Главная / Инвестиции / Тесные сети




Основой будущей системы транспорта электроэнергии в стране станут пять межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК), конфигурация которых утверждена РАО год назад. Структура МРСК будет холдинговой, в их состав войдут региональные распределительные сетевые компании (РСК; от 110 кВ и ниже), которые создаются по мере разделения АО-энерго на виды деятельности: генерацию, транспорт, сбыт и сервис. Первая МРСК объединит сети АО-энерго Центра и Северного Кавказа, вторая — Северо-Запада, третья — Урала и Средней Волги, четвертая — Сибири, пятая — Дальнего Востока. Такая конфигурация основана на принципе максимального укрупнения компаний для обеспечения достаточной величины активов и ликвидности их акций на рынке. МРСК Урала и Волги, официально зарегистрированная 23 февраля, имеющая 35 тыс. сотрудников и оборот в 1,5 млрд долларов, выступает управляющей компанией для сетевых структур 15 энергосистем, «начиная с Ямала, Хантов и заканчивая Самарой и Ульяновском», — так очертил ареал влияния компании ее генеральный директор Алексей Бобров на пресс-конференции в Екатеринбурге. Реформирование энергетики, в ходе которого появляются новые рыночные структуры, в том числе и сетевые компании, Алексей Бобров определил как «очень инертное мероприятие». Но подчеркнул: «Это нормально, когда без революционных изменений для экономики страны». Алексей Бобров ответил, в частности, и на наши вопросы.

— Владельцем 100% акций МРСК является РАО «ЕЭС России». Планируется ли продажа пакетов?

Алексей Бобров

— Но если нет ясности по акциям компании, вероятно, нет и ответа на вопрос: за счет каких средств будет производиться глобальная модернизация сетей, о необходимости которой так много говорят?

— Планируется ликвидация РАО. Соответственно акционеры РАО получат акции МРСК. В федеральной собственности останется 52%. А дальше — развилка: до сих пор не известно, будут продаваться эти акции, пойдет ли дальнейшая приватизация МРСК. Не ясно, что лучше: продавать акции МРСК или РСК. Правительство РФ не определилось с решением, и я не думаю, что это произойдет скоро.

— Произойдет ли оптимизация сетевого бизнеса в структуре холдинга?

— На встрече со мной полпред президента РФ в УрФО Петр Латышев и губернатор Эдуард Россель подчеркивали: энергетики уже не могут обеспечить промышленный рост на территории и Свердловской области, и соседних. Подключаться к электроэнергии для предприятий становится все сложнее. И эту проблему нужно решать. Безусловно, назрели модернизация имеющегося сетевого комплекса и создание нового. Необходимо как качественное изменение инфраструктуры (установка новейших приборов учета, систем диспетчеризации), так и количественное: нужно увеличить сечение, мощность и пропускную способность сетевого комплекса в целом. Делаться это будет пока за счет средств компании, то есть денег потребителей, которые они платят ей за транспорт электроэнергии: там предусмотрена составляющая — плата за развитие сетей. Это во-первых. Во-вторых, сейчас утверждается новая методика покупки мощности. Государство установит плату за мощность, которую собирается потреблять собственник, строящий новые объекты — неважно, предприятия или жилые дома в городе. За счет этой платы к объектам будут подводиться новые сети, расширяться действующие подстанции, строиться новые. В-третьих, я все-таки не исключаю, что большие инвестиционные проекты, без которых не обойтись в будущем, привлекут кредитные средства, частные долгосрочные инвестиции. Таков набор источников.

— Есть ли шансы развития конкуренции, ведь в стране будет всего пять межрегиональных сетевых компаний?

— Оптимизация — не самоцель. Основная наша задача — надежность и безаварийность. Мы не можем принести их в жертву тому, чтобы непременно на чем-то сэкономить. Энергетические кризисы в Америке, когда на сутки гас свет, — пример того, как рынок заставил компании максимально оптимизировать бизнес и экономить буквально на всем. Борясь с издержками, сокращая расходы, нельзя переходить грань, которая гарантирует компании надежную и безаварийную работу.

— Возможно ли монополисту кого-то не пускать в сети, например, затягивая оформление бумаг, или пускать за большие деньги?

— Транспорт электроэнергии — естественная монополия, поскольку не может быть параллельных электрических сетей. Сетевая деятельность регулируется государством, и конкуренция здесь если и будет, то незначительная — между региональными компаниями, обслуживающими территории. Основная борьба развернется в сфере продажи электроэнергии между операторами и ее производителями. То есть способ доставки — один, а вот услуги по транспорту могут предоставляться различными компаниями.


Фазовое преобразование Иерархия поиска Отец и сын пошли на мировую Акции Златоустовского меткомбината пытались похитить Архетип предпринимательского духа С ударением на «результат» Fantasy-doc Территория монополии Купим уголь про запас. Дорого

Главная / Инвестиции