Главная / Инвестиции / Fantasy-doc

Фильм режиссера Алексея Федорченко, конечно, не о полете. Он о стране. У кого-то картина пробудила патриотические чувства: мы хоть и плетемся в конце (согласно свежему рейтингу Всемирного банка, Россия занимает лишь 97 место по доходам на душу населения), но все равно — первые. Кого-то напугала: любая реальность может оказаться сфабрикованной. А кого-то навела на грустные параллели с днем сегодняшним: изменилось все и ничего, человечество необучаемо. Фильм стал современным способом помянуть былое, и рюмка перед просмотром отнюдь не выглядит случайной.

Перед просмотром нового фильма Свердловской киностудии «Первые на Луне» авторы попытались окунуть зрителя в атмосферу 30-х годов прошлого века, готовя к необычному экранному действу. Билеты проверяли молодые люди, одетые в форму сотрудников НКВД, стайки молодых буфетчиц в шелковых платьицах и ярких бантах торговали в фойе кинотеатра «Космос» (где прошла премьера) по ценам того времени: пирожное — 30 копеек, рюмка водочки с огурчиком — 50 копеек. «Все, что было, — должно быть снято. Все, что снято, — когда-то было», такой софизм звучит в картине. В жанре документальной хроники изображается то, чего на самом деле не было. Фантастика тонко и стильно вплетена в документальную ткань. Моделируется несуществующая реальность прошлого — запуск космической ракеты на Луну, который Советский Союз якобы осуществил еще до войны. Причем сделано это настолько правдоподобно, что обман раскрывается не сразу. Да и потом, когда все ясно, доставляет удовольствие наблюдать за комбинациями настоящего и прошлого, реального и вымышленного.

Лично меня фильм «Первые на Луне» убедил также в том, что Свердловская киностудия действительно рассталась со своим прошлым. Каким бы достойным оно ни было, от прошлого нужно отталкиваться, чтобы двигаться дальше. Имидж Свердловской киностудии советских времен — добротное ровное «успокоительное» кино. Новые ритмы требуют новых фильмов.

Премьера картины состоялась в День космонавтики, а вполне могла бы пройти чуть раньше, в День всеобщих приколов. В ней сильна закадровая ирония, масса подспудной пародии. И вообще все показанное — просто розыгрыш. Это черта современного искусства: о важном — только с улыбкой, иначе неприлично. Говоря о насущном, нужно улыбаться. Видимо, время сейчас такое: смейтесь, пора расставаться с прошлым.


Но при всех несомненных достоинствах картины, мне трудно представить, чтобы зритель массово рванул ее смотреть. В образованном и культурном Екатеринбурге продвинутой публики, конечно, немало… Но «залы вам не собрать», прокомментировала умудренная прокатным опытом директор кинотеатра «Космос» Галина Писулина. Фильм не зрительский, но, надеюсь, фестивальный. Специалисты его оценят. Уважающая себя киностудия, выступающая в роли не просто участника рынка, но и творческой единицы или суммы многих единиц, должна делать и такое кино.

Мощная заявка на прощание с прошлым уже была сделана картиной «Егерь»: киностудия доказала, что способна производить кино зрелищное, коммерческое, хоть и без особых художественных изысков. «Первые на Луне» — кино другое, не в традиции студии. Оно вообще — не в традиции. Такие фильмы называют артхаусными, для немногих. Это эксперимент, поиск новых форм, своеобразный лабораторный опыт, по-моему, удачный. Творческая группа во главе с режиссером «ненароком», скрупулезно работая в течение двух лет над каждым кадром, по сути создала новый жанр — fantasy-doc.


Рособоронэкспорт подвинули Nice metal Кто впишется в поворот Лучше поздно, чем никогда Все не ТЭК, ребята На крыльях СУАЛа В Башкирии надеются на «байконурские» долги Страна советов Шаг назад

Главная / Инвестиции