Главная / Инвестиции / Пищит, но лезет

Гостиничный рынок растет со скоростью 10 — 15% в год и в других крупных городах УрФО. В строительство и реконструкцию отелей вкладывают деньги сети иностранные (шведская Rezidor SAS; английская Inter Continental Hotels Group, которой принадлежит бренд Holiday Inn; французская Accor) и федеральные (тот же HELIOPARK Group и «Амакс Гранд Хотелс»). Инвесторами выступают и местные компании: ИК «Ермак» (Пермь), УК «Евро-азиатская управляющая компания» (Екатеринбург), холдинги УГМК, «Лидер», AVS Group.

Саммит ШОС, который состоится в середине 2009 года в Екатеринбурге, становится катализатором развития гостиничного рынка: номерной фонд (5,5 тыс. мест) увеличится через два года почти в полтора раза (на 2,5 тыс. мест). К 2015 году, согласно стратегическому плану городской администрации, мест в гостиницах будет 12 тысяч. Объем рынка возрастет к тому времени с нынешних 1,4 до 2,5 млрд рублей в год. Однако если в Екатеринбурге будут реализованы все запланированные проекты, уже через два-три года рынок окажется перегрет, уверены отельеры. Сегодня инвесторов привлекает высокий спрос и отсутствие конкуренции. Пока средняя заполняемость уральских отелей выше среднероссийской (55 — 60%, в эконом-классе — 90% против 40 — 45%). Но с ростом количества гостиниц она снизится до 35 — 40%, поскольку спрос не столь значителен, как потенциальное предложение в виде заявленных к строительству отелей.







Почему строят не то В Екатеринбурге цены в отелях среднего сегмента, ориентированных на бизнес-туристов («Антей», «Гранд Авеню», «Октябрьская», «Эрмитаж», Park Inn, «Московская горка»), высоки — от 2,5 до 12 тыс. рублей за номер. Причина — отсутствие конкуренции. Премиум-класс представлен единственным пятизвездочником «Атриум Палас отель» (до 58 тыс. рублей за номер). Большинство новых объектов готовятся к открытию в 2008 году. Это, впрочем, как и везде в УрФО, средний и премиум-класс: например, Novotel — четыре звезды, Hyatt — пять. В Перми новые гостиницы, появившиеся с 2005 года (New Star, Plaza Olimpia, «Жемчужина»), тоже относятся к бизнес-классу. В Тюмени в конце весны подписано соглашение между городскими властями и представителями шведской гостиничной сети Rezidor SAS о строительстве гостиницы Radisson+. Как сообщил управляющий принадлежащим сети отелем Park Inn в Екатеринбурге Чарльз Оттер, планируется дальнейшее продвижение Rezidor SAS в Екатеринбурге и Челябинске. В Челябинске в сентябре будет открыт Holiday Inn. Во всех этих отелях стоимость номеров начинается с 2,5 тыс. рублей.

Выходящие на рынок новые игроки рассчитывают на рентабельность в 20%. Для получения высокой прибыли им придется наладить эффективное управление бизнесом (чтобы обеспечить загрузку гостиниц не менее чем на 65 — 70%) и развивать дополнительные услуги широкого спектра (проведение семинаров и конференций, торжеств в ресторанных комплексах и т.д.). Но прежде всего игрокам надо тщательно рассчитать, какой именно проект в перспективе станет прибыльным: через два-три года ситуация значительно изменится. Пока многие ниши не заполнены: остро не хватает отелей наиболее востребованного эконом-класса и загородных, а также и небольших гостиниц во «вторых городах». Казалось бы, именно на эти сегменты и следует ориентироваться. Но взоры инвесторов устремлены отнюдь не туда.

Игроки объясняют отсутствие интереса к дешевым гостиницам тем, что затраты на строительство отелей бизнес— и эконом-класса почти одинаковы (по подсчетам директора департамента маркетинга группы компаний AVS Group Андрея Станкевича, за квадратный метр инвестору придется выложить от 1,5 до 3 тыс. долларов). При этом цены в бизнес-классе намного выше и окупается он соответственно быстрее, хотя заполняются дешевые гостиницы лучше.


Между тем наиболее востребованы сегодня именно гостиницы эконом-класса. В городах УрФО они составляют всего 10 — 20% рынка. В Екатеринбурге поселиться по цене до 2 тыс. рублей в сутки можно только в «AVS Отеле», «Большом Урале», «Свердловске», «Зеленой роще» и «Таганской». В Перми — в «Полете», «Центральной», «Визите», «Мотовилихе». «Количество гостиниц эконом-класса должно быть значительно выше», — оценивает ситуацию в столице Южного Урала управляющая гостиницей «Челябинск» Кристина Наметышева. Маркетолог пермского отеля «Полет» Анастасия Таланова отмечает: «Многие гостиничные проекты, которые реализуются у нас сегодня, не отвечают реалиям пермского рынка. Строят с расчетом на делового туриста, но экономика края растет не так быстро, чтобы привлечь большой поток богатых предпринимателей. Городу более необходимы недорогие отели».

Еще одна ниша, обделенная вниманием инвесторов, — отели загородные и во «вторых городах». «В небольших городах Свердловской области туристу остановиться практически негде», — говорит директор туристического агентства «Тесис-Екатеринбург» Вадим Овчинников. Выходить за пределы деловых центров отельеры опасаются — не наберут клиентуры. «Внутренний туризм в Прикамье развит очень слабо, потому такие проекты считаются нерентабельными. Привлекательна для инвесторов только Пермь как деловой центр», — подтверждает руководитель экспертно-аналитического отдела Пермского аналитического центра Ирина Трубинова.

Однако очень скоро сегмент дорогих и среднеценовых отелей будет насыщен, и вот тогда компании окажутся вынуждены вкладывать средства в более дешевые отели, уверена управляющая «Московской горки» Елена Важенина. По прогнозам департамента маркетинга AVS Group, через три года доля недорогих гостиниц в Екатеринбурге вырастет с 10 до 35%.

Исключением на общем фоне выглядит Южный Урал. В регионе активно развивается внутренний и въездной туризм,

В Тюменской области гостиницы бизнес-класса в основном сосредоточены в ХМАО. Округ вообще лидирует в УрФО по количеству гостиниц, причем половина из 106 объектов (6 тыс. мест) построена в последнее десятилетие и может предложить гостям высокий уровень сервиса. «Это вполне логично, — комментирует Елена Важенина. — Наиболее высокая деловая активность в Тюменской области — в нефтедобывающей Югре, богатом регионе, куда приезжает огромное количество бизнес-туристов». В самой Тюмени, как отмечает аналитик рынка недвижимости консалтинговой компании «Лекс» Валентина Трошина, за последние пять лет ситуация практически не изменилась: в городе насчитывается не более 20 гостиниц всех сегментов.

Как управлять Вычислить наиболее перспективную нишу на гостиничном рынке — еще полдела. В условиях растущей конкуренции отельеры задумываются о качестве управления бизнесом. Тон задают иностранные гостиничные сети, которые с 2005 года активно выходят на уральский рынок. Сеть — это не только единый бренд, но и жесткое соблюдение определенных высоких стандартов (оснащение номеров, способы их бронирования, спектр услуг, место расположения отеля, высокий уровень подготовки персонала и т.д.), по которым строится работа всех отелей этой сети в любой точке мира. Стандарты позволяют снижать издержки, удерживать постоянных клиентов и привлекать новых.

и инвесторы в последние год-два начали вкладывать деньги в строительство гостиниц возле наиболее популярных мест. Например, в начале лета в Миассе заработал отель Fongrad (собственник — челябинский бизнесмен Александр Хазимов). Намерен построить гостиницу владелец челябинской сети магазинов фототехники «Арсенал» Вячеслав Лукьянов (в долгосрочную аренду под строительство взят участок земли в поселке у озера Тургояк). На миасский гостиничный рынок выходит также челябинская инвестиционная группа «Пионер» (подробнее см. «На опережение», «Э-У» № 9 от 05.03.07).

Сетями подобные союзы назвать нельзя (каждый отель сохраняет «индивидуальность»), однако такая система управления позволяет развивать сервис и снижать издержки. Рассказывает Алиса Шелестова: «В наш холдинг, помимо гостиниц, входят вспомогательные компании — инженерная служба, бронирование, охранное предприятие, центр подбора и обучения персонала. Одиночный отель не может себе позволить такое количество служб, обеспечивающих полноценное функционирование, приток постоянных клиентов. А они нужны: россияне за границей распробовали, что такое качественное гостиничное обслуживание, и становятся требовательны к местным операторам».


Создания местных гостиничных сетей ожидать, однако, не стоит. «Строить сеть в рамках одного города нецелесообразно. Цепочка отелей с единым сервисом и управлением рентабельна, если они расположены в нескольких крупных городах», — считает коммерческий директор ООО «Евро-Азиатская управляющая компания» Алиса Шелестова. Местные игроки ищут другой путь укрупнения — собственники покупают несколько разноплановых гостиниц, которыми руководит одна управляющая компания. Так, в Екатеринбурге Евро-Азиатская компания управляет пятью объектами («Екатеринбург-Центральный», «Гранд Авеню отель», «Исеть», «Сити отель» и «Премьер»). В объединение «Уралотель» вошли гостиницы «Уралотель», «Атлантик», «Екатерининская». В Челябинске компания «Гостиничное хозяйство» объединила «Малахит», «Южный Урал», «Омскую». В Перми объединены «Отель Спорт» в центре столицы Прикамья и «Отель Спорт Кемпинг» за городом.

На перспективу развития профессионального управления отелями указывает Елена Важенина: «У нас, как правило, управляющая компания принадлежит владельцу гостиниц и работает на его объекты. А в Москве развиваются независимые управляющие компании, которые берут в управление гостиничные объекты. Поэтому можно спрогнозировать, что через пару лет и на Урале появятся профессиональные управленцы и компании в сфере гостиничного бизнеса, которым владельцы гостиниц смогут доверить свое дело».

Пермские отельеры тоже видят преимущество в объединении разных типов гостиниц. Директор «Отель Спорт» и «Отель Спорт кемпинг» Ильза Маликова объясняет: «В городском отеле основная загрузка — в рабочие дни, а в загородную резиденцию гости приезжают по выходным и праздникам». «В Уральском регионе очень мало загородных отелей, но спрос на них растет», — отмечает Дмитрий Степаненко.

Однако саммиты проходят у нас не каждый день. На фоне общего роста номерного фонда наполняемость отелей в обычные дни существенно снизится, что приведет к увеличению сроков окупаемости и снижению рентабельности гостиниц. Выигрышное положение на рынке займут игроки, уже сегодня работающие на будущее: создающие объединения и пул постоянных клиентов, предлагающие дополнительные услуги проведения конференций и семинаров, категорирующие отели по российским и зарубежным системам сертификации.

В новых условияхУчастники рынка уверены, что Уралу предстоит пережить гостиничный бум. К этому подталкивают усиление деловой активности, развитие экономики: все чаще у нас проходят съезды, саммиты и визиты vip-гостей на самом высоком уровне. Власти пытаются позиционировать Екатеринбург как центр делового, выставочно-конгрессного и событийного туризма. Для жителей и гостей региона рост рынка — безусловное благо: гостиничные операторы в борьбе за клиента повысят уровень сервиса.


Проблемы стали PR-кампанией Интеграция дивизионов Монополисты не пускают на рынок Немцы встали в очередь за ямальским газом Матрешка на распутье Спекулянт поневоле Ушел… Совсем ушел Без портов Уральский эксперимент

Главная / Инвестиции