Главная / Инвестиции / Якорь для инвестора

Благоприятная мировая конъюнктура позволила Прикамью по итогам 2004 года сформировать профицит бюджета в размере около 3 млрд рублей. Но сегодняшние преимущества — величина не постоянная, понимают руководители области. При смене «ветров» на всемирном рынке рост промышленного производства территории снизится до 4,5 — 5%, что явно недостаточно для динамичного развития.



В Прикамье, входящее в число регионов-доноров, на протяжении всей своей истории опирается на сырьевые отрасли: каждый квадратный километр его территории оценивается по стоимости недр в 2 млн долларов. Таких областей в России немного. Львиную долю бюджета региона, естественно, формируют нефтяники (предприятия ЛУКойла) и производители калийных удобрений ( Уралкалий, « Сильвинит»). Вклад в экономический фундамент вносят компании химии и нефтехимии («Сибур-Химпром»;, « Метафракс», « Азот», « Минеральные удобрения»), а также предприятия черной и цветной металлургии (Чусовской и Лысьвенский металлургические заводы, титано-магниевый комбинат « Ависма», Соликамский магниевый завод).


Обладминистрация не раз заявляла, что готова рассматривать любые предложения. Инвестиционная емкость экономических субъектов всех форм собственности, по ее оценкам, достигает 2 — 2,5 млрд долларов, объектов инфраструктуры — 6,5 млрд долларов. Таким образом, своей главной задачей региональная власть считает формирование в Прикамье инвестиционной инфраструктуры как составляющей создания благоприятных условий ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности региона.

Кроме того, уровень загрузки производственных мощностей экспортеров, на которых держится региональная экономика, вплотную приблизился к 100%, потенциал их роста практически исчерпан. Поэтому региональная власть видит перспективы в модернизации и расширении производства ведущих отраслей. А это требует масштабных вложений.

В прошлом году и.о. губернатора Пермской области Олег Чиркунов издал указ «О государственной поддержке разработки и реализации инвестиционных проектов на территории Пермской области». Были также определены критерии и методика отбора заявок на получение такого рода поддержки. В частности, господдержка оказывается только проектам производственной сферы стоимостью (без учета амортизационных отчислений) не менее 300 млн рублей. При этом срок вложений не должен превышать трех лет с начала реализации проекта.

Агентство содействия
Система государственной поддержки инвестиций в Пермской области включает несколько основных направлений. Государственную поддержку крупных проектов оказывает Агентство содействия инвестициям. На эту структуру возложены функции экспертизы проектов, поиск инвесторов (российских и иностранных), подготовка предложений по механизмам финансирования, а также продвижение.

Первый конкурс проведен в декабре 2004 года, на него поступили заявки трех предприятий отраслей цветной металлургии, химической промышленности и деревообработки. Объем вложений по каждому составлял от 300 до 350 млн рублей. В качестве формы государственной поддержки авторы избрали возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, связанным с реализацией проекта. По итогам конкурса победителем стал Березниковский содовый завод, владелец которого, Русская содовая компания, планирует построить рядом с существующими мощностями предприятие, выпускающее так называемую «тяжелую» соду, которая идет на производство стекла. Стоимость проекта оценивается в 50 млн евро. Объем государственной поддержки определен в размере 36 млн рублей. Возмещение части затрат на уплату процентов будет производиться из расчета 2/3 от процентной ставки по кредиту, полученному на реализацию проекта, но не выше ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату принятия решения.

Государственная поддержка осуществляется в форме либо предоставления гарантий, либо возмещения инвестору части затрат, связанных с реализацией проекта. Это могут быть уплата процентов по кредитам, полученным в российских банках, и средствам, привлеченным через лизинг, а также страхование рисков по проекту. Предусмотрены и такие формы содействия, как обучение персонала и развитие инженерной инфраструктуры. Критерии отбора заявок — экономическая, бюджетная и социальная
эффективность. Кроме того, при принятии решения о предоставлении господдержки учитываются экспертные оценки реализуемости и значимости идеи, а также необходимость ее для территории.


Сегодня основной формой поддержки инноваций является участие фонда в уставных капиталах организаций, создаваемых для реализации проектов. Решение о вхождении принимается советом директоров фонда по результатам предварительной экспертизы бизнес-планов. С начала деятельности Пермский фонд содействия венчурным инвестициям вошел в три инновационных проекта — в телекоммуникационной сфере, производстве строительных материалов и промышленных кондиционеров. Общий объем вложенных средств — 67 млн рублей.

Венчурный фонд
Господдержка инновационных (венчурных) проектов осуществляется Пермским фондом содействия венчурным инвестициям (ПФСВИ). К его приоритетным задачам относятся экспертиза проектов, а также участие в них в качестве акционера. Кроме того, фонд занимается продвижением на территории региона инновационных проектов в общероссийских программах Фонда Бортника «Старт» и «Темп».


Фонд принял решение об участии в создании серийного производства наукоемкой продукции — новых видов промышленных и транспортных кондиционеров. Пермское ЗАО «Элсокс» более 10 лет занимается разработкой и постановкой на поток систем нового типа (без использования фреона), опытные образцы продукции прошли апробацию в различных сферах промышленности. Сегодня перед разработчиками стоит задача запустить серийное производство. Решить ее без привлечения дополнительных средств невозможно. Одним из инвесторов выступает ПФСВИ, вклад которого составит, как и в первом случае, 20 млн рублей. Администрация области считает, что проект полностью соответствует политике коммерциализации научных разработок, проводимой региональной властью. Он станет одним из редких примеров, когда научная идея дойдет до стадии промышленного воплощения.

Первым профинансированным проектом фонда стало строительство городской универсальной широкополосной телекоммуникационной сети (автор — компания «ЭР-Телеком»). Фонд включился в него в ходе IV Российской венчурной ярмарки, прошедшей в Перми в 2003 году. По словам исполнительного директора ПФСВИ Андрея Мущинкина, созданная с участием фонда схема привлечения средств в этом проекте отработала на все 100%. Доля фонда невелика — 20 млн рублей. Но благодаря этому партнерству компания смогла привлечь капиталы юридических и физических лиц, причем не только из Перми. Сторонние инвесторы пришли вслед за фондом: они воспринимают эту структуру как административный ресурс, своего рода гарантию сохранности вложений. Весной этого года компания «ЭР-Телеком», разработав бизнес-план продвижения городской универсальной широкополосной телекоммуникационной сети в другие российские регионы, сумела заинтересовать такого солидного партнера, как Европейский банк реконструкции и развития. На днях банк подтвердил участие в проекте. В число акционеров также предполагает войти американская компания Columbus Nova Capital.

Десять малых инновационных предприятий получили с участием венчурного фонда поддержку в разработке бизнес-планов и поиске негосударственных инвесторов. Четыре предприятия направили заявки на участие в федеральной программе «Старт» Фонда Бортника. Одно из них получило грант на сумму 750 тыс. рублей. В 2005 году деятельность будет продолжена: предполагается направить шесть заявок на участие в программе «Старт» на общую сумму 4,5 млн рублей.

Еще один проект, которому оказывает поддержку Пермский фонд содействия венчурным инвестициям, — создание крупнотоннажного производства пеностекла, нового строительного материала. Уникальная технология разработана учеными Пермского технического университета. Участие областной власти в лице фонда позволило привлечь частных инвесторов. Доли фонда (20 млн рублей) и компаний-инвесторов в акционерном капитале — по 35%, еще 30% принадлежит разработчикам технологий.

До 2004 года подобные задачи решались в рамках областной целевой программы ипотечного жилищного кредитования. С 1 января этого года действие программы завершено. Сейчас фонд при участии обладминистрации наладил взаимоотношения с Федеральным агентством ипотечного жилищного кредитования. Между администрацией Пермской области, Федеральным агентством и ПОИФ заключено соответствующее соглашение.


Пермский областной ипотечный фонд
Стимулирование жилищного строительства осуществляется через Пермский областной ипотечный фонд жилищного кредитования (ПОИФ), который на основе федеральных стандартов формирует в Прикамье систему ипотеки, привлекает к работе банки, страховые и риэлторские компании.

С 2005 года средства из бюджета Пермской области ипотечному фонду не выделяются. Содержание его обеспечивается за счет собственных доходов от основной деятельности.

При фонде аккредитованы банки, страховые компании и риэлторские организации. Отработана схема рефинансирования предоставленных банками ипотечных кредитов. За счет средств областного бюджета сформирован необходимый для реализации этой схемы «оборотный капитал».

В течение прошлого года фонд активно создавал на территориях области сеть муниципальных подразделений (их число достигло 28). Также сформирован гарантийный резерв для обеспечения поручительств под кредиты, выдаваемые банками субъектам малого бизнеса. Проведен конкурс на создание центра бухгалтерского обслуживания для предпринимателей.

Фонд — малому предпринимательству
До 2005 года в сфере поддержки малого бизнеса действовала областная целевая программа. Она, как и ипотечная, прекращена с 1 января текущего года. В целях преемственности в бюджете области на 2005 год утверждены мероприятия, с учетом которых к основным функциям Уральского фонда поддержки малого предпринимательства (УФПМП) будут отнесены стимулирование вовлечения граждан в предпринимательскую деятельность, обеспечение доступа к финансовым ресурсам на всей территории области, развитие малых предприятий, выпускающих инновационную продукцию.

Баланс интересов
В 2004 году из бюджета содействия инвестициям на два направления — развитие объектов инвестиционной инфраструктуры и господдержку разработки и реализации проектов — направлено 233 млн рублей. Из этой суммы 71,6 млн рублей использовано на поддержку малого предпринимательства, 40 млн рублей — на содействие венчурным вложениям, 119 млн рублей — на ипотечное кредитование. Кроме того, на поддержку малого предпринимательства за счет средств Уральского фонда направлено 20,7 млн рублей.

Еще три года назад говорили, что малый бизнес в регионе развит плохо: это объяснялось высокой степенью индустриализации региона и рядом других объективных причин. За это время Прикамье совершило серьезный рывок в развитии системы поддержки малого предпринимательства, считают в обладминистрации. Если в 2000 году в Прикамье насчитывалось 111 тыс. субъектов малого предпринимательства, то к концу 2004-го — почти 140 тысяч. По словам бывшего вице-губернатора (ныне — руководителя СПС) Никиты Белых, «все, что мы делаем с точки зрения поддержки инвестиционных процессов, повышения инвестиционной активности, идет нормально».

Инструментарий привлечения инвестиций, как правило, утверждается на уровне федерального законодательства, указывает на сложность Никита Белых. Региональная власть в течение прошлого года не раз предлагала инициировать корректировку существующих налоговых инструментов, которые должны стимулировать инвестиционный процесс. Сейчас они обсуждаются на уровне федерации. В том числе — законопроекты об инвестиционных льготах по налогу на прибыль, которые практически уже восстановлены. От того, в какой форме федеральное законодательство намерено в дальнейшем стимулировать инвестиционные процессы, зависит и политика региона. Исходя из них он будет создавать свои формы содействия.

В бюджете содействия инвестициям, утвержденном на 2005 год, на развитие инвестиционной инфраструктуры и государственной поддержки, разработку и реализацию инвестиционных проектов (без учета текущего содержания) запланировано около 400 млн рублей. Из них доля средств, предназначенных на поддержку инвестиционных проектов, составит 274,7 млн рублей, на мероприятия для малого бизнеса — 40 млн рублей, на содействие венчурным инвестициям — 80 млн рублей. На экспертизу и продвижение крупных инвестиционных проектов предназначается 3,2 млн рублей. Через УФПМП на поддержку малого предпринимательства будет выделено 60,9 млн рублей.

Согласно бюджетному законодательству, при выделении средств из областного бюджета сторонней организации Пермская область должна получить долю в имуществе этой организации. Однако в соответствии с законом о некоммерческих организациях (а в Пермской области все фонды созданы именно в такой организационно-правовой форме) ее учредитель после внесения имущества утрачивает право на него. Доля учредителя в этом имуществе не выделяется. Администрация видит решение этой проблемы в акционировании фондов (и всей инвестиционной инфраструктуры) с передачей стопроцентной доли активов в областную собственность.

Господдержка: бег с барьерами
Наиболее существенной проблемой, возникающей при организации государственной поддержки инвестиций, региональная власть называет несоответствие формы выделения средств требованиям бюджетного законодательства. Этот вопрос неоднократно обсуждался как при утверждении областного бюджета, так и при рассмотрении отчетов о его исполнении.

Еще одно предложение — расширение господдержки путем поиска инвестиционных площадок, подготовки по ним соответствующей документации, их дальнейшего продвижения. Выбор такой формы позволит подключить к привлечению инвесторов администрации муниципалитетов. Это европейская система, которая понятна инвесторам. В настоящее время в Пермской области идет поиск площадок для организации нового бизнеса. Этот процесс не связан напрямую с законопроектом «Об особых экономических зонах в РФ». Обладминистрация полагает, что это будет некий прообраз промплощадок, которые формируются именно по принципу greenfield («чистого поля»). Эти территории не могут быть обременены никакими условиями. Руководство области и органы местного самоуправления, на землях которых находятся площадки, должны иметь единое представление о целях и направлениях использования выделяемых площадей.

В части совершенствования механизмов и форм оказания государственной поддержки предлагается перейти от содействия венчурным инновационным проектам к непосредственной поддержке рисковых инвестиций. Сегодня власть предоставляет помощь только в реализации наукоемких венчурных проектов, тем самым ограничивая возможности развития экономики инвестициями в высокотехнологичные идеи. Предлагается же поддерживать не только наукоемкие, но и все рисковые проекты в принципе.

Наличие или отсутствие федерального закона «Об особых экономических зонах в РФ», по мнению руководства области, не является необходимым и достаточным условием для подобной работы. Оно рассматривает этот документ как некую положительную опцию, которая может быть реализована при удачном стечении обстоятельств.

Совместно с бизнесом формируется также перечень отраслей и направлений, которые, с точки зрения размещения производительных сил, природных и трудовых ресурсов, экологической составляющей, были бы на таких площадках оптимальны.

Мнения специалистов
Иван Костин, генеральный директор ОАО «Мотовилихинские заводы»:


Дополнительные материалы:




— До сих пор мы не пользовались никакими привилегиями, которые дает инвестиционная инфраструктура

региона. Все налоги, в том числе в местную казну, платим сполна. Хотя я знаю о возможности получить инвестиционную льготу по налогам на прибыль и имущество в рамках областного бюджета.

Иван Костин

К концу 2005 года все должно встать на свои места, и в начале 2006 года мы проверим, какими льготами сможем воспользоваться. Холдинг разработал программы стратегического развития, которые влияют и на металлургический, и на оборонный комплексы, и на производство нефтяного оборудования. Льгота для крупных промышленных предприятий, которые инвестируют в развитие производства 300 млн рублей, конечно, станет серьезной поддержкой. Думаю, с учетом ремонтов и глубокой модернизации производственных мощностей наши вложения превысят эту сумму. Если мы сможем воспользоваться предлагаемыми инвестиционными инструментами, это будет очень полезно для завода.

Этот вопрос не стоял для нас остро, поскольку мы сами не были готовы к серьезным инвестициям. На этот год ОАО «Мотовилихинские заводы» разработало масштабную программу обновления основных фондов и реконструкции производств. Но весной появились новые акционеры. Самый важный — ООО «ОборонИмпекс», дочернее предприятие «Рособоронэкспорта» (25% акций холдинга). Поэтому в наши инвестиционные планы, скорее всего, будут внесены коррективы.



О закупке импортного оборудования, о проблемах с таможней на региональном уровне говорить не приходится. Эти вопросы зависят от политики государства в целом, поэтому все дороги ведут в Москву. Но региону и здесь повезло: много представителей Прикамья работает в столице. На мой взгляд, они достаточно серьезно занимаются проблемами Пермского края.

Владимир Ганьжин




— Инвестиционная привлекательность Пермской области в сравнении с другими регионами достаточно высока. Основную роль в этом играет устойчивый политический климат. Кроме того, имидж региону создает продуманная система поддержки местных предприятий. Очень важен тот факт, что областная администрация поставила инвестиционную привлекательность Прикамья во главу угла. И сегодня депутаты областного Законодательного собрания готовятся привести в порядок отдельные законы, связанные с этой тематикой.

Владимир Ганьжин, генеральный директор ОАО «Лысьвенский металлургический завод»:

На заводе подготовлена инвестиционная программа, презентацию которой мы будем проводить в ближайшее время. Это очень крупный проект: строительство литейно-прокатного модуля, который даст второе дыхание 220-летнему предприятию. Стоимость проекта высока: порядка 400 млн долларов, первая очередь обойдется примерно в 180 млн долларов. Льготу в рамках этого проекта мы пока не получали. Она начнет действовать, когда пойдут реальные инвестиции. Мы рассчитываем на снижение по налогу на прибыль до 50%.

Создан Фонд содействия инвестициям, существуют региональные льготы по налогам на прибыль и имущество для предприятий, ведущих активную инвестиционную политику. Эти льготы, может, и не очень высоки, но такие есть далеко не во всех регионах. Лысьвенский металлургический завод, ежегодно вкладывая в развитие производства от 50 до 100 млн рублей, чувствует определенную поддержку.



Не менее важна политическая составляющая. Любой инвестор, который приходит на нашу территорию, особенно иностранный, обязательно интересуется, каков у нас политический климат, есть ли взаимодействие с обладминистрацией? Когда мы ведем переговоры с нашими потенциальными партнерами из США, такие вопросы нам задают постоянно. И мы можем на них правильно ответить. Внимание региональной власти реально: она включила наш проект в число приоритетных для Прикамья.

Михаил Мусихин




— Рейтинги инвестиционной привлекательности, по которым Прикамье уступает немногим российским регионам, включая Москву и Санкт-Петербург, скорее всего, объективны. Но привлечение средств — сложная, многоплановая задача, инвесторы не приходят «по свистку» после присвоения очередного рейтингового статуса.

Михаил Мусихин, генеральный директор ООО «Пермская финансово-производственная группа»:

Думаю, нам предстоит критически осмыслить правила взаимодействия региона и инвестора. Многое зависит от того, будут ли они стабильны, понятны, цивилизованны. Бизнес совместно с администрацией области намерен реализовать идею проведения в Перми ежегодного межрегионального экономического форума с приглашением российских аналитиков, ученых, предпринимателей. Его задача — обсуждение реального потенциала экономики Прикамья. Подобные форумы проводятся в ряде регионов и приносят отдачу.

Инвестиционную привлекательность страны в целом и региона в частности можно создать только в результате большой, кропотливой, совместной работы власти и бизнеса. Мы сегодня рассуждаем о финансовой стабилизации, о золотовалютных резервах, по которым страна вышла на второе-третье место в мире. Но инвестиционного бума нет, отток капитала не уменьшается.

Другая сторона проблемы: инвестиции приходят в реальные компании, под конкретные проекты. Насколько готов сам бизнес к их приему? Способны ли наши предприятия продвигать конкурентоспособную продукцию на российский и международный рынки? Насколько высока культура управления и «прозрачность» компаний? Думаю, здесь немало вопросов.

Пермская финансово-производственная группа — межрегиональный холдинг. Мы ведем инвестиционные проекты в ряде регионов и вправе сравнивать климат. Если быть объективным, у Прикамья еще много резервов. На мой взгляд, одной из задач региональной власти должно стать создание инфраструктурных условий для развития бизнеса. Можно сколько угодно говорить об инвестиционной привлекательности, но когда в Пермь нельзя нормально прилететь, разместиться в гостинице, провести масштабную конференцию (для этого просто нет подходящего места), то результата не будет.

— Пермская область — уникальный регион для ведения бизнеса. Во-первых, несмотря на присутствие в структуре

Сергей Воздвиженский, председатель исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Большой Урал»:

Сергей Воздвиженский




Я приведу конкретные цифры: если «Оренбургнефть», дочерняя компания ТНК, при добыче в Оренбуржье более 12 млн тонн нефти показала в 2003 году прибыль в 146 млн рублей, то «ЛУКойл-Пермь», добыв в Прикамье 10 млн тонн нефти, отчиталась об 11 121 млн рублей прибыли (см. рейтинг 400 крупнейших компаний России, «Эксперт» № 37 от 04.10.04). Разница — почти на порядок. Соответствующие налоговые поступления, без сомнения, работают на всю экономику региона.

его экономики таких мощных компаний национального и даже международного значения, как ЛУКойл, «Уралкалий», ВСМПО-Ависма, Уралсвязьинформ, Пермский ЦБК, властям неизменно удается убеждать бизнес с уважением относиться к интересам жителей региона и одновременно демонстрировать доброжелательность к предпринимательству.

В-третьих, на территории региона действуют несколько влиятельных предпринимательских ассоциаций — Пермская ТПП, некоммерческое партнерство экспортеров «Прикамье», некоммерческое партнерство содействия деятельности промышленных предприятий, НИИ и КБ «Сотрудничество», Пермская гильдия добросовестных предприятий. Из сорока депутатов областного Законодательного собрания 25 — собственники или менеджеры компаний, в том числе системообразующих в региональной экономике. Все это — площадки для ведения с властью ответственного и партнерского диалога. Не случайно законодательство Пермской области больше отвечает интересам инвесторов, чем правовая система иных регионов.

Во-вторых, руководство Пермской области всегда отличало и умелое сотрудничество с федеральными органами власти. Администрации Прикамья удается пробивать объемные дотации на строительство дорог и газопроводов. Стоит ли лишний раз распространяться о том, что это крайне необходимая инфраструктура для стабильного развития бизнеса.


Намерен остаться «пенсионером» Тепло от двигателя Су-27 «Планета» с уральским акцентом Все не так плохо Дорогу осилит идущий Худо с добром Дороги и деньги Уловка-122 Ручная работа

Главная / Инвестиции