Главная / Инвестиции / Незаменимых — есть

Расслабьтесь и получайте удовольствие Следующими «назначенцами» на территории Урала, вероятно, станут остальные члены тюменской тройки — главы Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов: срок полномочий действующих губернаторов заканчивается в марте текущего года. Просить о доверии ни Александр Филипенко (ХМАО),ни Юрий Неелов (ЯНАО) не стали. Похоже, в уральском полпредствеи администрации президента им и так доверяют: 7 февраля на сайтеполпредства (www.uralfo.ru) опубликован официальный список кандидатовна должность главы ХМАО. В нем два минимально необходимых имени:Александр Филипенко и Александр Сидоров, мэр Сургута. Причем Сидоров —скорее всего лишь спарринг-партнер: на последних всенародных выборах губернатор Югры получил порядка 90% голосов избирателей.

На 24 февраля назначенаинаугурация первого главы субъекта федерации в УрФО, избранногов соответствии с новой схемой — по представлению президентаи с одобрения регионального парламента. Им станет губернатор Тюменскойобласти Сергей Собянин.Очередные губернаторские выборы должны были состояться через год,но Сергей Семенович попросил Владимира Владимировича подтвердитьдоверие — и ему не отказали. Расчет Собянина дальновиден: теперьон первый из губернаторов регионов «тюменской матрешки», осененныйпрезидентским рукоположением. Чуть раньше, 4 февраля, так же переизбрангубернатор Приморского края Сергей Дарькин.Выяснив, что у Кремля нет кадровой альтернативы, хитроумный приморецпопросил президента о доверии и, можно сказать, поставил егов безвыходное положение.

Из тех уральских губернаторов, кто «может спатьспокойно», можно назвать и курганца Олега Богомолова. Переизбранный19 декабря прошлого года глава Зауралья (срок его полномочий истекаеттолько в декабре 2008-го) тоже вряд ли рискнет испрашиватьпрезидентского доверия. Да и характер избирательной кампании Богомоловасвидетельствовал: в Кремле его поддерживали. Незадолго до выборовон вступил в «Единую Россию» и стал ее официальным выдвиженцем.

Судьба Юрия Неелова пока не столь прозрачна.По информации из различных источников, его конкурент — Павел Завальный,генеральный директор ООО «Тюментрансгаз», газпромовской «дочки».Но ситуация, по мнению директора Института стратегического анализаи социального проектирования Эдуарда Абелинскаса, выигрышна дляНеелова. «В апреле прошлого года президент посещал Ямал, чтобы провестизаседание президиума Госсовета и Собрание представителей северныхтерриторий. Судя по всему, у главы государства сложилось положительноевпечатление о губернаторе Ямала. Конечно, с другой стороны — лоббиГазпрома, которое пытается сместить Неелова и заменить его кем-тоиз своих менеджеров. Но управлять предприятием — одно, а работатьна государственной службе — несколько иное. Думаю, это понимаети Кремль. Нет у федерального центра кадрового резерва, чтобы найтизамену Неелову».

— Если Петр Сумин реально планирует занять должностьгубернатора Челябинской области еще на один срок, то ему следуетпоставить перед президентом вопрос о доверии уже в ближайшее время, —считает вице-президентконсультационной компании «Советник», член политическогоконсультативного совета при полпреде президента в УрФО АлександрПодопригора. — В такой ситуации президент и его окружение не будутиметь политических и моральных оснований отказать Сумину в доверии,по сути, выгнать его с работы, ведь в целом серьезных претензийк деятельности губернатора нет. Тем более за Сумина постоянно голосуютболее 60% избирателей. Но сам Сумин, судя по его заявлениям, досрочноуходить не собирается. Возможно, с ним уже есть договоренность:он спокойно дорабатывает второй срок и покидает пост. Сейчас, по всейвидимости, он активно работает над тем, чтобы его место занял лояльныйпреемник. Впрочем, пока наиболее реальные «сменщики» Сумина, которыеякобы уже обозначены в «президентских списках», мягко говоря,не относятся к губернаторской команде. Это Василий Кичеджи, бывшийгендиректор Челябинского тракторного завода, в недавнем прошломзаместитель полпреда в Центральном федеральном округе по экономике,и Михаил Гришанков, заместитель председателя комитета по безопасностиГосдумы, в прошлом подполковник ФСБ.

Торопись медленно А вот главам Челябинской и Пермской областей ПетруСумину и Олегу Чиркунову придется принимать судьбоносное решениев ближайшее время: их полномочия истекают в декабре этого года.Последуют ли они примеру Сергея Собянина?

— О прописанных в конституционном законе выборахпервого губернатора Пермского края просто забыли. Это характеризуеткомпетентность тех, кто принимает решения. Разрешиться эта коллизияможет через внесение поправки в закон об образовании Пермского края.Однако если с этим будут медлить, а ситуация в регионах продолжитнакаляться, не исключено, что выборы все же состоятся — как пробный шарвозвращения к прежней схеме, — прогнозирует пермский политолог ОлегПодвинцев.

В Прикамье осложнения носят не персональный, а правовойхарактер. Олег Чиркунов — первый губернатор в наших краях, назначенныйПутиным по согласованию с крупнейшими субъектами региональной экономикипочти год тому назад в связи с переходом прежнего главы Пермскойобласти Юрия Трутнева на должность федерального министра. В прошломгоду по итогам референдума жителей Пермской области и Коми-ПермяцкогоАО образован единый Пермский край. Очевидно, Олег Чиркунов собиралсяучаствовать во всенародных выборах губернатора. По федеральному законуоб образовании Пермского края, они должны были состояться в декабреэтого года. Но закон явно не стыкуется с новой схемой избрания главсубъектов федерации:

Парадокс долгожителяКазалось бы, минимальны риски у губернаторов, чей срокзакончится в 2007 — 2009 годах. Но именно это обстоятельство можетоказаться источником раздражения Кремля. Наименьшие поводы длябеспокойства у оренбуржца Алексея Чернышева: у него устойчиво хорошиеотношения с федеральным центром, а когда по всей стране начались акциипротеста против монетизации льгот, Чернышев организовал митингив поддержку реформы. Если губернатор решится на досрочную отставку,то целесообразнее сделать это при нынешнем составе областногопарламента, то есть в 2005 году: депутаты в большинстве поддерживаютглаву Оренбургской области.

В такой нестандартной ситуации Чиркунов должен выбрать:либо настаивать на изменении законодательства и опереться на довериепрезидента (тем более что его кандидатура в губернаторы без приставки«и.о.» пока наиболее реальная), либо заручиться поддержкой населения.

Давно не секрет, что свердловский губернатор ЭдуардРоссель и башкирский президент Муртаза Рахимов, в свое время резкокритиковавшие центр за попрание принципов федерализма, ходят в «черныхсписках» президентской администрации. На пресс-конференциив конце января Эдуард Эргартович отрезал: «Мне не надо ни у когоспрашивать доверия. Я один раз спросил у пятимиллионного населенияобласти и получил его. У меня нет недостатка в доверии со стороныпрезидента, мы с ним встречались в конце прошлого года. У меня нетнедостатка в доверии со стороны председателя правительства России,с ним мы встречались 14 января, обговорили все насущные вопросы.Мы действуем рука об руку. Поэтому никаких встреч с полпредом по поводудоверия даже быть не может. Срок моих полномочий заканчивается21 сентября 2007 года. Вот тогда и будем спрашивать, доверяете илинет». Однако недавнее убийство в СИЗО лидера ОПС «Уралмаш» АлександраХабарова, вызвавшее у губернатора, по его собственному выражению, шок,склоняет к предположению о том, что силовые ведомства всерьез взялисьза экономическую базу региональной власти.

Президент Удмуртии Александр Волков заявил, чтопоступит так, как скажет президент. Тем временем, сообщил главныйредактор республиканской газеты «День» Сергей Щукин, со стороны Москвыи президентского полпредства в Приволжском федеральном округе поступилзаказ собрать информацию не только о Волкове, но и о других возможныхкандидатах на должность. «Ситуация в республике с монетизацией льготговорит о том, что президент Удмуртии не справился с задачей Кремля:пикетчики несколько раз на неделе перекрывали дороги. Да и у многихполитических и бизнес-структурпоявилось ощущение усталости от Волкова. Поэтому говорить о том, чтов ближайшее время он не попросит президента об отставке, с мой точкизрения, преждевременно», — говорит Щукин.

Руководитель Центра изучения элиты Института социологииРАН Ольга Крыштановская убеждена: «В национальных республиках созданыавтократические режимы, где президенты держат не только власть,но и крупный бизнес, которым владеют их родственники и друзья. Самаябольшая проблема для федерального центра состоит в том, чтобы разрушитьтакие автократии. Ради этого в основном и проводится реформа,по которой руководителями глав субъектов федерации должны статьмосковские, преданные президенту люди».

Так было на последних выборах президента Башкортостана,когда стремление федерального центра контролировать могучийреспубликанский ТЭК подкрепилось разоблачительными результатамипроверок МНС РФ и Счетной палаты, уводящими в верхи региональногоруководства (см. «Третий поход на Уфу», «Э-У»33 от 08.09.03). От Муртазы Рахимова тоже вряд ли стоит ждать«увольнения по собственному желанию»: не для того он положил столькосил на последних выборах, чтобы отказаться от президентства. Но можноутверждать: его нынешний президентский срок — последний, и следующийглава Башкортостана не будет принадлежать к клану Рахимовых.

Если так, то в подтексте должно читаться: главагосударства обладает неким стратегическим планом, который труднееобъяснить, чем реализовать молча, с помощью дисциплинированныхподручных. Не зря же сторонники Владимира Путина в период его первойизбирательной кампании не стеснялись настаивать, что нашей стране нуженПиночет.

Куда кривая выведет Остается главный вопрос: зачем? В чем глобальныйзамысел? Самый распространенный ответ: унитаризм историческии геополитически наиболее адекватен специфике России с ее безмернымипространствами и ресурсами, противопоставляющими себягосударственности. Так считает, например, Ольга Крыштановская: «Речьидет о реставрации государственного устройства, присущего Россиина протяжении столетий. На наших глазах прорастает старая российскаяматрица. Отечественная государственность веками строилась на принципахмоноцентризма и неразделенности власти и собственности. И сейчас речьидет о концентрации власти и возвращении России к ее старой унитарноймодели управления». Солидарна с коллегой директор региональных программНезависимого института социальной политики Наталья Зубаревич:«Стратегическая цель есть — это развитие через повышение управляемости,но в специфическом понимании силовиков это ать-два, левой».

Истинная причина введения новой системы выборов главрегионов, считает Наталья Зубаревич, — «сохранившийся с 90-х годовстрах усиления региональной фронды и тотальное недовериек губернаторам. А родовая черта режима Путина — стремление решать всепроблемы чисто технологическими способами: назначил, и все построились.Если говорить, что реформа нужна, чтобы высасывать ресурсыиз региональных бюджетов в центр, то аккумуляция ресурсов отлаженаМинфином и без „назначений“: новый Бюджетный кодекс дает федеральномуцентру широкие полномочия. Большинство губернаторов, причем скорееподавляющее, останется на своих местах, поэтому говорить о разрушениирегиональных предпринимательских кланов тоже преждевременно. Попугаюти переназначат: кадрового резерва нет. Но страшно нужна стабильность,а старые губернаторы в основном контролируют регионы. Если так,то особых плюсов от „назначаемости“ руководителей регионов я не вижу.Минусы — в отказе от естественной ротации элит, которая привелабы к движению в политику представителей бизнеса, и прерывании процессапостепенного обучения населения выбирать головой, а не „мягким местом“».

— Однако мобилизационный путь развития не является длясовременной России адекватным ответом на исторический вызов. Попыткиего реализации успехом не увенчаются, — возражает Эдуард Абелинскас. —Он предлагает простые решения сложных проблем. Прикрывает отсутствиечеткой стратегии у нынешнего руководства страны. С формулированиемцелей, собственной миссии у команды президента дела обстоят не оченьхорошо: величие России — слишком общо, удвоение ВВП на общенациональнуюцель не тянет. Отчасти действия власти обусловлены комплексомнеполноценности, ущемленной державности. Проводя исторические аналогии,можно вспомнить Веймарскую республику. А поскольку внутренняя социально-политическаяи международная ситуации действительно достаточно сложны, самый простойспособ реагирования — усилить контроль, «закрутить гайки».

Дополнительные материалы:

Получается, реформаторы действуют точно в соответствиис лозунгом радикалов: движение — все, цель — ничто. В советскиевремена, милые сердцам некоторых наших политических руководителей, этоназывалось начетничеством и очковтирательством.

Способ первый. Предложение о кандидатуре высшего должностного лицасубъекта РФ вносится президентом в региональный законодательный органне позднее чем за 35 дней до истечения срока полномочий главы региона.Депутаты рассматривают кандидатуру в течение 14 дней со дняпредставления. Кандидатура проходит, если за нее голосуют болееполовины от установленного числа депутатов регионального парламента,при двухпалатном парламенте — более половины депутатов в каждойиз палат.

Как теперь выбирают и отстраняют губернаторов Избрание

Способвторой. Глава субъекта РФ может поставить перед президентом вопросо доверии и досрочном сложении полномочий. Президент в течение семидней принимает решение о доверии и внесении кандидатуры действующегогубернатора в региональный парламент.

При отклонении кандидатуры повторноепредложение вносится не позднее чем через семь дней. При двукратномотклонении президент вправе назначить и.о. главы субъекта федерации,но не более чем на шесть месяцев. Если кандидатура отклоняется в третийраз, президент может распустить региональный парламент досрочно.

Президент вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта федерации от должности в связи:

Отстранение

— с утратой доверия президента РФ;

— с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом субъекта РФ;

Родовая черта режима Путина — стремление решать проблемы чисто технологическими способами: назначил, и все построились

— с ненадлежащим исполнением обязанностей.

— Сергей Сергеевич,усматриваете ли вы в новой схеме избрания глав субъектов федерацииоткат от демократии к унитаризму? Или это преувеличение?

Это не наша перспектива
Дальнейшеецементирование вертикали власти может привести к общественнымпотрясениям, считает разработчик Конституции и Гражданского кодекса РФ,член-корреспондент РАН Сергей Алексеев.



Сергей Алексеев


— Наша конституция была задумана, чтобы определить принципиальный разрыв с декларативно-лживымпостроением советских конституций. Фигура президента была определенане как институт правящей власти, а как гарант демократических основРоссии. Но сейчас мы подошли к той черте, за которой начинается режим«бюрократической автократии» или даже просто советский строй.Инициатива «назначаемости» глав регионов лишает субъекты федерации техкачеств, которые отличают их от подразделений административно-территориальногоделения. В результате этих новаций население не будет принимать прямогоучастие в формировании и определении политики ряда важнейших органоввласти страны. Только прямое избрание населением главы субъекта ставитего хоть под какой-то контроль, воспитывает хоть какую-то ответственность перед избирателями. А так он ответствен только перед одним человеком и его окружением.

— Именно это и происходит. По сути мы возвращаемся к унитаризму, хотя внешне у нас якобы федерализм.

— Означает ли это, что федеральный и региональный уровни власти сливаются в единое целое?

— Если мыслить так, то надо восстанавливать империю и монархию. Затем можно и опричнину попробовать. Но я все-такидумаю, что россияне хотят жить свободно. Надеюсь, все мы ощутилии поняли: свобода — это величайшая ценность. В том числе и свободаучаствовать в прямых выборах глав регионов. И просто так ее отдаватьне следует. Хотя инициативы президента и снизили политическуюактивность населения, в обществе появилась политическая апатия.

— Возможно, фактическое назначение глав регионовоправдано тем, что нашей стране с точки зрения истории и политическойкультуры более подходит унитаризм, а не федерализм?

— Не исключаю, что какие-то позитивныемоменты могут быть. Вы правы: возможно, отбор на должность главырегиона будет происходить на основе высоких профессиональных качествкандидатов. Но хочу заметить, что и в СССР первых секретарей обкомовпартии «избирали» по почти такой же схеме. Человека назначал не самгенеральный секретарь. Сначала рекомендовали, затем на политбюрорешалось, стоит назначать или нет. И что, в СССР не формировалоськланов на уровне республик? Не было того феодализма, той коррупции,в которых обвиняют нынешний федерализм в России? Недавно на должностьгубернатора Приморского края уже по новой схеме был снова избран СергейДарькин. Хотя в период избирательной кампании в прессе было многопубликаций о том, что он тесно связан с криминальным миром Приморья.Правда, вторым стал Сергей Собянин в Тюменской области, который показалсебя как мудрый и инициативный деятель в качестве и члена Советафедерации, и первого заместителя полпреда президента в УрФО,и губернатора.

— А положительное в новой схеме избраниягубернаторов есть? Скажем, меньше вероятность, что во власть придутпроходимцы, криминалитет, лоббисты региональных ФПГ. Возможно, главырегионов будут более квалифицированы?

— Я всегда был сторонником идеи укрупнения регионов.Это безумие — иметь почти 90 субъектов федерации. Впрочем, за 14 летнаша страна как федерация так и не состоялась. Одна из причин:мы создали федеративную систему на основе административно-территориальногоделения, заложенного еще советской властью, когда территория республикиили области зависела от количества в ней партийных ячеек. Настоящаяже федерация всегда возникает снизу, в течение длительногоисторического периода, как это было, например, в США и Индии.

— Если уж назначать губернаторов, то почемубы не сократить количество субъектов федерации? Централизация властиот этого только выиграет.

— А что мешает объединяться? Амбиции, нежелание делиться ресурсами?

На мой взгляд, для России оптимальный вариант — 20 —25 субъектов. И если следующим шагом будет объединение регионов,то я буду только «за». Правда, пока укрупнение, как правило, происходитпосредством того, что к одному крупному субъекту федерацииприкрепляются менее крупные федеративные подразделения. На Урале,я думаю, целесообразно объединить Свердловскую область с Челябинскойили Пермской. Такой субъект мог бы стать локомотивом развития экономикиРоссии. Объединение Тюменской области также необходимо. Но там нужнодействовать особо осторожно, чтобы не навредить коренным народам.

— Новая схема избрания глав регионов не поможет преодолеть эти амбиции?

— Амбиции, конечно. Каждый хочет быть князьком.Окружение регионального «хозяина» также заинтересовано в том, чтобы всеоставалось как есть, иначе произойдет значительная ротация элит,передел сфер влияния. Кроме того, почти в каждой области сложилсяво многом самодостаточный экономический и социальный комплекс, что тожепрепятствует укрупнению.

Подготовил Евгений Сеньшин

— Вполне возможно. Но минусов от реформы больше. Думаю,сегодня появилось новое поколение, которое высоко ценит гражданскиеи политические свободы, демократические ценности. Я общаюсьсо студентами и понимаю, насколько глубоко они отличаются от людейсоветской закваски, мобильны, стремятся к знаниям. Этих ребят ужетрудно обмануть, что-либо внушить, заставить слепоподчиняться. Если в России вновь закрепится авторитаризм, я не исключаюварианта «оранжевой революции» или даже более радикального. Поэтомуназначение губернаторов, формирование парламента по партийным списками так далее — временная ситуация. Это не наша перспектива.


Фактор 214 «Братья Гримм»: вполне реальное кино Дотянули до последнего Деньги — в землю В тихом омуте Доходное дело Ненормативный бизнес Единогласно. Но с оппозицией Крупный план

Главная / Инвестиции