Главная / Инвестиции / В потемках



Евгений Артюх


На Среднем Урале появиласьАльтернативная свердловская областная дума (АСОД). Как утверждаютее создатели, — первая подобная в стране. Инициаторами созыва АСОДвыступили в противовес «Единой России» региональные отделения партий,не прошедших в свердловское Законодательное собрание: Партиипенсионеров (ПП), «Яблока», Народной и Аграрной партий, Союза людейза образование и науку, Партии социальной справедливости. Двери открытыи другим. Альтернативная дума, работающая в форме общественныхслушаний, обещает стать экспертной площадкой для выработки местногозаконодательства. Депутаты АСОД — юристы, страховщики, представителимуниципальных органов власти (в том числе бывшие) — действуют от лицане только екатеринбуржцев, но и среднеуральской провинции.

Моя твоя не понимает —Евгений Петрович, губернатор Россель, обладающий законодательнойинициативой, является членом партии «Единая Россия»; председательобластного правительства Алексей Воробьев — глава политсоветарегионального отделения «ЕР»; облдума, с которой вам предстоитсотрудничать, наполовину представлена членами «партии власти». Выходит,вы в законотворческом тупике?

Январьпринес АСОД первые политические дивиденды: кандидаты, поддержанныеКоординационным советом думы (это прообраз теневого областного кабинетаминистров), избраны главами Белоярского и Сысертского районовСвердловской области. Теперь депутаты проводят консультации: комуиз кандидатов оказать поддержку на мартовских выборахв екатеринбургскую гордуму. «Ресурс одной только Партии пенсионеровв Екатеринбурге — семь районных отделений, около 4 тысяч партийцев,потенциальных агитаторов и избирателей», — объясняет возможности АСОДпредседатель регионального отделения ПП, генеральный директоркорпорации «Левъ» Евгений Артюх. «Возможно, — не исключает он, — через какое-товремя в рамках альтернативной думы или теневого кабинета мы сможемпредставить населению области команду, которая целиком сменитправящую».

— На первом заседанииАСОД рассматривался законопроект «О порядке предоставления информацииорганами госвласти Свердловской области». В нем заложено три важныхпринципа: создание технически общедоступных, бесплатных и исчерпывающихбаз данных; доступ населения на заседания органов госвластис возможностью записи техническими средствами; общественный контрольза качеством исполнения закона. Лично я не уверен, что действующиедепутаты или исполнители закона не извратят его дух и букву.

— Мы считаем, чтообщественные интересы выше партийных. «Единая Россия» не должназабывать, что избиратель прихотлив, он голосует исходя из поведениявласти. Кроме того, несколько депутатов облдумы уже выразили готовностьсотрудничать с нами.

— Вы кинулись в суд, а он необъективен; в прокуратуру — а она коррумпирована; в СМИ — а они зависимы…

—Сам факт принятия закона, разработанного нами, уже будет победой.В случае его неисполнения, извращения мы будем апеллировать к суду,прокуратуре.

Но всемуесть предел. Думаю, выход не в том, что барин или царь прозреети станет народным. Выход — в том, что власть поймет сигналыи перестанет передергивать, иначе общество в какой-томомент дойдет до такого отчаяния, что сметет эту власть. Чем менеевласть будет адекватна по отношению к населению, тем более она будетнапоминать кучку осажденных заговорщиков. Сегодня пенсионеры вышли,завтра дети пойдут, а послезавтра возникнут акции гражданскогонеповиновения. Украина — пример того, что может произойти, когдав обществе скапливается критическая масса альтернативной идеологии,и как общество не позволяет себя перевернуть.

—В Советском Союзе, где преобладала государственная (общенародная) формасобственности, наличие одной партии, одной политической линии былообъяснимо. Сегодня есть различные формы собственности, а многоукладнойэкономике соответствует многопартийная система. И мы считаем, чтостроить в многоукладной экономике монопартийную систему — нонсенс.Вы правы, это не может привести ни к чему, кроме коррупции. В условияхрынка обогащаться будут лица, принадлежащие к партии и с помощьюпартии. Бюрократическое государство быстро переродитсяв коррумпированное. Впрочем, оно уже является таковым.

—Я как гражданин вообще не понимаю стратегии развития страны в обозримомбудущем. Если огосударствление, то давайте открыто примем, что этогосударственная стратегия, что госконтроль над основными ресурсамибудет источником финансирования социальных программ — бесплатногообразования, медицины. До какого уровня будет простиратьсяогосударствление? Наверное, крупные предприятия перейдутв государственную собственность, а мелкий бизнес оставят как отдушину,форму самозанятости населения? Нет проблем, может быть и такаястратегия. Но в любом случае она должна быть внятной, прозрачной.А президент молчит. Он даже во время президентских выборов отказалсяот дебатов и не соизволил изложить нам свою программу. Такую же позициюзаняла «Единая Россия» на выборах в Госдуму, сравнив дебаты с игроймежду Третьяком и дворовой командой. Это-тои плохо, что власть не желает объясняться с людьми, не опираетсяна их инициативу, она совершенно не публична. Мы не знаем, кто и какимобразом принимает решения в администрации президента, что и кому тамв голову взбрело? А если там кто-нибудь с ума сойдет? Механизм общественного контроля утрачен, вот в чем опасность.

—Вам не кажется, что в экономике как раз взят курс на огосударствлениеи тенденция к монопартийности вполне в него укладывается?

Реакцияможет быть различной. Апатия и уход из общественной жизни, какследствие — неэффективное расходование энергии людей: они не будутработать на благо общества, они будут зря прожигать жизнь. Другаяреакция — агрессивная. Люди скажут: «Нас искусственно отсекли от общественно-политическойжизни. Тогда мы будем жить в этой стране альтернативными способами,станем отверженными, будем протестовать». Это приведет к нарастаниюсоциальной напряженности. По-моему, так ВВП не удваивают.

Всемы из страны не уедем. Каждый из нас наполнен жизненной энергиейи хотел бы приносить пользу. Я не меньший патриот, чем наш президент.Но я хочу понимать, как мы собираемся жить, чтобы максимальноэффективно рассчитать и использовать свои ресурсы гражданинаи бизнесмена. Пока я не понимаю перспективы, я нахожусь в полномтупике. Я не знаю, на что мне ориентировать своих детей, даже не могуим порекомендовать, в какой институт поступать, какие специалисты будутвостребованы. И в этой ситуации находится вся страна, все население,семьи не могут строить собственные стратегии — отсюда низкаярождаемость, большое количество разводов.

—Основная задача власти — принимать законы, которые адекватно отражаютуровень общественных отношений, интересы общества. Но уже сейчас всечаще звучит мнение, что по писаным законам жить нельзя. У нас чтони закон, то новое бремя для человека — возьмите пресловутуюмонетизацию социальных льгот. Предпринимательство давно несет расходы,не соответствующие уровню налогообложения. Я имею в виду банальныевзятки чиновникам, платные услуги муниципальных служб. Наболевшая тема:в Екатеринбурге перевод жилых помещений в нежилые сопровождаетсямногомесячной процедурой. Любое согласование стоит денег, и такихсогласований — до двух десятков. А если у тебя проблемы, то ещеи в карман заплати.

— А как удваивают?

— Это сложный вопрос. Во-первых, существует проблема личностей, чьи амбиции пока мешают созданию мощной партии. Во-вторых, есть примеры: кто-тозарегистрировал федеральную партию и стал ее лидером. А никакойэкономической основы за ним нет, он даже газету не способен издавать,офис снять. О какой электоральной базе можно говорить? То есть по мерестановления партийной системы капитал должен наконец-то сказать свое слово. Но дадут ли ему это сделать? Мы же не исключаем перспективы огосударствления крупного капитала.

Рождение сверхновой — Можно ли рассматривать объединение ваших партий как протоячейку будущей системообразующей федеральной партии?

— И все же исключить возможность появления не санкционированной Кремлем партии социального уклона нельзя?

Я посчитал,сколько стоит финансирование партии федерального уровня: минимум 8 —10 млн долларов в год. Это серьезные деньги. И процесс огосударствленияэкономики, сращивания власти и капитала, по сути, выбиваетэкономическую почву из-подмногих партий. Если и дальше так пойдет, они превратятся в общественныеорганизации, отражающие интересы отдельных социальных групп,но перестанут быть субъектами избирательного права. За редкимисключением: по избирательному кодексу в выборах муниципальных органоввласти могут участвовать не только партии, но и общественныеорганизации.

— Кто же в таком случае выступит экономической основой новой партии? Малый и средний бизнес?

—Да. Закон о выборах в Госдуму, принятый в декабре, ведет к тому, чтов 2007 году мы скорее всего получим двухпартийную систему. Две партии,набравшие в целом 60 процентов голосов и более, будут формировать всюДуму, остальные, а вместе с ними и значительная часть населения,окажутся за бортом. Так что есть соблазн собраться общественной силой,создать мощную партию и как дать… Это возможно при условии прозрачностивыборов, общественного контроля за их проведением. Я не думаю, что этолучший выход — сказать: давайте сыграем в 2007 году по их правилам.

— Замкнутый круг: малыйи средний бизнес не является субъектом политической деятельностии не может влиять на состояние законодательства, а законодательствоне стимулирует развитие малого и среднего бизнеса, в том числе каксубъекта политической деятельности.

—Он не может представлять угрозу действующей власти в силураздробленности, разрозненности интересов, финансовой нестабильности.Малые предприятия появляются, как грибы, и банкротятся. Нестабильноефинансовое положение малого бизнеса позволяет ему лишь содержать себя,практически не занимаясь расширением производства, то есть в том числеи политикой.

— Как насчет населения?

— Так и есть,за исключением харизматических личностей, которые могут попастьв партийную обойму и попытаться заняться политикой на федеральномуровне. В остальном единственная реальная отдушина для малого бизнеса —муниципальные образования. Думаю, региональные парламенты тоже могутбыть доступны для малого бизнеса, особенно там, где капитализацияполитики не достигла таких масштабов, как на Урале, где стоимостьзатрат на избирательную кампанию невысока.

— Достаточно того, что население голосует. Отсюда главное — мотивировать, заинтересовать его идеологически.

— Население может финансировать партию через систему взносов. Но, во-первых, это технически сложно организовать; во-вторых,оно достаточно бедно, чтобы его грузить партийным налогом. Чтобызаставить население платить, сегодня нужно быть электросетевойкомпанией. Мне кажется, это невозможно — наладить в стране сбор средствна финансирование какой-то партии.

— И все же о материальной базе. У меня складывается впечатление, что «заграница нам поможет».

—Мы в партии работаем на волонтерских началах. Небольшие взносы, которыемы собираем (а некоторые партии вовсе их не собирают), не позволяютвозникнуть жирующей бюрократической верхушке. Опираясь на общественнуюинициативу, мы, соответственно, не можем оторваться от людей.А в истории бывают переломные моменты, когда население готово поднятьсяи привести к власти, в результате чего меняются не только политическиережимы, но и общественные формации.


Дитя российского кризиса «…И поставиши град» Пусть бизнесом занимается бизнес Как сделать бэби Сезон охоты на чиновников Время собирать город Правые: «низы» хотят, «верхи» не могут Адрес интеграции Одним правом стало больше

Главная / Инвестиции