и оказывается лицом к лицу с самой серьезной своей проблемой. Оно готовит кадры для экономики — само же пребывает в тяжелейшем кадровом кризисе. «Методики устарели вместе с их носителем-преподавателем», —; говорит ректор Уральской архитектурно-художественной академии Александр Стариков. Вузовские педагоги цепляются за «уходящую натуру» и сами становятся уходящей натурой. «Нынешний преподавательский корпус умный, достойный, но он в массе своей живет в историческом времени, которого уже нет, — говорит Светлана Балмаева. — Однако если представить на минуту, что эти люди уйдут, система просто рухнет».

Конечно, не все вузы парализованы невозможностью изменить ситуацию. В Уральском государственном горном университете отток кадров прекратился: сформирован портфель заказов, и преподаватели не бегают в поисках дополнительного заработка, он предоставляется централизованно и постоянно. Различными способами образуют кадровый резерв. Например, ректор устраивает прием для отличников городских школ, и желающим учиться, а затем работать в горном, открывает зеленую улицу. Будущих преподавателей присматривают и среди нынешних студентов, их обучение продолжается уже в углубленном научном русле. В УГГУ доказывают на практике, что к каждой проблеме можно подойти, как к проекту, и найти если не глобальное, то местное решение.

Но реальность от этого пока далека. Немногие успешные российские предприниматели готовы переквалифицироваться в преподаватели. Одна из причин — малодостойная оплата труда. В американских вузах высоко оплачиваются именно посредники между производством и образованием, обладающие практическими знаниями и талантом «декодирования», перевода потребностей работодателей в современные программы. От них зависит качество подготовки специалистов, а значит, их востребованность. Отсюда вытекает количество студентов, объем университетских средств и общее процветание вуза. Но цепочка работает лишь в ситуации, где образование действительно служит капиталом, а система образования встроена в бизнес-систему и сама является бизнесом. Здесь мы оказываемся на том участке образовательного поля, где для изменения ситуации требуется серьезное системное реформирование.

Самый большой спрос в России сохраняется на управленцев среднего и высшего звена. Ежегодную потребность в менеджерах президент России Владимир Путин оценивает в 270 — 300 тысяч человек. Трудно назвать вуз, который не готовит менеджеров, давно действует президентская программа по подготовке лидеров — но потребность в них растет еще быстрее. По мнению генерального директора Южноуральского арматурно-изоляторного завода Дениса Тасакова, для достижения поставленных предприятием целей очень важна не только компетентность работников, но и наличие менеджерских качеств, особенно у руководителей дочерних предприятий, чей уровень ответственности так высок.

Старт карьеры и ее ускоритель
На заводе «АРЕВА» (бывший Свердловский электромеханический, ставший одним из 40 предприятий международной корпорации AREVA) чисто, тихо и полный порядок, как в благополучной Европе. А ведь сотрудники предприятия, кроме двух руководителей, свои, россияне, то есть, как считается, ментально склонные к беспорядку. Основная задача последних лет, говорит генеральный директор ЗАО «АРЕВА Передача и Распределение» Петер Иэриш — повысить производительность без увеличения численности. Инструмент — грамотная «персональная политика». Специалисты приходят на завод из УГТУ-УПИ, их качеством в целом довольны. Осложняет работу массовое незнание английского языка (для международной корпорации общий язык — составная часть корпоративной культуры), но это проблема решаемая: несколько десятков сотрудников обучаются на курсах за счет предприятия. Уделяется внимание и личностному росту: разработана персональная программа для развития специалистов, денежное вознаграждение за год зависит и от экономических показателей, и от личностных. Единственной труднопреодолимой пока проблемой российской экономической реальности Петер Иэриш называет дефицит опытных менеджеров. «Наверное, сказывается советское прошлое. Многие не склонны брать на себя ответственность. Даже молодые часто говорят: „я не могу это сделать“, вместо того, чтобы думать, как сделать».

В 90-е годы бизнес-образованием в основном занимались государственные учебные заведения. В Перми самым представительным был факультет переподготовки кадров при ПГТУ, в Екатеринбурге — Институт переподготовки кадров УГТУ-УПИ. Сегодня в данной сфере главенствуют негосударственные компании: около десятка в Пермской области, порядка 70 в Свердловской. Обороты рынка дополнительных образовательных услуг в Перми за год увеличились вдвое. Наиболее заметные игроки на поле дополнительного образования: Центр развития бизнеса и карьеры «Наше время», выступающий с форматом мини-МВА, и Школа профессионального развития, которая постепенно переходит от продажи тренингов к интеграции в корпоративную систему управления персоналом.

Сегодня успех компаний прочно сцеплен с личностным успехом управляющих и представляет собой сумму отдельных карьер. Стартом карьеры можно считать базовое вузовское образование, ее ускорителем — эффективное дополнительное образование.

Региональные образовательные резервы дополняются мощными столичными структурами. На Урале успешно действует Московская международная высшая школа бизнеса «Мирбис». Основная программа института — МВА (мастер делового администрирования). В России специалистов со степенью МВА не так много, около 6 тысяч человек, 53% из них имеют должности генеральных директоров предприятий и их заместителей. Партнерами высшей школы бизнеса на Урале являются такие промышленные гиганты, как НТМК, Евразхолдинг, СУАЛ, а также банки и международные корпорации.

В Тюмени и ХМАО интересно и эффективно действует консалтинговая группа «Аналитик-центр». Она непрерывно мониторит состояние рынка труда и оперативно реагирует на изменения, проводит исследования для выявления наиболее востребованных тем. По мнению директора группы Алевтины Рогалевич, спрос на специалистов можно разделить на две части: «зону контролируемого спроса, который можно спрогнозировать, им занимаются вузы, и зону стихийного спроса, им занимаемся мы». Так, ответом «Аналитик-центра» на дефицит специалистов в области управления человеческими ресурсами стали полугодовой проект «HR-школа», летняя сессия «Эффективное управление персоналом».

В подготовке материала участвовали Игорь Степанов и Оксана Клиницкая

Профильные связи предприятий и образовательных учреждений формируют отраслевую горизонталь. Система дополнительного образования завершает учебную вертикаль. Все реализуемые сегодня успешные модели подготовки кадров для экономики представляют собой пересечение двух осей, учебной и производственной.

Работодатели как «образователи»:
Формы участия предприятий в подготовке специалистов


Дополнительные материалы:

Музейная достопримечательность
Марина Романова


— Формирование образовательного заказа
— Участие в разработке учебных программ
— Проведение практик и стажировок
— Преподавание
— Аттестация вузов и выпускников
— Целевое финансирование
— Создание собственных учебных центров
— Создание образовательных фондов
— Корпоративные университеты

В сварочной мастерской картина более радостная, потому что более современная: здесь есть даже полуавтоматы. Объясняют: помог Уралмашзавод — станок на предприятии не выдержал боевой нагрузки, зато для учебной сгодился. Захожу к фрезеровщикам: «Оборудование какого поколения?». «Старее не бывает…». А я думаю, бывает. Екатеринбургское профучилище 1, когда-то бывшее базовое для Уралмаша, и сейчас одно из самых крепких. Другим-то каково?

Утро в профессиональном училище. Мастер производственного обучения ждет группу: с минуты на минуту ребята должны прийти на практические занятия. Ждут и токарные станки: два десятка в два ряда, аккуратные и пока тихие. Видно, что их берегут, холят, стараются максимально продлить жизнь. Сколько станкам лет, спрашиваю. «Сколько и мне», — отвечает немолодой мастер, потом спохватывается: «Нет, постарше будут, еще до войны их поставили». Может быть, токарное дело за три четверти века мало переменилось? «Очень переменилось, — сбивает мастер мой вымученный оптимизм, — теперь они с программным управлением».

Мне рассказывали об американском колледже, где готовят авторемонтников: работодатели привозят туда не только битые автомобили, но и новые, со сложной начинкой, потому что понимают: скоро и они потребуют ремонта. Чтобы не погрязнуть в черной зависти и не утонуть в безверии в российские перспективы, приведу местный положительный пример. Оптико-механический завод выпускает инкубаторы для выхаживания новорожденных. Недавно такой аппарат со сложной электронной базой был передан в УГТУ-УПИ, чтобы ребята не «на пальцах», а на конкретных деталях осваивали современную технику. Всего УОМЗ отправил на физико-технический факультет пять современных приборов.

«На бюджетной основе никогда не обеспечить училищам современную производственную базу», — говорит сотрудник областного министерства образования Валентина Федотова. Предприятия могут сколь угодно рьяно, с чувством праведного гнева, ругать образование за подготовку специалистов недостаточной квалификации — без их участия ситуация не изменится.


Прецедент или инцидент Ждите ответа Очарование замыслов Крестики-нолики В Перми — «36,6» UTair прорвалась в Прикамье За и против Не за страх, а за деньги Прямо по лестнице, ведущей вверх

Главная / Инвестиции